Антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, доклад

Краткое описание

Общая антропология – естественная биологическая дисциплина. Её специфика: биологическое развитие рассматривается в связи с общественным развитием человека, его культуры. Она изучает развитие человека как вида, члена общества (социума)

Файлы: 1 файл

1. Общая антропология, ее объект, предмет, связи с другими наука.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.      Экологическое сознание как фактор взаимодействия человека и природы. 
Экологическое сознание выступает как форма об¬щественного сознания, отражающая экологические условия ясизпи человека и отношения между людьми в процессе регу¬лирования функционирования системы общество-природа, 
Предметом экологического сознания выступает комплекс прямых и обратных связей в системе «общество-природа». Функциониро¬вание сознания подчиняется основным законам функционирова¬ния общественного сознания. Но его роль в системе различных Форм общественного сознания в последнее время увеличивается Экологическая проблема и как следствие - проникновение экологического фактора во все сферы жизни общества как на уровне отдельных государств, так и в мировом масштабе. 
В структуре экологического сознания можно выделить два Уровня: уровень специализированного и уровень массового сознания. Исторически процесс формирования экологического сознания протекал большей частью стихийным путем. Лишь в эпоху возникновения глобальных техногенных процессов и формирования социальной экологии как самостоятельной науки стало формироваться научное экологическое сознание и проникать в сфер,, массового экологического сознания. По своей структуре массовое сознание значительно шире, чем научное, поскольку в него, по¬мимо знаний, входят эмоциональные факторы, индивидуальный ц общественный опыт, а также такие иррациональные формы соз¬нания, как религиозные представления, табу, мифы, обычаи обряды. 
Между специализированным и массовым сознанием суще¬ствует сложные формы взаимодействия. Массовое сознание явля¬ется ведущим в выстраивании системы взаимодействий человека и природы, а научное стремится преобразовать массовое сознание с помощью внесения в него научного понимания проблем взаи¬моотношений общества и природы. 
В связи с обострением экологической ситуации в планетар¬ном масштабе происходят изменения как в научном, так и в мас¬совом сознании. На научном уровне экологического сознания происходит изменение стиля мышления. Усиление техногенного воздействия на природу связано с технологическим мышлением, с позиции которого природные системы воспринимаются как сово-купности отдельных элементов. Экологизация различных сфер жизни общества требует от науки, прежде всего рассмотрения природы как саморегулирующейся системы. 
3.4.3. Особенности экологического образования и воспи¬тании в современных условиях. 
Социальная природа образования и воспитания состоит в формировании мировоззрения человека в соответствии с меняю¬щимися требованиями общества. В связи с обострением системы экологических проблем одной из первоочередных задач стано¬вится разработка системы экологического образования и воспи¬тания. Экологизация мировоззрения выполняет задачу духовно-практического освоения природы в целях гармоничного функ¬ционирования системы «общество-природа». Экологическая со¬ставляющая мировоззрения включает наряду с теоретическим*1 знаниями о законах взаимодействия природы и общества с ценно¬стными установками общества и личности в восприятии природы -  экологическое мировоззрение, помимо знаний и ценностей, входят установки по отношению к природе, свойственные для прошлых эпох, вошедшие в мировоззрение личности с помощью обычаев, традиций, запретов. Большая часть противоречий эколо¬гического мировоззрения возникает из-за того, что взаимодейст¬вие общества и природы выстраивается лишь с учетом практиче¬ской компоненты взаимодействия. Традиционная система эколо¬гических ценностей строилась на основе преобразовательной дея¬тельности человека. Новая система ценностей должна выстраи¬ваться на основе деятельности по оптимизации отношений обще¬ства и природы, где природа выступает не только как неисчер¬паемы источник экономических ресурсов, но и с эстетической и моральной. 
При формировании экологического сознания необходимо задуматься над тем, каковы желания и стремления современного человека? Если ставить материальное благополучие превыше все-го, то материальные потребности могуг расти беспредельно, а биосферные возможности для их удовлетворения ограничены. Если все-таки пытаться их удовлетворить, то возникает соперни¬чество и насилие. История человечества показывает возможность существования не утилитарно-прагматической, а любовно-твор¬ческой личности. Л.Н.Толстой и М.Ганди теоретически обоснова¬ли в жизнь и воплотили в жизнь принцип ненасильственного раз¬вития. Ганди писал, что если 
