Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа
Эти условия в сочетании с неизжитыми элементами (включая правосознание) административно-командной экономики предопределяют понимание местного самоуправления как «подзаконного» (зависимого) уровня власти. И, как следствие, финансово-экономическое неравенство в отношениях с субъектами Федерации и самой Федерацией. Тогда как сама природа местного самоуправления подразумевает значительную экономическую самостоятельность этого демократического института, посредством которого население решает вопросы местного значения (по собственному усмотрению и под свою ответственность). Поэтому очень важным представляется правильное определение содержания финансово-экономических основ местного самоуправления, а также четкое правовое закрепление всех их элементов и механизмов взаимодействия между ними.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ
1.1. Понятие и функции местного бюджета 4
1.2. Формирование доходов, состав и структура местного бюджета 5
2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ,
СОСТАВ И СТРУКТУРА ИХ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Общий объем доходов, полученных местными бюджетами в связи с закреплением субъектами Российской Федерации налога на доходы физических лиц (обязательного и дополнительного сверх установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации), составил 138,5 млрд. рублей или 12,0 процентов доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от указанного налога (без учета Москвы и Санкт-Петербурга).
Следует отметить рост по сравнению с 2008 годом поступлений местных налогов с 82,7 до 102,5 млрд. рублей и их удельного веса в налоговых доходов местных бюджетов с 11,5% до 14,2 процента. Объем поступившего в 2009 год в местные бюджеты земельного налога превышает уровень 2008 года на 19,6 процента и составляет 88,3 млрд. рублей, налога на имущество физических лиц – соответственно на 59,4 процента и 14,8 млрд. рублей. Удельный вес земельного налога увеличился с 10,2% до 12,3%, налога на имущество физических лиц – с 1,2% до 2,0 процента.
Доходы от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и закрепленных за бюджетами муниципальных образований Бюджетным кодексом Российской Федерации, составили 57,8 млрд. рублей, из них налог на вмененный доход – 56,1 млрд. рублей или 7,8% налоговых доходов местных бюджетов, единый сельскохозяйственный налог – 1,7 млрд. рублей и 0,2 процента соответственно.
Общий объем доходов, поступивших за счет налогов, нормативы по которым установлены на федеральном уровне (в том числе налоговые доходы по нормативу 10% от налога на доходы физических лиц), оценивается в 647,3 млрд. рублей.
В рамках установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации региональных полномочий по межбюджетному регулирования применяется практика дополнительного закрепления субъектами Российской Федерации за местными бюджетами не только отчислений от региональных налогов и налога на доходы физических лиц, но и от других федеральных и региональных налогов, налоговая база которых зависит от результатов деятельности и стоимости имущества предприятий и организаций, расположенных на территории муниципальных образований, то есть уровня их социально-экономического развития. Количество субъектов Российской Федерации, воспользовавшихся данным правом в 2009 году, увеличилось с 54 в 2008 году до 59 в 2009г.
Субъекты Российской Федерации на постоянной основе установили единые нормативы отчислений по следующим видам федеральных и региональных налогов и сборов: налог на имущество организаций – 18 регионов, налог на прибыль организаций – 11 регионов, единый сельскохозяйственный налог – 33 региона, транспортный налог – 22 региона, налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых – 13 регионов, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 29 регионов, акцизы – 9 регионов, налог на игорный бизнес – 10 регионов.
Поступления налогов, которые были переданы на муниципальный уровень в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, оцениваются в 72,5 млрд. рублей или 10,1% от общего объема налоговых доходов.
Закрепление единых нормативов отчислений является реальным инструментом усиления заинтересованности муниципальных образований в расширении налогооблагаемой базы. Так, переданные субъектами Российской Федерации нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц обеспечили дополнительное поступление в местные бюджеты 19,8 млрд. рублей, от налога на прибыль организаций – 11,2 млрд. рублей, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 14,6 млрд. рублей, налога на имущество организаций – 12,2 млрд. рублей, транспортного налога – 12,9 млрд. рублей, налог на добычу полезных ископаемых – 0,8 млрд. рублей, акцизы – 0,2 млрд. рублей.
