Бюджетные расходы на осуществление социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:34, реферат

Краткое описание

Социальная политика - сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Расходы бюджета на социальные цели: понятие и сущность.............................5
2. Бюджетные расходы на осуществление социальной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов……………………………………………….8
3. Минусы в реализации социальной политики……………………………….....17
Заключение…………………………………………………………………………20
Список использованной литературы……………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ. 4 вар. Бюджетные расходы на осуществление социальной политики.doc

— 139.00 Кб (Скачать)
 

     В составе межбюджетных трансфертов  бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации предусматриваются средства на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженного тарифа страховых взносов для отдельных категорий страхователей.

     В настоящее время складывается сложная  ситуация с обеспечением сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Значительное увеличение размеров пособий, начиная с 2010 года, вызванное решениями, обусловленными Федеральным законом от 25 февраля 2011 г. № 21-ФЗ, регулирующими порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, привело к значительному росту расходов на их выплату и увеличению дефицита бюджета Фонда.

     В связи с этим, на покрытие дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации зарезервированы средства федерального бюджета: 85,7 млрд. рублей в 2012 году, 88,3 млрд. рублей в 2013 году и 93, 5 млрд. рублей в 2014 году.

     В дальнейшем необходимо продолжить работу по совершенствованию механизма  исчисления названных пособий, направленного на оптимизацию расходов, на их выплату. 

     3. Минусы в реализации  социальной политики 

     Официальная система социальной защиты поглощает  около 12 % ВВП и обеспечивает до 30 % семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 % от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным пособием, которое финансируется за счет поступлений в местные бюджеты, наряду с федеральными трансфертами.

     Такие трансферты поступают в виде безусловных  грантов общего назначения, охватывающих целый ряд государственных обязательств, среди которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия и льготы специального назначения финансируются полностью из местных источников.

     Существующая  система оказалась неспособной  в полной мере справиться с требованиями переходного периода и, несмотря на многочисленные структурные изменения, по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения:

     Недостаточный размер пособий: пособия по безработице  в среднем составляют лишь около 15 % от прожиточного минимума; пособия семьям – в среднем 12 % от прожиточного минимума для детей; до недавнего времени минимальный размер пенсии соответствовал 45 % прожиточного минимума для престарелых, однако в результате проведенных недавно корректировок (последние приходятся на февраль месяц) этот минимум был увеличен до примерно 50 % прожиточного минимума для престарелых.

     К концу 2012 года планируемая дальнейшая корректировка индексации увеличит минимальный размер пенсий до примерно 60 % прожиточного минимума для престарелых. Средний размер пенсии составит 95 % прожиточного минимума для престарелых.

     Система страдает низкой адресностью, в связи  с чем имеющаяся помощь часто  не достигает получателей, находящихся  за чертой бедности – около 20 % малоимущих домашних хозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, получают государственные пособия; малоимущими являются приблизительно 40 % населения, однако право на различные пособия и льготы 68 %; а основную часть жилищных субсидий, основанных на проверке доходов, продолжают получать те, кто бедным не является.

     Система не позволяет эффективно удовлетворять  нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные  и многодетные семьи имеют возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения за пределами системы социальной защиты.

     Неадекватность  ресурсов: для того чтобы поднять  доходы всех бедных домашних хозяйств до прожиточного минимума, дополнительно  потребуется, по оценкам, около 4-5 % ВВП; едва ли дополнительные трансферты такого порядка для целей социальной защиты окажутся приемлемыми.

     Два основных элемента государственной  системы социальной защиты в России – Государственный пенсионный фонд и Федеральная службы занятости, через которые проходят ресурсы, эквивалентные 7 % ВВП, – нуждаются в радикальных мерах для повышения эффективности, улучшения финансового управления и усиления информационной открытости. Еще один канал помощи – жилищные пособия, на которые приходится еще 3,7 % ВВП, – требует коренного пересмотра, для того чтобы снизить финансовые затраты и обеспечить более строгую адресность.

     Таким образом, социальная защита, должна быть направлена на решение следующих  задач.