Экологическое сознание складывается двумя путями стихийным и целенаправленным. Если бы домашние животные смогли говорить, то их рас¬сказ о наших преступлениях потряс бы мир. Для Толстого выход из экологических противоречий и кризисов - отказ от насилия в пользу любви, (цель развития - уничтожить борьбу и внести еди¬нение, где был раздор. Сначала между людьми, потом между людьми и животными, потом между животными и растениями. 
В комплексном процессе экологического образования и воспитания можно выделить следующие аспекты: научный, нрав¬ственный, эстетический, правовой, личностно-мировоззренчес¬кий, идеологический. Все эти аспекты тесно взаимосвязаны связа¬ны между собой, потому усиление или ослабление одного из них нарушает целостность процесса экологического образования. Специфика экологического образования в том, что оно должно быть основано на принципе опережающего отражения. В созна¬нии человека, осуществляющего деятельность по преобразованию природы, должна происходить оценка предполагаемых последствий не только с позиции благосостояния живущих сейчас людей но и с точки зрения благосостояния будущих поколений. Большинство концепций экологического воспитания основаны на формировании бережного отношения к природе, на необходимо¬сти сделать человека субъектом сознательного управления систе¬мой «общество-природа». Конечной целью экологического вос¬питания является не просто усвоение комплекса экологических знаний и навыков. Задачи экологического воспитания заключают¬ся в реализации экологического сознания на личностном уровне в качестве мировоззрения, формирующего соответствующие типы поведения. А потому экологическое воспитание оказывается тес¬но связанным с нравственным воспитанием личности, с пробле¬мой формирования экологической этики, новых нравственных критериев по отношению к природе. В связи с проблемой эколо¬гической этики встает проблема экологической совести как внут¬ренний, побудительный мотив к действию в соответствии с лич¬ностным и нравственно-этическими нормами. Юридические за¬коны хороши., но за каждым человеком уследить нельзя. Необхо¬димо чувство личной ответственности каждого человека за со¬стояние природной среды. А.Д.Швейцер сформулировал импера¬тив экологической морали как благоговение перед жизнью, ответ¬ственность за все живое на Земле. Формирование экологической морали становится необходимым звеном в системе гармонизации отношений общество-природа. 
Не менее сложной проблемой является идеологический ас¬пект воспитания. Переход от классовых норм к общечеловече¬ским ценностям произошел не без изъянов. Высокий уровень жизни в развитых странах обеспечивается за счет нарушения эко¬логического равновесия планеты. Если богатая про мы тленно развитая страна помогает бедной продовольствием и товарами народного потребления, но отравляет окружающую среду, то во¬прос кто за чей счет живет остается проблематичным. Другим идеологическим аспектом является распределение природных ресурсов Тем более, что нет никакой уверенности, что развитые страны согласятся поступиться своим уровнем жизни ради более справедливого с позиции общечеловеческих норм перераспределения жизненных ресурсов. Получается, что носителем узкоидеологического интереса может быть не только класс, но и страна, группа стран. Экологический сознание должно учитывать и этот аспект, разрабатывая программу гармонизации отношений общество-природа, преодолеть эгоизм развитых стран, утвердить ггр0нцип ненасилия и любви к человеку и природе, утверждение принципа экологического гуманизма, под которым понимается принцип гармонии человека с природой, признание равноценно¬сти всего живого. В практическом плане гуманизм включает в себя соответствующее поведение и даже питание, т.е. Ненасилие и вегетарианство. Вели человечество хочет преодолеть экологи¬ческий кризис, то необходимо учиться ненасильственному вазимодействию с ней, отказаться от попыток ее покорения. Сущ¬ность экологического гуманизма в его современном понимании сводится к следующему: 
1)   гармония человека с природой; 
2)   равноценность всего живого; 
3)   ненасилие, самоограничение вместо потребительства 
4)   становление любовно-творческой личности 
5)   необходимость нравственного совершенствования, лич¬ная ответственность за мир; 
6)   сохранение разнообразия природы, человека, культуры. Именно на этих основах человек способен регулировать си¬пы природы, но не насилием, а любовью. 
 

 

 

 

 

 

 

40.      История развития отношений человек-природа. 
В историях развития отношений человек-природа выделяют докапиталистическую эпоху, где уровень развития орудий труда и технологий не позволял человеку существенно влиять на природные процессы, хотя на уровне экологического сознания, начиная с античности, человек осознаёт совё особое положение в природе в отличие от животных и растений. И это превосходство человека закрепляется христианской традицией. В капиталистическую эпоху на уровне экологического сознания возникает идея доминирования человека над природой, осознаётся необходимость подчинить природу и её ресурсы потребностям человека и интенсивное развитие орудий труда и технологий, особенно в эпоху НТР, позволяет человеку оказывать влияние на природные процессы.  
Внутри докапиталистической эпохи целесообразно выделить первобытную, охотничье-собирательскую стадии, которые основаны на разных уровнях развития орудий труда и хозяйства. Отношения первобытного человека с природой характеризуется отсутствием опосредованности в отношениях человек-природа. Технологии создания орудий труда и их совершенствование позволяют человеку, занимая экономические ниши разного уровня, осваивать всё новые территории. Орудия труда – вспомогательные средства и определяют его зависимость от условий окружающей среды, даёт незначительное преимущество над млекопитающими со смешанным питанием в той же экологической нише. Отличие человека от животных определяется тем, что природа жёстко не определяет  размеры и плотность популяций. Первобытный человек постоянно мигрировал в поисках территорий с богатыми ресурсами, расширял ареал обитания, постоянно адаптировался с помощью орудий труда и технологий к тем климатическим условиям, которые были на территории обитания. Орудия труда и технологии – социальные средства адаптации.  
Изменение отношения человека к природе происходит со становлением охотничье-собирательского общества приблизительно 30 тысяч лет назад. Экологической основой становится охота на крупных животных. В процессе охоты человек стал постепенно регулировать численность популяций крупных животных. Это обусловило экологический кризис охотничье-собирательского общества и необходимость неолитической революции. Дополнительным её источником является резкое изменение климата примерно 10 тысяч лет назад, что привело к изменениям растительного и животного мира. Неолитическая революция обусловила переход от присваивающей экономики к производящей и становлению сельского хозяйства и скотоводства. Для экологического сознания первобытного человека, по мысли Льюиса-Брюлля, для мышления человека характерна сопричастность с природой, её одухотворение, восприятие как мистической силы, сопричастность между землёй и людьми. Сопричастность эта обоснует магию, которая путём особых обрядов обуславливает способность человека повлиять на природные процессы. Магия держится на вере, а случайности закономерны и являются результатами магических действий. На этом основано и язычество. Это становится основой для античного этапа развития общества. 
На уровне экологического сознания в трудах Платона и Аристотеля человек впервые выделяется из мира природы. Развитие труда и технологий античности привело к возникновению феодальных государств.  
Если в античности природа – это живое одухотворённое существо, то в теологических концепциях средневековья это мёртвая материя, лишённая внутреннего источника развития и зависящая от воли бога. Человек – это существо, созданное в особый день творения, максимально приближен к богу и наделён особыми божественными дарами – разумом, речью, свободой. В Библии подчёркивается господство человека над природой. Человек – проводник божьей воли. Христианство выделяет деятельностное отношение к природе. 
Восточные религии основаны на гармоническом единстве человека, природы и общества. Человек – часть мирового космического духа. Отношения человека и природы основаны на морально-этическом начале. Взаимоотношения с природой восточного человека рассматриваются в даосизме как основанные на принципе невмешательства. Он исходит из того, что человек не знает законов природы, не способен повлиять на них. Участь человека в том, чтобы терпеливо ждать. В индийской философии присутствует теория кармы – ненанесение вреда живому. 
 

