Лекции по "Коммерческому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:29, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1-2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.
Лекция 4-5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка.. Конкуренция в коммерческой деятельности.

Файлы: 1 файл

комерч.docx

— 75.38 Кб (Скачать)
  • повышенные требования.

Введение самими субъектами торгового оборота кодексов деловой этики, деловых обыкновений. 
а) установление дополнительных обязанностей (обязательное информирование о свойствах товара, повышенная осмотрительность, заботливость и добросовестность по отношению к контрагенту, использование простых форм заключения договоров, формулирование точных и строгих условий договора, установление повышенной ответственности за нарушение договора относительно граждан-потребителей.) 
б) ограничение отдельных прав для сторон коммерческого отношения (недопустимость ограничения ответственности за нарушение договора п.2 ст. 400 ГК; отсутствие права требовать расторжения или изменения договора присоединения п. 3 ст. 428 ГК; ограничение права на односторонние сделки п.1 ст. 546 ГК) 
в) установление специальных правил для публичных договоров (нельзя оказывать предпочтение одному лицу над другим ст. 426 ГК; цены товаров должны быть одинаковыми для всех контрагентов; запрещен отказ от заключения публичного договора).

3 элемента метода  правового регулирования КП:

  • метода автономных решений; свобода субъектов экономической деятельности в выборе вида договора и его содержания.
  • метод предписаний; для ограниченно-оборотоспособных отоваров.
  • метод рекомендаций.

Государство передает часть своих полномочий общественным объединениям предпринимателей.  

Источники КП. 
1. Конституция РФ; ст. ст. 8, 34 и 71. 
2. ГК РФ; 
3. ФЗ;

  • ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ;
  • ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995;
  • ФЗ № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг»;
  • Кодекс торгового мореплавания;
  • Кодекс внутреннего водного транспорта;
  • Воздушный кодекс;
  • Устав железнодорожного транспорта РФ;
  • Закон РФ от 20.02.1992 «О товарных биржах и биржевой торговле» 23-83-21;
  • ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании».

4. Подзаконные  акты по вопросам коммерческой  деятельности. 
5. Международные соглашения.

  • нормы международного права и международные договоры (п.4 ст. 15)
  • Международные правила толкования торговых термином «Инкотермс»
  • типовые дистрибьюторские и агентские соглашения
  • правила об аккредитивах, чеках, инкассо.
  • Венская конвенция «О договорах международной купли продажи» (1980)
  • документы UNCTAD
  • документы UNSITRAL
  • документы Комиссии ООН по правилам международной торговли;
  • принципы европейского договорного права.
  • Свод принципов, правил и стандартов lex mercatoria («принципы central”) Унидруа (Принципы международных коммерческих договоров, разработанные Международным институтом частного права)
  • обычаи делового оборота.

Коммерческое  право и коммерческое законодательство.

Коммерческое  право — это совокупность общих  и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями  или с их участием при осуществлении  предпринимательской деятельности.

Коммерческое  законодательство — это совокупность комплексных нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих предпринимательскую деятельность.

Субъекты  коммерческой деятельности.

Субъектами КД являются зарегистрированные в определенном порядке лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, профессионально участвующие в  торговом обороте с целью извлечения прибыли и несущие самостоятельную  имущественную ответственность. 
В качестве главного субъекта КД рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. Поэтому во многих странах имеется понятие субъекта КД— коммерсант.

Виды субъектов  КП. 
Граждане-физические лица не являются субъектами коммерческого права. 
Гражданская и торговая правоспособность отдельных лиц отличается. 
1. по признаку происхождения собственности.

  • публичные субъекты;
  • частные субъекты.

2. по признаку  происхождения капитала.

  • национальные;
  • совместные;
  • иностранные.

3. по экономическим  показателям.

  • малые
  • средние
  • крупные
  • в зависимости от направления основной деятельности.
  • в сфере промышленности,
  • в сфере транспорта,
  • в сфере строительства,
  • в сфере сельского хозяйства,
  • в сфере торговли.
  • по объему оказываемых услуг.
  • полный набор услуг,
  • ограниченный набор услуг.
  • в зависимости от масштабов деятельности
  • крупные организации оптовой торговли федерального значения
  • небольшие организации, действующие на части территории РФ.

Классификация бирж. 
а) по территории действия:

  • международные;
  • общероссийские
  • межрегиональные
  • региональные

б) по назначению

  • универсальные
  • специализированные

в) по характеру  биржевых операций

  • реального товара;
  • фьючерсная биржа.

Осуществляет  торговлю стандартными контрактами.

Систематизация  по предметам торговли.

  • универсальные субъекты коммерческого права могут осуществлять любую коммерческую деятельность.
  • ориентированные субъекты коммерческого права.

