Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в
большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного
механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Оглавление

Введение 3


Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5

1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5

1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10

1.3 Функции бюджета 13


Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14

2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20


Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22

3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27

3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

Экономическая сущность и роль государственного бюджета.docx

— 126.24 Кб (Скачать)

  4. Принцип  гласности означает требование  публиковать данные о  доходах   и

расходах бюджета в печати  для ознакомления  общественности  с составом  и

структурой бюджета, размерами дефицита и способами  его покрытия  (сокращение

расходов, увеличение доходов, займы, эмиссия денег).

  Условиями  нормального и эффективного функционирования  низовых  -  местных

бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность.

  Самостоятельность   бюджетов  обеспечивают  собственные   и   закрепленные

законом  источники  доходов  всех  звеньев   бюджетной   системы   и   право

использовать  бюджетные  средства  по  усмотрению  соответствующего   органа

власти в пределах полномочий, определенных законами страны.

  Сбалансированность  бюджетов  всех  уровней  может   являться  необходимым

требованием бюджетно-финансовой политики.  При  рассмотрении  и  утверждении

бюджетов   соответствующими   органами    власти    и    управления    могут

устанавливаться предельные размеры дефицита бюджетов.

  Законом  установлено, что покрытие бюджетного  дефицита  за  счет  эмиссии

денежных  средств  не  допускается.  Основными  формами  покрытия   дефицита

бюджета является:

     1. выпуск государственных займов;

     2. использование кредитных ресурсов.

  С целью  уменьшения дефицита или его  устранения  используется  секвестр  -

пропорциональное  снижение государственных расходов на  определенный  процент

по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего

финансового  года.  Состав  защищенных   статей   определяется   Парламентом

республики и  местными органами власти. 

                            3.4 Бюджетный процесс 
 

  Бюджетный   процесс  (бюджетная  процедура)   -   это   регламентированная

законодательством деятельность органов власти и управления  по  составлению,

рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю  за  исполнением и

утверждением  отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный  процесс в  Республике

Казахстан определяется Законом «О бюджетной системе», ежегодным  Законом  «О

республиканском бюджете»,  иными  законами  Республики  Казахстан,  а  также

решениями органов  исполнительной власти.

  Составление,  исполнение  бюджетов,  составление   отчетов  об  исполнении

бюджетов являются функциями органов исполнительной  власти,  рассмотрение  и

утверждение —  функциями Парламента  и  местных  представительных  органов  -

маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.

  Для разработки  проекта  республиканского  бюджета   Президент  Республики

Казахстан  образует  бюджетную  комиссию,  которая  рассматривает  внесённые

Министерством    финансов    основные    прогнозные    показатели    проекта

республиканского  бюджета и сопутствующие ему  предложения, согласовывает их.

  Важная роль  в бюджетном процессе  отводится   Министерству  финансов.  Оно

разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета на  предстоящий

трёхлетний  период  на  основе  параметров  индикативного  плана  социально-

экономического  развития  страны,  экономических   и   социальных   программ

развития территории  с  учетом  ежегодного  послания  Президента  Республики

Казахстан к  народу. Министерство финансов  обобщает  заявки  администраторов

республиканских  бюджетных  программ*,   с  учетом   предложений   бюджетной

комиссии разрабатывает  и представляет в Правительство  Республики  Казахстан

проект закона о республиканском бюджете на соответствующий  финансовый  год.

Министерство  финансов доводит до акимов областей, городов Астаны  и Алматы

согласованные показатели: поступления в их  бюджеты,  лимиты  долга,  объёмы

расходов на погашение и обслужи ванне  долга местных исполнительных органов.

  Администраторы    республиканских    бюджетных    программ    в    сроки,

устанавливаемые Правительством, вносят  в Министерство  финансов  бюджетные

заявки, а  акимы  областей  и городов Астаны  и Алматы  -  вышеупомянутые

согласованные показатели их бюджетов.

  Закон о  республиканском бюджете должен  содержать:

   1. объемы  доходов,  полученных  от  официальных   трансфертов,  погашения

      основного долга по ранее выданным  кредитам, расходов,  кредитования  и

      дефицита (профицита) бюджета;

   2. минимальные  размеры месячной  заработной  платы,  пенсии  и  месячного

      расчетного показателя;

   3. размер  резервов Правительства Республики  Казахстан;

   4. сумму  выполнения обязательств по государственным  гарантиям  Республики

      Казахстан;

   5. лимит  долга местных исполнительных  органов, городов Астаны и Алматы на

      конец соответствующего финансового  года:

   6.   перечень   предельных   расходов    по    функциональным    группам,

      администраторам республиканских  бюджетных программ и по программам;

   7. перечень  республиканских и местных бюджетных  программ,  не  подлежащих

      секвестированию*;

   8. особо  важные бюджетные программы, финансируемые  из местных бюджетов, в

      разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением  минимальной

      суммы расходов. Проект закона  о республиканском бюджете на предстоящий

      финансовый год представляется  Правительством  в  Парламент   Республики

      Казахстан не позднее 15 сентября  года, предшествующего планируемому.

