Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 13:49, доклад
Коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения и т. д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, полуфабрикатов и т. п., т. е. элементы коммерческой деятельности могут присутствовать во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Сущность и значение коммерции
Зарождение торговли
Торговля в царское время
Заключение
В 16 – 17 вв. существовали привилегированные корпорации гостей, торговых людей суконной и гостиной сотни. Внутри корпораций купцы делились по имущественному признаку в основном на три статьи – первостатейных, среднестатейных и третьестатейных. Термин «гильдия» впервые упомянут (1719 г.) в регламенте Коммерц-коллегии. В 1721 г. Регламентом Главного магистра было объявлено обязательным создание гильдий во всех городах. Посадское население следовало разделить на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. Первые в свою очередь делились на две гильдии: 1-я включала банкиров, «знатных» купцов, докторов, аптекарей и некоторые категории ремесленников (золотых и серебряных дел мастера и т.д.); 2-я – мелких торговцев и ремесленников (с образованием в 1722 г. Цехов часть ремесленников оказалась за пределами гильдейского деления). Остальное население (чернорабочие, «обретающиеся в наймах») причислялось к «нерегулярным» гражданам. На практике в 20 -70-х гг. 18 в. посадские люди, названные купечеством, по-прежнему делились по преимущественному признаку на три статьи, или гильдии, между которыми не было существенных различий сословного характера. Положение изменилось в 70 – 80-х гг. 18 века. Манифестом 17 марта 1755 г. Купеческое сословие было разделено на привилегированное гильдейское купечество в зависимости от располагаемого капитала (три гильдии) и мещан (остальные граждане).
В
конце 18 – начале 19 вв. происходил постепенный
упадок гильдейского купечества. Одной
из главных причин этого была широкая
конкуренция торгующих
Значительному развитию торговли содействовали реформы, проводившиеся в первой части 18 в. Петром I. Несмотря на свое знание торгового дела, Петр I нередко сам сознавался, что «что из всех дел управления торговля представляет наиболее затруднений». Мешала активному проведению внешней торговли привычка русских купцов к обману («плутовству»), которую Петр I старался искоренить, для чего он создал штат браковщиков, т.е. поверщиков по торговле льном, салом, воском и юфтью, т.е. тем скудным перечнем товаров, которые пользовались спросом у иностранцев, и предусмотрел правила такой поверки. Кроме того, с целью наведения порядка в торговле и ограждения покупателей от обмана Петр I установил одинаковые для всех весы и меры, образцы которых до сих пор хранятся в Санкт-Петербурге.
Во внешней торговле Петр I старался приучить русских торговцев действовать сообща, «компаниями», как торговали в иностранных государствах, поощрял отправление детей купцов в иноземные государства для обучения торговому делу и развития в русских людях духа торгового предпринимательства.
В области внутренней торговли Петр I также провел огромные преобразования. В 1713 г. Он даровал право всем людям свободно вести торговлю в России с уплатой умеренных пошлин; ограничил казенную торговлю которая стесняла частную промышленность; была создана первая биржа, а позднее биржи стали создаваться в крупных городах. При биржах учреждались присяжные маклеры, записи которых имели силу судебных (ссудных) протоколов.
В 1717 г. была учреждена Коммерц-коллегия – центральное государственное учреждение России, ведавшее вопросами торговли, главным образом внешней. В функции Коммерц-коллегии входило: строительство торговых судов, гаваней, маяков, складов и т.п.; руководство торговыми консулами за границей, продажей некоторых товаров (пушнины, железа и др.), торговля которыми была монополизирована казной; наблюдение за путями сообщения, ярмарками и исполнением таможенных тарифов; покровительство созданию купеческих компаний и др. В 1731 -1742 гг. была объединена с Мануфактур- и Берг-коллегиями. В 1754 г. при Коммерц-коллегии был учрежден Государственный коммерческий банк. В 1802 г. подчинена министру коммерции, а в 1818 г. упразднена.
