Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в
большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного
механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
выражает производственные
отношения и имеет
вещественное воплощение:
бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном
фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде. В результате этого
реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в
обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых
государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно
обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта
и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного
распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по
расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения,
обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда
выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и
перераспределением.
Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные
отношения, возникающие между государствам и другими участниками
общественного производства в процессе распределения и перераспределения
стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда
денежных средств государства и его использования на цели расширенного
воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
Государственный бюджет как экономическая категория выполняет функции,
соответствующие категории финансов в целом - распределительную и
контрольную. Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой
бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных
финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции
выполняет характерные подфункции, как-то: размещения (ресурсов),
перераспределительную, стабилизации.
Бюджет воздействует ни экономику через бюджетный механизм. В этом
проявляется роль бюджета как инструмента влияния на экономику в целом.
Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов образования и
использования централизованного фонда денежных средств государства.
Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных
размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и
методов его образования и использования, перераспределения финансовых
ресурсов в процессе становления и исполнения бюджета.
Разнообразие
форм собственности
хозяйства, что предопределяет такую же форму функционирования бюджетных
отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения
централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что
бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе —
основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные
процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета;
специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана
показывают источники формирования и направления использования
централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый
план является продуктом плановой деятельности государства; в нем выражена
воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели
основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в
соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О
республиканском бюджете».
Таким образом, многообразие понятия «государственным бюджет» сводится к его
трактованию в следующих составляющих:
- как
относительно самостоятельная
- как
централизованный фонд
- как
инструмент воздействия на
- как
основной финансовый план
- как юридический закон, положения которого обязательны для выполнения
всеми участниками
отношений и членами общества.
Схема 1. Качественные характеристики государственного бюджета
Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в
первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части)
распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% -
валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он
распределяет денежные средства между различными отраслями национального
хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности,
экономическими районами и территориями страны.
Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как
он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль
играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в
качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для
обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и
общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота
фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств
на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов
позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на
отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.
Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным
источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть
учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов
и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение
и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку,
культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно
проведение социально-
Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры
отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами
функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может
формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на
территориальные
пропорции в его использовании.
1.2 Роль
бюджета в распределении
национального дохода.
В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной
стоимости ( национального дохода, распределяемого и используемого в
соответствии с рыночными законами общественного развития (закона стоимости,
закона спроса и предложения, закона повышающейся производительности труда,
закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного
воспроизводства
и удовлетворения общегосударственных
потребностей.
В условиях рыночных отношений распределение национального дохода
производится посредством образования, распределения и использования
денежных доходов и накоплений. К числу таких доходов относятся, прежде
всего, государственные доходы, доходы предприятий и объединений, различных
коммерческих
структур, финансовых групп, банков, а
также доходы населения.
Значительная
часть национального дохода
распределения ( налогообложения государственных, частных и коммерческих
предприятий. Часть чистого дохода населения перечисляется в бюджет в
порядке перераспределения.
Распределение части национального дохода через государственный бюджет
обусловлено необходимостью создания централизованного фонда денежных
средств для расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных
потребностей общества, путем перераспределения средств между отраслями
производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а
также между экономическими районами страны: государственного регулирования
денежных накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных
предприятиях, объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в
торговле и
т.д.
Перераспределение
национального дохода между
фирмами через государственный бюджет обусловлено главным образом
необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли в другую в
соответствии с планами экономического и социального развития страны, с
программами радикальных экономических преобразований общества, для
осуществления
перестройки структуры
Такое
перераспределение в
технического оснащения, энерго и фондовооруженности объединений,
предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых
природных богатств; действующей системой ценообразования и тем, что при
переходе к рыночным отношениям необходима поддержка со стороны государства
перспективных отраслей производства. Перераспределение национального дохода
как между отраслями, так и внутри отраслей происходит посредством
государственных инвестиций и приоритетного финансирования отдельных видов
производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета