Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:07, курсовая работа
Национальное самоопределение и последовавший за ним процесс формирования национальных государств – стали поворотным моментом исторического процесса в XIX-XX столетиях, сопроводив впоследствии и распад Советского Союза. Двадцать лет спустя национальный вопрос вновь обострился, теперь уже на территории Российской Федерации, и этот феномен обязательно оставит свой след в книгах по новейшей истории.
Очередной всплеск активности национальных молодежных сообществ в 2011 году (события на Манежной площади и последовавший за ними поток обсуждений), в совокупности с признаниями стран Евросоюза о провале политики мультикультурализма, снова притягивает наше внимание к теме национализма. Всё возрастающая степень влияния националистических идей не может оставаться незамеченной и стала темой для активного изучения.
ГЛАВА I СТР. 3-18
ВВЕДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ РАБОТЫ
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАЦИОНАЛИЗМ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ОТНОШЕНИЕ К ФЕНОМЕНУ НАЦИОНАЛИЗМА В РОССИИ
КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА
ГЛАВА II СТР. 19-34
ПРЕДИСЛОВИЕ
КРАТКИЙ ОБЗОР ДПНИ
КРАТКИЙ ОБЗОР ДВИЖЕНИЯ СЛАВЯНСКИЙ СОЮЗ
РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПОЛЕВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЛАН ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СТР.35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….………………………СТР.36-37
Различение
понятий «движение» и «организация»
рассматривается также в
Под понятие молодежного попадает социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых (18). Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет. Именно (1) возрастное ограничение и (2) становление социальной ответственности играют ключевую роль в определении понятия «молодежный». Таким образом, в данном исследовании молодежным общественным движением выступает – массовое общественное сообщество (объединение), члены, участники и последователи которого попадают в возрастную категорию 14-30 лет. Также, федеральное законодательство поясняет, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а в руководящие органы могут быть избраны участники, достигшие 18-летнего возраста (17) . Заключительным этапом определения предмета исследования будет определение понятия националистический. Этимология слова в данном случае отправляет нас к самому понятию национализма, отношение общества к которому было крайне изменчивым в ХХ веке, и сегодня остается неоднозначным. В данном исследовании термин «националистический» будет рассматриваться как «несущий идеологию национализма», и, что необходимо изначально отметить, идеологию русского национализма. Данное пояснение вызвано тем, что в научной среде специалисты выделяют два вида национализма: национализм государственный и этнический (1, С.29). В контексте данного исследования уместным будет говорить о своего рода симбиозе двух видов, о феномене национализма, ставящего ключевым аспектом, выделяющим в качестве центрального элемента идеологии именно русскую нацию, несмотря на факт многонациональной характеристики, определенной для России.
В научной литературе феномен национализма не имеет четко выраженной ценностной окраски – ученые стараются абстрагироваться и оценивать национализм, а не судить его.
К авторам классических концепций либерального национализма относят британских философов Джона Стюарта Милля и Энтони Актона. Американские историки Ханс Кон и Карлтон Хайес могут по праву считаться «пионерами» в изучении теории национализма. В международный научный обиход вошли работы социолога и политолога Карла Дойча, включившего в свое исследование национализма теорию коммуникации.
Фундаментальные
труды Эрнеста Геллнера и Бенидикта
Андерсона вывели исследования национализма
на качественно новый уровень. По
словам В.С. Малахова, «без явной или
скрытой отсылки к этим авторам
сегодня не обходится ни одно серьезное
сочинение о национализме» (1, С.41).
Представителями
Современные исследования национализма могут быть сведены в три основные концепции: примордиализм, модернизм и этносимволизм.
Представители примордиалистского подхода придерживаются мнения, что прототипы наций и национализм существовали всегда как данность с самого начала человеческой истории. В.Д. Соловей является одним из ученых, придерживающихся данного принципа.
С точки зрения модернизма, этническая принадлежность играет роль в происхождении национализма, а культура — на финальной стадии формирования нации, но подлинные корни этого явления лежат не в культуре, аполитической экономии. Придерживались данного подхода Эрнест Геллнер и Бенедикт Андерсон.
Этносимволисты полагают, что корнем национализма, наряду с экономикой, является этническая принадлежность. Хотя они также не считают нацию исконным или естественным образованием, в её основе, по мнению этносимовлистов, лежит относительно древняя история и национальное самосознание. Данный подход представлен в работах (подробно данный вопрос рассмотрен в курсовой работе Панкратова Влада «"Концепция формирования наций Энтони Смита и ее место в научном дискурсе"».
«Сама история национализма как отчетливой идеологии относительно недавняя: ей около 200 лет. Историю же ее научного изучения можно начинать со знаменитой лекции французского историка Эрнеста Ренана "Что такое нация?", прочитанной в Сорбонне в 1882 г.»- пишет В. В. Коротеева в книге «Теории национализма в зарубежных социальных науках» (2). В свою очередь автор предлагает следующую дефиницию национализма: «Национализм – совокупность идеологии и политических движений, использующих в качестве символа понятие нация» (2). Термин «нация» фиксируется европейскими словарями с середины XIX века (1, С.18).
Следует отметить, что понятие нации имело совершенно несхожую с современным пониманием основу во времена Средневековья и до Нового Времени. В Социологическом словаре Г. Рейнгольда дается наиболее широкое и научное определение понятию. Здесь нация трактуется как «большая группа людей, дефинирующая себя через общий язык, происхождение, место проживания, религию, территориальные границы, этническую принадлежность и общие ценностные представления» (1, С.33). Именно это определение нации можно считать наиболее полным и соответствующим современности.