 

 

 

41.      Экологическое содержание и противоречия НТР, НТР и экологический кризис. 
В докапиталистическую эпоху уровень развития труда и технологий не позволял существенно влиять на природные процессы, но на уровне экологического сознания возникает идея господства человека над природой. В эпоху капитализма происходит быстрое развитие орудий труда и технологий в процессе промышленной революции и НТР. В результате у человека появляется возможность управлять природными процессами, и экологическое сознание капитализма воспринимает природу как источник ресурсов и мастерскую. Идея превосходства человека над природой фиксируется в работах К.Маркса. Капитализм воспринимает природу как мёртвую материю и источник бесконечных ресурсов. Цель человека – подчинить природу и все её ресурсы удовлетворению потребностей человека. По мысли Б.Каммонера, состояние окружающей среды не рассматривается как фактор производства в классической экономической науке. И экологически грязное, и чистое производство влияет на качество жизни человека. Уже в эпоху капитализма появляются философские концепции, идеализирующие отношение к природе в аграрном обществе (Ж._Б. Ламарк, Г.Торо). Капиталистическая деятельность разрушает природу, угрожая уничтожением человека. В книге «Жизнь в лесу» Торо противопоставляет сельский образ жизни городскому и призывает человека к близости к природе. В обмен на утраченные материальные блага человек обретёт радость общения с природой, отнятую развитием цивилизации. 
В результате капиталистического отношения к природе, способности капитализма с помощью технологий и орудий труда вмешиваться в природные процессы обостряются проблемы окружающей среды. Постепенно экологическая проблема в 20 веке из региональной превращается в глобальную. 
В начале 20 века многие учёные обозначили проблему ограниченности природных ресурсов. 
НТР выступает как отражение промышленной революции. Капиталистическое производство интенсифицирует добычу полезных ископаемых. В 1950 годы 20 века добыча нефти возросла в 4 раза, а мощность нефтеперерабатывающих заводов возросла в США в 6 раз, в Европе и СССР – в 20 раз, в Японии и Южной Корее – в 30 раз. Обозначается проблема нехватки ресурсов: 
* энергетическая. Решение: развитие атомной энергетики. Однако возникает проблема утилизации отходов, а также угроза техногенных катастроф. 
* сырьевая. Решение: создание искусственных материалов, развитие биотехнологий, синтетики, технологий замкнутого цикла. Получение новых продуктивных видов растений и животных. Однако, возникает проблема утилизации синтетических отходов, так как для них отсутствуют редуценты. 
Существует 2 подхода к экологическому потенциалу НТР: 
1. Традиция технократизма – в процессе развития технологии совершенствуются и преодолевают проблемы, стоящие перед обществом – цивилизации «под куполом». 
2. Экологизация НТР на основе экологического императива. Само это понятие было введено Н.Моисеевым и А.Урсулом и закреплено в документах международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1991 год). Экологический императив – это система количественных и качественных характеристик экосистемы, которые не могут быть изменены в ходе хозяйственной деятельности человека. Особую роль приобретает экологическая экспертиза, объективная оценка возможного вреда для окружающей среды. Проблема в том, что экспертиза не всегда может предусмотреть вред хозяйственной деятельности для окружающей среды. 
Основная причина экологического кризиса в том, что чело¬век вопреки экологическим законам, поворачивает развитие эко¬систем вспять, желая увеличить их продуктивность. Уменьшение разнообразия экосистемы ведет к разрушению экосистемы и ли¬шает человека источников жизнеобеспечения, следовательно, необходима гармония человека и природы по аналогии с коэволюцией; отношения сотрудничества. Это актуализирует проблему сознания человека, в котором распространена идея доминирова¬ния над природой. В интересах коэволюции необходима гармони¬зация взаимодействия в системе человека — общества - природы, которая возможна на основе регуляции потребностей человека, законов развития общества, законов функционирования экоси¬стемы. 
 

 

 

 

 

 

