Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в
большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного
механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
децентрализации
государственных функций
республиканского бюджета к расходам местных бюджетов. Анализ расходов
государственного бюджета с 1998 года по первое полугодие 2000 года
свидетельствует, о том, что отношение расходов республиканского бюджета к
расходам местных бюджетов сократилось с 1,98 в 1998 году до 1,56 по
состоянию на 1 июня
2000 года.
Вышеназванной
децентрализации
мероприятий. В рамках подготовки проекта Закона Республики Казахстан "О
республиканском бюджете на 1999 год" был проведен функциональный анализ
расходов государственного
сектора Республики Казахстан.
С целью
рационализации функций
дублирующих функций в процессе административной реформы государственного
управления была осуществлена попытка устранения излишних уровней и звеньев
управления путем передачи подведомственных организаций государственных
органов, выполняющих функции управления, надзора и контроля государственных
органов в состав государственных органов. В рамках реформирования
административной и бюджетной системы были определены государственные
органы, ответственные за выполнение вышеперечисленных государственных
функций.
Роль
государственного сектора в
теми видами деятельности, которые не могут эффективно реализовываться
частным сектором. Учитывая, что виды деятельности, относящиеся к частному
сектору, все еще будут осуществляться государственными предприятиями,
существует необходимость дальнейшая работа по определению границы бюджетной
сферы для разделения
государственного и частного секторов.
Функция выплаты пенсий по солидарной системе и государственным
социальным пособиям, по инвалидности, потере кормильца и по возрасту
принята на республиканский бюджет. При этом Правительство исходило из
принципа обязательности и равномерности социальных выплат на территории
всей страны.
Другим
моментом децентрализации
исполнительным органам осуществлять заимствование. В 1999 году местными
исполнительными органами привлечено в виде займов 4,2 млрд. тенге и эти
деньги нужно вовремя отдать, не допуская просроченных долгов. Избежать
местных дефолтов поможет система инвентаризации и мониторинга
задолженности, оценка эффективности региональных инвестиционных программ и
прогнозирование
денежных потоков.
По планированию бюджета. Бюджетная комиссия образована Указом
Президента Республики Казахстан в марте 2000 года. Она интенсивно работает
над закреплением финансовой стабильности в стране, расширением
финансирования социальной сферы, соблюдением бюджетного рационализма в
планируемых расходах.
В основу разработки бюджета на 2001 год заложен принцип среднесрочного
бюджетного планирования, основные параметры государственного бюджета
определяются
на основе Индикативного плана социально-
развития Казахстана
на предстоящий среднесрочный
Правительством
определены следующие
1) в части
обеспечения национальной
обязательств Республики Казахстан по обслуживанию и погашению
правительственного долга, направление средств на оборонные расходы в объеме
не менее одного процента от прогнозного объема ВВП на 2001 год, а также
направление средств
на борьбу с терроризмом, наркоманией
и наркобизнесом;
2) в части социального развития: направление средств на выплату пенсий и
государственных социальных пособий; на информатизацию, учебники, подготовку
кадров; централизованный закуп противодиабетических, противотуберкулезных
препаратов и
других необходимых медицинских
препаратов.
3) в части
обеспечения экономического
погашение кредиторской задолженности республиканского бюджета, по итогам
предыдущих финансовых лет; на инвестиционные проекты; на
сельскохозяйственные
нужды.
4) в части инфраструктуры, транспорта и связи – направление средств на
строительство
и обеспечение функционирования
автомобильных дорог;
5) в части
формирования
средств на административные
расходы центральных
Заключение
Решение проблем бюджетных расходов в условиях переходного периода
связано, прежде всего, с последовательным сокращением прямого участия
государства в сфере производства. Передача соответствующих функций частному
сектору позволит существенно сократить текущие расходы бюджета, а также
создаст предпосылки для увеличения будущих доходов в результате повышения
эффективности
работы приватизированных
Важным инструментом стабилизации становится проведение политики
жесткого ограничения бюджетных расходов и повышения эффективности
использования государственных средств. Для этого необходимо перейти к
системе бюджетного планирования, в рамках которой каждой группе (программе)
государственных расходов будет выделяться определенная часть в виде квоты
расходов в процентах от ВВП. Задачей Министерства Финансов и его бюджетных
органов в такой системе становится поиск наиболее эффективных вариантов
использования
выделенных ассигнований.
В целях постоянного контроля за размерами бюджетного дефицита,
источниками его финансирования и видами финансируемых за счет бюджетного
дефицита расходов целесообразно бюджет разделить на регулярный и
чрезвычайный. Регулярный охватывал бы, в основном, текущие расходы,
финансируемые за счет стабильных текущих доходов, а чрезвычайный включал бы
инвестиционные расходы, финансирование которых допускается за счет
государственной задолженности. Важным условием решения проблемы
эффективного управления бюджетным дефицитом должно стать разделение
кредитной и бюджетной системы страны и соответствующее изменение функций
Министерства Финансов и Национального Банка, направленное на исключение
возможностей автоматического кредитования государственных расходов. В
случае же нехватки бюджетных средств могут допускаться краткосрочные
кассовые кредиты
для финансирования сезонного колебания
доходов.
Список используемой
литературы:
1. Закон Республики Казахстан от 1 апреля 1999 года N 357-1 «О бюджетной
системе» (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от
16.07.99 г. N 440-1; от 26.07.99 г. N 463-1; от 4.11.99 г. N 472-1
(вступили в действие с 1.01.2000); от 22.11.99 г. N 485-1 (действуют
до 31.12.2002 г.); от 29.11.99 г. N 487-1);
2. Закон
Республики Казахстан «О
бюджет» от 24.04.95 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на
01.01.2000 г.;
3. «Финансы»
Мельников В. Д., Ильясов К. К.,
Алматы 2001;
4. «Общая
теория финансов» Учебник,
5. «Финансы,
денежное обращение, кредит»
6. «Курс
экономической теории»
Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров:
Издательство «АСА», 1997;
7. «Государственные финансы в новых условиях» Лушин С.И., издательство
Финансы, Москва, 1998;
8. «Финансы» Учебное пособие, Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева
В.Д., под ред. проф. Ковалевой А.М., Москва, Финансы и статистика,
1997;
9. «Экономическая
теория» Учебное пособие,
1998;
10. "Казахстанская
правда" от 24 июня 2000 года.
* Государственные исполнительные органы, ответственные за финансовое
обоснование и
реализацию республиканских бюджетных
программ
* Секвестр - запрет на расходование средств в определенных пределах;
вводится в случаях, когда при исполнении бюджета происходит превышение
установленного уровня бюджетного дефицита либо сокращаются поступления от
доходных источников, в результате чего становится невозможным
финансирование
в полном объеме предусмотренных
бюджетных программ.
-----------------------
Бюджеты районов
Городские бюджеты
областного подчинения
Бюджеты районов
Бюджеты городов
Областные бюджеты
Бюджеты городов Астаны и
Бюджеты областей
Республиканский бюджет
Местные бюджеты
Государственный бюджет
Республики Казахстан
Основной финансовый план
Закон государства
Механизм управления социально-
Надстроечная часть
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета