Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 01:54, реферат

Краткое описание

Бюджет (англ. budget - букв, сумка) - это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Государственный бюджет Украины представляет собой роспись, смету денежных доходов и расходов государства на определенный период времени (год, квартал, месяц). Другими словами - это финансовый план страны или ее административно-территориальной единицы (области, района, города)

Оглавление

Введение
1. Бюджетный дефицит и профицит.

2. Концепции балансирования государственного бюджета.

3. Ситуация с профицитом и дефицитом в Украине 2010-2012г.г .
Заключение

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит и профицит Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

      Вторая  концепция базируется на том, что  бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год.

      Например, наступает инфляция, правительство  повышает налоги и правительственные  расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие долга, возникшего в период спада. Таким образом правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

      Третья  концепция связана с идеей  так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

      Вторая  и третья концепции лежат в  основе финансовой политики, ориентированной  на бюджетный дефицит и опирающейся  на потенциал денежного хозяйства  страны.

      Основа  системы государственного регулирования бюджета, составляют действия перераспределения доходов.

      Представляется  несомненным, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство  доходов. Об этом мы можем судить, скажем, по бюджету отдельного человека или  семьи. Недаром по такому случаю говорится: «по одежке протягивают ножки».

      С помощью бюджета регулируются социальные программы, обеспечение сохранности  окружающей среды, происходит стимуляция научно-технического прогресса, поддержания  обороноспособности, и др. государственные функции.

      Государство формирует бюджет того, чтобы иметь  возможность предоставлять особые блага, общественные товары, которые  удовлетворяют совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ситуация  с профицитом и  дефицитом в Украине 2010-2012г.г.
 

      Дефицит государственного бюджета Украины  в январе-августе 2011 года составил 5,176 млрд грн, что в 8,6 раза меньше дефицита за аналогичный период 2010 года.

      Профицит  государственного бюджета в феврале  обусловлен невыполнением расходной  части в полном объеме. Такое мнение озвучил в комментарии UBR.UA эксперт-экономист  Борис Кушнирук. "Понятие профицита - это понятие того сколько фактических доходов вы получили и сколько сделали фактических затрат. Если вы сократили какие-то расходы, т.е. вы их не провели, то у вас возникнет фактический профицит. Поэтому перед тем как говорить, что собой представляет профицит, нужно понимать, в какой степени план расходов бюджета выполнен", - говорит Б. Кушнирук.

      Также он отметил, что план расходов и доходов  должен быть корректный. "Показатели любила делать Ю. Тимошенко, да и Н. Азаров в прошлом году тоже так делал, когда занижались расходы, их относили на конец года, а затем расходы просто не проводились", - добавил эксперт. Таким образом, по его словам, вопрос о профиците зависит от того насколько корректно построенные расходы и в какой степени они проводятся. Напомним, профицит государственного бюджета Украины в феврале 2011 года составил 5,070 млрд. гривен, после того как в январе был зафиксирован его дефицит в размере 942 млн. гривен. Об этом говорится в сообщении Министерства финансов. За январь-февраль 2011 года, согласно сообщению, госбюджет выполнен с профицитом в сумме 4 млрд. 127,3 млн. гривен, в том числе общий фонд - с профицитом в сумме 2 млрд. 845,2 млн. гривен.

      По  данным Минфина, в январе-феврале 2011 года государственные заимствования  в госбюджет были осуществлены в  объеме 18,833 млрд. гривен. При этом на погашение основной суммы долга из общего фонда госбюджета направлено 6,848 млрд. гривен. От приватизации государственного имущества за первые два месяца 2011 года в госбюджет поступило 36,7 млн. гривен. Доходы госбюджета в феврале 2011 года составили 26,348 млрд. гривен, что на 43,6% больше, чем в январе.

      По  данным Минфина, в общий фонд госбюджета за январь-февраль 2011 поступило 39,142 млрд. гривен, что превышает план на этот период на 0,5%. Кассовые расходы госбюджета в феврале составили 21,404 млрд. гривен. В целом, по данным Минфина, за первые два месяца 2011 кассовые расходы госбюджета составили 40,488 млрд. гривен. Кассовые расходы общего фонда госбюджета составили за этот период 36,408 млрд. гривен.

      Как известно, госбюджет на 2011 год утвержден  с доходами 281,465 млрд. гривен и расходами - 321,921 млрд. гривен. Предельный дефицит госбюджета Украины в 2011 году установлен на уровне 38,843 млрд. гривен. Госбюджет включает общий фонд, куда направляются налоги и сборы и из которого финансируются основные расходы, и специальный фонд, средства которого имеют целевое назначение.

      Такие данные обнародовала пресс-служба Министерства финансов Украины в пятницу, 30 сентября. Ведомство объясняет такой результат  перевыполнением доходной части  и взвешенной политикой расходов. По его данным, общий фонд госбюджета за 8 месяцев выполнен с дефицитом 6,61 млрд грн, тогда как бюджетная роспись предусматривала его в размере 18,6 млрд грн

        Минфин добавляет, что дефицит  сводного бюджета в январе-августе  этого года составил 2,105 млрд грн

        Министерство отмечает, что за 8 месяцев  этого года в счет погашения  основной суммы долга было  выплачено 31,43 млрд грн, тогда  как госзаимствования составили  63,68 млрд грн (в том числе  облигации внутреннего госзайма  на 17 млрд грн в счет капитализации Родовид-банка, Укргазбанка, Ощадбанка и «Нафтогаз Украины»).

        Благодаря продаже «Укртелекома»  приватизация в январе-августе  принесла бюджету 10,98 млрд грн,  или 109,8% годового плана.

        Минфин также уточняет, что доходы  госбюджета в январе-августе 2011 года составили 201,906 млрд грн, на 40,7% превысив доходы за аналогичный период 2010 года, при этом налоговые поступления выросли на 72,1% – до 168,64 млрд грн. Общий фонд госбюджета был перевыполнен по доходам, составившим 169,633 млн грн, на 2,3%.

        Доходы сводного бюджета за январь-август этого года выросли на 34.4% к январю –августу прошлого года и достигли 254,796 млрд грн.

        Госбюджет Украины на 2011 год (с  учетом изменений) утвержден с  доходами 299,197 млрд грн и расходами  337,639 млрд грн. Предельный дефицит госбюджета Украины в 2011 году установлен на уровне 35,343 млрд грн.

      Кабинет Министров намерен предложить Верховной  Раде принять государственный бюджет на 2012 год с доходами 334 млрд гривен и расходами 373,1 млрд гривен. Об этом сообщил министр финансов Федор Ярошенко, выступая на заседании Кабмина

      По  его словам, такие показатели госбюджета-2012 согласованы с Международным  валютным фондом.

      Налоговые поступления в госбюджет-2012, как  предполагается, составят 288,6 млрд гривен.

      В части расходов предполагается их увеличение, по сравнению с 2011 годом, по целому ряду направлений, в том числе, на экономическую деятельность, оборону, охрану общественного порядка, судебную власть.

      Дефицит госбюджета-2012 составит 2,5% ВВП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выводы.

        В конечном итоге важно отметить  следующее: даже при том, что  бюджетный дефицит и государственный  долг - сами по себе не являются  катастрофичными явлениями, их  увеличение может вести к серьезным  негативным последствиям не только  экономического, но и чисто политического характера. Ведь доверие народа к бюджетной системе, к бюджетному устройству страны определяет доверие правительству, доверие проводимым реформам. Это доверие невозможно в условиях несбалансированного бюджета - главного финансового документа страны, в условиях растущего внутреннего и внешнего долга. И это должно, наконец, привлечь пристальное внимание правительства, и проявиться в конкретных результатах.

      Содержание  бюджета как финансово-экономической  категории сводится к тому, что  государственный бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны.

      Сущность  государственного бюджета реализуется  через его функции: мобилизацию  денежных средств в руках государства, их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.

      Функционирование  государственного бюджета происходит посредством существования особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

      Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов госбюджета доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета следующего года.  

      Превышение  расходов над доходами ведет к  образованию бюджетного дефицита, который  покрывается государственными займами (внутренними и внешними).

      При составлении и исполнении бюджетов разных уровней соответствующие  органы власти и местного самоуправления учитывают общегосударственные интересы. Распределение расходов между бюджетами осуществляется в соответствии с Законом Украины “О бюджетной системе Украины”.

      Распределение финансовых функций между центральным  и местными бюджетами не имеет  постоянного характера и осуществляется каждый год по-новому в ходе утверждения годового бюджета путем переговоров.

      К основным сферам деятельности, финансируемым  из местных бюджетов, можно отнести  коммунальное хозяйство, сферу социального  обеспечения, жилищное хозяйство, сферу просвещения, а также культуру и спорт.

      Из  центрального бюджета финансируется  оборона, центральная администрация, органы правосудия и безопасности, приватизация, а также выплачиваются  субсидии, направляемые непосредственно  субъектам народного хозяйства.

      Источниками доходов центрального бюджета являются четыре основных налога: НДС, налог  на прибыль предприятий, акцизный сбор и подоходный налог с граждан, а также поступления от приватизации, внешней торговли и от продажи  военного имущества.

      В расходной части бюджета Украины  можно выделить следующие главные  составляющие: основные государственные  услуги; финансирование культурных и  социальных нужд; финансирование народного  хозяйства. К основным государственным  услугам относятся государственная администрация, общественная безопасность, судопроизводство и национальная оборона. Выплаты, осуществляемые государством гражданам (все возможные пособия, пенсии, стипендии и т.д.), которые не являются платой за трудовые услуги, получили название трансфертов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников:  

  1. Закон Украины  «О Государственном бюджете Украины ».
 
  1. Закон "О  бюджетной системе Украины"
 
  1. Конституция Украины
 
  1. Буряковский В.В., Роль налогов в наполнении бюджетов // Финансы Украины № 5,2001;

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит. Проблемы балансирования государственного бюджета на Украине