Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, доклад
Общая антропология – естественная биологическая дисциплина. Её специфика: биологическое развитие рассматривается в связи с общественным развитием человека, его культуры. Она изучает развитие человека как вида, члена общества (социума)
1. Общая антропология, ее объект,
предмет, связи с другими науками.
Общая антропология – естественная биологическая
дисциплина. Её специфика: биологическое
развитие рассматривается в связи с общественным
развитием человека, его культуры. Она
изучает развитие человека как вида, члена
общества (социума). Специфика человека
как биологического вида в том, что он
рождается не с готовым набором биологических
качеств: мышление и речь на уровне онтогенеза
передаются как склонности, а развитие
происходит лишь под влиянием общества.
Антропология – это область научного
знания, система наук, всесторонне изучающих
человека.
Объект исследования общей антропологии
– человек.
Предмет исследования общей антропологии
– биологическая культура человека в
социо-культурном аспекте. Это биологическая
природа человека, её вариации, происхождение
и развитие.
2. Место общей
антропологии в системе наук о человеке.
В школах разных стран под антропологией
понимаются различные научные направления.
В Европе это физическая антропология,
морфология, а культурными и социальными
аспектами развития человека занимается
этнология. В Англии под антропологией
понимается социальная антропология,
а физические аспекты исследуются палеонтологией
и генетикой, культурные – археологией
и историей. В США под антропологией понимают
культурную антропологию, включающую
в себя отчасти палеонтологию и генетику
человека. В Российской научной школе
антропология – это отрасль естествознания,
которая изучает происхождение и эволюцию
человека и рас, при этом эволюция исследуется
в зависимости, как от природных, так и
от социо-культурных факторов. Так, антропология
из биологической науки приобретает интегративный
социальный междисциплинарный характер.
Российская антропология включает 3 раздела:
1. морфология
2. эволюционная антропология (проблемы
антропогенеза).
3. расоведение, теория рас или этническая
антропология. Это изучение сходств и
различий между расами человека.
Связи антропологии с другими науками:
I. биологические: генетика, физиология,
зоология, приматология
II. общественные: социология, психология,
этнография, философия
III. гуманитарные науки.
3. История становления
и развития антропологических учений.
Зачатки антропологических знаний о
человеке возникли уже в античной философии.
Родоначальник учения о человеке – Сократ.
Для античной философии было важно выделить
признак, отличающий человека от животных.
3 точки зрения на сущность человека (свойства,
которые выделяют данное явление среди
других):
1. Сократ и его ученик Анаксагор: сущность
человека проявляется в том, что у него
есть подвижная рука для трудовой деятельности.
2. Исократ: сущность человека в том, что
он обладает способностью к речи.
3. Платон и Аристотель: сущность человека
в том, что он способен к интеллектуальной
абстрактно-логической деятельности,
которая развивается ещё у кроманьонцев
в виде религиозных обрядов, первобытного
искусства. Животным же присущи только
простейшие черты интеллектуальной деятельности.
Аристотель закладывает основы изучения
животного мира и высказывает идею «лестницы»
всех живых существ от более низких к более
высшим. Он выделил 3 уровня биологической
организации: растение (физиологические
процессы), животное (психика и мыслительные
процессы), человек (интеллектуальная
деятельность и нравственность).
Второй центр развития антропологии –
Древний Египет. Развитие анатомии (мумификация).
Третий центр – Китай и Вавилон.
В Средневековье развитие антропологии
было заморожено, так как доминировала
идея божественной предопределённости.
С точки зрения отцов церкви биологическая
природа человека двойственна:
Он является самым совершенным животным.
Он создан в особый день творения, наделён
разумом и речью. Но в процессе грехопадения
природа человека оказалась испорченной,
и его психическая природа подвержена
страстям. Человек занимает промежуточное
положение между животными и божественными
существами. Цель человека – приблизиться
к Богу. Католицизм вводит идею об индивидуальной
ответственности за свои грехи. Православие
предлагает человеку 2 пути: к богу и к
животным, человек сам выбирает свой путь.
Православие предполагает коллективную
ответственность людей друг за друга.
Дальнейшее развитие антропологии в эпоху
Возрождения опирается на опыт античности,
латынь становится общеевропейским языком.
Однако античность опирается на опыт наблюдения,
а деятели Возрождения проводят антропологические
исследования трупов и способствуют бурному
развитию анатомии. Прорыв – изменение
естественнонаучной картины мира. До Эпохи
Возрождения была геоцентрическая примитивная
картина мира. Доказана шарообразность
Земли, её вращение вокруг Солнца и множественность
миров во Вселенной.
Формирование антропологии происходит
в конце 18 – начале 19 века. Расцвет – середина
19 века.
Источники возникновения антропологии
как биологической науки:
1. Кругосветные экспедиции 15-16 века (Колумб,
Васко де Гама, 18 век: Кук). Они впервые
познакомили европейцев с человекообразными
обезьянами в Африке и с новыми колониальными
народами и культурами. Путешествия стали
эмпирической базой теоретической антропологии.
Начинает развиваться теория рас. На основе
собранного материала обосновывается
идея близости предков человека к животным
и, прежде всего, обезьянам.
2. Ч. Дарвин, книга «Происхождение видов
путём естественного отбора» (1859). Она
привлекла внимание учёных на проблему
происхождения и развития человека как
биологического и общественного существа,
то есть к проблемам антропогенеза.
3. В середине 19 века антропология развивается
как биологическая наука. Она исследовала:
1. биологическую природу человека 2. его
происхождение 3. положение в животном
мире 4. биологические типы человека, зависящие
от места проживания, климата, пола, возраста,
особенностей труда. К концу 19 века антропология
проходит период институализации и выступает
как единство теории рас, теорий анатомического
строения человека и теорий антропогенеза.
Изначально антропология использовала
методы антропометрии, то есть замерялись
органы человека и сопоставлялись с биологическими
типами (так возникла теория рас). Также
сопоставлялись и останки древних людей
с современным человеком. На основе этого
реконструировалась история развития
человечества. Появление термина «антропология»
происходит значительно раньше – 1596 год
(книга Отто Гасмана – «Антропология»).
4. Развитие антропологии в середине 19 века.
Огромный интерес к проблеме возникновения
человека и теории рас привёл к возникновению
антропологических обществ:
a. Париж, 1859 год. При этом обществе создан
антропологический музей и организованы
курсы по её изучению.
b. В 1863 году антропологическое общество
возникает в Лондоне.
c. В 1864 году в Москве открыт антропологический
отдел общества естествознания.
d. 80-х годах возникают несколько обществ
в Германии и Италии. Целью этих обществ
стала организация археологических и
этнографических экспедиций. Эти экспедиции
имели своей целью изучение колониальных
народов, особенностей их культуры и быта,
развитие теории рас, поиск останков. Практические
задачи: разработка эффективных моделей
управления колониальными территориями.
В начале XX века была разработана концепция
негласного управления, когда управленческие
задачи основаны на культурных традициях,
особенностях социальной организации
колониальных народов. В рамках биологической
антропологии формируется социальная.
Её цели:
* исследование первобытных колониальных
народов и их социокультурной организации.
Под первобытными народами американские
и английские антропологи – Льюис Генри
Морган, Эдуард Тейлор – понимали такой
тип общества и культуры, который сохранил
социальную стабильность за счёт традиций
и непотребительского отношения к природе.
Первобытное общество основано на сопричастности
человека и природы. Ему противопоставляется
европейское, сформировавшее свой цивилизационный
облик за счёт покорения природы. Важным
было исследование первобытных народов
с точки зрения выстраивания эволюции
человека, общества и культуры. Для того,
чтобы построить эволюцию человека:
1. доказать универсальность человека,
установить сходство людей разных стран,
континентов.
2. Выявить законы развития человека как
биосоциального существа.
3. выделить этапы данного развития
Это классический эволюционизм, линейно-стадиальный
подход, был распространён в середине
19 века. Л.Г. Морган выделяет 3 этапа развития
человека и культуры: 1. дикость 2. варварство
3. цивилизация. Критерий выделения этапов
– материальная культура. Переход от дикости
к варварству – при овладении гончарным
ремеслом, а от варварства к цивилизации
– обработка железа. Через эти этапы проходит
любое общество, по Моргану. Но это не так,
это не универсально. В 19 веке в контексте
антропологии формируется социальная
антропология. В конце 19 – начале 20 века
формируется социально-философская антропология,
исследующая проблемы взаимосвязи человека
и общества.
4. Структура общей антропологии.
Современная антропология
– система наук о человеке. Она
включает в себя следующие направления:
1. эволюционная антропология – учение
о происхождении и развитии человека как биологического
и социального существа.
2. морфология – исследует биологические
вариации человека в зависимости от пола,
возраста, особенностей труда и климата.
3. психологическая антропология – изучает
человеческое поведение в единстве рационального
и бессознательного, используя методы
психоанализа и парапсихологии.
4. теория рас – учение о возникновении
рас и их классификации, выявлении ареалов
обитания, изменении физического облика
человека в процессе адаптации к внешней
среде.
5. культурная антропология – учение о
человеке как творце культуры. Она изучает
проблемы культурогенеза, культурные
системы и их особенности, связь между
духовным миром человека и этнокультурой.
6. философская антропология – раздел философии,
так как первые представления о происхождении
человека концентрировались на базе философии.
Это учение о природе и сущности человека,
основных законах его биологического,
духовно-психического и социального развития.
7. политическая антропология – изучает
человека как политическое существо, действующее
во всех политических организациях: партиях,
общественных организациях, органах законотворчества
и управления, концентрирует своё внимание
на политическую специфику традиционного
общества, влияние политической системы
на процессы модернизации, вызванной процессами
глобализации и информатизации.
8. педагогическая антропология – изучает
законы развития и формирования личности
человека в онтогенезе под влиянием родителей,
социального окружения, СМИ, образования,
самовоспитания и самосовершенствования.
9. экологическая антропология исследует
зависимость биологической природы человека
от экологических факторов среды и отношение
человека к природе и его экологическое
сознание.
5. Положение человека в животном
мире.
Человек как биологический вид возникает
в результате длительного процесса эволюции
животного мира. Основные этапы эволюции:
1. 3 млрд. лет назад: появление клетки и
одноклеточных организмов в первобытном
океане.
2. 1 млрд. лет назад: появление многоклеточных
и растений
3. 680 млн. лет назад: появление первых животных
– беспозвоночных
4. 400 млн. лет назад – появление первых
позвоночных в мировом океане
5. 350 млн. лет назад – появление земноводных,
способность дышать воздухом.
6. 300 млн. лет назад – появление птиц
7. 100 млн. лет назад – появление млекопитающих
8. 40 млн. лет назад – появление приматов
В процессе эволюции приматов выделяется
подотряд низших приматов (лемуров), высших
приматов и семейство гоминидов (человекообразных
обезьян) – горилл, орангутангов, шимпанзе.
С африканскими шимпанзе человек обнаруживает
максимальную близость по физиологическим
и генетическим признакам – 99% генов их
практически совпадают. Гемоглобин человека,
составляющий 141 аминокислоту по количеству
и последовательности соединения полностью
идентичен шимпанзе. На сходстве основана
эволюционная теория Дарвина, что подтверждено
данными молекулярной биологии.
Общий предок человека и шимпанзе существовал
15-20 млн. лет назад, разделение линий человека
и шимпанзе произошло 6 млн. лет назад.