Далее, следует отметить различия в языковых традициях, повлиявших на определение понятия национализма. Обширный анализ дефиниций «национализма» представлен в трудах В.С.Малахова, ведущего научного сотрудника Института философии Российской академии наук, известного исследователя национализма в России. Автор отмечает, что в англо-французской литературе распространено нормативно-нейтральное понятие термина, в то время как во французских, русских и большинстве восточноевропейских источников доминируют пейоративные дефиниции (1, С.56). В свою очередь, английский философ Эрнст Геллнер, раскрывший теорию национализма, в книге «Нации и Национализм» пишет, что «в английском языке, напротив, термин употребляется в нейтральном смысле и не содержит оттенка как одобрения, так и неодобрения… Он употребляется в книге для обозначения принципа, требующего, чтобы политические и этнические единицы совпадали, а также чтобы управляемые и управляющие внутри данной политической единицы принадлежали к одному этносу» (5). В «Encyclopedia Americana» (перевод В.С.Малахова) предложена трактовка национализма как «состояния ума, характерного для определенной группы людей с гомогенной культурой, проживающих в тесной ассоциации на данной территории, различающих веру в собственную отличительность от других и в общую для них судьбу» (9).
В современной
России отношение к понятию
Схожая
трактовка отмечается в словаре
Владимира Даля, где национализм
определяется как «узкий патриотизм,
шовинизм» (8). В продолжении уместным
будет рассмотреть расшифровку
этого термина в
Таким образом, в современном русском языке, это понятие употребляется в том случае, когда говорящий желает выразить неодобрение неумеренности, жестокости, исключительности, нетерпимости или каким-либо еще столь же неприемлемым сторонам националистического чувства. Чтобы внести ясность в столь разнящиеся оттенки придаваемые понятию национализма в русском языке, по сравнению с изложенными выше дефинициями зарубежных авторов, необходимо обратиться к истории и проследить изменение в отношении к феномену национализма в России в ХХ веке и отметить преемственность этого понимания в двадцать первом столетии.
Первыми русскими авторами, специально обратившимися к теме русского национального характера и особенностей русской национальной культура, и – в этом контексте первыми русскими «националистами» можно считать славянофилов, которыми являлись русские общественные деятели и выразители идей «Святой Руси». Они сыграли важную роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотической идеологии. Славянофилы твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения. Зародилось славянофильство в 30-40-х годах XIX века. Но уже тогда националистические идеи встретили неодобрение властей, которые опасались опираться на этнонационализм русского большинства.
С
утверждением большевистской власти,
главной задачей партии в национальном
вопросе была провозглашена борьба
против «великодержавного шовинизма»,
ведущую к слиянию наций. Идея
патриотизма рассматривалась, как
идея «насквозь лживая», «преподавании
истории в направлении создания
народной гордости, национального чувства
должно быть отброшено» - писал А.В.Луначарский
(6). В первое десятилетие большивистского
правления проводилась политика
«советизации на ста языках» (1, С.51).
Общность советской культуры обладала
своей определенной этнокультурной
и этнолингвистической
Подобная
политика проводилась вплоть до 30х
годов. Сталин, будучи талантливым политическим
стратегом, осознавал необходимость
поддержания и восстановления патриотического
чувства, причем именно русского патриотизма.
Период его правления « в восприятии
сегодняшних русских национал-
С провозглашением гласности во времена Горбачева, ярко проявилось два спорящих друг с другом течения философской мысли – так называемые «патриоты» и «демократы». В конце 80-х годов на авансцене появилось почвенническое движение «Память», состоящее из нескольких не связанных друг с другом организаций. Самой известной стала праворадикальная организация «Национально-патриотический фронт «Память» Дмитрия Васильева, которая, в свою очередь, породила целую россыпь русских националистических организаций первой половины 90-х годов XX века (7, С.144). Однако распри патриотов и демократов привели лишь к большей неопределенности русского националистического сознания. Радиостанция «Свобода» выпускала в эфир цикл передач, под общим названием «Русская Идея», в котором четко прослеживалась мысль об отсутствии и метафизичности самой этой русской идеи: «Не являются ли русские народом прошлого которого уже нет?...причина тоталитаризма – русский родовой соблазн» (7, С.159). Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что националистические движения не только не были распространены в XX веке, но и попросту любые их подъемы заглушались, так как совершенно не вписывались в рамки партийной идеологии.
В
90-е годы, после распада СССР, Россия
вновь переживала подъем националистических
настроений. Деятельность русских националистических
группировок и организаций, черносотенные
издания начинают пользоваться поддержкой
националистически
Немаловажным является и всплеск националистических настроений в молодежной среде. Показателем этого явилось зарождение интереса к неонацизму в конце двадцатого века. Так, в Москве появляются последователи западной скин-хэд культуры. С середины девяностых годов в Москве стал выходить журнал «Под ноль» - первый в России печатный орган движения. С 1994 – 1998 годов произошел гигантский скачок в численности и организованности скин-хэд движения. Их общее число увеличивается в несколько раз. В Москве и Петербурге появляются крупные группировки. Открываются новые периодические издания по заданной тематике. По результатам социологических исследований, в 1992 году скинхедов в России было всего несколько десятков человек, к началу же 2000 года их насчитывалось уже свыше 20 тысяч. (28)