- налог
на прибыль (доход), прирост капитала,
сюда включаются налоги на
прибыль предприятий и налог
на доходы физических лиц;
- налоги
на товары, услуги, лицензионные
и регистрационные сборы: НДС,
акцизы по товарам, производимым
в РФ, и по товарам, ввозимым
в РФ, сборы, налог с продаж;
- налоги
на совокупный доход - это налоги,
в основном, для мелких предпринимателей,
которые в своем учете не
отделяют прибыль от валового
дохода, здесь же фигурирует налог
на вмененный доход;
- налоги
на добычу полезных ископаемых;
- прочие
налоги и пошлины, здесь самый
заметный платеж – государственные
пошлины.
Согласно
статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса
РФ, к неналоговым доходам федерального
бюджета относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно органов государственной власти Российской Федерации;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы.
Доходы бюджета классифицируются
не только по методам взимания и
формам их мобилизации – на налоговые
и неналоговые, но и по другим признакам,
в частности:
- в зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
- по социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
- в зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества или дохода;
- по признаку источников уплаты – налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
- по конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).
Особая
проблема – распределение налогов
и других доходов бюджета по уровням
бюджетной системы: федеральный
бюджет, бюджеты субъектов федерации,
местные (муниципальные) бюджеты. Общий
принцип такой: поступления от определенного
налога либо целиком идут в один
бюджет, либо они делятся между
различными бюджетами. Это практически
очень сложная и очень важная
проблема, так как налоги далеко
не равноценны для финансистов бюджетников.
Есть крупные налоги с хорошей
«собирательностью», а есть и мелкие
налоги, от уплаты которых легко
уклониться. Поэтому распределение
налогов между бюджетами –
актуальный и очень конфликтный
вопрос. Отнесение налога к тому
или иному уровню осуществляется
в соответствии с действующим
законодательством.
Федеральными
налогами признаются налоги и сборы,
устанавливаемые Налоговым кодексом
и обязательные к уплате на всей
территории РФ. К ним относятся
налог на прибыль, подоходный налог
с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные
пошлины и сборы.
1.4. ОПТИМИЗАЦИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Так как
налоговые доходы составляют около
70% в общем объеме доходов Федерального
бюджета, перед Российским правительством
и органами власти Российской Федерации
стоит важнейшая задача создания
такого налогового режима, который
бы обеспечил полный и своевременный
сбор налогов и, одновременно, создал
благоприятные условия для стабилизации
экономики, развития производства и
роста благосостояния граждан. Действующая
же в настоящее время налоговая
система не может в полной мере
выполнять эту задачу. Важнейшей
причиной этого является нежелание
разработчиков и субъектов управления
налоговым процессом отойти от стереотипных
подходов к налоговой политике.
Налогообложение
в целом направленно в основном
на увеличение налоговых поступлений,
что приводит к образованию фактически
завышенного совокупного бремени
начисленных налогов, которое не
в состоянии нести даже среднестатистический
налогоплательщик. Это одна из причин
того, что около половины промышленных
предприятий убыточны, а еще столько
же прибыльных предприятий являются
низкорентабельными.
Не менее
высоко налоговое давление и на население,
хотя формально оно представлено
лишь в идее ставки подоходного налога
в размере 13%. При этом не учитывается
скрытая форма обложения доходов
населения через косвенные налоги.
Нездоровая
ориентация российской налоговой системы
на косвенные формы налогообложения
– еще один негативный стереотип
в налоговой политике. До 70% всех
налоговых поступлений составляют
косвенные налоги на бизнес (НДС, акцизы,
таможенные пошлины; все налоги, которые
относящиеся на издержки производства
и обращения). Такого дисбаланса производственной
структуры в пользу инфляционных регрессивных
налогов по отношению к доходам потребителей,
коими являются косвенные налоги, нет
ни в одной развитой стране. Конечно, в
сложных российских условиях косвенные
налоги являются более надежными, стабильными
и независящими от инфляции источниками
доходов федерального бюджета. Однако
высокие косвенные налоги являющиеся
пенообразующим фактором, сокращают платежеспособный
спрос, а, следовательно, и объемы производства,
реализации и потребления товаров и услуг,
что влечет за собой сокращение налоговых
поступлений. Кроме того, конечными плательщиками
таких налогов становятся население, государственные
учреждения, предприятия-производители.
По этому
высокие косвенные налоги также
влияют на финансовое состояние предприятий-производителей,
заставляют их уходить полностью
или частично в сферу теневой
экономики, от которой государство
не получает вообще никаких налогов.
В значительной
степени чрезмерное общее бремя
начисленных налогов вынуждает
предпринимателей скрывать истинные размеры
своего бизнеса, продаж, доходов и
использовать не законные схемы. Таким
образом, при неблагоприятном налоговом
режиме разрастаются теневой и льготный
сектор экономики, которые практически
не участвуют в формировании государственных
доходов.
Общее налоговое
давление на денежные доходы населения,
с учетом косвенных налогов составляет
около 40%. Еще хуже дело обстоит с
уровнем налоговых начислений на
заработную плату. Даже без учета
косвенных налогов сейчас он составляет
в подавляющем большинстве 39%, в
том числе: 13% - налог на доходы физических
лиц и 26% - основная ставка социального
налога. Это одна из важнейших причин
того, что российские налогоплательщики
стараются всеми путями занизить
фактически выплаченную заработную
плату, используя различные незаконные
схемы оплат труда. Особенно часто это
практикуется в малом бизнесе, где прибыль
и оплата труда, зачастую не имеют четких
границ.