Специализируются  на определенном виде товара.

  • специализированные субъекты.

Осуществляющие  лицензируемую деятельность. (торговля лекарственными товарами).

Систематизация  по ОПФ.

  • индивидуальные предприниматели,
  • крестьянские фермерские хозяйства,
  • хозяйственные товарищества,
  • Хозяйственные общества,
  • потребительские кооперативы.
  • Субъекты РФ,территориальные и муниципальные образования,
  • объединения субъектов КД различных ОПФ.

По объекту  КД. 
продавцы и покупатели товара (основные субъекты КД!)

  • торговые посредники, комиссионеры, агенты, поверенные, биржевые посредники, брокерские посредники, маклеры.
  • Лица, обслуживающие торговлю (сервисные субъекты)
  • товарные склады, страховщики, транспортные экспедиторы, перевозчики.
  • организаторы товарного рынка (координирующие субъекты)
  • Товарные биржи, оптовые и розничные рынки, ТПП, исполнительные муниципальные органы.

Оптовые покупатели — это перепродавцы товаров, действующие  внутри оптовой торговой сети. Дилеры, дистрибьютеры, трейдеры, фирмы-стокисты.

Дилер — (ст. 9 Закона о биржах) — это биржевой посредник, совершающие биржевые сделки от своего имени и за свой счет, с целью последующей перепродажи на бирже. 
Дистрибьютер — это оптовый посредник, осуществляющий коммерческую деятельность от своего имени и за свой счет, которым также предоставлены исключительные права на покупу и перепродажу определенных товаров в пределах оговоренной территории или рынка. 
Трейдер — это специализированный посредник, совершающий сделки по поручению клиентов, от своего имени и за свой счет.  
Стокист — это фирмы, осуществляющие продажу товара определенного экспортера по договору комиссии. Склад, принадлежащий фирме-стокисту, называется консигнационным.

Маклер —  это коммерческий посредник, не заключающий  самостоятельно сделки, а только указывающий  на возможность их совершения. Главная  задача маклера в коммерческом обороте  — сближение продавца и покупателя, которое производится за маклерское вознаграждение, выплачиваемое как  продавцом так и покупателем. Величина вознаграждения зависит от суммы сделки. Помимо бирж, маклерская деятельность осуществляется и на торговых рынках. 
Из всех видов маклеров, только биржевые маклеры могут быть субъектами коммерческого права.

Биржевые и  товарные брокеры заключают сделки от имени и за счет принципала. 
Понятие брокерской деятельности дается в ст.9 Закона «О товарной бирже и биржевой торговле» - это деятельность по совершению биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, либо от имени клиента и за свой счет, или от своего имени и за счет клиента.

Главное отличие  маклера и брокера — характер их деятельности. Маклер является коммерческим посредником, а брокер может выполнять  функции как посредника, так и представителя.

Торговые агенты и агентства. 
Понятие агентской деятельности дано в ст.1005 ГК РФ. 
Главная их функция — поиск покупателей для фирмы-продавца, в пользу которого работает агент или агентство.

Лекция 3. Объекты торгового  оборота.

Общее понятие  — товары. 
Чтобы товар стал таковым, он должен обладать определенными характеристиками:

  • потребительская стоимость. Способность удовлетворять конкретные человеческие потребности.
  • меновая стоимость. Это свойство обмениваться на другие товары.
 

 

Для имущественных  отношений характерна трактовка  сущности товара, что товар является объектом торговых правоотношений. Но ст. 128 не упоминает товар как объект гражданских правоотношений.

Торговый оборот имеет несколько основных отличий  от имущественных гражданско-правовых отношений:

  • Всегда возмездный характер.

Продвижение товара от изготовителя к потребителю составляет целевую направленность торгового  оборота.

  • Понятие «Товар» является одним из основополагающих понятий в торговом обороте.

В Законе РФ от 22.03.1991 №948-1 «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности».

  • Коммерческая оборотоспособность.

Способность служить  объектом торговых договоров и менять собственника. 
Товарами признаются объекты, имеющие экономическую стоимость, и включаемые в имущественный оборот. 
Товары определяются исключительно родовыми признаками. 
К объектом торгового права можно отнести только движимые товары. Недвижимость не является объектом торговли.

К объектам торгового  права не относится:

  • нематериальные блага;
  • ценные бумаги; кроме коносаментов и складских свидетельств.
  • недвижимое имущество;
  • оказываемые услуги и выполняемые работы;
  • информация;
  • тепло и вода (коммунальные услуги);
  • интеллектуальная собственность.

Товары в торговом праве должны быть конкурентноспособны.

Объектами торгового  права являются товары, то есть имущество, обладающее оборотоспособности и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.

Информация о работе Лекции по "Коммерческому праву"