Дефицит бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших экономических институтов государства является его бюджетная система. Финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджете страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Именно бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.39 Кб (Скачать)

Расходы на науку.

Фундаментальные научные исследования оказывают  значительное влияние на экономическое  развитие страны, поэтому государство  должно выступать в роли основного  инвестора в этой сфере, поддерживая  передовые научные школы, обеспечивая  научные учреждения новыми кадрами  и технической базой, а также  создавая благоприятные условия  для инвестиций частного бизнеса  в науку.

Государственное финансирование науки составляет около 60 %, и эта доля остается относительно стабильной на протяжении нескольких лет.

В 2010 году расходы федерального бюджета на фундаментальные и прикладные научные исследования составили 246 млрд. руб., что на 27,1 % больше, чем в предыдущем.

Большая часть ассигнований на прикладные научные  исследования направляется в основном на исследования в области обороны  и национальной экономики. В 2009 году на эти сферы в совокупности приходилось 90% всех расходов на прикладные научные исследования. По доле государственных расходов на научные исследования в области обороны в общем объеме расходов на научные исследования и разработки Россия прочно занимает одно из первых мест в мире.

Расходы на культуру.

Основные  расходы на культуру несут бюджеты  субъектов РФ. Финансовая поддержка  кинематографии и научных исследований в области культуры, кинематографии и СМИ оказывается в большей  степени из федерального бюджета.

В 2009 году расходы федерального бюджета на культуру, кинематографии и СМИ составили 65,2 млрд. руб., что на 27 % больше чем в 2008 году.

 Бюджет  культуры состоит из двух элементов.  Это текущие расходы и федеральная  целевая программа «Культура  России». 

За счет текущих расходов финансируются  предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования  в системе культуры и соответствующие  научные организации.

Федеральная целевая программа «Культура  России (2006-2010 годы)» нацелена на решение  конкретных задач в области культуры и достижения определенных результатов.

Расходы на оборону страны и национальную безопасность.

Национальная  оборона является основным и самым  весомым составным элементом  безопасности государства (наряду с  правоохранительной деятельностью  и предупреждением и ликвидацией  последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). На протяжении последних лет около 15 % расходов бюджета страны (2,6-2,8 % ВВП) составляет доля расходов на национальную оборону, что свидетельствует об их стабильности.

Параметры расходов на национальную оборону, заложенные в бюджеты последних лет, отражают последовательно проводящуюся в  государстве политику укрепления его  обороноспособности. В целом, бюджеты  последних лет позволили стабилизировать  ситуацию по финансированию Вооруженных  сил и перейти от поддержания  жизнеспособности армии на минимальном  уровне к модели развития.

В 20010 году по сравнению с 2009 годом уровень удельных расходов на одного военнослужащего вырос более чем на 20 %, что с учетом проводимых мероприятий боевой и оперативной подготовки способствовало повышению обученности военнослужащих и степени слаженности соединений и воинских частей. Бюджетные ассигнования на национальную оборону стабильно растут на протяжении последних лет.

Одной из причин современного роста расходов на национальную оборону является хроническое  недофинансирование и исключение из перечня приоритетных направлений  развития и оказания государственной  поддержки как сектора национальной обороны, так и обеспечение государственного оборонного заказа, наблюдавшиеся в последние десятилетия. Основными статьями расходов для Министерства обороны РФ всегда являлись прежде всего, расходы на вооружение, обеспечение личного состава, организацию боевой подготовки и материально-техническое обеспечение, составляющее суммарно около 75 % всех затрат.

Расходы на международную деятельность  и государственный долг,

Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей. Одним из источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования РФ и субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственные заимствования представляют собой  займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают  долговые обязательства РФ, либо субъекта РФ как заемщика и гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками.

Высокие цены на энергоресурсы и продолжающийся экономический рост позволили сводить  бюджет с профицитом, что снимает необходимость во внешних заимствованиях для финансирования деятельности органов власти и проведения реформ.

