Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в
большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного
механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
4. Принцип
гласности означает требование
публиковать данные о доходах
расходах бюджета в печати для ознакомления общественности с составом и
структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия (сокращение
расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).
Условиями
нормального и эффективного
бюджетов являются
самостоятельность и
Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные
законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право
использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа
власти в пределах полномочий, определенных законами страны.
Сбалансированность бюджетов всех уровней может являться необходимым
требованием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении
бюджетов соответствующими органами власти и управления могут
устанавливаться предельные размеры дефицита бюджетов.
Законом
установлено, что покрытие
денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита
бюджета является:
1. выпуск государственных займов;
2.
использование кредитных
С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр -
пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент
по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего
финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом
республики и
местными органами власти.
3.4 Бюджетный процесс
Бюджетный процесс (бюджетная процедура) - это регламентированная
законодательством деятельность органов власти и управления по составлению,
рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю за исполнением и
утверждением отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике
Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным Законом «О
республиканском бюджете», иными законами Республики Казахстан, а также
решениями органов исполнительной власти.
Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении
бюджетов являются
функциями органов
утверждение — функциями Парламента и местных представительных органов -
маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.
Для разработки проекта республиканского бюджета Президент Республики
Казахстан образует бюджетную комиссию, которая рассматривает внесённые
Министерством финансов основные прогнозные показатели проекта
республиканского бюджета и сопутствующие ему предложения, согласовывает их.
Важная роль в бюджетном процессе отводится Министерству финансов. Оно
разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета на предстоящий
трёхлетний период на основе параметров индикативного плана социально-
экономического развития страны, экономических и социальных программ
развития территории с учетом ежегодного послания Президента Республики
Казахстан к народу. Министерство финансов обобщает заявки администраторов
республиканских бюджетных программ*, с учетом предложений бюджетной
комиссии разрабатывает и представляет в Правительство Республики Казахстан
проект закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Министерство финансов доводит до акимов областей, городов Астаны и Алматы
согласованные показатели: поступления в их бюджеты, лимиты долга, объёмы
расходов на погашение и обслужи ванне долга местных исполнительных органов.
Администраторы республиканских бюджетных программ в сроки,
устанавливаемые Правительством, вносят в Министерство финансов бюджетные
заявки, а акимы областей и городов Астаны и Алматы - вышеупомянутые
согласованные показатели их бюджетов.
Закон о
республиканском бюджете
1. объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения
основного долга по ранее
дефицита (профицита) бюджета;
2. минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного
расчетного показателя;
3. размер
резервов Правительства
4. сумму
выполнения обязательств по
Казахстан;
5. лимит
долга местных исполнительных
органов, городов Астаны и
конец соответствующего
6. перечень предельных расходов по функциональным группам,
администраторам
7. перечень
республиканских и местных
секвестированию*;
8. особо
важные бюджетные программы,
разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной
суммы расходов. Проект закона о республиканском бюджете на предстоящий
финансовый год представляется Правительством в Парламент Республики
Казахстан не позднее 15 сентября года, предшествующего планируемому.
Утверждение республиканского бюджета и внесение в него изменений и
дополнений происходит на совместном заседании палат, после процедур
последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала в Мажилисе, а затем
- в Сенате. Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских
бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее чем в
двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. В случае если Парламент
в этот срок не примет Закон о республиканском бюджете, Президент вправе
издать Указ «О республиканском финансовом плане на 1 квартал предстоящего
финансового года», который действует до утверждения Парламентом
республиканского бюджета.
Для разработки проектов местных бюджетов акимы образуют бюджетные
комиссии соответствующих
административно-
определяют задачи и порядок их работы. Комиссии рассматривают и
вырабатывают предложения о предоставлении на согласование основные
прогнозных показателей по их бюджетам: объёмов поступлений, лимитов долгов,
объемов расходов на погашение и обслуживание долгов местных органов власти
с учетом бюджетных заявок администраторов местных бюджетных программ.
Бюджетные комиссии формируют и представляют на одобрение акимов основные
прогнозные показатели проекта местного бюджета. Местные исполнительные
органы с учетом предложений бюджетных комиссий разрабатывают проекты
соответствующих местных бюджетов и до 1 сентября предоставляют прогнозы в
Министерство финансов.
Областные представительные органы утверждают стабильные нормативы
распределения доходов между областными бюджетами и бюджетами районов
(городов), долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных
бюджетов и бюджеты районов (городов), и бюджетных изъятий, передаваемых из
бюджетов районов (городов) в областные бюджеты.
Акимы областей и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельною срока
после вступления и силу закона о республиканском бюджете уточняют ранее
составленные прогнозные объемы бюджета и вносят их на рассмотрение
маслихатов, которые в течение двух недель принимают решение об их
утверждении.
Акимы районов
(городов) в двухнедельный
бюджета вносят проект бюджета на рассмотрение соответствующих маслихатов.
которые не позднее двухнедельного срока принимают решение об утверждении
бюджета.
Решение маслихата о местном бюджете должно содержать:
1. объемы доходов, полученных от официальных трансфертов, погашения
основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам,
расходов, кредитования, дефицита (профицита) бюджета и
финансирования дефицита (использования профицита) бюджета;
2.
нормативы распределения
районов (городов) на основе
утвержденных стабильных
3.
размеры резервов и лимит
конец соответствующего
4.
размеры местного
5. Предельные расходы по функциональным группам, администраторам
местных бюджетных программ и по программам;
6.
перечень местных бюджетных
До утверждения
местных бюджетов
бюджета первого квартала осуществляется в размере 25% от проекта годового
бюджета на соответствующий финансовый год.
Вмешательство Правительства Республики Казахстан, вышестоящих
государственных
органов и местных
разработки и исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за исключением
случаев, предусмотренных Законом «О бюджетной системе»).
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета