Функции бюджетирования, виды бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:43, реферат

Краткое описание

Бюджетирование можно определить как уникальная (для конкретного предприятия) технология управления бизнесом, применяемая на всех уровнях организации, используемая как способ достижения и реализации стратегии, выраженная в денежных и натуральных показателях . Сам процесс можно охарактеризовать как творческий, поскольку модель всегда будет индивидуальной для каждого предприятия, и отражать особенности, которые присущи только ему

Файлы: 1 файл

Функции бюджетирования, виды бюджетов.docx

— 151.41 Кб (Скачать)

     Операционный  бюджет (план прибылей и убытков) в  наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:

     1. Выручка от реализации продукции. 

     2. Себестоимость реализуемой продукции. 

     3. Валовая прибыль (п. 1 - п. 2).

     4. Коммерческие расходы. 

     5. Управленческие расходы. 

     6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 - п. 4 - п. 5).

     Инвестиционный  бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период. В литературе также встречается определение «бюджет капитала».

     В бюджете инвестиций (капитальных  затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений.

     Существуют  мнения о том, что инвестиционный бюджет является частью финансового  бюджета.

     Финансовый  бюджет — подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом, во первых, денежных поступлений и расходов, во-вторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период. В литературе встречаются также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств».

     В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Основной целью финансового  бюджета является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.

     С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких  показателях, как:

     * объем продаж и общая прибыль;

     * себестоимость продаж;

     * процентное отношение доходов  и расходов;

     * общий объем инвестиций;

     * использование собственных и  заемных средств;

     * срок окупаемости вложений и  др.

     В состав финансового бюджета входят бюджеты денежных средств, а также  прогнозный бухгалтерский баланс (отчет  о финансовом положении).

     Бюджет  денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. С его помощью прогнозируются конечные остатки на счетах денежных средств, необходимых для составления прогнозного бухгалтерского баланса, а также выявляются периоды излишка финансовых ресурсов или их нехватки.

     Последним шагом в процессе подготовки главного (сводного) бюджета является разработка прогнозного бухгалтерского баланса (отчета о финансовом положении). Он отражает структуру активов и пассивов организации и соответствует отчетной форме № 1. Расчет ожидаемого бухгалтерского баланса по состоянию на конец планируемого периода позволяет оценить те изменения, которые произойдут с имуществом организации и его источником в результате хозяйственных операций планируемого периода.

     Составление подробного сводного бюджета является серьезным подспорьем для собственников  организации в обеспечении контроля за эффективностью использования инвестированных  в нее средств. Он позволяет четко  определить цели и задачи, стоящие  перед ними, на планируемый период и контролировать ход выполнения производственной программы, процесс  формирования доходов и расходов, состояние расчетов и платежей. При  формировании бюджетов для подразделений  организации необходимым условием является использование метода "нулевого баланса". Бюджеты должны составляться не на основе затрат за прошедший период, а на базе запланированных мероприятий.

     Бюджеты необходимо формировать на базе одного из альтернативных вариантов плана. Возможны следующие варианты: пессимистический, вероятностный и оптимистический.

     Пессимистический  вариант должен преследовать минимальную цель и требовать максимального сокращения имеющихся ресурсов.

     Вероятностный вариант должен ориентироваться на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов.

     Оптимистический вариант должен предусмотреть выполнение максимальной цели при эффективном использовании всех ресурсов. 

     Организация и развитие бюджетирования на предприятиях Кемеровской  области 

     В кемеровской области, равно как  и по всей стране, внедрение систем бюджетирования набирает обороты. Руководители предприятий все чаще выделяют средства на установку электронных систем бюджетирования и командирование сотрудников  на семинары по финансовому планированию и бюджетированию.

     Убежденность  высшего руководства в необходимости  реализации проекта внедрения бюджетирования, понимание проведения возможных  изменений в организационной  структуре и процедурах, оценка предполагаемых трудностей при создании новой системы  позволяют осуществить качественное формирование бюджетного процесса на предприятии.

     ОАО «Ленинск-Кузнецкий  хлебокомбинат», производитель хлебобулочных изделий в Кемеровской области, в 2007 году принял решение о самостоятельном внедрении автоматизированной системы бюджетного планирования.

     За  короткий промежуток времени специалисты  предприятия квалифицированно разобрались  в проблемах, стоящих перед ними в области бюджетирования, правильно  поставили задачи и оценили объем  работы, необходимый для их выполнения, подготовили основные документы, регламентирующие бюджетный процесс, самостоятельно разобрались и настроили программное обеспечение КИС: Бюджетирование.

     Работа  по подготовке и вводу информации, организация и координация бюджетного процесса проводилась специалистами, при непосредственном участии руководства  ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат», что обеспечило успешное внедрение  проекта и своевременное составление бюджета.

     В процессе эксплуатации системы бюджетирования на ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат» планируется организовать процесс  контроля исполнения бюджетных показателей, осуществить подготовку сбора фактической  информации для проведения план-факторного анализа.