Высокие доходы, получаемые от экспорта энергоресурсов, позволяют как создавать финансовые резервы, так и погашать задолженность, накопившуюся за годы реформ. Досрочное погашение позволяет, во-первых, экономить на обслуживании долга, в во-вторых, снизить зависимость от состояния мировой экономики. По оценкам Минфина, общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах только Парижскому клубу кредиторов за период до 2020 года превысит 12 млрд. долл. Сэкономленные платежи планируется направлять на инвестиционную деятельность.

Финансовая  поддержка регионов.

Природные особенности и сложившиеся экономические  реалии обуславливают неравномерное  размещение производственного и  ресурсного потенциала по территории страны, что ведет к огромному  разрыву в уровнях бюджетной  обеспеченности регионов.

Выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью  межбюджетных трансфертов, которые  в виде дотаций, субсидий или субвенций  направляются во все регионы. В 2007 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета составили 783,9 млрд. руб.

Основная  часть финансовой помощи регионам предоставляется  из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда  софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.

Основным  по своему значению и объемам предоставляемых  средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.

Фонд  софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.

Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и  муниципальных финансов. Из него финансируются  выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфере  бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов  бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций. Размер фонда в 2009 году составил 1,97 млрд. руб.

Особое  место в системе финансовой поддержки  регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения. В 2009 году Фонд компенсаций составит 153,13 млрд. руб.

Сложившаяся система межбюджетных отношений  часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации  доходов нВ федеральном уровне и  необоснованного распределения  дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования  испытывают серьезные финансовые затруднения  с выполнением своих функций, федеральный центр формирует  свой бюджет с профицитом.

Не вызывает сомнения и тот факт, что методика распределения дотаций из Фонда  финансовой поддержки субъектов  РФ закладывает неверную систему  стимулов, поскольку не мотивирует регионы к расширению собственной  доходной базы.

Однако  необходимо признать, что в значительной части эти проблемы обусловлены  чрезвычайно неравномерным распределением доходного потенциала между субъектами РФ, не позволяющим отказаться от высокой  доли изъятия доходов у относительно богатых регионов с последующим  перераспределением в пользу относительно бедных. В этой связи пересмотр  административно-территориального деления  России с целью, в том числе, снижения количества глубоко дотационных  субъектов РФ является исходной предпосылкой для качественного улучшения  межбюджетных отношений.

Расходы на управление.

          Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:

  • На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации Президента и Конституционного суда;
  • На содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной безопасности;
  • На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств;
  • На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
  • Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.

Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской  функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление. Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.

Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:

  • законодательных органов;
  • правительства страны;
  • законодательных органов и правительств субъектов федерации;
  • местных органов власти и управления;
  • органов правопорядка;
  • органов судопроизводства и прокуратуры.

Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий  и организаций. Однако фактически расходы  на управление значительно превышают  бюджетные назначения за счет привлечения  различных внебюджетных фондов, включая  фонды политических партий. За счет этих средств также создаются  исследовательские центры, параллельные управленческие и охранные структуры  и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ состава доходов и расходов федерального бюджета.

Формирование основных характеристик  федерального бюджета на 2008-2010 годы основывалось на изложенных в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» положениях бюджетной стратегии  на среднесрочную перспективу, ориентированной  на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при  безусловном учете критериев  эффективности и результативности бюджетных расходов.

Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах.4

В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые  доходы в сумме 4200,7 млрд. рублей (12,05% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета – 2471,2 млрд. рублей (7,09% к  ВВП); целевые отчисления от всероссийских  государственных лотерей – 1,3 млрд. рублей.

По сравнению с ожидаемым  исполнением федерального бюджета 2007 года прогнозируемые в 2008 году доходы увеличатся на 424,1 млрд. рублей. Изменение  налогового законодательства в целом  приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 234,4 млрд. рублей. В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 156,7 млрд. рублей.

Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2008 году составит 19,14%. Доходы федерального бюджета Российской Федерации  планируются на  2009 год и 2010 год  в сумме 7421,2 млрд. рублей (18,80% к ВВП) и 8035,2 млрд. рублей (18,07% к ВВП) соответственно.

Информация о работе Дефицит бюджета