Кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание ДКП.
Основными задачами ДКП являются:
# обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчётов;
# выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
# воздействие на экономическую конъюнктуру путём изменения находящихся в обращении денег.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Кредит и кредитные отношения в рыночной экономике…………….4
Кредитно-денежная политика и её влияние на экономическую динамику………………………………………………………………..12
Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………..33
Список используемой литературы….………………………………...35

Файлы: 1 файл

кредитная политика.docx

— 62.44 Кб (Скачать)

      Таким образом, любые изменения  активов банка, связанные с  куплей-продажей облигаций, неизбежно  затрагивают резервы банка, увеличивая  или уменьшая их пропорционально  норме резервов. Регулируя резервы  коммерческих банков, ЦБ контролирует  сумму текущих вкладов или  банковских денег, которые они  могут создавать.

          Эти новые денежные средства, пройдя через банковскую систему,  умножаются в МБ раз:

МБ=1/N,

где N- норма резервов; МБ-мультипликатор предложения денег.

Увеличение  предложения денег  при том же спросе снижает норму  процента, а более дешёвый кредит повышает инвестиционный спрос, способствует расширению производства и занятости.

        Итак, ЦБ, покупая государственные  краткосрочные облигации, увеличивает  предложение денег в обращении.

      Именно так, кстати, поступает  ФРС. Когда во второй половине 80-х годов инфляция в американской  экономике пошла на убыль и  наметился длительный подъём, ФРС  поддерживала его массированными  закупками государственных облигаций  на рынке ценных бумаг. Оъёмы  таких операций находились на  уровне 20-30 млрд. дол. в год, тогда  как масштабы продаж государственных  долговых обязательств не превышали  2-4 млрд. дол..

    События принимают  иной оборот, когда ЦБ, противодействуя  инфляции, старается умерить рост  денежной массы.В этом случае  он прибегает к продаже имеющихся  в его распоряжении государственных  обязательств. Коммерческие банки   покупают на выгодных для себя  условиях государственные краткосрочные  облигации, расплачиваяссь чеками  на свой банк.Через некоторое  время чеки будут предъявлены  к оплате в данном банке.Выполняя  свои финансовые обязательства,  банк погасит долг, что равносильно  уменьшению чековых вкладов и  соответственно резервов. Уменьшение  чековых вкладов, пройдя по  всей банковской системе, вызовет  сжатие денежной массы в МБ раз.  В результате уменьшения предложения деньги станут дорогими , повысится норма процента, снизится инвестиционный спрос, сократится производство и занятость.

Итак, продавая государственные краткосрочные облигации, центральный денег банк  уменьшает предложение.

             Деньги, вырученные центральным  банком при продаже облигаций,  извлекаются из обращения. Здесь  опять срабатывает фактор времени.

Деньги, позаимствованные правительством в центральном банке, возвращались бы назад довольно медленно, в зависимости от ранее установленных  сроков погашения государственных  облигаций. Зато постоянное вмешательство  на рынке ценных бумаг дает возможность  центральному банку сравнительно быстро изымать деньги из обращения и  тем самым оказывать действенное  влияние на течение инфляционного  процесса.

               Ставка центрального (межбанковского) кредита.  Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем другим банкам. Используя этот инструмент кредитно-денежной политики, центральный банк действует не так активно, как в операциях на открытом рынке. Очевидно, что никто не может заставить коммерческий банк взять кредит у центрального банка или, напротив, не брать его. Можно лишь ожидать, что при снижении  ставки центрального кредита желающих взять его будет больше, и наоборот.

        Известно, что после продажи государственных   краткосрочных облигаций центральным  банком норма процента повышается. Коммерческие банки, уменьшив свои резервы и архивы, будут стремиться взять кредит у центрального банка, если его ставка ниже рыночной. Получив кредит, коммерческие банки пополняют свои резервы и активы.  Таким образом, чем ниже ставка центрального кредита, тем резервы коммерческих банков могут быть больше.

        Рост резервов и расширение финансовых возможностей для проведения активных операций увеличивают банковские деньги, снижают норму процента и далее все происходит по известному сценарию. Чтобы не допустить снижения нормы процента, центральный банк повысит ставку центрального кредита до уровня рыночной нормы процента. Желающих взять кредит заметно уменьшится.

        Центральный  банк проводит политику повышения  ставки центрального кредита,  когда необходимо уменьшить предложение  денег.

 Судя  по мировому опыту, это является  также эффективным средством борьбы с инфляцией. При этом достигаются несколько эффектов.