На основе законов генетики, оперирующей
понятием «мутация» и связывающей биологический
вид с хромосомным набором, эволюция основана
на идее моногенизма, то есть мутация как
качественное изменение набора хромосом
происходит у одного или нескольких биологических
особей, то есть возникают 1-2 особи с новым
набором хромосом, а затем популяция нового
вида увеличивается.
С появлением кроманьонцев 50 тыс. лет назад
биологическая эволюция остановилась,
а развитие человека стало определяться
приспособлением к климатическим и природным
условиям. Физиологическая общность человека
с высокоорганизованными приматами обнаруживается
по следующим признакам:
1. прямохождение. У человека: развитие
тазовых костей из-за изменения центра
тяжести, костей голени, икроножной мускулатуры,
сгибающей и разгибающей колени и стопу;
изгибы позвоночного столба, которые выполняют
функцию рессоры, пружинящей при резких
толчках и рывках. Это создаёт условия
для постоянного, в отличие от обезьян,
прямохождения.
2. кисть и цепкие руки: отведённый в сторону
большой палец для хватательных движений.
Общность и в том, что концы пальцев имеют
чувствительные голые участки кожи, тактильные
узоры и тактильную чувствительность;
пальцы покрыты ногтями. У человека: более
длинный первый палец, более подвижная
в целом рука.
3. особое положение глаз на черепной коробке,
взгляд, направленный вперёд для лучшего
ориентирования в пространстве.
4. большой объём мозга, и, как следствие,
нервная деятельность, развитие психики
и интеллекта. На протяжении эволюции
высших приматов объём мозга постоянно
увеличивается, это один из важнейших
факторов эволюции человека. Приматы,
однако, обладают лишь некоторыми признаками
наличия сознания и ВНД: ориентировочный
рефлекс; стремление к манипулированию
предметами независимо от их пищевой ценности;
познавательная активность; способность
использовать орудия труда в процессе
деятельности; способность к строительству
жилищ; развитые формы социальной организации,
наличие иерархии в стаде и период социализации
до 6 лет, семейно-брачные отношения; наличие
темперамента, способность по-разному
реагировать на раздражители.
5. сложное строение голосовых связок и
речевого аппарата, что создаёт предпосылки
для речевой деятельности.
6. коллективная форма организации совместной
жизни
7. длительная зависимость детей от родителей,
долгий период обучения и социализации.
Различия человека и животных кроются
в 3 биологических признаках, которые развивались
на протяжении длительной эволюции предков
человека и принципиально важны для homo
sapiens как вида (гоминидный треугольник):
1. прямохождение как устойчивое биологическое
свойство: развитие костей таза, особое
строение стопы, кости голени, икроножные
мышцы, S-образный изгиб позвоночника.
2. развитие руки и кисти: подвижность, особое
положение 1го пальца – он противопоставлен
остальным и более длинный по сравнению
с обезьянами.
3. увеличение объёма мозга и расширение
его функций как ведущего органа психической
деятельности. Принципиальное отличие
между человеком и животным.
Исключительной для человека является
психическая деятельность, которая, по
Павлову, формируется как единство 2 сигнальных
систем:
1ая – чувственное познание мира на основе
рецепторов. Возникают 3 формы чувственного
познания: ощущение (на основе разных рецепторов),
восприятие (целостное представление
о предмете окружающего мира, возникающее
на основе обобщения), представление. Деятельность
1ой сигнальной системы связана с работой
органов чувств и их обобщения на основе
рациональной мозговой деятельности.
2ая – связана с речью. Человек не только
обладает органами артикуляции, но и специальным
отделом ГМ, который отвечает за сбалансированную
работу всех органов артикуляции. Речь
создаёт условия для коммуникации и служит
средством передачи, трансляции положительного
социального опыта (орудий труда, технологий).
По Павлову, 1ая и 2ая сигнальные системы
тесно взаимосвязаны между собой, но их
взаимосвязь создаёт психическую проблему
взаимосвязи мысли и речевой деятельности.
