Формирование доходов местных бюджетов, состав и структура и доходов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Эти условия в сочетании с неизжитыми элементами (включая правосознание) административно-командной экономики предопределяют понимание местного самоуправления как «подзаконного» (зависимого) уровня власти. И, как следствие, финансово-экономическое неравенство в отношениях с субъектами Федерации и самой Федерацией. Тогда как сама природа местного самоуправления подразумевает значительную экономическую самостоятельность этого демократического института, посредством которого население решает вопросы местного значения (по собственному усмотрению и под свою ответственность). Поэтому очень важным представляется правильное определение содержания финансово-экономических основ местного самоуправления, а также четкое правовое закрепление всех их элементов и механизмов взаимодействия между ними.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ
1.1. Понятие и функции местного бюджета 4
1.2. Формирование доходов, состав и структура местного бюджета 5
2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ,
СОСТАВ И СТРУКТУРА ИХ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

контр по местным бюджетам.doc

— 237.00 Кб (Скачать)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ СОСТАВА  И СТРУКТУРЫ

1.1.  Понятие и функции местного бюджета     4

1.2.  Формирование доходов, состав и структура местного бюджета  5

2.  ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ,

СОСТАВ И СТРУКТУРА  ИХ ДОХОДОВ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ          12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     24

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществление муниципальной  власти обусловливается, с одной  стороны, наибольшей близостью к источнику власти (населению муниципального образования), а с другой - нижестоящим положением по сравнению с другими уровнями власти (федеральным и субъектов Федерации).

Эти условия в сочетании  с неизжитыми элементами (включая  правосознание) административно-командной экономики предопределяют понимание местного самоуправления как «подзаконного» (зависимого) уровня власти. И, как следствие, финансово-экономическое неравенство в отношениях с субъектами Федерации и самой Федерацией. Тогда как сама природа местного самоуправления подразумевает значительную экономическую самостоятельность этого демократического института, посредством которого население решает вопросы местного значения (по собственному усмотрению и под свою ответственность). Поэтому очень важным представляется правильное определение содержания финансово-экономических основ местного самоуправления, а также четкое правовое закрепление всех их элементов и механизмов взаимодействия между ними.

При этом необходимо учитывать, что именно на местном уровне непосредственно реализуется значительная часть конституционных прав и свобод граждан и предоставляются основные социальные блага, гарантируемые государством (см. главу «Социальные основы местного самоуправления»). Как указано в ст. 7 Конституции РФ, «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

То есть обеспечение  бюджетно-финансовой самостоятельности  местного самоуправления есть, в том  числе и необходимое условие для выполнения конституционных гарантий равенства прав всех граждан на получение стандартного набора социальных благ вне зависимости от территории их проживания.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ

 

1.1. Понятие и функции  местного бюджета

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Статья 14 Бюджетного кодекса РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" определяет сферу собственных полномочий местных органов власти, а также принципы их финансового обеспечения.

Основной концептуальной идеей нового Федерального закона "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", является идея унификации территориальной организации местного самоуправления во всех субъектах Федерации.

В Федеральном законе в качестве принципа территориальной организации местного самоуправления закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя два типа муниципальных образований: муниципальное поселение и муниципальный район с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

Эта модель позволит обеспечить решение конкретных вопросов местного значения именно на том уровне, на котором присутствуют объективно необходимые для этого ресурсы, кадровый и организационный потенциал. Более того, модель позволит решить двуединую задачу — выстроить минимальную систему взаимодействия местного самоуправления и с населением, и с органами государственной власти т.е. рамках возможно определение четких принципов и процедур разграничения полномочий и сфер ответственности жду уровнями публичной власти, создание действенных контрольных инструментов (как со стороны граждан, так и стороны государства), достижение максимальной эффективности решения социально-экономических проблем.

Вместе с тем в  этой модели предусматриваются и  механизмы распределения полномочий и ресурсов между уровня местной власти, допускающие возможность их передачи одного уровня на другой. Такая передача происходит, в зависимости от конкретных обстоятельств, либо в индивидуальном порядке (от муниципального района — к отдельному муниципальному поселению или в обратном направлении), либо в коллективном (от муниципального района — ко всем входящим в него муниципальным поселениям или в обрат-м направлении).

