Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:14, курсовая работа
Целью исследования является: попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования.
Задачи работы, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть бюджетную классификацию
Введение………………………………………………………………………….............
2
Глава 1. Концептуальные подходы к определению бюджета…………………………
2-12
1.1
Ежегодно балансируемый бюджет……………………………………………...
3-5
1.2
Бюджет, балансируемый на циклической основе……………………………...
5-7
1.3
Бюджетный дефицит и профицит: причины и последствия…………………..
7-11
1.4
Особенности формирования государственного бюджета в РФ……………….
11-2
Глава 2. Государственный долг…………………………………………………………
12-23
2.1
Структура государственного долга: внешний и внутренний долг……………
12-15
2.2
Причины и экономические последствия государственного долга……………
15-17
2.3
Государственный долг России: цифры и факты………………………………..
18-20
2.4
Источники покрытия государственного долга в РФ…………………………...
21-23
Заключение……………………………………………………………………………….
23-24
Библиографический список……………………………………………………………..
25
последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление
большего дефицита в период спада, маленького или никакого положительного
сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.
Профицит государственного
бюджета - превышение суммы доходов
и полученных официальных
Дефицит государственного бюджета
- превышение расходов и чистого кредитования
над суммой доходов и полученных официальных
трансфертов, определяемых в соответствии
с установленными принципами формирования
финансов органов власти и классификации
доходов и расходов5.
Доходы и расходы
органов государственной
Такой концептуальный
подход к понятию профицита и дефицита
позволяет определить, в какой мере сектор
государственного управления покрывает
свои расходы и выдаваемые в целях проведения
государственной политики кредиты за
счет доходов, официальных трансфертов
и сумм получаемых от погашения ранее
выданных им займов без увеличения своих
долговых обязательств и без уменьшения
объема ликвидных средств. Исходя из этого
принципа, профицит равен доходам и официальным
трансфертам минус расходы на товары,
услуги, трансферты и минус чистое кредитование;
а дефицит - расходам на товары, услуги
и трансферты плюс чистое кредитование
минус доходы и минус официальные трансферты.
Превышение доходов над расходами (профицит)
принято показывать с положительным знаком,
а дефицит - с отрицательным. Дефицит покрывается
за счет финансирования, величина которого
равна дефициту, но имеет противоположной
знак .
Наличие дефицита или профицита
сопряжено с признанием необязательного
сбалансирования поступлений и платежей
и возможности использования государственных
финансов для регулирования экономического
развития путем изменения государственных
доходов и расходов. Величина дефицита
и профицита и их отношение к ВВП являются
основными итоговыми финансовыми показателями
сектора государственного управления.
Наличие дефицита нередко является симптомом
неблагополучного состояния государственных
финансов.
В ряде случаев возникает необходимость
в альтернативных методах определения
дефицита. В зависимости от поставленных
целей могут использоваться различные
подходы6.
1. Определение дефицита с учетом
сумм начисленных, но неоплаченных обязательств.
Поступления и платежи органов государственного
и муниципального управления определяются
по кассовому методу, т. е. по фактическому
движению денежных средств. Соответственно
при составлении бюджетов всех уровней
не учитывается их задолженность по начисленным,
но неоплаченным обязательствам. Такими
обязательствами могут быть неоплаченные
государственные заказы, закупки, задолженность
государственным служащим по зарплате,
задолженность в пенсионный фонд. Также
не включаются в дефицит бюджета не выплаченные
вовремя дотации и субсидии, например
угольной промышленности и др. Неоплаченные
обязательства не принимают официально
форму договорных обязательств с фиксированным
сроком погашения. Часто они по существу
равносильны прямому кредитованию государственных
органов со стороны других секторов экономики
и могут рассматриваться как финансирование
дефицита бюджета. В этих случаях необходимо
производить альтернативный расчет дефицита
бюджетов государственных и муниципальных
финансов с добавлением к дефициту, определенному
в соответствии с концептуальной основой,
сумм неоплаченных обязательств.
2. Определение дефицита в целях
оценки воздействия операций сектора
государственного управления на состояние
финансовых активов и обязательств других
секторов экономики. Этот подход соответствует
концепции Системы национальных счетов,
в которой предусмотрено определение
показателя чистого заимствования, включающего
как финансирование дефицита, так и чистое
кредитование, в основе которого лежит
правило симметричного отражения финансовых
операций. В этих целях к финансированию
дефицита бюджета добавляется чистое
кредитование, включая продажу акций.
3. Определение
дефицита в целях оценки
Внешний дефицит (профицит)
может быть определен путем вычитания
из общего объема поступлений общего объема
платежей применительно к разграничению
доходов, расходов, кредитования, заимствования,
остатков денежных средств, трансфертов
на связанные с операциями с резидентами
и нерезидентами следующим образом. Доходы
определяются как сумма поступлений из-за
границы и полученных официальных трансфертов.
