Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа
Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1. по
экономической роли в процессе
воспроизводства — на затраты,
связанные с финансированием
материального производства и
содержанием
2. по
функциональному назначению —
на затраты на содержание
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные
расходы бюджета — часть
Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие
расходы бюджета — часть
Формирование
расходов федерального бюджета осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами
РФ, обусловленными установленным
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
В соответствии
с выполняемыми функциями государства
исключительно из федерального бюджета
финансируются следующие
1)обеспечение
деятельности Президента РФ, Федерального
Собрания РФ, Счетной палаты РФ,
Центральной избирательной
2) функционирование федеральной судебной системы;
3) осуществление
международной деятельности в
общефедеральных интересах (
4) национальная
оборона и обеспечение
5) фундаментальные
исследования и содействие
6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7) государственная поддержка атомной энергетики;
8)ликвидация
последствий чрезвычайных
9) исследование и использование космического пространства;
10)содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении
органов государственной
11)формирование федеральной собственности;
12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;
13) компенсация
государственным внебюджетным
14) пополнение
государственных запасов
15)проведение
выборов и референдумов
16)федеральная инвестиционная программа;
17)обеспечение
реализации решений
18)обеспечение
осуществления отдельных
19)финансовая
поддержка субъектов
20) официальный статистический учет;
21)прочие расходы.
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:
Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих условий развития экономики, а также защиты и поддержки отечественных производителей.
В последние
годы наибольшими темпами росли
расходы на топливно-энергетический
комплекс, развитие водных ресурсов, связь
и информатику, а также транспорт.
Эти средства направляются, в первую
очередь, на финансирование мер по развитию
соответствующих отраслей экономики,
в том числе топливно-
Согласно оценкам, за 2009 год добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,2 %, и этот рост был обусловлен как благоприятной внешней конъюктурой, так и повышением внутреннего спроса. Несмотря на это в последние годы наметилось устойчивое сокращение темпов прироста добычи. Для сохранения рентабельности добычи полезных ископаемых необходимо постоянное пополнение минерально-сырьевой базы за счет вновь разведанных месторождений. На эти цели только в федеральном бюджете 2009 года было предусмотрено 18,1 млрд. руб.
Сегодняшние
темпы роста потребления
Для того чтобы не допустить сдерживания экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо увеличить генерирующие мощности электростанций.
Расходы на здравоохранение.
Конституция РФ гарантирует права граждан на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.
Основные расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2007-2010 годах составила не более 14%. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования от 10% до 13%.
В 2006-2009 годах здравоохранение являлось одним из приоритетов государственной политики, что выразилось в увеличении доли расходов на здравоохранение в общих расходах федерального бюджета, которая за этот период возросла более чем в 2 раза.
Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально значимого характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы в период 2007-2011 гг. будет выделено 35,1 млрд. руб. если в предыдущие периоды ее реализации (2002-2006гг.) из федерального бюджета выделялось 18-19 % общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45 %.
Решение
демографической проблемы также
является одним из приоритетных направлений
государственной политики. В 2007 году
на решение данной проблемы было выделено
дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом
расходов на материнский базовый
капитал обязательства
Расходы на образование.
Статья
43 Конституции РФ закрепляет право
каждого гражданина на образование
в государственных и
Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2009 году расходы на образование увеличились на 31 % и составили 278,5 млрд. руб. В большей степени это связано с переходом на новою систему оплаты труда.
Кроме того,
с 2006 года часть средств федерального
бюджета в рамках приоритетного
национального проекта «
Расходы на пенсионное обеспечение.
В России в 2007 году насчитывалось около 38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27 % населения. Другими словами. Благосостояние четверти населения страны напрямую зависит от системы пенсионного обеспечения. Рост расходов бюджета на выплату пенсий в 2007 году составил примерно 15,6 % как и в 2006 году. В 2007 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд. руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб.
Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению. А также на обеспечение их жильем.
Необходимость финансирования части расходов Пенсионного фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.