В соответствии со статьями 9 и 63 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных районов отнесено установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налоговых, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.
По данным субъектов Российской Федерации отдельные муниципальные районы закрепили за бюджетами поселений нормативы отчислений по налогу на имущество организаций (в 2 субъектах Российской Федерации), транспортному налогу (в 4 субъектах Российской Федерации), налогу на доходы физических лиц (в 8 субъектах Российской Федерации), единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в 1 субъекте Российской Федерации), единым сельскохозяйственным налогом (в 8 субъектах Российской Федерации), налогом на добычу полезных ископаемых (общераспространенных и прочих) (в 1 субъекте Российской Федерации).
В 2009 году отмечается значительное снижение поступления неналоговых доходов (в том числе доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений), которые составили 243,5 млрд. рублей, что ниже уровня 2008 года на 12,5% или 34,9 млрд. рублей. Основное снижение произошло за счет уменьшения доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности по сравнению с 2008 годом на 8,2% и доходов от продажи материальных и нематериальных активов – на 26,1%.
Как и по налоговым доходам, распределение неналоговых доходов по типам муниципальных образований осуществляется крайне неравномерно. Основной объем неналоговых доходов (64,6%) поступил в бюджеты городских округов, доля неналоговых доходов муниципальных районов составляет 24,4% и поселений – 11,0 процентов.
Распределение отдельных видов неналоговых доходов в 2009 году по типам муниципальных образований приведены в следующей таблице 5.
Таблица 5
Отдельные виды неналоговых доходов в 2009 году по типам муниципальных образований (млрд. руб.)
Показатели |
Городские округа |
Муниципальные районы |
Поселения | |||
Сумма |
% в ненал. доходах |
Сумма |
% в ненал. доходах |
Сумма |
% в ннал. доходах | |
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
13,0 |
8,3% |
5,3 |
8,9% |
0,4 |
1,5% |
69,6% |
28,3% |
2,1% | ||||
Доходы от использования имущества находящегося в мун. собственности |
78,6 |
49,9% |
22,9 |
38,5% |
17,3 |
64,5% |
66,1% |
19,3% |
14,6% | ||||
Платежи при пользовании природными ресурсами |
3,6 |
2,3% |
3,5 |
5,9% |
0,0 |
0,0% |
50,7% |
49,3% |
0,0% | ||||
Доход от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
20,1 |
12,8% |
9,6 |
16,2% |
0,9 |
3,4% |
65,7% |
31,4% |
2,9% | ||||
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
30,2 |
19,2% |
12,1 |
20,4% |
7,5 |
28,0% |
60,6% |
24,3% |
15,1% | ||||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
10,7 |
6,8% |
6,0 |
10,1% |
0,0 |
0,0% |
64,1% |
35,9% |
0% | ||||
Другие неналоговые доходы |
1,1 |
0,7% |
0,0 |
0,0% |
0,7 |
2,6% |
61,1% |
0% |
38,9% | ||||
Всего |
157,3 |
100,0% |
59,4 |
100,0% |
26,8 |
100,0% |
Как показывает анализ отчетных данных, доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (48,8%) неналоговых доходов муниципальных образований. В городских округах доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов составляет 49,9%, в муниципальных районах – 38,5%, в поселениях – 64,5 процента. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составляют в общей сумме неналоговых доходов городских округов 8,3%, муниципальных районов – 8,9%, поселений – 1,5%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 19,2%, 20,4% и 28,0% соответственно.
Одновременно с налоговыми и неналоговыми доходами основополагающей частью доходов местных бюджетов являются межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
В общем объеме доходов местных бюджетов в 2009 году доля межбюджетных трансфертов составляет 59,7% или 1424,7 млрд. рублей. Данное соотношение не претерпело существенных изменений в сравнении с 2008 годом, снизившись на 0,3%.
