Бюджетная поддержка малого предпринимательства и ее совершенствование в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основ государственной поддержки малого бизнеса и выявление направлений повышения эффективности государственной поддержки в России.

Оглавление

Введение

1. Основы государственной поддержки малого бизнеса

1.1. Система государственной поддержки

1.2. Налоговая политика в отношении малого бизнеса

2. Система государственной поддержки малого предпринимательства Ростовской области

2.1. Анализ состояния малого предпринимательства в Ростовской области

2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

3. Направление совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетная система-курсовая.docx

— 76.93 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

1. Основы государственной поддержки малого бизнеса

1.1. Система государственной поддержки

1.2. Налоговая политика в отношении малого бизнеса

2. Система государственной поддержки малого предпринимательства Ростовской области

2.1. Анализ  состояния малого предпринимательства в Ростовской  области

2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

3. Направление  совершенствования государственной  поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент  современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые  сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения  в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты  всех уровней.

       Решение проблем кредитования, административных барьеров, недостаточной подготовки руководителей и нехватки информации становится также социально неотложным. Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Несмотря на существование многих программ помощи МП, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным.  Общей проблемой регионов является осложнение ситуации с приобретением недвижимости, деятельностью недобросовестных представителей региональных и местных администраций.

       Целью курсовой работы является изучение основ государственной поддержки малого бизнеса и выявление направлений повышения эффективности государственной поддержки в России.

       В курсовой работе были решены следующие задачи:

- рассмотрены основы государственной поддержки малого предпринимательства, основные направления, формы и методы государственной поддержки;

-    изучена существующая система государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области;

-   рассмотрены особенности налоговой  политики в отношении малого  бизнеса;

-  выявлены  направления совершенствования  государственной поддержки малого  предпринимательства.  

       Использованы  следующие методы научного анализа: экономическое описание, анализ и  синтез, системный подход, индукция и дедукция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основы государственной поддержки малого бизнеса
    1. Система государственной поддержки

          

       За  последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые элементы системы государственной  поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и  проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность  государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование  всей системы государственной поддержки  малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства  в Российской Федерации.

     Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

     -государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

     -государственный  аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

     -государственная  инфраструктура поддержки малого  предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

     В настоящее время  в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства.

     Помимо  сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует  сеть муниципальных фондов. В настоящее  время их - более 170. Муниципальные  фонды, как правило, создаются при  участии региональных фондов.

     Региональные  фонды учреждены правительствами  субъектов федерации, муниципальные  фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных  и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки  малого предпринимательства (программами  поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»1, который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, не удаётся реализовать.

       Как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

       Одну  из важнейших проблем малого бизнеса  в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог  или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые  предприятия. Союзы предприятий  малого бизнеса, как и специальные  фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют  специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном  положении оказываются предприятия  малого бизнеса: невозможность получения  кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

       Российские  банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более  высокие проценты, чем по крупным  кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. -36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

       Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем те, что  действуют на частном рынке ссудных  капиталов. Гарантированные займы  дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается  заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые  компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

       Имеются и другие формы государственной  поддержки малого бизнеса: обеспечение  государственным заказом (если возникает  такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым  в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

       Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора. 

    1. Налоговая политика малого бизнеса
 

     Любое предприятие платит налоги. С помощью  налогов государство, с одной  стороны, управляет рыночной экономикой, а с другой – изымает часть  доходов предприятия в бюджеты  различных уровней. Налогами облагаются доходы предприятий, их имущество, обращение  и потребление товаров и услуг.

     Малые предприятия составляют отдельную  группу, которая пользуется особыми  льготами при уплате налога на прибыль. Одна из льгот по налогу на прибыль  предусмотрена только для тех  из них, которые производят и одновременно перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные  товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую  технику, лекарственные средства и  изделия медицинского назначения, а  также строят объекты жилищного, производственного, социального и  природоохранного назначения (включая  ремонтно-строительные работы). Льгота заключается в том, что эти  малые предприятия не уплачивают налог на прибыль в первые два  года работы, при условии, что выручка  от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки  от реализации ими продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год  работы они уплачивают налог в  размере соответственно 25% и 50% от установленной  ставки налога на прибыль, если выручка  от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы  выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Указанная льгота не распространяется на предприятия, созданные  на базе ликвидированных предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

     Другая  льгота заключается в том, что  при определении налогооблагаемой прибыли малого предприятия из нее  исключается та прибыль, которая  направлена на строительство, реконструкцию  и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и  технологии.

     Малые предприятия могут иметь льготы при осуществлении некоторых  видов деятельности, например, финансирование капитальных вложений, благотворительные  взносы. Малые предприятия могут  иметь также льготы по налогу на прибыль в общем порядке при наличии работающих в них инвалидов. Если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников, то ставка налога на прибыль понижается на 50%.

     Малые предприятия могут иметь льготы по НДС, если они выпускают товары, освобожденные от него. Кроме того, они освобождаются от НДС по лизинговым сделкам в полном объеме.

     Малые предприятия могут быть в числе  тех, которые освобождены от уплаты налога на содержание жилищного фонда  и объектов социально-культурной сферы, например, если более 70% общего объема реализации составляют работы по реконструкции  и капитальному ремонту жилого фонда.

     По  остальным группам налогов и  акцизов малые предприятия не имеют специальных льгот. К льготам, не связанным с налогообложением, относится право, которое имеют  малый бизнес как субъект малого предпринимательства, в отношении  ускоренной амортизации основных производственных фондов.2

Информация о работе Бюджетная поддержка малого предпринимательства и ее совершенствование в условиях рыночных отношений