Бюджетная поддержка малого предпринимательства и ее совершенствование в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основ государственной поддержки малого бизнеса и выявление направлений повышения эффективности государственной поддержки в России.

Оглавление

Введение

1. Основы государственной поддержки малого бизнеса

1.1. Система государственной поддержки

1.2. Налоговая политика в отношении малого бизнеса

2. Система государственной поддержки малого предпринимательства Ростовской области

2.1. Анализ состояния малого предпринимательства в Ростовской области

2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

3. Направление совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетная система-курсовая.docx

— 76.93 Кб (Скачать)

     Финансирование  разовых организационных мероприятий (конференции, семинары, выставки и  т.д.) по малому предпринимательству  осуществляется на основании заявок и смет затрат после утверждения  их министерством экономики и  инвестиционной политики области.

     В течение срока действия уже упомянутой ранее программы «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации», финансовая поддержка инфраструктуры в любом  варианте оказывается объектам согласно схеме инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства в Ростовской области .

     Поддержка при создании новых объектов инфраструктуры проводится при условии создания таких объектов путем развития существующей инфраструктурной базы согласно схеме.

     Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства  является создание благоприятных условий  для его развития путем обеспечения  комплексной и адресной поддержки  малых предприятий в различных  направлениях:

     -информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом,

     -финансовом, имущественном, а также в оказании  предпринимателям широкого спектра  деловых услуг.

     Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов  и кооперации предпринимателей, что  способствует самоорганизации малого предпринимательства.

     Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства  понимается как система организаций, целью которых является оказание содействия субъектам малого предпринимательства. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям, либо отдельным их категориям, оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам т.п.).3 Именно это выделяет инфраструктуру поддержки малого предпринимательства из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.

     Основой инфраструктуры малого предпринимательства  в Ростовской области являются государственные  и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующие функции:

     -управление  и контроль;

     -финансирование  малого предпринимательства;

     -обратную  связь государственных органов  с малым предпринимательством, защиту  его интересов, консультативное  обеспечение государственной политики  в области малого предпринимательства.

     Базовыми  элементами такой инфраструктуры являются:

     1. Орган управления и контроля - управление развития и поддержки  малого предпринимательства министерства  экономики и инвестиционной политики  области;

     2. Финансовый орган - Ростовский  региональный Фонд поддержки  малого предпринимательства;

     3. Общественный орган - консультативный  Совет по вопросам малого предпринимательства  при Губернаторе Ростовской области  (далее Совет).

     Согласованные действия такой инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется  в программах развития малого предпринимательства, интересам государства (через орган  управления), интересам малого предпринимательства (через общественный орган) и гарантируют  ресурсное обеспечение государственной  политики в области малого предпринимательства (через финансовый орган).

     Для предпринимателей особое значение имеют  прозрачность и гласность системы  государственной поддержки. Предприниматель  должен располагать необходимой  информацией о том, куда и в  каких случаях можно обратиться за помощью, в какие сроки и  на каких условиях можно получить поддержку. Это требует проведения соответствующих информационных, рекламных  и пропагандистских кампаний, а также  периодической публичной отчетности.

     Малые предприятия в своей деятельности должны опираться прежде всего на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. В этом случае государственная поддержка не будет носить характера поощрения иждивенчества и рассматриваться как нечто постоянное или как основной источник повышения конкурентоспособности и роста рентабельности. 
 
 

3. Направление совершенствования  государственной  поддержки малого  предпринимательства 

       Необходимым условием выработки эффективных  мер государственной политики является адекватное представление современного состояния малого предпринимательства, экономических и социальных аспектов развития малого предпринимательства  в современной России.

       При этом необходимо учитывать существующие региональные различия как в подходах к формированию и реализации политики поддержки и развития малого предпринимательства, так и в оценках современного состояния малого предпринимательства, являющегося следствием успешной или  неуспешной реализации такой политики в различных регионах.

       Несмотря  на рост производства продукции, работ  и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала. На низком уровне по сравнению  с крупными и средними предприятиями  находится инвестиционная активность малых предприятий: доля малых предприятий  в суммарном объеме инвестиций в  основной капитал составляет только около 3%.

       Чрезвычайно малой остается доля малых предприятий, внедряющих новые технологии или  выпускающих образцы принципиально  новой продукции. Подавляющее большинство  малых предприятий выпускает  продукцию, неконкурентоспособную  не только на внешних, но и на внутренних рынках.

       Растет  число предприятий, работающих на грани  либо переходящих в сферу теневой  экономики. По различным оценкам  примерно половина малых предприятий - «мертвые» и не ведут никакой  деятельности. Они либо не начали работать, либо прекратили свою деятельность и  фактически не существуют, не будучи ликвидированными в юридическом смысле. Это связано  с тем, что, с одной стороны, ликвидация предприятия может быть достаточно трудным делом. С другой стороны, отсутствие эффективного контроля  за добросовестностью ведения бизнеса позволяет создавать фирмы-однодневки и бросать их в случае необходимости.4

       Несмотря  на перечисленные негативные тенденции, независимые предприниматели являются значительной силой, играющей решающую роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни России.

