Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.39 Кб (Скачать)

Практически расходы федерального бюджета —  это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном  бюджете на соответствующий финансовый год.

Они выражают экономические отношения, связанные  с распределением и перераспределением национального дохода, используемого  на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

1. по  экономической роли в процессе  воспроизводства — на затраты,  связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

2. по  функциональному назначению —  на затраты на содержание аппарата  управления, финансирование народного  хозяйства, социально-культурных  мероприятий, обороны страны, правоохранительную  деятельность, фундаментальные исследования  и др.

В составе  расходов бюджета в зависимости  от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные  расходы.

Капитальные расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность.

Сюда  включаются статьи расходов, предназначенных  для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Формирование  расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами  РФ, обусловленными установленным законодательством  РФ разграничением полномочий органов  государственной власти.

Расходные обязательства Российской Федерации  возникают в результате:

  • принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;
  • субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

В соответствии с выполняемыми функциями государства  исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие функциональные виды расходов:

1)обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального  Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии  РФ, федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов, другие расходы на  общегосударственное управление  по перечню, определяемому при  утверждении федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год;

2) функционирование  федеральной судебной системы;

3) осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах (финансовое  обеспечение реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями,  международного культурного, научного  и информационного сотрудничества  федеральных органов исполнительной  власти, взносы Российской Федерации  в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4) национальная  оборона и обеспечение безопасности  государства, осуществление конверсии  оборонной промышленности;

5) фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому  прогрессу;

6) государственная  поддержка железнодорожного, воздушного  и морского транспорта;

7) государственная  поддержка атомной энергетики;

8)ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба;

9) исследование  и использование космического  пространства;

10)содержание  учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении  органов государственной власти  РФ;

11)формирование  федеральной собственности;

12) обслуживание  и погашение государственного  долга РФ;

13) компенсация  государственным внебюджетным фондам  расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств федерального бюджета;

14) пополнение  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального  резерва;

15)проведение  выборов и референдумов Российской  Федерации;

16)федеральная  инвестиционная программа;

17)обеспечение  реализации решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов бюджетов других уровней;

18)обеспечение  осуществления отдельных государственных  полномочий, передаваемых на другие  уровни власти;

19)финансовая  поддержка субъектов Российской  Федерации;

20) официальный  статистический учет;

21)прочие  расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов  Федерации и бюджетов муниципальных  образований на финансирование следующих  функциональных видов расходов:

  1. государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
  11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
  12. финансовая помощь другим бюджетам;
  13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
    1. СОСТАВ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Одной из основных задач государства является создание и поддержание благоприятного делового климата за счет эффективного регулирования, создания соответствующих  условий развития экономики, а также  защиты и поддержки отечественных  производителей.

В последние  годы наибольшими темпами росли  расходы на топливно-энергетический комплекс, развитие водных ресурсов, связь  и информатику, а также транспорт. Эти средства направляются, в первую очередь, на финансирование мер по развитию соответствующих отраслей экономики, в том числе топливно-энергетического  комплекса, космических исследований, сельского хозяйства, территорий и  инфраструктуры и т.д.

Согласно  оценкам, за 2009 год добыча полезных ископаемых увеличилась на 2,2 %, и  этот рост был обусловлен как благоприятной  внешней конъюктурой, так и повышением внутреннего спроса. Несмотря на это в последние годы наметилось устойчивое сокращение темпов прироста добычи. Для сохранения рентабельности добычи полезных ископаемых необходимо постоянное пополнение минерально-сырьевой базы за счет вновь разведанных месторождений. На эти цели только в федеральном бюджете 2009 года было предусмотрено 18,1 млрд. руб.

Сегодняшние темпы роста потребления электроэнергии заметно превышают предусмотренные  Энергетической стратегией России на период до 2020 года. Это в значительной мере обусловлено ростом промышленного  производства и потребления электроэнергии населением крупных городов.

Для того чтобы не допустить сдерживания  экономического роста за счет дефицита энергопотребления, следует ощутимо  увеличить генерирующие мощности электростанций.

Расходы на здравоохранение.

Конституция РФ гарантирует права граждан  на охрану их здоровья, поэтому задача государства – обеспечить для  каждого гражданина получать качественную медицинскую помощь. Государство финансирует развитие здравоохранения за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), созданную в России в 1991 году.

Основные  расходы на здравоохранение приходятся на региональные бюджеты и внебюджетные фонды, включая ОМС, при этом доля последних ежегодно увеличивается. Доля расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2007-2010 годах составила не более 14%. В 2006 году Президент РФ инициировал реализацию приоритетного проекта «Здоровье», предусматривающего дополнительное финансирование из федерального бюджета, что позволило увеличить долю его средств в общем объеме финансирования от 10% до 13%.

В 2006-2009 годах здравоохранение являлось одним из приоритетов государственной политики, что выразилось в увеличении доли расходов на здравоохранение в общих расходах федерального бюджета, которая за этот период возросла более чем в 2 раза.

Одной из важных задач государства является борьба с заболеваниями социально  значимого характера. Из федерального бюджета на финансирование данной программы  в период 2007-2011 гг. будет выделено 35,1 млрд. руб. если в предыдущие периоды  ее реализации (2002-2006гг.) из федерального бюджета выделялось 18-19 % общего объема средств, то теперь предполагается тратить около 45 %.

Решение демографической проблемы также  является одним из приоритетных направлений  государственной политики. В 2007 году на решение данной проблемы было выделено дополнительно 32,3 млрд. руб. С учетом расходов на материнский базовый  капитал обязательства федерального бюджета по демографическому проекту  составляют около 165 млрд. руб. ежегодно.

Расходы на образование.

Статья 43 Конституции РФ закрепляет право  каждого гражданина на образование  в государственных и муниципальных  учреждениях. Образование финансируется  из бюджетов всех уровней бюджетной  системы.

Из федерального бюджета в основном финансируются  высшее профессиональное образование  и научные исследования в образовательной  сфере. В 2009 году расходы на образование увеличились на 31 % и составили 278,5 млрд. руб. В большей степени это связано с переходом на новою систему оплаты труда.

Кроме того, с 2006 года часть средств федерального бюджета в рамках приоритетного  национального проекта «Образование»  дополнительно направляется на трансферты в региональные бюджеты, в основном на поддержку школьного образования.

Расходы на пенсионное обеспечение.

В России в 2007 году насчитывалось около 38,5 млн. пенсионеров, что составляет более 27 % населения. Другими словами. Благосостояние четверти населения страны напрямую зависит от системы пенсионного  обеспечения. Рост расходов бюджета  на выплату пенсий в 2007 году составил примерно 15,6 % как и в 2006 году. В 2007 году на выплату пенсий из пенсионного фонда РФ было направлено 1725 млрд. руб. При этом из федерального бюджета на финансирование выплат пенсий было выделено 959,7 млрд. руб.

Кроме того, еще 146,6 млрд. руб. выделено на пенсии военнослужащим и членам их семей, а также лицам, приравненным к ним по пенсионному  обеспечению. А также на обеспечение их жильем.

Необходимость финансирования части расходов Пенсионного  фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что  отчисления из фонда оплаты труда  не покрывают потребности Фонда  по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.

Информация о работе Дефицит бюджета