                  Во-первых, некоторым коммерческим  банкам дорогой кредит оказывается  недоступен. Очевидно, чем меньше  получателей займов из центрального  банка, тем ниже скорость нарастания  денежной массы в обращении.  Во-вторых, если банк все-таки  способен взять дорогой кредит, то он будет вынужден повысить  эффективность своих операций, кредитовать  только такие проекты, которые  обеспечивают достаточно высокую  прибыль. Иначе коммерческому  банку б4удет трудно расплатиться  с центральным банком. В-третьих,  столкнувшись с повышением нормы  процента, коммерческие банки, естественно,  не захотят нести финансовые  потери и постараются переложить  их на своих клиентов. Тем самым  вслед за ростом ставки центрального  кредита обычно следует удорожание  кредита, предоставляемого коммерческими  банками. В таком случае сокращается  спрос на деньги со стороны  коммерческих банков, более медленно  нарастает предложение денег.

       Вместе с тем антиинфляционные  действия центрального банка  неизбежно вызывают негативные эффекты на товарных рынках, в сфере производства. Известно, что чем выше ставка процента, тем меньше инвестиционный спрос, тем медленнее  развивается народное хозяйство. Быстро поднимая ставку, центральный банк способен вместе с инфляцией подавить и сам инвестиционный процесс. Чтобы этого не случилось, государству надо заранее позаботиться о компенсации подобных эффектов, своевременно включить соответствующие амортизаторы. Например, когда кредит дорогой, ставка налога на прибыль должна снижаться, что позволит предприятиям направить на  инвестиции большую часть прибыли, чем раньше. Возможен специальный кредит, предназначенный для уплаты налогов.

      Норма обязательных резервов.  В соответствии с этой нормой рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан держать на своем счете в центральном банке. В инфляционной ситуации, когда надо умерить рост денежной массы в обращении, центральный банк повышает норму обязательных резервов.  Коммерческие банки, разморозив часть своих средств, превращают их в кредиты.

      Изменение нормы обязательных  резервов влияет на величину  мультипликатора предложения денег.  Чем  выше норма обязательных  резервов, тем меньше мультипликатор  предложения денег. При норме  обязательных резервов, равной 20%, Мб=5, если норма обязательных резервов  увеличится на 25%, то Мб=4. Следовательно,  если на  вход  банковской системы  поступит вклад, равный 10000 долл. , то теперь он приведет к росту банковских денег до 40000 долларов.

     При длительном использовании  нормы обязательных резервов денежная эмиссия постепенно утрачивает экономическое значение.   Действительно,  чем дольше применяется этот способ регулирования, чем выше объемы ресурсов коммерческих банков, зарезервированных в центральном банке, тем меньше смысла в печатании новых денег и выпуске их в обращение. Для того чтобы увеличить денежную массу, центральному банку достаточно просто уменьшить норму резервов.

Таковы регуляторы, используемые центральным  банком для контроля над денежной массой. Используя операции на открытом рынке, наиболее сильно воздействующие на денежную массу, центральный банк непосредственно влияет на состояние  денежного обращения. Изменяя ставку центрального кредита и норму  обязательных резервов, центральный  банк задает банковской системе определенную линию поведения, включает ее в решение  народнохозяйственных проблем, прежде всего, инфляции, а значит, управляет  ею.   

        Методы кредитно-денежной политики  ЦБ полностью отвечают требованиям,  предъявляемым к методам государственного  регулирования экономики. Так  операции с государственными  облигациями, изменение ставки  центрального кредита и нормы  резервов не разрушают денежный  рынок и лишь косвенно воздействуют   на него.  Действительно, когда  повышается ставка центрального  кредита, коммерческий банк вправе  брать или не брать деньги  взаймы в ЦБ.  Хотя норма  обязательных резервов является  более жестким инструментом, но  и она не имеет ничего общего  с административным контролем  над процентными ставками в  коммерческих банках, сроками кредитов  и т.д. следовательно, методы  регулирования денежной массы,  которыми пользуется ЦБ, экономически  оправданы. Без них государство  не сможет выполнить одну из  своих главных функций- снабжение экономики нужным количеством денег и  обеспечение ее не инфляционного развития.

      ЦБ может эффективно выполнить  свои функции, когда он независим от исполнительной власти и подчиняется одному только закону.

Как показывает мировая практика, правительству  никогда не хватает денег для  реализации своих программ. Если ЦБ подчинен правительству, то оно всегда найдет причину для привлечения  его денежных средств. Обычно поводом  служит дефицит бюджета, для покрытия которого правительство навязывает ЦБ государственные облигации.