Кроме того, на базе крупных  городов создается третий - муниципальных образований — городской округ, сочетаний в себе признаки как поселения, так и муниципального иона. В этом случае близость местной власти к населению обеспечивается за счет закрепления в Федеральном законе критериев определения количественного состава представительного органа в зависимости от численности жителей горского округа.

Заложенная в законе система межбюджетных отношений  между субъектами Российской Федерации  и муниципальными образованиями  зеркально отражает межбюджетные отношения  между Российской Федерацией и ее субъектами позволяет создать стабильные долговременные условия формирования местных бюджетов.

По существу, речь идет о таких изменениях, которые можно  назвать революционными, поскольку  они касаются значительного перераспределения  властных полномочий, перераспределения  бюджетных ресурсов, перераспределения собственности не только на муниципальном уровне, но и между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и местной властью.

 

1.2. Формирование доходов,  состав и структура местного бюджета

 

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.

Примерная структура  доходов бюджетов местного уровня в целом по Российской Федерации выглядит следующим образом (см.таблицу 1).

 

 

Таблица 1

Примерная структура  доходов бюджетов местного уровня в  целом по

Российской Федерации

Источники доходов

Доля в доходной части  местного бюджета, %

Всего доходов местных  бюджетов в том числе:

100,0

Налоговые доходы:

71,0

местные налоговые доходы

13,1

доходы, закрепленные за местным уровнем федеральным  законодательством на постоянной основе

13,7

регулирующие налоги

44,2

Неналоговые доходы:

3,6

Доходы целевых бюджетных  фондов

1,2

Безвозмездные перечисления из бюджетов вышестоящего уровня:

24,2

дотации и трансферты

15,7

субвенции

2,7

Прочие

5,8


 

К собственным доходам  местных бюджетов относятся:

  • средства самообложения граждан;
  • доходы от местных налогов и сборов;
  • доходы от региональных налогов и сборов;
  • доходы от федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  • доходы от использования муниципального имущества;
  • часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  • штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  • иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В местные бюджеты  зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых  в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  • земельного налога;
  • налога на имущество физических лиц.

Введение местных налогов  и сборов преследует цель пополнять  доходные источники местных бюджетов, способствовать их сбалансированию, обеспечивать социально-хозяйственные потребности городов, районов и других административно-территориальных единиц.

Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов. Доходы от региональных налогов и  сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений при выравнивании бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений

В местные бюджеты  в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Федерации нормативами отчислений, установленными законом субъекта Российской Федерации, могут зачисляться доходы от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджет субъекта Федерации.

Установление указанных  нормативов законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Федерации на соответствующий год  или иным законом субъекта Федерации на ограниченный срок действия не допускается.

В бюджеты поселений  в соответствии с едиными для  всех поселений данного муниципального района нормативами отчислений, установленными решениями представительного органа муниципального района, могут зачисляться  доходы от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации) налогах и сборах и (или) законом субъекта Федерации в бюджеты муниципальных районов.

Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются  в бюджеты городских округов по налоговым ставкам и (или) нормативам отчислений, установленным для зачисления соответствующего регионального налога (сбора) в бюджеты поселений и бюджеты муниципальных районов

Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах

Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах устанавливаются единые для всех поселений или муниципальных районов нормативы отчислений и (или) налоговые ставки для зачисления доходов от определенного вида федерального налога (сбора) - соответствующие местные бюджеты.

В местные бюджеты в соответствии с едиными для всех поселений или муниципальных районов данного субъекта Федерации нормативами отчислений, установленными законами субъекта Федерации, могут зачисляться доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджет субъекта Федерации.

В бюджеты поселений  зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов  и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на доходы физических лиц;
  • единого сельскохозяйственного налога.

Информация о работе Формирование доходов местных бюджетов, состав и структура и доходов в РФ