Бюджетная поддержка малого предпринимательства и ее совершенствование в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение основ государственной поддержки малого бизнеса и выявление направлений повышения эффективности государственной поддержки в России.

Оглавление

Введение

1. Основы государственной поддержки малого бизнеса

1.1. Система государственной поддержки

1.2. Налоговая политика в отношении малого бизнеса

2. Система государственной поддержки малого предпринимательства Ростовской области

2.1. Анализ состояния малого предпринимательства в Ростовской области

2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

3. Направление совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетная система-курсовая.docx

— 76.93 Кб (Скачать)

       Этот  факт говорит о том, что в данных территориях имеются наиболее благоприятные  географические и экономические  условия для ведения бизнеса, в остальных городах и районах  области такие условия необходимо создавать.

       Наряду  с малыми предприятиями осуществляют свою деятельность предприниматели  без образования юридического лица и крестьянские (фермерские) хозяйства. В Ростовской области предпринимателей - более 180 тыс. чел. и  КФХ - 17 тыс.единиц.

       Необходимо  отметить, что индивидуальными предпринимателями  выполняется более 30% оборота розничной  торговли по области и более 80% бытовых  услуг населению. Более трети  бытовых услуг населению составляют услуги по ремонту и строительству  жилья и других построек, 18% приходится на услуги по ремонту и индивидуальному  пошиву одежды, 12% - на услуги по ремонту  и техобслуживанию автотранспортных средств.

       Доля  индивидуальных предпринимателей в  выпуске продукции, товаров и  услуг составляет около 4%,  в строительстве – около 7%, на транспорте – более 4%.

       Номенклатура  промышленной продукции, производимой индивидуальными предпринимателями, включает около 80 наименований. В основном это потребительские товары – мебель, одежда, головные уборы, обувь, постельное белье, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, масло растительное, колбасные, макаронные, кондитерские изделия и др.

       Кроме того, индивидуальные предприниматели  также участвуют в решении  проблем занятости населения. По последним данным индивидуальным трудом и по найму у частных предпринимателей было занято около  350 тыс.человек, что составляет примерно 19% занятых во всех секторах экономики.

       Возрастает  значимость крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств в  общем выпуске сельхозпродукции. Так, в животноводстве эти категории  хозяйств занимают лидирующие позиции  – в настоящее время в них  содержится примерно 55% всего скота  в условном исчислении. А в производстве мясо-молочной продукции лидерами являются личные подсобные хозяйства населения – ими произведено 68,7% всего мяса и 75,2% всего молока. В растениеводстве наиболее высока (75%) доля личных подсобных хозяйств в производстве овощей.

       Это ещё раз указывает на необходимость  создания правовых и других условий  для вовлечения сельского населения, работающего в подсобных хозяйствах, в предпринимательство.

       В целом предпринимательство  в Ростовской области занимает достаточно прочные позиции. Однако от показателей уровня развития малого бизнеса, измеряемых по общепринятым стандартам в промышленно развитых странах, область ещё отстает и по количеству малых предприятий в расчете на душу населения, и по охвату отраслевой структуры, и по доле в валовом региональном продукте.

       Для того чтобы повлиять на происходящие процессы в сфере малого предпринимательства, обеспечить ежегодный прирост малых  предприятий, внести изменения в  их отраслевую структуру и территориальную  принадлежность, необходима всемерная  поддержка развивающегося малого сектора  экономики со стороны органов  исполнительной власти и местного самоуправления.

       Предстоит принять конкретные меры по поддержке малого предпринимательства, главными из которых являются:

  • совершенствование действующей законодательной и нормативной базы всех уровней;
  • расширение спектра финансовых технологий;
  • развитие инвестиционно-инновационной деятельности;
  • оказание имущественной поддержки предпринимателей;
  • развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства;
  • совершенствование  подготовки кадров для малого бизнеса и специалистов инфраструктуры;
  • оперативное информационное обеспечение, создание и пополнение баз данных;
  • развитие межрегионального и международного сотрудничества;
  • снижение уровня излишнего администрирования.

       Решение перечисленных важнейших и ряда других задач позволит создать наиболее благоприятные, по сравнению с нынешними, условия для успешного развития малого предпринимательства.  

     2.2. Инфраструктура малого бизнеса 

       Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства - это разветвленная система институтов, обеспечивающих потребности малого предпринимательства в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки малого предпринимательства. Институты, осуществляющие эти доступные для малого предпринимательства услуги, образуют основные элементы инфраструктуры малого предпринимательства.

       Создание  развитой инфраструктуры поддержки деятельности субъектов малого предпринимательства имеет, важное значение, что подтверждается практикой высокоразвитых стран.

       Целью формирования инфраструктуры МП является создание благоприятных условий  для его развития путем обеспечения  комплексной и адресной поддержки  малых предприятий в различных  направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.

       В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана  определенная инфраструктура на федеральном  уровне и формируется в субъектах  РФ инфраструктура развития и поддержки  предпринимательства вообще и малого предпринимательства в особенности.

       Инфраструктура  МП выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируются за счет государства  с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а  также финансовых ресурсов из частных  источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность  и т. п.).

       Элементы  инфраструктуры малого бизнеса являются, по сути, каналами, по которым государственная  поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей - субъектов  малого предпринимательства. Одновременно по этим же каналам осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему  на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.

       В любой развитой системе поддержки  МП можно обнаружить сходные концептуальные подходы к формированию ее инфраструктуры:

   -адекватность  инфраструктуры уровню развития  малого предпринимательства и  реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой  и функциональной специализации);

   -доступность  объектов инфраструктуры для  предпринимателей (по близости размещения  на территории, стоимости услуг,  информированности о возможностях  каждого элемента инфраструктуры);

   -концентрация  на наиболее острых проблемах  деятельности малых предприятий:  финансовых (льготное кредитование, компенсация процентных ставок, гарантии, финансовый лизинг, финансовый  менеджмент, финансовое и налоговое  консультирование), имущественных (аренда  помещений, лизинг оборудования, обустройство земельных участков  для коммерческого использования), информационных (доступ к информационным  сетям, трансфер технологий, выставочная деятельность), кадровых (подбор, подготовка и переобучение персонала, общий и специальный консалтинг);

   -участие  государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно  или через контролируемые организации  в капитале объектов инфраструктуры  малого предпринимательства частичное  либо полное финансирование их  текущей деятельности;

   -распределение  основных задач и, следовательно,  различных видов объектов инфраструктуры  по уровням при концентрации  основного объема практической  работы по поддержке малого  бизнеса непосредственно на местном  или региональном уровне;

   -обеспечение  координации деятельности и упорядочение  функций различных объектов инфраструктуры  на одной территории, следствием  чего являются более эффективное  использование ресурсов, комплексность  и разнообразие оказываемых услуг,  а также лучшая ориентация  самих предпринимателей в возможностях  этих элементов инфраструктуры;

   -использование  для развития инфраструктуры  малого бизнеса ресурсов и  средств государства, общественных  и профессиональных объединений  предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных  заведений.

       В настоящее время в Российской Федерации еще не сформирован  единый концептуальный подход к созданию и развитию отдельных видов объектов инфраструктуры МП и обеспечению  комплексного характера их деятельности.

       Во  многих регионах отсутствуют концепции  развития инфраструктуры МП и достоверные  данные о реальных потребностях предпринимателей в тех или иных видах деловых  услуг. Зачастую лица, отвечающие за это  направление, не имеют четкого представления  о специфике и различиях между  отдельными видами объектов инфраструктуры. Понятийная путаница нередко приводит к тому, что инкубаторами называют чисто обучающие организации  или фирмы, специализирующиеся на регистрации  новых предприятий и предоставлении юридического адреса, а технопарками или бизнес-центрами - консультационные фирмы или торговые павильоны и т. п.

       Следует отметить и недостаточную информированность  предпринимателей о наличии в  соответствующих регионах объектов инфраструктуры малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими  услуг и условиями их получения (в силу ресурсных ограничений  рекламные кампании по объектам инфраструктуры, как правило не проводятся). Это во многом объясняется самоустранением федеральных, региональных и местных органов власти от активного участия в создании комплекса объектов инфраструктуры МП на местах.

       Государство может принимать участие в  создании и деятельности объектов инфраструктуры не только финансовыми средствами, но и другими ресурсами. В частности, объекты инфраструктуры, оказывающие имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, могут получать в свое распоряжение государственные и муниципальные земельные участки, в том числе предварительно оборудованные для коммерческого использования промышленных зон, бизнес-парков, и т. п.; объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности (для создания бизнес-инкубаторов, фондов нежилых помещений для размещения малых предприятий, агентств по развитию предпринимательства и др.)

       В механизме государственной поддержки  и регулирования малого предпринимательства  значительную роль играет установление упрошенного порядка регистрации  субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, информационного  обеспечения, сертификации производимой продукции, обеспечения малых предприятий  государственными заказами на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и др.

     Поддержка объектов инфраструктуры, в равной степени, как и создание новых  объектов, основывается на принципе выхода через 1-2 года на принцип самоокупаемости  и бюджетной привлекательности.

     Финансирование  таких объектов за счет средств областного бюджета осуществляется на безвозвратной  основе. Финансирование за счет средств  Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства и других источников осуществляется на условиях льготного  кредитования в пределах ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, а также на безвозвратной основе по представлению инвестора.

     В любом из указанных вариантов  учитывается бюджетная эффективность, в том числе за счет увеличения налогооблагаемой базы потенциальных  клиентов таких объектов.

Информация о работе Бюджетная поддержка малого предпринимательства и ее совершенствование в условиях рыночных отношений