     Очевидно, что в этом случае  ЦБ неизбежно превращается в  придаток министерства финансов  или иного госоргана, ответственного  за состояние бюджета. При этом  ЦБ фактически вынуждают изменять  объем денежной массы вне зависимости  от его долгосрочной денежной  стратегии и краткосрочной денежной  тактики. Приспособленная к нуждам  правительства денежная политика  уже не может препятствовать  инфляции ,а, напротив, способствует ей.

     Вместе с тем ЦБ не должен  быть безучастным наблюдателем, держаться в стороне от бюджетных  проблем. Правительство , выступая в качестве заемщика, вправе рассчитывать на кредиты ЦБ. Будучи независимым и действуя строго в рамках закона, ЦБ может дать правительству кредит, определив его объем, сроки погашения и ставку процента. Тогда он сможет проводить долгосрочную денежную политику, ни при каких обстоятельствах не допуская накачивания в экономику излишней денежной массы.

Конечно, ЦБ не должен выполнять не свойственные ему функции, например, кредитовать  предприятия, ибо этими операциями занимаются коммерческие банки.

 

Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.

              Объем рублевой денежной  массы  в обращении на 1 января 2003 года  составил 1,99 трлн. руб. и увеличился  к уровню к началу года на 59,6%, или 3,97% в среднем за месяц,  тогда как годом ранее аналогичный  прирост достигал 87,4 %, или 5,37 % в  среднем за месяц. В реальном  выражении объем денежной массы  увеличился к уровню начала  года на 18,3% (за аналогичный период  предыдущего года- на 28,1%). Сложившаяся тенденция стала результатом укрепления доверия  к банковской системе и белорусскому рублю со стороны населения и сохранения высокого уровня спроса на деньги, главным образом , в качестве инструмента сбережений. Решающую роль сыграла проводимая Национальным банком политика процентных ставок, обеспечившая привлекательную доходность по срочным депозитам в национальной валюте.

      Основными  целями этой политики  являются  защита и обеспечение устойчивости  белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

      В процессе денежно-кредитного  регулирования требуется оптимизировать  выбор между стимулированием  экономического роста и борьбой  с инфляцией. Для стимулирования  экономического роста проводится  кредитная экспансия(дешёвый, доступный кредит, низкие процентные ставки), а для сдерживания инфляции- кредитная рестрикция , общее ограничение денежной массы. Поэтому денежно-кредитное регулирование должно сочетаться с гибкой бюджетной и налоговой политикой.

     Обеспечению макроэкономической  стабильности в 2003г. будет способствовать  снижение обменного курса белорусского  рубля к доллару США на 17-22% в год, или 1.3-1.7% в месяц.

     Инструменты денежно-кредитной политики  формируются на уровнях и в  пропорциях, обеспечивающих поддержание   целевых параметров инфляции  и курса рубля. В 2003г. инфляция в соответствии с прогнозом не должна превысить 24%, среднемесячная заработная плата составит 244-255 тыс. руб., а курс по отношению к доллару на конец года –2250-2350 руб. Программой же социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. предусматривается обеспечить курс белорусского рубля к доллару США на уровне 2000-2100 руб. в 2005г.

                    

     Важнейшие денежно-кредитные показатели  на 2003 г. прогнозируются исходя  из необходимости обеспечения  цен и девальвации обменного  курса белорусского рубля. В  2003 г. прирост рублевой денежной  массы составит 25-32%, или 1,9-24 % в  месяц. Намечаемое увеличение  рублевой денежной массы может  быть обеспечено приростом рублевой  денежной базы на 24-32%. Рублевая  денежная эмиссия за 2003г. составит 218-297млрд. руб. 

Увеличение рублёвой денежной массы  расширит ресурсную базу банков, их возможности для кредитования экономики  страны. Валовые рублёвые кредиты  банков увеличатся по сравнению с 2002г. на 25-32%, а в реальном секторе экономики- на 22-31%.

В2003г. в основном сохранятся подходы к  формированию обязательных резервных  требований , сложившиеся в 2002г.

 

                Прогноз и оценка вариантов  денежно–кредитной политики.

 

       Ретроспективная оценка точности прогнозов  на основе системы моделей проводилась для января-февраля 2003г. Фактические и прогнозные значения целевых показателей, а также относительные ошибки прогнозов в процентах приведены в табл.1. Оценка вариантов денежно-кредитной политики  осуществлялась на период с марта по июнь 2003г., при этом за январь-февраль 2003г. использовались фактические данные. Значения экзогенных переменных, управляющих переменных и результаты расчётов для различных сценариев приведены в табл.2. Рассматривалось три возможных варианта(сценария) денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь.

Информация о работе Кредитная политика