42.      Антропогенная деятельность человека и состояние окружающей среды. 
Существует 2 взгляда на изменение климата: 
1. потепление и похолодание – циклические явления. 
2. потепление связано с промышленной деятельностью человека. 
Биосфера составляет не выше 6км над уровнем моря, 15км в толщу суши, 11км в глубину океана. Основная масса живых существ на суши в поверхностном слое, толщиной 50-100м и распространяется до уровня высоты лесного покрова. Основная масса биоты, таким образом, на суше сконцентрирована в диапазоне около 200м. В океане 90% биоты сконцентрирована до глубины 10-20м. Загрязнение гидросферы нефтью оказывается губительным для биоты. В результате деятельности организмов в биосфере, по мысли В.И. Вернадского, происходит круговорот воды, кислорода, тепли и энергии. Биосфера связана с космосом, получает фильтрованную ионосферой солнечную энергию и отдаёт в космос избыточное тепло. В результате антропогенной деятельности возникает дисфункция ионосферы. За счёт того, что ионосфера, основанная на электромагнитном взаимодействии ионов, получает искусственное электромагнитное излучение, нарушаются естественные реакции между ионами. Губительно сказывается использование фреона. Фреон расщепляет молекулы озона. Озоновый слой истончается, и образуются озоновые дыры. С другой стороны, образование парникового эффекта связано с промышленными выбросами метана и углекислого газа. За счёт парникового эффекта излишнее тепло не уходит в космос. К началу 21 века в атмосфере концентрация метана и углекислого газа выросла по сравнению с 1960 годами на 30%. Из модельных расчётов следует, что повышение концентрации углекислого газа произошло на 50% к 2005 году, к 2050 году прогнозируется повышение концентрации углекислого газа на 50% по сравнению с уровнем 2005 года. Установлено, что с 1990 по 1995 год произошло среднестатистическое повышение температуры на 0,5 градуса. По прогнозам НАСА к середине 21 века температура может подняться на 5 градусов. Это фиксируется на уровне таяния полярных шапок и горных льдов. За последние 100 лет (по М.Майеру) на половину растаяли ледники Кавказа, а Тянь-Шань за последние 40 лет потерял 22% своих льдов. Таяние полярных шапок приводит к тому, что Гольфстрим, определяющий климат Европы, разбавляется холодной водой. Прогнозируется либо понижение температуры этого течения, либо его исчезновение или перемена русла, а, как следствие, Европу ждёт новый ледниковый период. Парниковый эффект и изменение температурного режима имеют последствия: 
1. подъём уровня океана и затопление территорий. За последние 100 лет уровень океана поднялся на 15см. В ближайшие 100 лет при современном уровне промышленных выбросов ожидается увеличение уровня океана ещё на 70см. 
2. перестройка системы океанических течений. При исчезновении Гольфстрима климат Европы похолодает на 15 градусов. 
3. таяние вечной мерзлоты и заболачивание территорий. 
4. осушение ряда регионов, связанное с повышением температуры и высыханием рек, ручьёв, озёр. 
5. нарастание вероятности ураганных ветров. За последние 20 лет частота ураганов на территории США увеличилась в 20 раз. 
Необходимо резко сократить выбросы парниковых газов. В 2003 году в Киото был подписан протокол, устанавливающий нормативы выбросов для промышленно развитых стран. Другим опасным последствием антропогенной деятельности являются кислотные дожди. Их главным источником выступает сернистый газ и окиси серы. За один час работы ТЭС, работающая на угле,  в городе сжигает 10т угля и выбрасывает в атмосферу 5т сернистого газа. Вклад ТЭС в выбросы сернистого газа – 65%, 41% - роль автомобильного транспорта, выбрасывающего в атмосферу окиси азота. Термин «кислотные дожди» появился в 1972 году в книге Р.Смита. Впервые кислотные дожди были зафиксированы в 1911 году в Англии, во второй половине 1960 годов – в Швеции и Норвегии, в 1970 годах – в Японии, в 1989 – в России. Кислотные дожди влияют на здоровье человека, способствуют выпадению волос, головным болям, жжению в глазах. Кислотные дожди оказывают негативное влияние на биосферу: повышение кислотности воды, снижение активности фито- и зоопланктона в водоёмах. Многие озёра в Скандинавии, США, Канаде оказались мёртвыми. Проникая в почву, кислотные осадки вызывают сложные химические процессы, растениям не хватает фосфора. Негативные эффекты в биосфере связаны с определёнными видами промышленной деятельности человека. Гармонизация состояния биосферы неразрывно связана с ограничением или отказом от использования фреона, парниковых газов, поиском экологически чистых источников энергии и автомобильного топлива. 
Воздействие человека на литосферу: 1. добыча полезных ископаемых 
2. образование пустот, проседание почвы 
3. бытовые отходы  химические вещества: переработка мусора (в странах с дефицитом территории), сжигающие заводы, складирование. 
На гидросферу: 
1. промышленные стоки 
2. нефтепродукты 
3. стоки с/х 
4. кислотные дожди. 
Всё это вызывает преждевременное старение и снижения уровня умственного развития. 
Технологии очистки: хлорирование, однако оно опасно для человека, так как накопление в организме хлора вызывает аллергии, онкологические заболевания, сердечно-сосудистые заболевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.      Экология человека - цель, задачи, объект, предмет. 
Социальная экология — это формирующаяся в настоящее время па стыке общественных и естественных наук новая область знания, исследующая историю и особенности современного взаи¬модействия природы и общества. Сложившиеся экологическая ситуация требует принятия экстренных мер, а человечество и наука не готовы к принятию эффективных решений экологической проблемы в силу недостат¬ка знаний и неподготовленности сознания. Этим объяснима тен¬денция к экологизации научного знания, которое проявляется в том, что происходит переориентация от изучения явлений и объ¬ектов природы к изучению их в контексте человеческой деятель¬ности. 
Таким образом, предмет социальной экологии - это изуче¬ние взаимосвязи и взаимозависимости между социальной и эко¬логической системой. Перед человечеством стоит вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человека, превращение природы  в сферу разума,  где человек - общество - природа будут гармонично взаимодействовать с целью минимального нанесения вреда друг другу. Такая перестройка отношений человека - общества - при¬роды требует не просто изучения экосистемы, но и выработке форм и методов управления ею в интересах человека и общества. Социальная экология выступает, как одна из наук об управлении, которая решает задачу управления качеством окружающей среды. В процессе  выработки  механизмов  управления  необходимо,  во-первых,  оценить  состояние  системы  общество-природа, а  во-вторых, выработать стратегию действий и различных вариантов вмешательства  человека  в   природные  процессы  с  адекватной оценкой последствий вмешательства. 
Таким образом, социальная экология выступает не просто, как междисциплинарная наука о взаимоотношениях общества и его подсистем и природы, сколько наука о человеческой деятель-ности, направленной на сохранение, изменение и развитие при¬родных комплексов. Экология человека решает проблему здраво¬охранения, взаимодействия человека с техносферой и экосисте¬мой. 
 
