Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 08:38, реферат
Эмоции всегда помогали человеку выжить, поэтому без эмоций человек просто не сможет существовать. Инстинкт самосохранения – это врожденная функция любого живого организма, она активируется в случае опасности, следовательно, благодаря эмоции-страху.
Эмоции побуждают нас к определенным действиям, порой необдуманным. Человек совершает те или иные действия, чтобы погасить потребность организма, вызванную эмоциями, порой, эти действия бывают неправильными, но на момент совершения их, человеку кажется, что он совершает наиболее правильные действия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ВИДЫ ЭМОЦИЙ 5
1.1.По знаку 5
1.2.По качеству 5
1.3.По силе и устойчивости 6
2.ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ 9
2.1.Функция оценки 9
2.2.Функция мобилизации 9
2.3.Функция следообразования 9
2.4.Функция компенсации информационного дефицита 10
2.5.Функция коммуникации 10
2.6.Функция дезорганизации 11
2.7.Функция защиты 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Кафедра «Прикладная психология»
Реферат
по дисциплине «Основы психологии»
на тему:
«Виды и функции эмоций »
Выполнила:
Студентка группы ФК1-12
Таралеш Анна
Научный руководитель:
Орлова Елена Александровна
Москва 2012
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ3
1.ВИДЫ ЭМОЦИЙ5
1.1.По знаку5
1.2.По качеству5
1.3.По силе и устойчивости6
2.ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ9
2.1.Функция оценки9
2.2.Функция мобилизации9
2.3.Функция следообразования 9
2.4.Функция компенсации информационного дефицита 10
2.5.Функция коммуникации10
2.6.Функция дезорганизации11
2.7.Функция защиты11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ13
ВВЕДЕНИЕ
Я выбрала эту тему потому что, человек реагирует на все жизненные ситуации, будь они хорошими или плохими. Как известно, через чувства и эмоции выражаются отношения человека к предметам и явлениям действительности.
Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Ч. Дарвин говорил
о биологической
Эмоции всегда помогали человеку выжить, поэтому без эмоций человек просто не сможет существовать. Инстинкт самосохранения – это врожденная функция любого живого организма, она активируется в случае опасности, следовательно, благодаря эмоции-страху.
Эмоции побуждают нас к определенным действиям, порой необдуманным. Человек совершает те или иные действия, чтобы погасить потребность организма, вызванную эмоциями, порой, эти действия бывают неправильными, но на момент совершения их, человеку кажется, что он совершает наиболее правильные действия.
Тема эмоций весьма актуальна, ведь эмоции всегда присущи человеку. В древности карта мира изменялась по воле одного человека, подвергнутого каким-либо эмоциям (влюбленного, оскорбленного). Сегодня же, благодаря эмоциям, чувству недовольства, приниженности, в любой стране может разыграться революция.
Существует несколько
1.1.По знаку эмоции делятся на:
1.2. По качеству эмоций выделяют основные виды своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регулировании деятельности и общения человека. Данную классификацию эмоций разработал К. Э. Изард. Он выделил следующие «фундаментальные» эмоции:
1.3. По силе и устойчивости эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Рассмотрим каждую группу по отдельности.
Ситуативные эмоции
Эмоциональный тон ощущений - простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные …), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению. Эмоциональный тон ощущений как простейшее эмоциональное состояние не является самостоятельным психологическим процессом, а лишь служит своеобразной эмоциональной окраской простых ощущений. Эмоциональный тон ощущений сохраняется столько же, сколько длится само ощущение.
Эмоции, в собственном смысле этого
слова, - эмоциональные реакции, отражающие
значимость ситуаций, выступающие в
форме непосредственных ситуативных
переживаний удовлетворения потребностей.
Важную роль среди этих эмоций играют
переживания радости, огорчения, страха,
гнева и другие ``фундаментальные''
эмоции, возникающие в связи с
успехом или неуспехом
Аффект (от лат. аffectus -- душевное волнение) - сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств. Аффект обычно возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемое либо противоречием между его влечениями, стремлениями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляют к человеку. Аффект приводит к дезорганизации сознания. Сознание сужается на объекте аффекта, резко снижается волевой контроль над действиями и поступками, нарушается работа кровеносной и эндокринной систем и т. д. Нарушения сознания в случае аффекта могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего этот аффект события.
Устойчивые эмоции
Настроение — сравнительно продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям. Настроение -- это не конкретная эмоция, чувство, а общий тон, эмоциональный фон, в котором протекают все эмоциональные переживания человека. Настроение может быть радостным, веселым, грустным, унылым и т. д. Часто настроение формируется под влиянием отдельных жизненных событий: встреч, удач, принятия решений и т. д. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, настроение представляет собой эмоциональную реакцию не только на непосредственные последствия событий, но и на их значение в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий человека, поэтому настроение носит не предметный, а личностный характер.
Чувства - высшая форма эмоциональных
состояний, отражающая отношение человека
к объекту его устойчивых потребностей,
закрепленная в направленности личности.
Чувства характеризуются
Чувства базируются на определенных
ситуативных эмоциях и
Страсть - сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть – это очень стойкое и длительное переживание. Основным признаком страсти являются ее действенность, слияние волевых и эмоциональных процессов. Близким по интенсивности к страсти чувством является увлечение. Однако оно, в отличие от страсти, непостоянно, кратковременно. Увлечениям, прежде всего, подвержены люди с высоким уровнем эмоциональности.
2.1.Функция оценки.
Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло.
2.2.Функция мобилизации.
Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
2.3.Функция следообразования.
Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».
Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
2.4.Функция компенсации информационного дефицита.
Оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.
Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».
2.5.Функция коммуникации.
Коммуникативная функция заключается
в том, что эмоции, точнее, способы
их внешнего выражения, несут в себе
информацию о психическом и физическом
состоянии человека. Благодаря эмоциям
мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая
за изменениями эмоциональных