В структуре межбюджетных трансфертов доля средств, передаваемых с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в форме субвенций из региональных фондов компенсаций выросла с 37,6% в 2008 до 40,9% в 2009 году. При этом их общий объем в 2009 году увеличился по отношению к 2008 году на 9,6% и составил 582,7 млрд. рублей.
Основной объем субвенций (58,4%) был предоставлен в 2009 году бюджетам муниципальных районов (340,5 млрд. рублей), в бюджеты городских округов поступило 234,1 млрд. рублей или 40,2% от общего объема субвенций, в связи с преимущественным делегированием государственных полномочий на уровень муниципальных районов и городских округов. В бюджетах городских и сельских поселений субвенции составляли 8,1 млрд. рублей или 1,4% соответственно.
Количество передаваемых субъектами Российской Федерации на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий остается существенным. Так, более 15 полномочий передано 5 субъектами Российской Федерации в 2008 году и 4 субъектами Российской Федерации в 2009 году. В Забайкальском крае, Курганской, Самарской и Ярославской областях за рассматриваемые годы количество ежегодно передаваемых полномочий превышало 15.
В 2009 году 24 субъекта Российской Федерации увеличили количество переданных на муниципальный уровень государственных полномочий и у 26 сократили. По сравнению с 2008 годом в 2009 году рост количества передаваемых государственных полномочий отмечался в Республике Марий Эл - с 6 до 11, Республике Хакассия - с 4 до 7, в Республике Дагестан и Пензенской области - с 6 до 9. Снижение произошло в Чукотском Автономном Округе - с 3 до 1, Республике Бурятия - с 18 до 8, Курганской области - с 28 до 17 , Магаданской области и Республике Калмыкия - с 11 до 7.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в 2009 году составили 842,0 млрд. рублей или 59,1% общего объема межбюджетных трансфертов и 46,6% объема собственных доходов местных бюджетов. В 2008 году данные межбюджетные трансферты составляли 881,2 млрд. рублей или 62,4% общего объема межбюджетных трансфертов и 46,9% объема собственных доходов местных бюджетов. Снижение объема указанных финансовых средств в 2009 году по сравнению с 2008 годом составило 39,2 млрд. рублей или 4,4%.
Удельный вес межбюджетных трансфертов (без субвенций из региональных фондов компенсаций) в собственных доходах местных бюджетов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2008 и 2009 годах представлен в таблице 6.
Таблица 6
Удельный вес межбюджетных трансфертов в собственных доходах местных бюджетов в разрезе федеральных округов Российской Федерации в 2008-2009гг.
Наименование федерального округа |
2008г. |
2009г. |
1. Центральный ФО |
34,6% |
36,6% |
2. Северо-Западный ФО |
45,3% |
46,1% |
3. Южный ФО |
43,6% |
37,1% |
4. Северо-Кавказский ФО |
57,4% |
60,3% |
4. Приволжский ФО |
45,2% |
45,6% |
5. Уральский ФО |
52,8% |
50,4% |
6. Сибирский ФО |
48,3% |
49,1% |
7. Дальневосточный ФО |
61,0% |
61,1% |
По федеральным округам в 2009 году по сравнению с 2008 годом не произошло существенных изменений удельного веса данных межбюджетных трансфертов в собственных доходах местных бюджетов, за исключением Южного федерального округа, где снижение удельного веса достигло 6,5%. В 2009 году в 37 субъектах Российской Федерации данный показатель превышает среднее значение по Российской Федерации, а в 46-ти субъектах Российской Федерации он ниже среднего уровня по Российской Федерации. Самая высокая доля финансовой помощи отмечается в местных бюджетах Чукотского Автономного Округа (75,0%), Республики Дагестан (75,7%), Республики Тыва (72,2%).
Информация о работе Формирование доходов местных бюджетов, состав и структура и доходов в РФ