44.      Роль религии в регуляции отношений человек-природа. 
В теологических концепциях природа и человек признавались порождением бога-творца. В структуре личности человека выделялась духовная и природная, презираемая теологами, основа. Природа воспринималась как мертвое, застывшее образование. Теологи лишают природу само¬стоятельного творческого начала и подчиняют ее богу.  
В Библии, священной книги Христианства обоснуется гос¬подствующее отношение человека по отношению к природе: «И сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте». Тем самым христианство фор¬мирует представление об активно-деятельностном начале челове¬ка по отношению к природе. Христианство, таким образом, стало переходным этапом от древнего обожествления природы и ее эксплуатации. С одной стороны, христианство освободила чело¬века от религиозной боязни природы и дала основание думать, что природа от религиозной боязни природы и дала основание думать, что природа отдана в его распоряжение, а с другой - ока¬зывало сдерживающее влияние на преобразование природы, ут¬верждая, что все, сотворенное богом прекрасно. 
В противоположность христианства восточные религии ос¬нованы на единстве человека - общества - природы, Конфуциан¬ство и синтоизм основаны на гармоничном содружестве человека с природой. Исконная японская религия синто утверждает, что все в мире одушевлено, наделено святостью. Японцы поклоняют¬ся природе не из страха перед грозными стихийными силами, а из чувства благодарности природе за то, что, несмотря на вспышки гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Даосизм в отношении человека и природы использует принцип невмешательства: пусть природа развивается своим путем, не нарушаемым человеческим вмешательством (принцип «у вэй»). Идея всеединства и целост¬ности многообразного природного мира является фундаменталь¬ной для философии древних индейцев. Буддизм продолжает тра¬дицию мифологической всесвязанности и сопричастности. К этой пинии в буддизме добавляется нравственная составляющая, на-кладывающая ограничения на природопреобразовательную дея¬тельность человека. 
 

Информация о работе Антропология