Концептуальные подходы к определению бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является: попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования.
Задачи работы, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть бюджетную классификацию

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….............
2

Глава 1. Концептуальные подходы к определению бюджета…………………………
2-12
1.1
Ежегодно балансируемый бюджет……………………………………………...
3-5
1.2
Бюджет, балансируемый на циклической основе……………………………...
5-7
1.3
Бюджетный дефицит и профицит: причины и последствия…………………..
7-11
1.4
Особенности формирования государственного бюджета в РФ……………….
11-2

Глава 2. Государственный долг…………………………………………………………
12-23
2.1
Структура государственного долга: внешний и внутренний долг……………
12-15
2.2
Причины и экономические последствия государственного долга……………
15-17
2.3
Государственный долг России: цифры и факты………………………………..
18-20
2.4
Источники покрытия государственного долга в РФ…………………………...
21-23

Заключение……………………………………………………………………………….
23-24
Библиографический список……………………………………………………………..
25

Файлы: 1 файл

Kursovoy_proekt_Variant_9_okonchatelny.docx

— 96.75 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….............

2

     

Глава 1. Концептуальные подходы  к определению бюджета…………………………

2-12

1.1

Ежегодно балансируемый бюджет……………………………………………...

3-5

1.2

Бюджет, балансируемый на циклической основе……………………………...

5-7

1.3

Бюджетный дефицит и профицит: причины и последствия…………………..

7-11

1.4

Особенности формирования государственного бюджета в РФ……………….

11-2

     

Глава 2. Государственный долг…………………………………………………………

12-23

2.1

Структура государственного долга: внешний и внутренний долг……………

12-15

2.2

Причины и экономические  последствия государственного долга……………

15-17

2.3

Государственный долг России: цифры и факты………………………………..

18-20

2.4

Источники покрытия государственного долга в РФ…………………………...

21-23

     

Заключение……………………………………………………………………………….

23-24

Библиографический список……………………………………………………………..

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Ведущую, определяющую  роль в формировании и развитии  экономической структуры любого  современного общества играет  государственное регулирование,  осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять  экономическое и социальное регулирование,  является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Объектом  настоящей курсовой работы является государственный бюджет.

    Актуальность выбранной для исследования темы заключается:

  1. в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики;
  2. в его сложности и многогранности.

    Целью исследования является: попытка анализа сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования.

   Задачи работы, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

  1. описать основные черты и принципы бюджетной системы Российской Федерации;
  2. рассмотреть бюджетную классификацию;
  3. охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы и описать межбюджетные отношения;
  4. рассмотреть понятие государственного долга и его динамику.

 

Глава 1. Концептуальные подходы к  определению бюджета. 

    С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызывало к жизни такую финансовую категорию, как государственный бюджет. Важной характеристикой государственного бюджета является соотношение доходов и расходов. Периоду классического капитализма была присуща тенденция к их сбалансированности. Но резкое возрастание экономической роли государства, и как следствие увеличение его расходов приводят к хроническому бюджетному дефициту1.

    Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)2 определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.  

    1.1 Ежегодно балансируемый бюджет.

    В настоящее  время экономисты выделяют три  основные  концепции регулирования

Бюджета: ежегодно балансируемый  бюджет, бюджет балансируемый на циклической

основе, функциональные финансы.

    Ежегодно балансируемый  бюджет в начале прошлого века  считался основной целью

государственных финансов в  развитых капиталистических странах. Однако такая

концепция регулирования  бюджета не является экономически нейтральной, она

наоборот  усугубляет цикличность  экономики. Например, если происходит падение

производства, что приводит в свою очередь к увеличению безработицы, а

следовательно, и к падению  налоговых поступлений, то в таком  случае, чтобы не

дать вырасти бюджетному дефициту необходимо либо увеличить  ставки налогов для

увеличения доходной части, либо уменьшить государственные  расходы, либо

применить комбинацию этих методов. Однако, эти меры по своей сути являются

сдерживающими для экономики, следовательно, они приведут к уменьшению

совокупного спроса и значит, только углубят падение производства. С другой стороны такая концепция  регулирования бюджета может  вызывать ускорение инфляции. Если в процессе инфляции увеличиваются доходы, это приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений. Для  ликвидации бюджетных излишков государство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать комбинацию этих методов.

    Все это в  свою очередь приведет к усилению  инфляционного давления. На основе  этих примеров видно, что ежегодно  балансируемый бюджет обладает  основным недостатком – он  усугубляет цикличность экономики.  Однако ряд экономистов выступает  в поддержку такого бюджета,  так как по их мнению это дает возможность ограничить нежелательное и неэкономическое расширение государственного сектора. Можно сказать, что в этом случае на экономику действует политика, так как по мнению этих экономистов, дефицит бюджета позволяют политикам проводить популистскую политику, увеличивать

государственные расходы  на всякие дающие им популярность среди  народа цели, без принятия при этом непопулярных но сбалансированных действий по увеличению,

например, налогов3.

