Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 01:54, реферат
Бюджет (англ. budget - букв, сумка) - это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Государственный бюджет Украины представляет собой роспись, смету денежных доходов и расходов государства на определенный период времени (год, квартал, месяц). Другими словами - это финансовый план страны или ее административно-территориальной единицы (области, района, города)
Введение
1. Бюджетный дефицит и профицит.
2. Концепции балансирования государственного бюджета.
3. Ситуация с профицитом и дефицитом в Украине 2010-2012г.г .
Заключение
ПЛАН:
Введение
2. Концепции балансирования государственного бюджета.
3. Ситуация с профицитом
и дефицитом в
Украине 2010-2012г.г
.
Заключение
Введение
Бюджет
(англ. budget - букв, сумка) - это форма образования
и расходования денежных средств для обеспечения
функционирования государственной власти.
Государственный бюджет Украины представляет
собой роспись, смету денежных доходов
и расходов государства на определенный
период времени (год, квартал, месяц). Другими
словами - это финансовый план страны или
ее административно-
Государственный
бюджет Украины утверждается законодательными
органами страны. При принятии бюджета
соблюдаются определенные правовые нормы,
которые регулируются бюджетным кодексом.
Бюджет страны или местный бюджет это
финансовая гарантия исполнения основных
социально значимых функций государства
и общества, поэтому знание бюджетной
системы имеет важнейшую роль для каждого
жителя страны.
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.
Основная
причина возникновения
Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:
Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято
также различать фактический, структурный
и циклический дефицит
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит – это разность между доходами и расходами государственного бюджета. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике существовала бы полная занятость. Циклический дефицит – это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 4.
E Профицит
Дефицит
Y
Рис.
4. Государственные расходы,
налоговые поступления
и дефицит
государственного бюджета
t
– налоговая ставка;
G – государственные
расходы; T – налоговые
поступления; Y – доход.
В точке E – сбалансированный
бюджет, т.е. налоговые
поступления равны государственным
расходам T=G
При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита.
Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования - займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).
Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы. Отсюда – хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и относительно. В конце 80-х годов бюджетный дефицит составил во Франции 9,6% от ВНП, в США – 11,6, в ФРГ-14, в Японии-15,6, в Бельгии-25,1 и Италии – 25,2%. По сравнению с 1970 г. этот показатель возрос в отдельных странах от 4 до 16 раз.
Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положение банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет несколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:
а) печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;
б) неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6% ВНП, в России менее 1%);
в) внешний долг – международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. Так, в 80-е годы США повысили процентные ставки в банках, чтобы привлечь иностранные инвестиции и за этот счет финансировать бюджетный дефицит. В 80-х годах чистая задолженность (разница между предоставленными и полученными иностранными займами) США превысила 500 млрд.долларов (около 11% ВНП), а в конце 90-х годов может составить 1 трлн.долларов;
г) внутренний долг – государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные облигации.
Профицит
Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий. Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Наиболее удачный вариант государственного бюджета - это бездефицитный бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой сбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такое явление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлению государственного долга.
Бездефицитность бюджета не означает еще "здоровья" экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом.
Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100% -ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов,
Опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои недостатки. Дополнительные деньги расходуются менее прозрачно.
В период с 2000 по 2006 гг.15 из 29 развитых стран мира в среднем имели бюджетный дефицит, а 14 - профицит бюджета. Показатели бюджета колеблются от дефицита 6,8% к ВВП в Японии до профицита 13% к ВВП в Норвегии. Примечательно, что первая пятерка стран-лидеров, за исключением Швейцарии, имеет бюджетный профицит. В 2005 г. профицит бюджета был в Дании - 4,9%, Швеции - 3%, Финляндии - 2,7%, Эстонии - 2,3%, Испании - 1,1%, Ирландии - 1,1% и Бельгии и Латвии - по 0,1%.
Но
бюджетный профицит далеко не всегда
показатель экономического развития страны.
Так, к примеру, профифит консолидированного
бюджета последние годы имеет Белоруссия.
За первую половину 2006 г. он составил 764,2
млрд. белорусских рублей (9 млрд.528 млн.
198,4 тыс. российских рублей), или 2,2% к ВВП.
За аналогичный период предыдущего года
профицит консолидированного бюджета
был еще больше, 950,3 млрд. белорусских рублей
(11 млрд.848 млн.530,5 рублей), или 3,4% к ВВП.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Существуют три концепции балансирования государственного бюджета:
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла.
Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.
На другом примере можно показать как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.