Итак, для
перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой
политике, необходимо параллельное решение
двух казалось бы взаимоисключающих
задач: с одной стороны, увеличения
налоговых доходов, поступающих
в бюджет с целью усиления государственного
регулирования экономики. С другой
стороны, снижения налоговой нагрузки
до уровня, создающего заинтересованность
в росте инвестиций и производства.
Теневой
и льготный сектор экономики частично
или полностью свободны от налогового
бремени. Нелегальный вывоз капитала
за границу оценивается десятками
миллионов долларов в год. То есть
существует потенциальная возможность
существенного увеличения налоговых
поступлений в бюджет при одновременном
смягчении налогового давления на российских
товаропроизводителей.
В то же
время необходимо создать условия
для того, чтобы на деле реализовать
эту возможность. Во-первых, требуется
политическая воля в последовательном
проведении стимулирующей бюджетно-налоговой
политики, способная сломать негативные
налоговые стереотипы. Во-вторых, необходима
последовательная реформа всей налоговой
системы, а не выравнивание отдельных
налоговых инструментов из общего налогового
контекста. В-третьих, требуется коренная
переориентация системы налогового
льготирования на стимулирование инвестиционной
производственной деятельности с тем,
чтобы массовые отмены действующих
и введение новых льгот не привели
к развалу приоритетных для страны
звеньев товаропроизодящей и
социальной сфер2.
Налоговые
льготы и государственные приоритеты
существуют как бы сами по себе. Широкое
распространение получила практика
предоставления индивидуальных и групповых
льгот, что создает основу для коррупции,
поражает цепочку налоговых послаблений
путем использования льготных прав одного
налогоплательщика другими налогоплательщиками
и т.п.
Далеки
от совершенства система и порядок
применения налоговых санкций. Российское
правительство постоянно ужесточает
их, но задолженность по налоговым
платежам не становится от этого меньше.
Штрафы все больше превращаются из
контрольно-регулирующего инструмента
в важный стабильный источник государственных
доходов.
Основные
пути эффективной налоговой политики,
способствующей увеличению доходов
федерального бюджета:
- проведение структурной перестройки российской системы налогов и налогообложения. Необходимо изменить соотношение между косвенными налогами на производство и импорт и прямыми подоходными налогами в сторону увеличения доли последних до 60% в общем объеме налоговых доходов. В составе же косвенных налогов на производство и импорт повысить значимость и сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами.
- стратегическое направление налоговой политики - реальное снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации ставок и упорядочения обложения основных налогов, определяющих структуру доходов федерального бюджета. Учитывая острую необходимость в обеспечении экономического роста и стимулировании инвестиции в России.
- важнейшей стратегической задачей бюджетной политики является разработка механизмов наиболее полного изъятия в бюджет доходов.
Другим
путем увеличения доходов федерального
бюджета и снижения налоговой
нагрузки является оптимизация системы
неналоговых поступлений в бюджет.
Резервы
пополнения неналоговых доходов
связаны в основном с повышением
эффективности использования собственности
через эффективное регулирование
ставок арендной платы, стимулирование
наращивания прибыльности государственных
и муниципальных унитарных предприятий.
Продажа неэффективной муниципальной
собственности инвесторам будет
способствовать снижению затрат на содержание
объектов, финансируемых за счет средств
федерального бюджета.
В России
государству принадлежит приблизительно
50 тыс. юридических лиц, которые представляют
около 40% экономики. Из них свыше 35 тысяч
юридических лиц находятся практически
на полном бюджетном финансировании
(школы, больницы, вузы, НИИ, федеральные
казенные предприятия оборонного значения).
Результаты
функционирования государственных
предприятий показывают свою экономическую
неэффективность. По данным Счетной
палаты РФ, ежегодно в результате неэффективного
использования государственной
собственности государство недополучает
от унитарных предприятий до 100 млрд.
руб. В промышленно развитых государствах
неналоговые доходы (доходы от использования
имущества) составляют до 5% ВВП, а в
России – менее 1% ВВП.
Одним из
способов оптимизации сети федеральных
государственных учреждений является
их приватизация или продажа. Но другим
направлением повышения эффективности
неналоговых доходов в России
является управление собственностью,
а не избавление от нее. На сегодняшний
день практически не задействованы
такие формы управления имуществом,
как аренда, трастовое доверительное
управление, вклады уставных капиталов
акционерных обществ, выпуск акций
под конкретный проект, лизинг. Продавать
имущество можно и нужно в
крайних случаях, когда его никак
невозможно эффективно использовать.
Одним из
эффективных методов управления
государственной собственностью, как
показывает мировой опыт, является
передача его в концессию. Основное
отличие передачи имущества по договору
концессии от аренды в том, что
концессионеру передается право
осуществления деятельности или
предоставления услуг, отнесенных к
функциям государства. И уже для
обеспечения такой деятельности
передается государственное имущество.
Механизм концессии позволяет привлекать
в общественный сектор частные инвестиции
и необходимую собственность3.
Для решения
задач по повышению эффективности
использования государственного и
муниципального имущества нужно
принять следующие меры:
- совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;
- оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг);
- обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.
- РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
- СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Расходы
федерального бюджета — это денежные
средства, направляемые для исполнения
расходных обязательств РФ, на финансовое
обеспечение задач и функций
государства.