Главные сущностные свойства человеческой
психики:
1. наличие сознания (сознание – это субъективный
образ объективного мира). Оно образуется
на том, что для человека как психического
существа свойственно рациональное отношение
к миру (мир – объект познания), ценностное
отношение к миру (психические свойства,
которые присущи только человеку).
2. трудовая деятельность, в отличие от
животных, во-первых, имеет рациональный
характер, то есть, предполагает наличие
целей и ориентации на результат. Во-вторых,
деятельность человека – рациональная
программа: постановка целей, выбор средств
их достижения, система действий. При этом
цель человеческой деятельности напрямую
соотносится с возможностями человека
и окружающего мира. Деятельность человека
характеризуется рациональностью, ценностью,
ориентированностью на результат. В-третьих,
деятельность человека тесно связана
с социальным опытом (орудиями труда, технологиями),
и во многом имеет стандартизированный
характер. А деятельность животных в большей
степени имеет поисковый характер, так
как они не передают социальный опыт.
3. логическое и рефлексивное мышление,
основанное на способности к абстрагированию.
4. развитая речь
Сознание как свойство человеческой психики
– форма отражения окружающего мира позволяет
человеку:
1. выявлять устойчивые связи и закономерности
окружающего мира (общие законы развития).
2. прогнозировать тенденции будущего развития
ситуации
3. регулировать деятельность и поведение
с учётом потребностей и интересов, а также
объективных свойств окружающего мира
4. анализировать своё поведение и психику
с точки зрения сопоставления с другими
людьми.
Представление о рефлексии как форме человеческого
сознания впервые было сформулировано
Сократом («Внутренний разговор души»).
Оно развито в книге «Феномен человека»
Тейяра де Шардена (1929 год). Для него рефлексирующее
сознание это возможность человека постигать
свой внутренний мир и анализировать психическое
состояние. Рефлексия – это основа духовного
мира человека. Специфика духовного мира
человека проявляется через следующие
характеристики:
1. несводимость: 1. у человека отсутствует
биологическая специализация – свойство
биологического вида существовать лишь
на определённой территории с благоприятными
внешними условиями, т.е. у человека нет
определённого ареала и он способен адаптироваться
на самых разных территориях. 2. человек
выступает как открытая биологическая
программа кроме некоторых основных рефлексов,
не обусловленная наследственностью,
то есть, человек формируется в процессе
влияние социальной среды и собственных
усилий. 3. человек, в отличие от животных,
не только осмысливает свою исключительность,
но и стремится к максимальному дистанцированию
от природы.
2. искусственность и утопичность: искусственность
обусловлена тем, что человек не связан
биологическими программами, инстинктами,
средой существования. Свой духовный мир
человек формирует сам. Утопичность: человек
как психическое существо постоянно неудовлетворён,
а значит, стремиться к духовному совершенствованию.
Если человеческая деятельность – стремление
к разумному, то возникает парадокс: достигая
результата, человек редко бывает удовлетворён,
результат требует постановки новой цели.
3. невыразимость: проявляется в том, что,
несмотря на то, что современная наука
много знает о строении человеческого
мозга, ресурсы мозга безграничны и используются
только на 10-15%.
6. Этапы морфологической эволюции
человека.
Наиболее полно они описаны в концепции
антропогенеза академика Алексеева. Он
обобщил данные антропологов, выстроил
этапы эволюции и поставил вопрос о центрах
происхождения человека. Он, ориентируясь
на данные молекулярной биологии, считал,
что у человека и обезьян существовал
единый предок, живший 20 млн. лет назад.
I. 20 млн. лет назад – существование дриопитеков.
Обитал в лесах экваториальной Африки.
16 млн. лет назад началась их миграция
на территорию Европы и Азии. Азиатским
вариантом стали рамапитеки. Зубы не покрыты
толстым слоем эмали, не приспособлены
для грубой пищи.
16 млн. лет назад – рамапитеки. Реконструкция
останков свидетельствует о развитии
прямохождения, о чём свидетельствует
развитие тазовых костей и рук как средств
манипуляции. Прямохождение вызвано отсутствием
лесов в Азии. Однако прямохождение окончательно
не сформировано и не является постоянным
типом передвижения. Обнаружены в 1932 году
в Северной Индии.
II. 7 млн. лет назад – австралопитеки
1) Ранние останки обнаружены на территории
Африки в 1924 году американским антропологом
Р.Бартоном в пещере Таут. Реконструкция
останков австралопитека позволила сделать
вывод, что по своим морфологическим признакам
они ближе к человеку, чем к человекообразным
обезьянам. Рост – около 160 см, половой
деморфизм. Объём мозга = 300-500 см^3. Постоянная
двуногая походка, крупные зубы с толстой
эмалью, широкий плоский нос. Лицо выдавалось
вперёд, подбородок отсутствовал.
2) 3,5-4 млн. лет назад – грацильные австралопитеки.
Обнаружены в 70-е годы 19 века в Африке антропологом
Джо Хансоном. Найденную самку антропологи
назвали Люси. Постоянная двуногая походка,
строение тазовой кости как у современного
человека. Объём мозга = 600-650 см^3/ Адаптация
к древесному образу жизни за счёт удлинения
рук и гибкости кистей.
III. 2 млн. лет назад – хабилисы (человек
умелый)
Впервые обнаружены следы материальной
культуры. Впервые обнаружены в 1960 году
при раскопках в олдуванском ущелье в
центре Африки. Объём мозга = 600-700 см^3. Увеличены
лобные доли мозга, уменьшены размеры
зубов. Начинает развиваться центр Брока
– центр речи. Обнаружены камни со следами
грубой обработки (ударники, чопперы).
Чопперы – олдуванская культура.
IV. Архантропы.
2 разновидности:
* африканская разновидность: питекантропы
(о.Ява). обнаружены в 1952 году антропологом
Эмилем де Буа. По строению скелета во
многом идентичен современному человеку.
Главное отличие в особенностях черепной
коробки: 1. мощный надбровный валик. Обладали
прямохождением, крупными зубами и массивными
челюстями. Питекантроп стал использовать
огонь (была обнаружены зола). Анализ почвы
на стоянках показал, что они использовали
погребальные обряды.
* азиатская разновидность: синантропы.
Обнаружены в 1964 году на территории Китая.
Те же самые биологические признаки, что
и у питекантропа. Найдены зола, орудия
труда, примитивные жилища.
V. Неандертальцы (эректус, человек, прямоходящий,
архантроп).
Впервые обнаружены в 1848 году в Гибралтарской
крепости (на территории Турции), а в 1956
году в долине Неандерталь около Дюссельдорфа.
Сильная мускулатура, массивный скелет,
мощная кисть руки. Объём мозга = 1100 см^3.
На их стоянках найдены следы материальной
культуры: 2 орудия труда – скребло, остроконечник.
Впервые обнаружены зачатки первобытного
искусства.
VI. 0,25 – 0,04 млн. лет назад – кроманьонцы
(человек современного типа)
Объём мозга = 1800-2200 см^3. Высокий лоб, развитие
височных и лобных долей мозга. Исследование
стоянок выявило 150 разновидностей орудий
труда, остатки жилищ, следы культуры в
виде наскальной живописи. Занимались
охотой, рыболовством, земледелием. В их
общине происходит разделение труда. 10
тысяч лет назад заканчивается ледниковый
период, значительно меняется климат,
исчезают мамонты, составляющие их рацион.
Это стало причиной от присваивающей экономики
к производящей – земледелие и скотоводство.
Распространяется осёдлый образ жизни.
