Лекции по "Коммерческому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:29, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1-2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.
Лекция 4-5. Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка.. Конкуренция в коммерческой деятельности.

Файлы: 1 файл

комерч.docx

— 75.38 Кб (Скачать)

Коммерческий  оборот — это оптовый оборот товаров, свободно обращающихся на рынке товаров  и ограниченных в обороте товаров, требования к которым установлены  законодательством.

Виды объектов ТП.

Основным видом  объектов ТП являются вещи — материальные предметы, имеющие вещественную форму. 
Материальные предметы включают в себя:

    • потребительские товары;

Это товары, предназначенные  для удовлетворения личных потребностей людей.

    • товары производственного назначения.

Товары, используемые в производстве.

Зарубежное коммерческое право довольно часто называет в  числе объектов оказываемые услуги и выполняемые работы.

С торговым оборотом связано большое количество услуг  — по хранению товаров, перевозке  товаров, по коммерческому представительству  ( в том числе агентированию), работы по проведению маркетинговых исследований и т. д.

Не подлежит к отнесению к торговому обороту:

  • операции по продаже фондовых бумаг;

Товарно-распределительные  документы — это составленные на формулярных бланках тексты договоров  с наличием обязательных реквизитов. 
Товарно-распределительными документами являются коносамент на морскую перевозку и складские свидетельства. Эти документы всегда выдаются профессиональными перевозчиками или хранителями.

Коносамент удостоверяет право его держателя распорядиться  сданным к перевозке грузом. Отличие  передачи коносамента от индоссирования векселя состоит в том, что осуществление переуступочной надписи одновременно означает:

  • перемену собственника товара;
  • кредиторов в договоре перевозки или хранения.

Товаро-распорядительный документ — это составленный на формулярном бланке договор морской перевозки или хранения, перемена собственника товара или кредитора в обязательстве из которых производится путем непосредственной передачи новому собственнику (кредитору) экземпляра договора, выданного на предъявителя или учинение переуступочной надписи на договоре.

Складское свидетельство  дается поклажедателем в подтверждение принятия товара на хранение. Поклажедателем является специальный субъект коммерческого права — товарный склад. Это профессиональный хранитель. 
Складское свидетельство может быть простым и двойным. 
Двойное складское свидетельство состоит из собственно складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта) 
И в простом и в двойном складском свидетельстве должно быть указано:

  • наименование местонахождения товарного склада;
  • номер свидетельства по реестру товарного склада;
  • наименование и местонахождение лица, от которого товар принят на хранение ( только в двойном складском свидетельстве).

Простое свидетельство  выдается на предъявителя, в нем  должно присутствовать наименование и  количество принятого на хранение товара; срок, на который товар принят на хранение; размер вознаграждения за хранение; подпись хранителя и печать склада. 
В двойном складском свидетельстве эти сведения должны быть указаны в обоих его частях. При несоответствии установленным требованиям, документ не признается складским свидетельством.

Части двойного свидетельства могут быть разделены, и они оба будут объектами  торгового оборота. Товар выдается только в обмен на ОБЕ части  свидетельства. 
Также нужно предъявить документ об уплате всей суммы долга по варранту. 
Складские свидетельства являются неэмиссионными ценными бумагами, и не обладают свойством включения в товарооборот без фактической передачи товара.

Коносамент, по просьбе грузоотправителя может  выдаваться в нескольких экземплярах  с указанием их числа.  

По цели использования  товары бывают:

    • товары потребительского назначения;
  • продовольственные товары;
  • промышленные товары.

По периоду  использования:

  • товары кратковременного пользования;
  • товары длительного пользования.

По способу  покупки:

  • товары первой необходимости;
  • товары повседневного спроса;
  • товары предварительного выбора;
  • товары особого спроса;
  • товары производственного назначения.

ОКП — Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции. (Госстандарт России в 1993 году). 
Это систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных на иерархической системе классификации. 
Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции.