Таможенная реформа 1753 -1757 гг. отменила внутренние пошлины, что способствовало росту всероссийского рынка. Во второй половине 18 в. В Москве возникли первые магазины при купеческих домах. В 1797 г. было разрешено иметь лавки при жилых домах. В 18 в. торговля развивалась на принципах протекционизма (от лат. Protection – защита, покровительство; экономическая политика осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства). Во второй половине 19 в. возникли акционерные торговые товарищества, развивалась оптовая биржевая торговля.
На
рубеже 19 – 20 вв. происходит дальнейший
рост торговли, концентрация ее в руках
монополий. Падала доля ярмарок во внутреннем
товарообороте, развивалась магазинная
форма торговли, увеличивалась роль банков.
В 1905 г. было создано Министерство торговли
и промышленности. В годы Первой мировой
войны 1914 – 1918 гг. сократилось производство
потребительских товаров, росли цены,
росла спекуляция. Возник продовольственный
кризис, который во многом привел к революционной
ситуации в России.
Заключение
Таким образом, можно говорить о пике развития торговли России того времени. Велась бурная торговля как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Основной чертой экономической жизни России в конце 19 века является активное развитие рыночного хозяйства. Этот процесс зарождался ещё во времена крепостничества, но именно реформы 1860-1870-х годов открыли широкую улицу новым социально-экономическим отношениям.
Развитие производства, увеличение производительности труда, широкая дифференциация производства опосредовали столь развитую торговлю.
С конца XIX в. До начала первой мировой войны объем внутренней торговли в России увеличился в 1,5 раза. В первом десятилетии ХХ в. при активной роли иностранного, особенно французского, капитала образуются крупные торговые монополистические объединения, которые стремятся сосредоточить в своих руках торговлю хлебом, мясом, рядом промышленных товаров. Однако пережитки крепостничества сказывались и на торговли. Наряду с передовыми капиталистическими формами торговли - биржами, стационарными торговыми предприятиями - в России сохранились и патриархальные формы торговли ( например, ярмарки ). За 1909 - 1913 гг. внешней товарооборот России возрос в полтора раза по сравнению с 1904 - 1908 гг. По-прежнему в структуре экспорта 90% составляли продовольственные товары и сырье, причем на хлеб приходилось 40%. Несколько возросли размеры промышленного экспорта - тканей, нефти, сахара, металлов, хотя его доля составляла лишь 10% вывоза. Для завоевания внешних рынков капиталистические монополии стали использовать демпинг. Так, в Лондоне русский сахар продавался почти в три раза дешевле, чем на внутреннем рынке. Рельсовый синдикат продавал на иностранных рынках рельсы на 25 - 30% дешевле, чем в России. Русские рельсы появились в Румынии, Италии, Дании, Южной Америке, Японии и даже в Англии.
Русский
рынок имел большое значение для
развитых капиталистических стран.
Завоевать главенствующее положение
на нем особенно стремилась Германия.
В ХХ в. возрос ввоз в Россию немецких
машин, станков, оборудования. На втором
месте по внешнеторговому обороту
с Россией стояла Англия. Во внешней торговле
царское правительство упорно стремилось
к активному балансу в качестве источника
платежей по иностранным займам, к которым
оно постоянно прибегало. Поэтому царизм
усиливал политику таможенного протекционизма,
выдавал предпринимателям специальные
вывозные премии, возвращал им налоги
с товаров, предназначенных на экспорт,
и т. д. С помощью государства русские внешнеторговые
фирмы успешно теснили своих западноевропейских
конкурентов в Иране. Перед войной 50% иранского
импорта приходилось на долю России. Сильны
были русские позиции и на рынках других
стран Востока - в Китае, Монголии, Афганистане,
Турции. К концу 19 столетия Саратов превратился
в крупный торгово-промышленный город.
Купечество обладало в крае солидной недвижимостью
и обогащалось за счет эксплуатации наемных
рабочих. Этот процесс начался раньше,
но отчетливо проявился в 90-е годы. К этому
времени капиталистический уклад, несмотря
на пережитки прошлого, стал господствующим,
оказав воздействие на все стороны народного
хозяйства.