История коммерции в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:49, доклад

Краткое описание

Коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения и т. д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, полуфабрикатов и т. п., т. е. элементы коммерческой деятельности могут присутствовать во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.

Оглавление

Сущность и значение коммерции
Зарождение торговли
Торговля в царское время
Заключение

Файлы: 1 файл

История коммерции в России и за рубежом.doc

— 77.50 Кб (Скачать)
fy">     В России путь к становлению самостоятельного и систематизированного торгового  законодательства был намечен уже  Соборным Уложением 1649 г. В 17 в. начинают объединяться небольшие местные рынки в один всероссийский рынок. Москва была центром формирования этого рынка. Оптовая и розничная торговля велась на ярмарках. Сбором налогов с торговли и таможенными сборами ведал Приказ Большой Казны. Развитию торговли содействовал Торговый устав 1653 г. Во второй половине 17 в. появились торговые компании. Расширились связи с Индией, по Нерчинскому договору 1689 г. – с Китаем. Русское правительство в 17 в. осуществляло политику меркантилизма (франц. Merkante – торговец, купец; теория денежного баланса обосновывала политику, направленную на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем) и ограничивала торговлю иностранных купцов в России.

     В 16 – 17 вв. существовали привилегированные  корпорации гостей, торговых людей  суконной и гостиной сотни. Внутри корпораций купцы делились по имущественному признаку в основном на три статьи – первостатейных, среднестатейных и третьестатейных. Термин «гильдия» впервые упомянут (1719 г.) в регламенте Коммерц-коллегии. В 1721 г. Регламентом Главного магистра было объявлено обязательным создание гильдий во всех городах. Посадское население следовало разделить на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Первые в свою очередь делились на две гильдии: 1-я включала банкиров, «знатных» купцов, докторов, аптекарей и некоторые категории ремесленников (золотых и серебряных дел мастера и т.д.); 2-я – мелких торговцев и ремесленников (с образованием в 1722 г. Цехов часть ремесленников оказалась за пределами гильдейского деления). Остальное население (чернорабочие, «обретающиеся в наймах») причислялось к «нерегулярным» гражданам. На практике в 20 -70-х гг. 18 в. посадские люди, названные купечеством, по-прежнему делились по преимущественному признаку на три статьи, или гильдии, между которыми не было существенных различий сословного характера. Положение изменилось в 70 – 80-х гг. 18 века. Манифестом 17 марта 1755 г. Купеческое сословие было разделено на привилегированное гильдейское купечество в зависимости от располагаемого капитала (три гильдии) и мещан (остальные граждане).

     В конце 18 – начале 19 вв. происходил постепенный  упадок гильдейского купечества. Одной  из главных причин этого была широкая  конкуренция торгующих крепостных крестьян. С развитием капитализма  роль гильдий упала. В 1863 г. Третья гильдия  была отменена. С 1898 г. Гильдейские свидетельства приобретались добровольно лишь лицами, стремившимся к получению сословных купеческих прав.

     Значительному развитию торговли содействовали реформы, проводившиеся в первой части 18 в. Петром I. Несмотря на свое знание торгового дела, Петр I нередко сам сознавался, что «что из всех дел управления торговля представляет наиболее затруднений». Мешала активному проведению внешней торговли привычка русских купцов к обману («плутовству»), которую Петр I старался искоренить, для чего он создал штат браковщиков, т.е. поверщиков по торговле льном, салом, воском и юфтью, т.е. тем скудным перечнем товаров, которые пользовались спросом у иностранцев, и предусмотрел правила такой поверки. Кроме того, с целью наведения порядка в торговле и ограждения покупателей от обмана Петр I установил одинаковые для всех весы и меры, образцы которых до сих пор хранятся в Санкт-Петербурге.

     Во  внешней торговле Петр I старался приучить русских торговцев действовать сообща, «компаниями», как торговали в иностранных государствах, поощрял отправление детей купцов в иноземные государства для обучения торговому делу и развития в русских людях духа торгового предпринимательства.

     В области внутренней торговли Петр I также провел огромные преобразования. В 1713 г. Он даровал право всем людям свободно вести торговлю в России с уплатой умеренных пошлин; ограничил казенную торговлю которая стесняла частную промышленность; была создана первая биржа, а позднее биржи стали создаваться в крупных городах. При биржах учреждались присяжные маклеры, записи которых имели силу судебных (ссудных) протоколов.

     В 1717 г. была учреждена Коммерц-коллегия – центральное государственное учреждение России, ведавшее вопросами торговли, главным образом внешней. В функции Коммерц-коллегии входило: строительство торговых судов, гаваней, маяков, складов и т.п.; руководство торговыми консулами за границей, продажей некоторых товаров (пушнины, железа и др.), торговля которыми была монополизирована казной; наблюдение за путями сообщения, ярмарками и исполнением таможенных тарифов; покровительство созданию купеческих компаний и др. В 1731 -1742 гг. была объединена с Мануфактур- и Берг-коллегиями. В 1754 г. при Коммерц-коллегии был учрежден Государственный коммерческий банк. В 1802 г. подчинена министру коммерции, а в 1818 г. упразднена.

     Таможенная  реформа 1753 -1757 гг. отменила внутренние пошлины, что способствовало росту  всероссийского рынка. Во второй половине 18 в. В Москве возникли первые магазины при купеческих домах. В 1797 г. было разрешено иметь лавки при жилых домах. В 18 в. торговля развивалась на принципах протекционизма (от лат. Protection – защита, покровительство; экономическая политика осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства). Во второй половине 19 в. возникли акционерные торговые товарищества, развивалась оптовая биржевая торговля.

     На  рубеже 19 – 20 вв. происходит дальнейший рост торговли, концентрация ее в руках монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем товарообороте, развивалась магазинная форма торговли, увеличивалась роль банков. В 1905 г. было создано Министерство торговли и промышленности. В годы Первой мировой войны 1914 – 1918 гг. сократилось производство потребительских товаров, росли цены, росла спекуляция. Возник продовольственный кризис, который во многом привел к революционной ситуации в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Таким образом, можно говорить о пике развития торговли России того времени. Велась бурная торговля как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Основной чертой экономической жизни России в конце 19 века является активное развитие рыночного хозяйства. Этот процесс зарождался ещё во времена крепостничества, но именно реформы 1860-1870-х годов открыли широкую улицу новым социально-экономическим отношениям.

     Развитие  производства, увеличение производительности труда, широкая дифференциация производства опосредовали столь развитую торговлю.

     С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли ( например, ярмарки ). За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.

     Русский рынок имел большое значение для  развитых капиталистических стран. Завоевать главенствующее положение  на нем особенно стремилась Германия. В ХХ в. возрос ввоз в Россию немецких машин, станков, оборудования. На втором месте по внешнеторговому обороту с Россией стояла Англия. Во внешней торговле царское правительство упорно стремилось к активному балансу в качестве источника платежей по иностранным займам, к которым оно постоянно прибегало. Поэтому царизм усиливал политику таможенного протекционизма, выдавал предпринимателям специальные вывозные премии, возвращал им налоги с товаров, предназначенных на экспорт, и т. д. С помощью государства русские внешнеторговые фирмы успешно теснили своих западноевропейских конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского импорта приходилось на долю России. Сильны были русские позиции и на рынках других стран Востока - в Китае, Монголии, Афганистане, Турции. К концу 19 столетия Саратов превратился в крупный торгово-промышленный город. Купечество обладало в крае солидной недвижимостью и обогащалось за счет эксплуатации наемных рабочих. Этот процесс начался раньше, но отчетливо проявился в 90-е годы. К этому времени капиталистический уклад, несмотря на пережитки прошлого, стал господствующим, оказав воздействие на все стороны народного хозяйства. 

Информация о работе История коммерции в России и за рубежом