  Утверждение  республиканского  бюджета  и   внесение  в  него  изменений   и

дополнений  происходит  на  совместном  заседании  палат,   после   процедур

последовательного рассмотрения проекта бюджета сначала  в Мажилисе,  а  затем

- в Сенате. Республиканский  бюджет утверждается  на  уровне  республиканских

бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее  чем  в

двух чтениях  и не позднее 15 декабря текущего года. В случае если  Парламент

в этот срок не примет Закон  о  республиканском  бюджете,  Президент  вправе

издать Указ «О республиканском финансовом плане  на  1  квартал  предстоящего

финансового   года»,   который   действует   до   утверждения    Парламентом

республиканского  бюджета.

  Для  разработки  проектов  местных  бюджетов  акимы  образуют   бюджетные

комиссии  соответствующих   административно-территориальных   подразделений,

определяют  задачи  и  порядок   их   работы.   Комиссии   рассматривают   и

вырабатывают  предложения  о   предоставлении   на   согласование   основные

прогнозных показателей  по их бюджетам: объёмов поступлений, лимитов  долгов,

объемов расходов на погашение и обслуживание долгов местных  органов  власти

с  учетом  бюджетных  заявок  администраторов  местных  бюджетных  программ.

Бюджетные комиссии формируют и представляют  на  одобрение  акимов  основные

прогнозные  показатели  проекта  местного  бюджета.  Местные  исполнительные

органы  с  учетом  предложений  бюджетных  комиссий  разрабатывают   проекты

соответствующих местных бюджетов и до 1 сентября  предоставляют  прогнозы  в

Министерство  финансов.

  Областные   представительные  органы   утверждают   стабильные   нормативы

распределения  доходов  между  областными  бюджетами  и  бюджетами   районов

(городов),  долговременные  размеры  субвенций,  передаваемых  из  областных

бюджетов и  бюджеты районов (городов), и бюджетных  изъятий,  передаваемых  из

бюджетов районов (городов) в областные бюджеты.

  Акимы областей  и городов Астаны и Алматы не позднее двухнедельною  срока

после вступления и силу закона  о  республиканском  бюджете  уточняют  ранее

составленные  прогнозные  объемы  бюджета  и  вносят  их   на   рассмотрение

маслихатов,  которые  в течение двух  недель  принимают решение   об   их

утверждении.

  Акимы районов  (городов) в двухнедельный срок  после утверждения областного

бюджета вносят проект бюджета на  рассмотрение  соответствующих  маслихатов.

которые не позднее двухнедельного срока принимают решение об  утверждении

бюджета.

  Решение  маслихата о местном бюджете должно содержать:

     1. объемы доходов, полученных  от  официальных  трансфертов,  погашения

        основного долга по ранее   выданным  из  местного  бюджета   кредитам,

        расходов,   кредитования,    дефицита    (профицита)    бюджета    и

        финансирования дефицита (использования  профицита) бюджета;

     2. нормативы распределения доходов  между областным бюджетом и  бюджетами

        районов (городов) на основе  утвержденных стабильных величин;

     3. размеры резервов и лимит долга  области, городов Астаны и   Алматы  на

        конец соответствующего финансовою года;

     4. размеры местного государственного  фонда охраны окружающей среды;

     5.  Предельные  расходы  по  функциональным  группам,   администраторам

        местных бюджетных программ и  по программам;

     6. перечень местных бюджетных программ, не подлежащих секвестированию.

  До утверждения  местных бюджетов соответствующими  маслихатами  исполнение

бюджета первого  квартала осуществляется в размере 25%  от  проекта  годового

бюджета на соответствующий  финансовый год.

  Вмешательство    Правительства    Республики    Казахстан,    вышестоящих

государственных органов и местных исполнительных органов областей в  процесс

разработки и  исполнения нижестоящих бюджетов не допускается (за  исключением

случаев, предусмотренных  Законом «О бюджетной системе»).

Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета