Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:16, курсовая работа
Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание ДКП.
Основными задачами ДКП являются:
# обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчётов;
# выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
# воздействие на экономическую конъюнктуру путём изменения находящихся в обращении денег.
Введение………………………………………………………………………..3
Кредит и кредитные отношения в рыночной экономике…………….4
Кредитно-денежная политика и её влияние на экономическую динамику………………………………………………………………..12
Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………..33
Список используемой литературы….………………………………...35
Покупку государственных ценных бумаг у населения ЦБ оплачивает чеками на себя. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а они предъявляют их к оплате центральному. Последний оплачивает чеки путём увеличения резервов коммерческих банков. Особенностью данного инструмента является то, что одновременно увеличиваются как резервы коммерческих банков на счетах центрального, так и их текущие счета, что сопровождается ростом денежного предложения.
Если необходимо сократить денежную массу, ЦБ продаёт государственные ценные бумаги коммерческим банкам, населению. Покупку ценных бумаг коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний, принимая чеки, уменьшает на соответствующую сумму резервы банков и денежную базу. Это также ведёт к снижению способности банков создавать деньги.
Население,
покупая ценные бумаги у ЦБ, выписывает
чеки на свои счета в коммерческих
банках. ЦБ, принимая чеки, уменьшает
на сумму покупок резервы
Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, проводя их, ЦБ не зависит от коммерческих; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент ДКП, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, ЦБ увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведёт к уменьшению денежной базы и предложения денег.
Наряду с косвенными методами денежно-кредитного регулирования существуют и прямые методы. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов.
Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путём определения величины ссудного процента или его предельного значения, процентной ставки по депозитам и сберегательным вкладам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии(кредитного потолок). Общие(совокупные) кредитные потолки устанавливаются в отношении общей суммы кредитов, предоставляемых банковским сектором. Для всех коммерческих банков устанавливаются одинаковые ограничения для темпов или объёмов роста кредита. В некоторых случаях ограничивается кредит только для определённых секторов экономики. Выборочный кредитный контроль ещё называют селективным. К селективным методам денежно-кредитного регулирования можно отнести также установление предельных лимитов по учёту векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль за ипотечным кредитом и т.д.
Следует отметить, что ЦБ, регулируя денежное предложение, использует одновременно совокупность инструментов.
Виды денежно- кредитной политики.
Виды денежно-кредитной политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой ЦБ. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что ЦБ должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определённых целей, так как каждой ставке процента соответствует определённая величина денежной массы, и наоборот. Поэтому ЦБ должен определить, что он будет контролировать- ставку процента или объём денежной массы.
Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М.Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал. Что передаточный механизм денежно- кредитной политики следующий:
# ЦБ изменяет
резервы коммерческих банков, влияя
тем самым в необходимом
# изменения
в предложении денег вызывают
понижение или повышение
# изменения
процентной ставки приводят к
расширению или сокращению
# изменения
плановых инвестиций в свою
очередь повышают или понижают
уровень номинального
Таким образом, главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку. Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно- кредитной политики короче. Она влияет на экономику следующим образом:
# ЦБ изменяет резервы коммерческих банков воздействуя на предложение денег, увеличивая или сокращая его;
# изменения
денежного предложения
# изменения совокупного спроса приводят к увеличению или к уменьшению уровня национального дохода.
Следовательно, монетаристы доказывали, что ЦБ должен регулировать предложение денег.
Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования, каковы его последствия. Предположим, что ЦБ избирает фиксацию ставки процента на уровне i0(гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать её, изменяя предложение денег. По мере её роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учётной, то возрастёт заимствование средств коммерческими банками через «учётное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним-M0/P, ЦБ должен предпринять определённые меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учётной ставки. При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента всё происходит в обратном порядке.
Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, ЦБ проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что ЦБ допускает определённое расширение денежной массы, контролируя темпы её роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя её по мере надобности.
Типы денежно-кредитной политики.