     С 6 по 8 апреля 2007г. в учебном классе отдела подготовки кадров ООО «Топкинский цемент» проходил корпоративный семинар-практикум на тему «Бюджетное управление предприятием».

     Семинар проводил генеральный директор московской консалтинговой компании «РиК» (Результат  и Качество) – Александр Карпов, утверждавший, что внедрение бюджетирования требует значительных усилий и внимания со стороны руководства. Более того, в этом процессе участвуют все  подразделения предприятия, для  чего необходима колоссальная мобилизация  организационных ресурсов. В семинаре принимали участие управляющий  и финансовый директора «Топкинского цемента», руководители и специалисты  финансово-экономичеuских подразделений  ООО «Топкинский цемент», ООО  «Красноярский цемент», ООО «Комбинат  «Волна», специалисты по экономике  и финансам холдинга «Сибирский цемент».

     Инициатором обучения выступил финансовый директор ООО «Топкинский цемент» - Алексей  Тимченко, а также отдел бюджетирования и корпоративной отчетности завода.

     Тематика  семинара преследовала две основные цели:

     - доступно донести до участников  семинара, как внедрить у себя  в компании эффективно действующую  систему бюджетирования для практического  использования в управлении;

     - сформировать в ходе семинара  проекты концепций бюджетирования, содержащие основные принципы  и требования к будущей системе  бюджетирования.

     Справка: ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» создано в 2004 году. Основное направление деятельности - производство и реализация цемента на территории Сибирского федерального округа.

     В состав компании входят: ООО «Топкинский  цемент» (Кемеровская область), ООО  «Красноярский цемент», ООО «Комбинат  «Волна» (Красноярск), ОАО «Ангарский цементно-горный комбинат» (Иркутская  область), ООО «Тимлюйский цементный  завод» (Республика Бурятия). Каждый из цементных заводов является комплексом полного технологического цикла, который  обеспечен собственной сырьевой базой и налаженными каналами сбыта. Помимо этого, холдинг «Сибирский цемент» владеет единственной в  России собственной транспортной компанией, насчитывающей около 500 хопер-цементовозов.

     Проект  «Постановка бюджетирования в  группе «Распадская», (угольная промышленность), Кемеровская область, выполнялся с июля 2003 по декабрь 2003. В рамках проекта проведен анализ системы управления и выработан план постановки системы бюджетирования, состоящий из 3 этапов: разработка регламентов бюджетирования, разработка финансовой модели бюджетирования и разработка бюджетов на плановый период, с использованием новой системы бюджетирования. Проект выполняется сразу в 8 предприятиях и управляющей компании.

     7 декабря 2007 года в Новокузнецке  в конференц-зале объединенной  угольной компании «Южкузбассуголь» менеджеры сибирских предприятий обсуждали возможности автоматизации бизнес-процессов на базе системы управления Microsoft Axapta. Это обсуждение проходило в рамках однодневного семинара «Бюджетирование и логистика - инструменты управления предприятием», который посетили 42 представителя 19 предприятий Кемеровской области.

       В роли организатора мероприятия  выступила компания «СиТиГруп  Консалтинг» совместно с компанией  Microsoft.

     Преимуществам автоматизации бюджетирования и  логистики были посвящены доклады  специалистов-консультантов компании «СиТиГруп Консалтинг».

     В настоящее время на предприятии  ОАО «Междуречье», г. Междуреченск, создана комплексная система управления на базе программных продуктов серии ТЕКТОН (проектная мощность – 150-170 рабочих мест, работающих на единой базе данных без репликаций, территориально удаленных друг от друга на расстояние до 30 км.). Одной из функций указанных программных продуктов является осуществление бюджетирования, финансовое планирования и финансового анализа.

     Справка: Головное предприятие акционерного общества – разрез «Междуреченский» был сдан в эксплуатацию в 1964 году. В октябре 1991 года смежные предприятия разрез «Междуреченский», Сибиргинская автобаза и Междуреченское погрузочно-транспортное управление – объединились в ОАО «Междуречье». ОАО «Междуречье» ведет добычу угля открытым способом в Междуреченском и Новокузнецком районах Кузбасса на двух обособленных друг от друга участках.

     При применении систем бюджетирования на предприятиях Кемеровской области  часто возникают следующие проблемы:

     1. несоответствие стратегических  целей разрабатываемым бюджетам;

     2. неверное построение финансовой  структуры и определение центров  ответственности; 

     3. отсутствие четкого механизма  взаимодействия и обмена информацией  между центрами финансовой ответственности; 

     4. отсутствие индивидуальной системы  бюджетирования (применение стандартной  схемы);

     5. выбор программного продукта, позволяющего  решить проблему автоматизации  процесса бюджетирования.

     Так или иначе, после анализа преимуществ  и недостатков внедрения систем бюджетирования на предприятиях Кемеровской  области, становится очевидной укоренение тенденций его развития. 

 

      Заключение 

     При внедрении бюджетирования на отечественных  предприятиях приходится учитывать  как общие принципы и проблемы, так и специфические особенности. Это обусловлено как особенностями  технологий производства продукции, так  и особенностями рынка.

Информация о работе Функции бюджетирования, виды бюджетов