Концептуальные подходы к определению бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования.
Задачи работы, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть бюджетную классификацию

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….............
2

Глава 1. Концептуальные подходы к определению бюджета…………………………
2-12
1.1
Ежегодно балансируемый бюджет……………………………………………...
3-5
1.2
Бюджет, балансируемый на циклической основе……………………………...
5-7
1.3
Бюджетный дефицит и профицит: причины и последствия…………………..
7-11
1.4
Особенности формирования государственного бюджета в РФ……………….
11-2

Глава 2. Государственный долг…………………………………………………………
12-23
2.1
Структура государственного долга: внешний и внутренний долг……………
12-15
2.2
Причины и экономические последствия государственного долга……………
15-17
2.3
Государственный долг России: цифры и факты………………………………..
18-20
2.4
Источники покрытия государственного долга в РФ…………………………...
21-23

Заключение……………………………………………………………………………….
23-24
Библиографический список……………………………………………………………..
25

Файлы: 1 файл

Kursovoy_proekt_Variant_9_okonchatelny.docx

— 96.75 Кб (Скачать)

    Внешнее финансирование  государства — следствие объективной  необходимости привлечения дополнительных  источников для финансирования  госрасходов и дефицита госбюджета  при исчерпании всех возможных  источников мобилизации денежных  ресурсов внутри страны.

    Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

2.2.Причины и экономические  последствия государственного долга.

    Государственный долг - общая сумма задолженности государства  по выпущенным и непогашенным  государственным займам (включая  и начисленные на все суммы  проценты). Образуется в результате  развития отношений государственного  кредита, при которых государство  может выступать как в роли  заёмщика, так и в качестве  кредитора. Если государство занимает  деньги, его кредиторами становятся  банки, корпорации, правительственные  ведомства, страховые компании  и частные (физические) лица. Однако  государство может кредитовать  (давать взаймы); в этом случае  заёмщиками могут выступать региональные  или местные органы власти, а  также корпорации и предприятия.  В системе международного государственного  кредита государство также может  выступать и заёмщиком, и кредитором - но по отношению к другим  государствам.

    Часто в качестве  синонима термина «государственный  долг» употребляется понятие  «национальный долг». Иногда значения  этих терминов (например в Великобритании) совпадают, однако в большинстве случаев это разные понятия: национальный долг («долг страны») может включать сумму задолженности государства (т.е. долги министерства финансов и государственных учреждений) и долги региональных правительств и местных властей, а также частных корпораций и физических лиц и других; поэтому в случаях, когда употребляется термин «национальный долг», необходимо уточнять конкретный состав включаемых в него видов задолженности.

    Государственный долг в зависимости от рынка его размещения и от получаемой валюты делится на внутренний (размещаемый в границах государства среди отечественных физических и юридических лиц) и внешний (размещаемый в других странах). Размещение долга обычно означает продажу различных ценных бумаг внутри страны или за её пределами. Сумма долга формируется из средств, получаемых государством или его ведомствами от покупателей ценных бумаг при первоначальной их продаже (на «первичном» рынке) или в дальнейшем при реструктуризации долга и других операциях. Бумаги внутреннего долга могут быть проданы частным лицам, предприятиям, фирмам, государственным организациям, банкам и т.п.

    Государственные  бумаги по внешним займам могут  купить (держать) правительства или  государственные и частные банки  других стран и т.п. Доля  внешней задолженности в общей  сумме государственного долга  обычно составляет значительно  менее половины, иногда внешняя  задолженность может вообще отсутствовать.

    Помимо размещения  прямых займов государство может  также выступать в качестве  гаранта займов для национализированных  и других предприятий, для экспортных  и других операций с целью  поддержки или стимулирования  работы отдельных предприятий  и отраслей, необходимых для нормального  хозяйственного развития страны, для поддержания национальной  экономической безопасности и  для иных нужд. При этом государство  берёт на себя риск неплатежа  основной суммы и процентов  по долгу; государственная гарантия  считается на кредитном рынке  первоклассным обеспечением, она  может рассматриваться как разновидность  скрытого, или потенциального, государственного  долга.

    Государственные  займы, особенно в странах с  нестабильной финансовой системой, могут быть не только денежными,  но и натуральными, например, сахарными,  хлебными; их использование встречается  редко, погашение производится  или в натуральной форме, или  по рыночной цене сахара или  хлеба, изменившейся с момента  размещения займа иногда во  много раз. Таким способом средства  займа гарантируются от обесценения  в условиях быстрой инфляции.

    Государственные  займы делятся также на процентные и лотерейные. Держатели процентных займов получают по своим бумагам (напр., облигациям) ежегодный твёрдый доход по фиксированной ставке. Держатели лотерейных («выигрышных») займов получают всю сумму дохода по облигации, иногда намного превышающую её номинальную стоимость, в том случае, если она «выигрывает» в ходе специальных, регулярных розыгрышных тиражей; однако выигрыш выплачивается только на «выигрышную» часть облигаций, остальные могут длительное время не приносить никакого дохода. Чаще всего используются процентные, ценные бумаги государственных займов - держателю они дают меньший, но гарантированный доход, а государству выгоднее платить заранее обусловленную сумму в точно известное время.

    Принято различать  текущий и капитальный государственный  долг. Срок платежа по текущему долгу наступает обычно в текущем или в следующем финансовом (бюджетном) году; к капитальному долгу относится та часть государственного долга, по которой срок платежа ещё не наступил и не наступит в ближайшем будущем.

    Как правило,  государственный долг возникает  в результате появления дефицита  государственного бюджета. Когда  налоговых и др. поступлений не  хватает для финансирования растущих  расходных потребностей государства,  оно обращается к внутренним  и внешним рынкам ссудного  капитала за заёмными средствами. Такая необходимость возникает,  напр., в периоды ведения войн  или крупномасштабных военных  действий, всегда требующих значительных  государственных затрат. Другая  наиболее частая причина возникновения  хронического бюджетного дефицита  и роста государственного долга  - разлаженность внутренней экономики,  проведение нерасчётливой, непоследовательной, плохо обоснованной экономической  политики. Декларировать кейнсианские  теоретические установки и следовать  им при объяснении причин роста  государственного долга было  бы неправильно. Кейнсианская теория действительно призывает не опасаться бюджетных дефицитов при спадах в экономике, однако при этом имеется в виду компенсация возникающей задолженности государства в годы наступающего затем экономического роста, когда сальдо государственного бюджета становится положительным в результате того, что растущая экономика приносит больше налоговых доходов государству, а потребности в государственных расходах, особенно социального характера, уменьшаются

2.3. Государственный долг России: цифры и факты.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года10

 

Наименование

Сумма, млрд долларов США

Сумма, млрд ЕВРО

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией)

37,6

26,2

Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба

1,0

0,7

Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба

1,8

1,3

Задолженность бывшим странам СЭВ

1,3

0,9

Коммерческая задолженность  бывшего СССР

0,8

0,6

Задолженность перед международными финансовыми организациями

3,8

2,6

Задолженность по еврооблигационным займам

26,2

18,2

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)

1,8

1,2

Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте

0,9

0,6


  • возможны неточности из-за округления

Динамика государственного внешнего долга России10.

    В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

Дата

Сумма, млрд долл. США

1991, 25 декабря

95,0

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января

114,1

2006, 1 января

76,5

2007, 1 января

52,0

2008, 1 января

44,9

2009, 1 января

40,6

2010, 1 января

37,6

2011, 1 ноября

36,0


 

    Внешний долг частного и федерального сектора11.

    По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд долл США.[11] По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долл США.

    Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).

Дата

Сумма, млрд долл. США

1994, 1 января

117,8

1995, 1 января

126,7

1996, 1 января

132,7

1997, 1 января

153,0

1998, 1 января

182,8

1999, 1 января

188,4

2000, 1 января

178,2

2001, 1 января

160,0

2002, 1 января

146,3

2003, 1 января

152,3

2004, 1 января

186,0

2005, 1 января

213,5

2006, 1 января

257,2

2007, 1 января

313,2

2008, 1 января

471,0

2009, 1 января

479,9

2010, 1 января

467,2

2011, 1 января

488,9

2011, 1 июля

538,6


 

2.4. Источники покрытия  государственного долга в РФ.

    Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению

источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим  образом:

1. - наличные денежные  средства;

2. - государственные ценные  бумаги;

3. - корпоративные ценные  бумаги;

4. - товарные поставки;

5. - долговые обязательства  третьих сторон перед российским  правительством;

6. - иные государственные  активы.

Смотрите также таблицу 1. В реальной жизни, естественно, возможны их

сочетания в различных  пропорциях.

 

                                                              Таблица 1 

     Средства платежа по внешнему долгу и их источники

Варианты 

Средства платежа

Источники

1

Бюджетные доходы налоговые  неналоговые Финансирование реалиизация госактивов запасов имущества собственности (приватизация) государственные займы внутренние, в том числе кредиты Центрального банка внешние

Наличные денежные средства

2

Эмиссия нового государственного долга

Государственные ценные бумаги

3

Государственные компании и  принадлежащие государству доли в частных компаниях

Корпоративные ценные бумаги

4

Государственные закупки

Товарные поставки

5

Платежи российских заемщиков

Долговые обязательства  перед российским правительством (например, третьих стран)

6

 

Иные государственные  платежи


 

      

  Размещение государственных ценных бумаг может быть:

- Добровольным - размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном)

рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат

государственные краткосрочные  обязательства (ГКО), облигации федерального

займа (ОФЗ), облигации сберегательного  займа (ОСЗ), еврооблигации;

- Вынужденным квазирыночным - рыночное оформление фактического

государственного долга. Так появились на свет облигации  внутреннего валютного

займа (ОВВЗ), казначейские обязательства (КО), векселя Минфина,

переоформившие на Минфин задолженность предприятий по банковским кредитам,

предоставленным под государственные программы. Сюда же может быть отнесен

портфель государственных  бумаг ЦБ, сформированный в целях  поддержки

собственно рынка.

 

Важнейшим критерием для  принятия решения об использовании  того или иного

Информация о работе Концептуальные подходы к определению бюджета