Различают типы денежно-кредитной политики в зависимости от её конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции).Она направлена на сокращение предложения денег путём ужесточения условий и ограничения объёма кредитных операций коммерческих банков. ЦБ, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учётную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, ЦБ использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объём потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешёвых денег» (экспансионистская денежно кредитная политика).
Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого ЦБ покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учётную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
ЦБ выбирает тот или иной тип и вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны.
При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определённое время; во-вторых, денежно- кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
Создание банками денег.
Банки путём кредитования
Предположим, что человек
Активы
Резервы +1000 дол. Депозиты+1000 дол.
Фактические резервы банка А составляют 1000 дол., обязательные –10%, или 100 дол. Избыточные резервы равны 900 дол. (1000-100). Банк А имеет право отдать в ссуду 900 дол. Допустим, он дал в заём эти деньги некоему хозяйствующему субъекту. Теперь его балансовый отчёт будет иметь вид:
Обязательные резервы + 100дол. Депозиты+1000 дол.
Таким образом, на счету банка А значатся депозиты в сумме 1000 дол. и ссуда в 900дол. Следовательно, банк А создал 900дол. дополнительных кредитных денег.
Допустим, хозяйствующий субъект использовал полученную ссуду в 900 дол. для оплаты купленного сырья. Поставщики сырья переведут полученные деньги (наличные или чек) на свой счёт в банке Б. Этот банк, получив вклад в размере 900 дол., тоже оставит резерв в 10%, а остальные деньги отдаст в ссуду. Его балансовый отчёт будет таким:
Обязательные резервы + 90 дол. Депозиты+900 дол.
Банк Б создаёт дополнительные деньги-810 дол. Получив эту ссуду, другой хозяйствующий субъект может истратить её, заплатив третьим лицам за товары или услуги. Последние полученные деньги положат в банк В. Балансовый отчёт банка В будет:
Банк В
Обязательные резервы + 81 дол. Депозиты+810 дол.
Процесс этот будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма вклада не будет использована в качестве обязательных резервов. Теоретически при норме резервов в 10% каждый 1дол., вложенный в банк, приведёт к созданию 10 дол. И наоборот, каждый изъятый из банка 1 дол. приведёт к сокращению денежной массы на 10 дол., т.е. имеет место эффект мультипликации. Денежный мультипликатор m можно определить по формуле
m=1/R,
где R- резервная норма; m- максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано 1 дол. при данной величине R.
Объём средств на резервных счетах кредитно-финансовых институтов является основным объектом денежно- кредитного регулирования. Изменяя его с помощью инструментов денежно – кредитной политики, можно влиять на предложение денег с целью увеличения совокупного объёма производства, стабилизации уровня цен и повышения уровня занятости.
3. Кредитно-денежная политика в Республике Беларусь: состояние, проблемы и перспективы.
Кредитно –денежная политика ЦБ.
Обратимся теперь к деятельности ЦБ и выясним, какими способами он регулирует денежную массу. В его распоряжении имеются инструменты прямого действия(операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение ставки центрального кредита и нормы резервов). Все инструменты воздействуют на резервы банков и тем самым на норму процента и предложение денег.
Операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг (операции на открытом рынке).
Желая воздействовать
на долгосрочную норму процента, ЦБ
регулирует краткосрочную норму
процента путём купли-продажи
ЦБ постоянно находится в
Предположим, что ЦБ надо увеличить количество денег в обращении. Тогда он, появляясь на рынке ценных бумаг, начинает скупать государственные краткосрочные облигации. Коммерческие банки, имея в своих активах ценные бумаги правительства, продают их на выгодных для себя условиях. Через некоторое время деньги, полученные от продажи облигаций, поступят в коммерческие банки в виде чековых вкладов, или депозитов. При этом часть средств, пропорциональная установленной норме резервов, в обязательном порядке пополнит резервы банка, а остальные могут быть использованы для активных операций, например предоставления кредитов.