     Совершенствование программ пособий по безработице/выходных пособий. В то время как возможности  для увеличения пособий по безработице  – даже фиксированных – ограничены, новая программа пособий может сочетаться с программами выходных пособий, финансируемыми из бюджета, и предусматривать выплату работникам единовременных пособий в случае реорганизации или закрытия предприятия.

     При разработке активных программ занятости в России (включая содействие в поиске работы и организацию обучения) следует учитывать результаты анализа рынка труда на региональном и местном уровнях, которые отражают изменение условий спроса и предложения.

     Кроме того, учитывая ограниченность бюджетных ресурсов (в большинстве регионов финансовые ресурсы не позволяют обеспечить дополнительную поддержку сверх выплаты пособий), правительству придется определить оптимальное соотношение расходов на выплату пособий, развитие институтов рынка труда и активные программы.

     Таким образом, следует внимательно изучить  действующие программы и предусмотреть  внутренние механизмы оценки в новых  программах и при внесении изменений  в существующие.

 

      Заключение 

     Таким образом, социальная политика - политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов.

     Расходы бюджета на социальные цели - затраты бюджетных средств на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания, а также затраты на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов.

     К расходам на социальную политику относится: содержание учреждений социального обеспечения, социальная помощь, молодежная политика, пенсии военнослужащим, пенсии и пособия в правоохранительных органах, государственные пособия гражданам, имеющим детей, миграционная политика.

     Источники формирования фондов по социальной защите включают: 1) бюджетные средства; 2) средства внебюджетных фондов.

     1) Бюджетные ассигнования на социальную политику:

     Наиболее  крупные ассигнования из бюджетов по разделу «Социальная политика»  выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения (12%), социальную помощь (16%), пенсии военнослужащим (16%) и работникам правоохранительных органов (10%). Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть – свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%).

     2) Внебюджетные источники финансирования  социальной политики:

     Пенсионный фонд РФ предназначен для государственного управления пенсионным обеспечением граждан. Средства фонда используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, компенсаций пенсионерам и др. Главным источником доходов ПФР являются страховые взносы предприятий всех форм собственности на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета.

     Фонд  социального страхования Российской Федерации образован с целью  финансирования выплат пособий по временной  нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

     Территориальные внебюджетные фонды:

     1) Фонд по материальному обеспечению  пенсионеров предназначен для  дополнительного, сверх гарантированного действующим законодательством материального обеспечения ветеранов труда, войны и других нетрудоспособных граждан.

     2) Фонд социальной защиты. За счет  средств этого Фонда финансируются  расходы, связанные с оплатой  дополнительных видов материального обеспечения пенсионеров с учетом минимального потребительского бюджета для данного района, в том числе доплаты к минимальному размеру пенсий; надбавка на уход к пенсиям одиноких пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи. Финансируются мероприятия по оказанию помощи в трудоустройстве, организации общественных работ и т.п.

     3) Фонд общественных работ предназначен  для финансирования затрат, связанных  с организацией общественных  работ (дорожное строительство,  реконструкция объектов коммунального хозяйства, благоустройство населенных пунктов и др.).

     4) Другие фонды.

 

      Список использованной литературы 

     1. Конституция Российской Федерации,  с изменениями от 30 декабря 2008 года Российская газета 21 января 2009 года.

     2. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 5 сентября 2011 г.

     3. ФЗ «О государственной социальной  помощи» 1999 г. № 178 (по состоянию  на 2012 год).

     4. ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 (с изменениями от 30 ноября 2011 г).

     5. Гулина М. А. Словарь-справочник  по социальной работе. – СПб.: Питер, 2008. - 104 с. 

     6. Джери Дж. Большой толковый социологический  словарь. – М.: Вече, АСТ, 2009. - 57 с.

     7. Егорова О.Ю. Социальная политика. – М.: Норма, 2010. – 302 с.

     8. Зимин Е.К. Бюджетная система  РФ: Учебник. -  М.: Глобус, 2009. – 39 с.

     9. http:// garant.ru. Основные направления   бюджетной   политики  на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов.

Информация о работе Бюджетные расходы на осуществление социальной политики