Во внешнеэкономической  деятельности действует «Товарная  номенклатура внешнеэкономической  деятельности РФ» (ТНВЭД России), утвержденная Постановлением правительства от 27.11.1996 №718, и вступила в действие с 1.01.1997. ТНВЭД РФ вводит таможенные статистики.

В 1950 году была разработана  Брюссельская товарная номенклатура, в 1983 году была создана гармонизированная  система описания и кодирования  товаров (ГС).

ТНВЭД РФ представляет собой развитие ТНВЭД СНГ и  выражена а десятом знаке кодового обозначения. При этом девятизначная аббревиатура остается в качестве международной основы. Длина кодового значения в России составляет 10 знаков (введено 1 апреля 2001 года).

Правовой режим  товаров. 
Правовой режим товаров в торговле создается различными способами:

    • Определение статуса и правомочий продавца и покупателя.
    • Возможность и порядок приобретения и отчуждения различных товаров.

Режимные требования к товарам. 
Связаны с общественными свойствами объекта торговли.

Методы госрегулирования объектов внешнеэкономической торговой деятельности:

  • таможенно-тарифное регулирование;
  • нетарифное регулирование;
  • запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами или интеллектуальной собственностью.

Закон от 10.03.1999 №52-ФЗ «О сантиарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Подлежат госрегистрации: 
 впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека;

  • отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека;
  • отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ.

Госрегистрация этих продуктов производится по основаниям:

  • оценки опасности для человека;
  • установления гигиенических или иных нормативов;
  • разработка защитных мер, в том числе утилизации вредных веществ.

Лекция 4-5.  Формирование структуры и инфраструктуры товарного рынка.. Конкуренция в коммерческой деятельности.

Торговый  объект — это здание или его часть, строение или его часть, сооружение или его часть, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Стационарный  торговый объект или его часть — это торговый объект, представляющий здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанное с землей фундаментом и присоединенное к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарный  торговый объект — это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обслуживания, в том числе передвижное сооружение.

Площадь торгового объекта — это помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров и прохода покупателей.

Торговая  сеть — это совокупность двух или более торговых объектов, которые находятся под общим управлением или совокупность двух или более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Товарный рынок  и его понятие регламентируется п.4 ст.4 ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Товарный  рынок — это сфера обращения товаров или товара, в том числе товара иностранного производства, который не может быть заменены другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой, в том числе географических, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Функции товарных рынков:

    • Ценообразование;
    • Конкуренция;

Рыночная экономика  состоит из совокупности взаимосвязанных  рыночных секторов:

  • рынок труда;
  • рынок капиталов;
  • фондовый рынок;
  • страховой рынок.

Это основные виды рынков. 
Работа этих секторов регулируется рыночными механизмами и институтами, и подчиняется требованиям правовой системы.

Товарный  рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товаров, и обеспечивается признание общественного характера создающего их труда.

Структура товарного  рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в  продвижении товаров от изготовителя к потребителю.

Потребительский рынок — один из секторов товарного  рынка. К нему относятся:

  • рынок продовольствия;
  • рынок социально-значимых товаров;
  • рынок лекарственных средств.

Оптовая торговля — это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованиям.

Закон №271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о  внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». 
Этот закон регулирует деятельность по организации работ розничных рынках.

Розничный рынок — это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли продажи и бытового подряда цен и имеющие в своем составе торговые места.

Функции розничной  торговли:

  • удовлетворение потребностей населения в товарах;
  • доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
  • поддержание баланса между предложением и спросом;
  • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж;
  • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.

Основные задачи для розничных предприятий в  сфере коммерческой деятельности:

  • изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
  • определение ассортиментной политики и создание хозяйственных связей;
  • формирование и регулирование процессов поставки, хранения и подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
  • обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
 

 

Универсальный рынок — это розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса, определяемого в соответствии с номенклатурой товаров, устанавливаемый ФОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере торговли.

Информация о работе Лекции по "Коммерческому праву"