Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.39 Кб (Скачать)

В России принцип сбалансированности бюджета  определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа — общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом (поквартальном, помесячном) распределении бюджетных доходов и расходов.

На стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования  бюджетных потоков, позволяющие  с наибольшей эффективностью маневрировать  бюджетными средствами, а с другой — механизм сокращения бюджетных  расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

В настоящее  время сбалансированность бюджета  должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Превышение  расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Размеры дефицита входят в число важных макроэкономических показателей. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Согласно  ст. 92 БК РФ, в случае принятия бюджета  на очередной финансовый год с  дефицитом законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В законодательства указываются следующие источники покрытия дефицита федерального бюджета.

1. Внутренние  источники следующих видов:

  • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2. Внешние  источники следующих видов:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Согласно  ст. 88 БК РФ, если в процессе составления  или рассмотрения проекта бюджета  обнаруживается превышение доходов  над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета, а именно:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета — сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
  • сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Размер  дефицита федерального бюджета не может  превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, а также не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Если при исполнении бюджета  уровень дефицита бюджета превышает  установленный при утверждении  бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся  доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений  органа исполнительной власти) принимает  решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность бюджета. Если расходы превышают бюджетные  поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета.

Таким образом, сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы сделать некоторые выводы из всего выше изложенного.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Наиболее  удачный вариант государственного бюджета — это бездефицитный  бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.

Бюджетный дефицит является неоднозначным  экономическим явлением и поэтому прежде чем решиться на политику, направленную на дефицитность бюджета, следует очень четко определить задачи и цели, которые преследуются данной политикой. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Проблема  дефицитного бюджета не является столь смертельной для экономики  страны, так как на современном  этапе в мировой практике нет  почти ни одного государства не столкнувшегося с дефицитом бюджета. Многие процветающие страны сталкиваются с этой проблемой, однако, она не влияет кардинально на экономическую ситуацию страны в целом. Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение  налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег.

Когда доходы бюджета становятся больше расходов, это превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие — при его исполнений.

В России принцип сбалансированности бюджета  определен в бюджетном  кодексе  в качестве одного из основных принципов  построения бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс РФ
  2. Амаглобели Н.Д., Литвиненко А.Н. и др. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / Н. Д. Амаглобели, А. Н. Литвиненко, З. З. Сохадзе, В. А. Титов, Г. Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  3. Бажаев О. Г., Разгулин С. В., Хворостухина Д. С., Климов А. А. Повышение эффективности бюджетных расходов: уч. пособ. - М.:Дело, 2009.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт, 2008. 
  5. Винокурова В.П. Государственный и муниципальный долг: учеб. Пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- Иркутск: Изд-во БГУЭП,2006.
  6. Государственные и муниципальные финансы: учебник// Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А.-М.: Экономистъ, 2006.
  7. Колчин С. П., Морозова Е. А., Окунева Л. П., Пилипенко О. И., Поляк Г. Б., Поляк Г. Б. Бюджетная система России. - M.:ЮНИТИ, 2008.
  8. Ляпунова Г.В., Сорокина Т.В. Бюджетная политика и бюджетный процесс / учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП. 2004.
  9. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  10. Сорокина Т.В., Файберг Т.В., Деревцова И.В. Бюджетный учет: учебно-практическое пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
  11. Цизман И.О. Применение бюджетной классификации и классификации операций сектора государственного управления в бюджетном учете: практич. пособ. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007.
  12. Яшина Н.И., Роганова С.Ю. Определение результативности расходов на образование для обоснования эффективности использования бюджетных средств // Финансы и кредит. 2006. №21. С.2-8.
  13. Официальный сайт Министерства финансов РФ // http://www.minfin.ru.
  14. Официальный сайт Федерального казначейства РФ // http://www.roskazna.ru.
  15. Официальный сайт Научной электронной библиотеки: http://elibrary.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Приложение 1

Строение  кода классификации доходов.

Администратор

Вид доходов

Подвид доходов

Классификация сектора  государственного управления

Группа

Подгруппа

Статья

Подстатья

Элемент

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. часть вторая от 5 августа 2006 г. № 117-ФЗ.- ст. 8.

2 Романов А.Н. Бюджетная система РФ: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

3 Ермакова Е. А. К вопросу об управлении неналоговыми доходами российского бюджета // Финансы и кредит. - 2006. - №23 (227). Стр. 69-74.

4 Приложение 2, таблица 1

5 Приложение 2, таблица 2


Информация о работе Дефицит бюджета