Бюджетная поддержка малого предпринимательства и ее совершенствование в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основ государственной поддержки малого бизнеса и выявление направлений повышения эффективности государственной поддержки в России.

Оглавление

Введение

1. Основы государственной поддержки малого бизнеса

1.1. Система государственной поддержки

1.2. Налоговая политика в отношении малого бизнеса

2. Система государственной поддержки малого предпринимательства Ростовской области

2.1. Анализ состояния малого предпринимательства в Ростовской области

2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

3. Направление совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетная система-курсовая.docx

— 76.93 Кб (Скачать)

     Для субъектов малого предпринимательства  предусмотрена упрощённая система  налогообложения, учета и отчетности. Её действие распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации  с предельной численностью работающих (до 15 человек). Такие субъекты не платят налог на добавленную стоимость, если товар не ввозится на таможенную границу РФ.

     Под действие упрощенной системы налогообложения  не попадают организации, занятые производством  подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных  структурных подразделений действующих  предприятий, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники фондового рынка  и  другие субъекты, для которых установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета отчетности.

     Субъекты  малого предпринимательства имеют  право перейти на упрощенную систему  налогообложения, если в течение  года, предшествующего кварталу, в  котором произошла подача заявления  на право применения упрощенной системы  налогообложения, совокупный размер валовой  выручки данного налогоплательщика  не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством  РФ на первый день квартала, в котором  произошла подача заявления.

     Правительство РФ приняло решение о том, что  ежеквартальные отчеты в налоговую  инспекцию для предприятий, применяющих  упрощенную систему налогообложения, будут отменены. Об этом сообщила глава  Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на заседании всероссийского форума "Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития РФ в XXI веке".

     Законопроектом, вносящим изменения в Налоговый  кодекс, предполагается замена ежеквартальных налоговых деклараций ежегодной  налоговой декларацией для предприятий, работающих по упрощенной схеме налогообложения.

     Упрощенная  система налогообложения была создана  специально для некрупных предприятий  и подразумевает уплату одного налога вместо единого социального налога, налога на имущество и налога на прибыль организаций. Кроме того, применяющие такой спец. режим налогообложения предприятия не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Перейти на такой режим налогообложения могут только те предприятия, которые удовлетворяют установленным законом критериям по доходности, численности и так далее.

     В настоящее время для упрощенной системы налогообложения отчетными  периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, налоговым периодом - год.  

     В 2010 году количество субъектов малого бизнеса, которые уплачивают налоги по общей системе налогообложения, возросло на 1 млн единиц. По мнению директора Департамента по законодательству ТПП РФ Сергея Васильева, это свидетельствует о том, что обороты у многих предприятий выросли и они уже не могут применять специальные налоговые режимы.  

     Это выразилось в том, что в 2010 году, несмотря на существенные изменения в налоговом  законодательстве, оживления малого бизнеса не произошло. Ситуация стала  еще хуже. Закон о замене ЕСН  на страховые выплаты перечеркивает  все решения последних лет, направленные на улучшение положения малого бизнеса. Кроме увеличения фискального бремени  увеличивается и административный. Если раньше проверки осуществляла налоговая инспекция, то теперь получают право проверять предприятия Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. В итоге предприниматели вынуждены тратить значительную часть своих усилий на работу с многочисленной армией контролеров.

       Когда в бизнес-сообществе возникла дискуссия по поводу перехода с ЕСН на страховые платежи, представители малого бизнеса включились в нее с опозданием и с недостаточным количеством аргументов. В результате не были достигнуты в полной мере нужные результаты. Хотя выгода по наполнению бюджета от перевода бизнеса на новую форму налогообложения вызывает сомнения.

       Однако  усилия по изменению политики государства  в этом вопросе все же не прошли бесследно: в своем послании Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение правительству  разработать законопроект о введении переходного режима для части  малого бизнеса. По оценке ТПП РФ, эта  мера коснется примерно 20% малых предприятий. Данное предложение главы государства должно коснуться всего малого бизнеса, за исключением малых предприятий в сфере торговли.