       Такое положение связано с тем, что  малое и среднее предпринимательство  обеспечивает укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной  собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни частные  предприниматели близки к большей  части населения и составляют основу среднего класса, являющегося  гарантом социальной и политической стабильности. В малом предпринимательстве  меньше имущественная дифференциация, значительно больше условий для  социального партнерства.

       Другой  важной особенностью является то, что  в малом предпринимательстве, как  правило, начинают свою деятельность молодые  люди с высшим образованием, способные  адаптироваться и на внешнем рынке.

       Малое и среднее предпринимательство  является важнейшим механизмом обеспечения  занятости и самозанятости населения. Однако необходимо понимание того, что социальное значение малого и среднего предпринимательства связано, в первую очередь, не с численностью их работников, но с уровнем их профессиональной грамотности и квалификации.

       В период изменения отраслевой структуры  малое предпринимательство способствует, через создание новых предприятий, становлению новой структуры  с хозяйственным механизмом, адекватным рыночной экономике. На этом этапе малое  предпринимательство решает не задачу сохранения уровня занятости, а задачу повышения эффективности собственной работы за счет привлечения людей предприимчивых, социально активных, имеющих возможность реализовать свои способности и обеспечить достойный уровень жизни семьи.

       Повышение социальной роли малого предпринимательства  должно обеспечивается также за счет его распространения в сфере  наукоемких технологий и активного  использования в малом и среднем  предпринимательстве последних  достижений науки и техники. Сохранение и приумножение научно-технического потенциала страны, повышение инновационной  активности малых предприятий производственной сферы - одна из важных задач малого предпринимательства.

       Фактором, обуславливающим высокую социальную значимость малого предпринимательства, является тот факт, что по своему характеру малое предпринимательство  основывается на учете местных потребностей, интересов, работая на локальные  рынки, опирается на исторические и  многовековые культурные традиции страны, многообразие существующих культур  и приближает по характеру отношений  внутри предприятия к семейным. За счет меньшего масштаба малые предприятия оказываются более гибкими к изменяющимся экономическим условиям и в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса.

       Внеплановые мероприятия по контролю в отношении  субъектов малого и среднего предпринимательства  планируется проводить только в  целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или  здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ.

       Также предлагается преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской  деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых  для ее осуществления.

       В целях расширения возможностей доступа  малых предприятий (в том числе  начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, необходимо организовать выполнение комплекса  мер по следующим основным направлениям:

  • разработка и реализация государственных программ предоставления кредитных гарантий (распределение инвестиционных рисков между кредитующими организациями, государством (в лице специально созданных для этих целей организаций) и самими малыми предприятиями);
  • предоставление льготных займов для малого предпринимательства через систему фондов поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
  • субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;
  • стимулирование банков с государственным участием в уставном капитале к участию в кредитовании малого предпринимательства;
  • внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем финансового, возвратного, оперативного лизинга и “лизинга под ключ”;
  • содействие в привлечении внебюджетных финансовых ресурсов в малый бизнес;
  • развитие венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства.

       Необходимо  расширить возможность и повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества для  развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства  за счет реализации следующих мер:

  • установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности малым предприятиям на условиях долговременного хозяйственного ведения, долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
  • упростить создание малых предприятий на базе высвобождающегося федерального имущества;
  • организовать и обеспечить учет ведения реестра федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства;
  • создать на региональном и муниципальном уровнях реестры нежилых помещений предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях, включая рассрочку платежей при заключении договоров купли-продажи до 10 лет, и обеспечить доступ предпринимателей к реестрам;
  • законодательно закрепить принцип “одного окна” для оформления и регистрации сделок с имуществом, приобретаемым (продаваемым) или арендуемым субъектами малого предпринимательства (определить единый орган, установить единый перечень документов, а также предельные сроки рассмотрения заявок);
  • ввести запрет на взимание с малых предприятий платы за продление (перезаключение) договоров аренды нежилых помещений и земельных участков;
  • установить порядок зачета средств, израсходованных субъектами малого предпринимательства на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, в качестве уплаты арендной платы;
  • установить возможность законодательного введения для вновь созданных малых предприятий понижающего коэффициента 0,5 при расчете ставок арендной платы на срок до 3 лет;
  • упростить процедуры и порядок, а также установить нормативные сроки оформления исходно-разрешительной документации на ремонт, реконструкцию и строительство производственных объектов малых предприятий небольшой площади;
  • обязать органы регистрации осуществлять документарное оформление земельных правоотношений при оформлении договоров аренды субъектами малого предпринимательства нежилых помещений посредством включения соответствующих пунктов непосредственно в договор аренды нежилого помещения в соответствии со статьей 652 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетная поддержка малого предпринимательства и ее совершенствование в условиях рыночных отношений