        До мирового кризиса 30-х годов XX века достижение ежегодно сбалансированного бюджета являлось основной целью функционирования системы государственных финансов4. Однако бюджет, балансируемый на ежегодной основе, в значительной степени исключает налогово-бюджетную политику из набора механизмов государственного регулирования экономики. Ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным, такая политика является про-, а не антициклической и на самом деле углубляет колебания экономического цикла. В случае, если экономика неожиданно сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов, что автоматически ведет к сокращению налоговых поступлений, государство, стремясь сбалансировать бюджет, должно увеличить налоговые ставки, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Проблема состоит в том, что все эти меры по своему характеру являются сдерживающими, причем каждая из них еще больше сокращает, а не стимулирует совокупный спрос.

В условиях растущей экономики  и увеличивающихся денежных доходов  автоматически возрастают налоговые  поступления. Для того чтобы ликвидировать  бюджетные излишки, правительство  должно действовать с точностью  да наоборот, т.е. снижать ставки налога, либо увеличивать государственные  расходы, либо использовать сочетание  обоих подходов. Использование любого из этих трех подходов усиливает инфляционное давление в экономике. Таким образом, ежегодно балансируемый бюджет в этом случае будет вызывать ускорение инфляции.

В современной мировой  практике обязательное бездефицитное  балансирование государственного бюджета  на ежегодной основе осуществляют лишь немногие государства (в основном государства  с развивающейся или переходной экономикой).

В последнее время в  индустриально развитых странах  все больше экономистов консервативного  направления выступают в поддержку  этой бюджетной концепции. Главным  аргументом при этом являются не последствия  дефицитов и проблемы, связанные  с управлением растущим государственным долгом, а политические факторы. С точки зрения представителей консервативного направления в экономике, бюджетные дефициты являются яркой демонстрацией политической безответственности и расточительности правительства и ведут к расширению непродуктивного государственного сектора, создавая реальную угрозу существованию частного сектора.                        

 

    1.2 Бюджет, балансируемый на циклической основе.

В основе теории циклического балансирования бюджета  лежит (как  и в классической теории) идея балансирования государственного бюджета. Однако, в  отличии от последней, сведение госбюджета происходит не на годичной основе, а на основе циклов развития экономической конъюнктуры. Суть данной теории состоит в том, что во время экономического спада государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в экономике. Причем за счет государственного долга возможно финансирование всех (как постоянных, так и чрезвычайных) расходов. В течение фазы экономического подъема государство выплачивает все долги на основе повышенных ставок налогообложения, в результате к концу конъюнктурного цикла бюджет становится сбалансированным.

При этом для финансовой политики неважно, на какую фазу цикла  приходится проведение соответствующих  бюджетно-налоговых мероприятий. В  фазе высокой конъюнктуры возможно образование запасов (аккумулирование  средств на счетах эмиссионного банка) или выплата уже имеющихся  долгов. Во время депрессии должна проводиться противоположная политика: поддержание на определенном уровне (или даже повышение) расходов, при  условии конъюнктурно уменьшающихся  доходов. Запланированный дефицит  покрывается за счет накопленных  центральным банком запасов.

Другая версия этой бюджетной  концепции предусматривает возможность  кредитного финансирования государственных  расходов только за счет ликвидных  средств негосударственного сектора, для которых, вследствие низкой склонности к инвестициям, не может быть найдено  эффективного источника вложения. В  период бума государство должно следить  за тем, чтобы погашение государственной  задолженности, по возможности, не приняло  слишком значительных объемов, дабы избежать превращения бюджетной  политики в проциклическую.

Значительную роль в теории балансирования бюджета на циклической  основе играют политические факторы. Накопление государственных средств во время  фазы экономического роста традиционно  наталкивается на политическое противодействие, так как руководство страны имеет  свои собственные представления  о механизмах экономического развития и преследует другие цели: общая  цель стабилизации конъюнктуры обычно подчинена срочным задачам политической конъюнктуры, решение которых ведет  к увеличению расходов.

Бюджетно-налоговая политика, поставленная на службу антициклическому регулированию, обычно пренебрегает структурно- и общественно-политическими аспектами государственной деятельности. Так, например, полностью обусловленное конъюнктурой сокращение или отсрочка государственных расходов может привести к тому, что важнейшие государственные задачи в области фундаментальных исследований или развития государственной инфраструктуры останутся не профинансированными.

 

    Бюджет, балансируемый на циклической основе, как раз и предполагает борьбу с цикличностью. При этом регулирование происходит не в пределах года, а шире – в пределах цикла подъема или спада. Для того, чтобы противостоять спаду, необходимо увеличить расходы и снизить налоги, что должно привести к увеличению бюджетного дефицита. Это должно сказаться на инфляции. В процессе дальнейшего инфляционного подъема можно увеличить налоги и уменьшить государственные расходы. Доходы бюджета  увеличатся и превысят расходы, возникающее при этом положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга возникшего в период спада. Таким образом, фискальные  действия правительства должны создать позитивную антициклическую силу, которая даст возможность  сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за несколько лет.

    Минусом такой концепции регулирования бюджетного дефицита является неравномерность по длительности и самих циклов подъема и спада. Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле  могут быть неодинаковы по глубине и длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Длительный и глубокий спад, за которым

Информация о работе Концептуальные подходы к определению бюджета