       Несмотря  на эту подвижку, в целом государство  по-прежнему не считает малый бизнес важной частью своей экономической  политики. Об этом, в частности, свидетельствует  появившийся в середине 2010 года проект по кардинальному изменению всей системы налогообложения малого и среднего бизнеса.

       Уже с 2011 года предполагалось существенно  урезать количество видов деятельности и количество предприятий, имеющих  право на использование специальных  налоговых режимов. Хотя сохранялась  система патентов, но критерии для  их получения ужесточались, их могли  получать предприниматели с численностью работников до 15 человек.

       Потенциал роста, заложенный в малом бизнесе, очень велик. И если создать условия  для его развития, то он может  дать государству доходов неизмеримо больше, чем сегодня. В Европе на него приходится 70-80% ВВП. Российское же государство  проводит политику по ужесточению условий для деятельности сектора. Вместо того чтобы проводить курс на всемирное увеличение налогооблагаемой базы, оно ужесточает фискальную нагрузку на него. Тем самым заставляя предпринимателей либо сворачивать деятельность, либо искать обходные возможности, которые бы смягчили последствия от этих действий 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Система государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области

     2.1. Анализ состояния  малого предпринимательства  в Ростовской области 

       В Ростовской области малое предпринимательство развивается с положительной динамикой, что позволяет нашему региону стабильно входить в десятку лучших по количеству малых предприятий и числу занятых на них.

       Однако  для области характерны те же проблемы, что и для России в целом. Это:

  • несовершенство законодательства в части несоответствия действующих нормативно-правовых актов вновь принимаемым;
  • нестабильная налоговая политика,
  • административные барьеры при регистрации и ведении предпринимательской деятельности,
  • недостаточная заинтересованность органов власти в решении проблем малого предпринимательства, незначительные объемы бюджетного финансирования малого бизнеса,
  • ограниченный спектр финансовой поддержки предпринимателей (т.к. не разработан механизм предоставления льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание субъектов малого предпринимательства, не развита система гарантирования и страхования кредитов);
  • дефицит консультационной и маркетинговой поддержки бизнеса (действующая сеть инфраструктуры поддержки не охватывает все территории области, что негативно сказывается на развитии предпринимательства, особенно в сельских районах);
  • ограниченное бюджетное финансирование, отсутствие разработанных и законодательно утвержденных нормативов отчисления бюджетных средств на поддержку и развитие малого бизнеса;
  • отсутствие достаточного информационного обеспечения.

       Всё это ведёт к сокращению числа  малых предприятий и количества занятых на них, уходу в “тень” малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, нарушению положений  Трудового Кодекса РФ по отношению  к наемным работникам, занижению  уровня официальной заработной платы.

       Отсутствие  должной инвестиционной поддержки (особенно в части долгосрочных инвестиций) сказывается на распределении малых  предприятий по отраслям экономики: основная их часть (более 50%) традиционно  относится к торговле и общепиту, значительная часть - к промышленности (более 16%) и строительству (более 14%). А такие отрасли, как наука  и научное обслуживание, образование, здравоохранение, и другие из непроизводственной сферы остаются практически неохваченными.

       Индивидуальные  предприниматели в основном занимаются торговлей и бытовым обслуживанием  населения (более 80%), остальные (менее 20%) - производством промышленной продукции, перевозкой грузов и пассажиров, оказанием  медицинских, ветеринарных, юридических, образовательных услуг.

       Крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) специализируются на выращивании сельхозпродукции.

       На  момент разработки новой программы  развития малого предпринимательства  в малом бизнесе Ростовской области  сложилась следующая ситуация. Увеличилось число малых предприятий и достигло 25219 единиц. На малых предприятиях занято более 180 тыс.человек, из которых 17 тыс.человек привлекаются на условиях вторичной занятости.

       Доля  малых предприятий в выпуске  товаров и рыночных услуг по всем предприятиям области составляет: в  торговле и общественном питании 68,6%, в промышленности 8%, в строительстве 42,3%.

       По  последним отчетным данным малые  предприятия области обеспечивают 17% выпуска продукции, работ и  услуг, что составляет 12,3 млрд.руб., 30% объемов грузовых и пассажирских перевозок, около 40% объема подрядных работ, более 70% оборота оптовой торговли и 37% оборота розничной торговли. Но самое главное – рост производства на малых предприятиях практически во всех отраслях экономики выше, чем на крупных и средних предприятиях области.

       Продолжает  расти инвестиционная активность малых предприятий: в 2010 году объем инвестиций в основной капитал составил в целом по малым предприятиям 1780,6 млн.руб., что в фактических ценах выше уровня соответствующего периода 2009 года на 38,9%.

 

       Наибольший объем инвестиций освоен малыми предприятиями промышленности и малыми предприятиями оптовой, розничной торговли и общественного питания. Их доля в основной капитал по малым предприятиям составила соответственно 34,5% и 35,9%. Следует отметить, что малые предприятия направляют около 60 процентов капитальных вложений на обновление машин и оборудования и около 25 процентов вкладывают в здания и сооружения, в то время как крупные предприятия направляют на эти цели 36% и 44% соответственно.

       Помимо  инвестиций в 2010 году на малые предприятия области поступали долларовые и рублевые инвестиции из-за рубежа. Так, на 23 малых предприятиях поступление иностранных инвестиций составило 35,7 млн.долларов, что в 1,8 раза больше уровня 2009 года. Из них 89% приходится на кредиты и 11% - прямые инвестиции в форме кредитов, полученных предприятиями от зарубежных совладельцев. Кроме долларовых инвестиций, на 15 малых предприятий поступило иностранных инвестиций на 419,8 млн.рублей (на половину меньше, чем в 2009 году). Это прямые инвестиции в качестве взносов в уставный капитал. Наибольший объем долларовых инвестиций поступил на предприятия оптовой торговли (43,7%), а рублевых – на промышленные предприятия (почти 100%).

       В Ростовской области в 2010 году действовало 177 малых предприятий с участием иностранного капитала, что составило 88% от общего количества предприятий такого типа. Основные инвесторы – учредители из Германии, Кипра, США, Британии, Турции.

       Зарубежными инвесторами активно поддерживается развитие предприятий малого бизнеса. Основной объем иностранной валюты поступил на текущие валютные счета  малых предприятий торговли – 69,5%, промышленности – 11%, транспорта – 6%, заготовительных  организаций – 7,8%.

       В то же время инвестиционный потенциал  малых предприятий Ростовской области  используется не в полной мере.

       В 2010 году несколько улучшились финансовые результаты деятельности малых предприятий. Большинство из них -  71,3 процента от общего количества малых предприятий получили прибыль в размере 5,4 млрд.руб., а 28,7 процента предприятий сработали с убытком, сумма которого составила 0,9 млрд.руб.

       Анализируя  развитие малого предпринимательства  в области следует отметить, что увеличение количества малых предприятий не повлияло на изменение их распределения по территориям области. Наиболее активно малые предприятия создаются в городах (84,6%), в сельских районах их расположено только 15,4%. Более половины малых предприятий (51,9%) сосредоточено в областном центре - г.Ростове-на-Дону, 8% - в г.Таганроге, по 5% - в г.Волгодонске и Новочеркасске. Среди сельских районов наибольшее количество зарегистрировано в Аксайском районе (9,5%), Азовском (6,0%), Мясниковсом и Зерноградском (по 5,5%), Неклиновском (4,9%), Октябрьском (4,7%), Орловском (4,4%), Волгодонском.

Информация о работе Бюджетная поддержка малого предпринимательства и ее совершенствование в условиях рыночных отношений