Разделение функций труда в общине. Община
основана на дуальном браке из представителей
разных родов. Выделение родовой военной
знати (вождь и дружина). Появляются формы
религии: анимизм, магия, фетишизм, анимализм.
Сравнивая морфологические признаки предшественников
человека важно выделить те признаки,
которые устойчиво прогрессируют: прямохождение,
строение кисти, развитие ГМ.
Разрабатывается несколько версий об
очагах происхождения современного человечества.
1. теории моноцентризма. Отстаивают идею
появления человечества в 1 центре, а затем
происходит расселение по территории
Азии и Европы.
2. теории полицентризма. Отстаивают альтернативные
очаги развития человечества (пр. Африка
и Азия). Они конкурируют, но побеждают
африканцы.
3. теории, выделяющие 4 региона происхождения
человечества – теория антрополога Вайденрейха.
Он обосновывает её в 70х годах19 века. Выделяют
центры: Юго-Восточная Азия, Южная Африка,
Восточная Африка, передняя Азия.
4. теории 5 центров. Гипотеза А.Смита (1985
год). Выделяет центры: Северная Африка,
сахара, Западная и Восточная Азия, Европа.
Гоминизация – это процесс очеловечивания
обезьяны, который включает в себя развитие
прямохождения, прогрессивное преобразование
мозга, адаптацию рук к трудовой деятельности,
изменение зубочелюстного аппарата и
рациона питания, формирование членораздельной
речи, развитие социальной организации,
материальной и духовной культуры, сознания
и внутреннего духовного мира.
7. Этапы становления
и развития материальной и духовной культуры
человека.
В развитом стаде неандертальцев обнаружены
следы духовной культуры: захоронения,
развиваются технологии шитья одежды
из шкур, костяных игл, орудий, использование
огня.
Развивается новый этап развития семьи
– родовая община кроманьонца. Происходит
переход к парному браку. Однако дети также
принадлежали роду матери. Коллективная
собственность – все орудия труда, добыча.
Разделение труда и специализация функций
– у мужчин – охота и добывание пищи, женщин
– собирательство, дом, воспитание детей;
стариков – хранение и передача опыта
и традиций, управление, воспитание детей.
Орган управления общиной – собрание
всех взрослых сородичей, возглавляемое
стариками. За проступки применялись наказания
– появляется институт социального контроля.
Зарождается искусство: наскальная живопись,
первичные формы религии (тотемизм, анимизм,
магия, фетишизм). Высшая форма организации
– племя. Оно возникает как объединение
нескольких родов, основанное на общественном
разделении труда. Войны формируются как
самостоятельная социальная прослойка.
Коллективная собственность на землю
и на урожай. Однако на смену организации
управления с помощью собрания приходит
власть вождя. Формирование родового строя:
переход от эндогамии к экзогамии, а также
переход к авторитарному управлению.
Итак, стадии развития материальной культуры:
I. австралопитеки – необработанные камни
II. хабилисы – чопперы (олдуванская культура)
III. архантропы и неандертальцы – шитье
одежды, строительство жилищ
IV. кроманьонцы – 150 видов орудий труда
из камня и кости.
Стадии развития духовной культуры:
I. у неандертальцев зачатки изобразительного
искусства, захоронения
II. у кроманьонцев появление религий и
ритуалов.
8. Дарвиновские и неодарвиновские
концепции происхождения человека.
Биологическая концепция антропогенеза
основана на теории Ч.Дарвина («Происхождение видов путём естественного
отбора», 1859) – симиальная теория. Он выделяет
универсальные биологические законы развития
природы. Естественный отбор – универсальный
механизм развития биологических видов.
Он возникает в силу противоречия между
неограниченными возможностями популяции
к росту и ограниченным ресурсам окружающей
среды. Внутри биологического вида, между
видами, занимающими одну экологическую
нишу, возникает борьба за ограниченные
ресурсы.
Для существования вида важна его способность
к адаптации, к меняющимся условиям окружающей
среды. Поэтому выживают те организмы
и виды, которые оказались максимально
адаптированными к окружающей среде. Ученики
Дарвина пытались применить эту теорию
на происхождение человека и предприняли
множество экспедиций по поиску останков
первобытного человека. И по мере того,
как находили кости, черепа, устанавливалось
время их существования, сравнивалось
их физиологическое строение, постепенно
выстроились этапы морфологической эволюции
homo sapiens. Наиболее полно они описаны в концепции
антропогенеза академика Алексеева. Он
обобщил данные антропологов, выстроил
этапы эволюции и поставил вопрос о центрах
происхождения человека. Он, ориентируясь
на данные молекулярной биологии, считал,
что у человека и обезьян существовал
единый предок, живший 20 млн. лет назад.
В неодарвиновской теории спорным является
вопрос о том, является ли мутация случайным
или закономерным фактором. Такие учёные,
как Роберт Фишер, Джон Симпсон, Жан Моро,
считают эволюционный процесс случайностью,
результатом влияния случайных мутаций
(книга Ж. Моро «Случайность и необходимость»
- 1970 год). В этой книге Моро отмечает, что
жизнь возникла на Земле в результате
также совпадения случайностей, затем
в процессе накопления мутаций возникают
многочисленные виды растений и животных
и чисто случайно возникает человек. Представителем
этой теории является и академик Алексеев.
В своей теории он подчёркивает, что развитие
человечества идёт параллельно в 2 очагах:
Южная и Восточная Африка и территория
Азии (их населяли близкие по своим биологическим
параметрам гоминиды). В этой борьбе побеждает
африканский континент. Экологические
ниши человекообразных обезьян (антропоидов)
и предков человека строго распределён.
Антропоидов: Центральная Африка
Предков человека: Южная и Восточная Африка.
Даже в настоящее время человекообразные
обезьяны не расселяются на этих территориях,
экологическая ниша современного человека
остаётся пустой из-за разных условий.
В Южной Африке – залежи урановых руд,
а следовательно, повышенный радиационный
фон. Возникновение кроманьонца – результат
радиоактивных мутаций. В Восточной Африке
– тектонические разломы. Эти трещины
свидетельствуют о повышенной сейсмичности
и вулканической активности в прошлом.
И на этой территории многие стоянки первобытных
людей находились под слоем вулканического
пепла. В магме могли содержаться радиоактивные
элементы. Могло повлиять и повышенное
солнечное излучение. Но проблема этих
теорий в том, что не обнаружено переходных
видов.
Теориям биологической случайности противостоят
неодарвиновские теории ортогенеза (Тейяр
де Шарден, биологи Поль Грассе, биохимик
Иван Пригожин). Суть ортогенеза в том,
что эволюция выступает как целенаправленный
процесс в силу способности биологической
материи к самоорганизации и самоструктурированию.
То есть, эволюции присущ целенаправленный
процесс, идущий по пути усложнения биологический
организации. По мере того, как совершенствовалась
нервная система животных, они становились
всё более совершенными, то есть, движение
от хордовых к позвоночным, к млекопитающим,
к человекообразным, к человеку. Если сопоставить
количество нервных клеток, то у гоминидов
примерно 6,5 млрд. нервных клеток, а у человека
примерно 14 млрд. Ортогенез основан на
антропном принципе. Суть его в том, что
определённая цель эволюции – возникновение
биологической жизни, а затем возникновение
человека. Человек – конечная цель эволюции,
всей совокупности влияния всех природных
и космических констант, как результат
самоорганизации и развития материи. Современные
теории отстаивают симиальную теория
Дарвина, основанную на внешних сходствах
обезьян и человека, а далее на молекулярных,
генетических данных.
9. Общественная
теория антропогенеза.
Марксистско-ленинская теория (1876 год)
– Ф. Энгельс, «Роль труда в процессе превращения
обезьяны в человека». