Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в
большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование
финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет
отвечать требованиям времени.
Изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и
законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного
механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и роль государственного бюджета. 5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория 5
1.2 Роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта
и национального дохода 10
1.3 Функции бюджета 13
Глава II. Проблемы сбалансированности и несбалансированности
государственного бюджета 14
2.1 Дефицит бюджета 15.
2.2 Разные теоретические подходы к проблеме бюджетного дефицита и
бюджетной политики 16
2.3 Государственный долг 18
2.4 Избыток бюджета 19
2.5 Мультипликатор сбалансированного бюджета 20
Глава III. Современное состояние государственного бюджета Республики
Казахстан 22
3.1 Состав доходов и расходов государственного бюджета 22
3.2 Баланс бюджета и дефицит бюджета 25
3.3 Бюджетная система и бюджетное устройство 27
3.4 Бюджетный процесс 29
3.5 Пути совершенствования и развития государственного бюджета 33
Заключение 35
Список используемой литературы 36
социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом
государственного регулирования экономики, воздействуя им можно влиять на
хозяйственную конъюнктуру, осуществлять антикризисные мероприятия. Бюджет
современного государства представляет собой сложный многолистовой документ,
отражающий все многообразие его функций. Это годовой план государственных
расходов и
источников их финансового покрытия.
Проект
бюджета ежегодно обсуждается
и принимается
органом.
Бюджет -
сложная экономическая
государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений,
складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и
использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного
для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами (
государственный бюджет ( это денежные отношения, возникающие у государства
с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных
финансов, а также с распределением и перераспределением национального
дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-
культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления
обороноспособности
страны и др.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика
этих отношений, как составной части финансовых отношений, выражается в
том, что они, во первых, возникают в фазе распределения общественного
производства, и, во вторых, направлены на формирование, распределение и
использование
централизованных финансовых ресурсов.
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем,
что в руках государства постоянно должна концентрироваться часть
национального дохода, необходимая для обеспечения расширенного
воспроизводства в масштабах общества, удовлетворения экономических и
социально-культурных потребностей граждан, покрытия общественных издержек
управления, повышения обороноспособности страны. Бюджетные отношения
органически связаны
с функционированием
отношения являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения (
это часть экономической структуры общества; их функционирование
предопределяется тем, что для осуществления государством его функций
объективно необходима материально-финансовая база. В процессе
воспроизводства бюджетные отношения получают соответствующую им материально-
вещественную форму: они овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем
государственный
бюджет и местные бюджеты.
Выступая центральным звеном в общей системе государственного
регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных
классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и
экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют
собой определенную
философию и идеологию
Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как
категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в
целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других
сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует
отнести то, что:
1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных
отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках
государства и
ее использованием для общественных
потребностей;
2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального
дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного
производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом,
строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами
общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой
экономики), между
регионами страны и территориями;
3) область
бюджетного распределения
государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по
сравнению с
другими звеньями финансовой системы.
Взгляд на бюджет как экономическую категорию получил свое признание не
сразу. Только в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно
которой с позиций экономической сущности государственный бюджет может
рассматриваться как самостоятельная экономическая категория, а с позиций
законодательного установления финансовой базы государства ( как его
финансовый план.
В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные
сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область
стоимостного распределения валового общественного продукта образуют
финансовые отношения, складывающиеся у государства с хозяйствующими
субъектами и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают
они в распределительном процессе, непременным участником которого является
государство, и связаны с формированием и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных
потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет
экономическое содержание понятия, носящего название «государственный
бюджет».
Государственный бюджет как совокупность экономических отношений имеет
объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы
распределения объективно предопределено самим общественным производством,
развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах.
Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного
кругооборота в масштабах всего национального хозяйства, для обеспечения
функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной
сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями
государства. Государство нуждается в централизованных средствах для
финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных
мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера,
покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом,
существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного
желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная
потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями
государства.
На современном этапе развития экономики централизованные финансовые
ресурсы позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции
общественного производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и
территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для
первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные
социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные
средства сосредоточиваются на решающих участках экономического и
социального развития, подготавливая условия для успешной реализации
экономической и социальной политики государства.
Таким образом, как особая часть стоимостного распределения
государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение -
служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь
экономической формой существования объективных распределительных отношений,
выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет
выступает в качестве экономической категории.
Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых
отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию
финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер,
осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и
использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям
присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих
с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера
стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
1) представляет особую экономическую форму распределительных
отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного
продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных
потребностей;
2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями
национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами
общественной деятельности в отличие от финансов материального производства,
опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости,
и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая
непосредственно не связана с движением общественного продукта в его
товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в
материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения
тесно переплетаются с товарно-денежными.
Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория,
Информация о работе Экономическая сущность и роль государственного бюджета