К поступлениям из-за границы относятся
полученные от нерезидентов налоги, лицензионные
платежи, дивиденды, проценты, взносы,
штрафы, поступления от некоммерческих
и побочных продаж товаров и услуг, от
продажи капитальных активов, трансферты
из негосударственных источников. Общий
объем платежей включает выплаты процентов
другим странам, текущие трансферты, переданные
за границу, капитальные трансферты, переданные
за границу, внешнее кредитование за вычетом
погашения, прочие внешние расходы. Разность
между внешними доходами и расходами образует
внешний дефицит, нуждающийся во внешнем
финансировании, или профицит.
Дефицит бюджетов возникает
в силу превышения расходов над доходами.
Основными причинами дефицита бюджетов
являются войны и спады производства.
Войны требуют использования
ресурсов на вооружение и содержание армии.
При этом напряжение возникает не только
в период военных действий, но и в результате
расходов на военные нужды в мирное время.
Финансирование этих расходов осуществляется
за счет увеличения налогов, денежной
эмиссии и выпуска государственных долговых
обязательств. Каждый из этих источников
имеет свои ограничители. Увеличение налоговых
ставок ограничивает стимулы к труду и
развитию производства. Эмиссия новых
денег ведет к инфляции. Выпуск долговых
обязательств связан с возможностями
размещения займов. Однако остается фактом,
что продажа государственных облигаций
является существенным источником покрытия
дефицита бюджета.
Другим важным фактором, порождающим
дефицит, являются спады, стагнация и периоды
депрессии производства. В годы, когда
ВВП и национальный доход сокращаются,
автоматически сокращаются также налоговые
поступления. В то же время расходы сохраняют
тенденцию оставаться на прежнем уровне.
В итоге возникает или увеличивается разрыв
между расходами и доходами, растет дефицит.
Рост дефицита может быть связан
с неоправданным, не учитывающим финансовых
возможностей ростом расходов и их неэффективностью
(в частности, на содержание управленческого
персонала, дотация убыточным отраслям
и др.). Нерациональная налоговая политика,
превышение нормальной налоговой нагрузки
также могут вести к негативному результату
вследствие порождения тенденции к ограничению
и сокращению хозяйственной деятельности.
Основными причинами дефицита
бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение
доходов бюджета из-за сокращения ВВП,
трудности с сокращением расходов, существенные
размеры нецелевого использования средств.
Глубокий кризис производства и расстройство
денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли
рука об руку с расстройством государственных
финансов. Либерализация цен в 1992 г. была
попыткой сбалансировать спрос и предложение.
Неумело проведенная, она породила широкомасштабную
инфляцию, привела в сочетании с другими
факторами к глубокому финансово-экономическому
кризису. Проявлениями кризиса государственных
финансов стали дефицит государственного
бюджета, неплатежи органов государственного
управления по своим обязательствам, ухудшение
собираемости налогов, сокращение и неполное
финансирование социальных программ.
В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита
бюджета широко использовалась эмиссия
денежных средств. В 1992 г. она составила
1,5 трлн. руб., в 1993-м - 10,1 трлн. Отказ от финансирования
дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию
мер по снижению уровня инфляции и стабилизации
рубля. До 1997 г. существенную долю заимствований
составляли связанные кредиты правительств
иностранных государств и международных
финансово-кредитных организаций. С 1997
г. началось использование более эффективных
способов заимствования на международных
рынках путем эмиссии ценных бумаг. В 1999-2000
гг. заимствование на международных рынках
кредитных ресурсов было существенно
сокращено7.
Итак, бюджетная политика государства
регулирует финансовые потоки между секторами
национальной экономики, формирует государственные
фонды денежных ресурсов и обеспечивает
решения социально-экономических задач
по предоставлению коллективных и индивидуальных
благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов
бюджетной системы и государственных
внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим
инструментом ее является бюджетный дефицит
(профицит).
Формирование
и использование
1. Составление и использование
бюджета носит ярко выраженный
балансовый характер. Балансовый
метод бюджета позволяет
2. Формирование и использование
государственного бюджета
3. С помощью бюджета
происходит перераспределение
4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития.
Формирование
государственного бюджета
Роль государственного
бюджета, прежде всего,
Бюджетными средствами
обеспечиваются следующие
Глава 2. Государственный долг.
Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.
Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.
Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.
Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:
Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).
Государственный
долг погашается в сроки,
Управление государственным
долгом осуществляется
Российская Федерация
не несет ответственности по долговым
обязательствам субъектов Российской
Федерации и муниципальных
Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга8.
Законом о федеральном
бюджете на очередной
Решение об
эмиссии государственных
В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.
Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.
Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.
Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.
В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством4.
Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.
В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.
Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.
Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга. Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.
Также используются следующие инструменты управления государственным долгом9:
Информация о работе Концептуальные подходы к определению бюджета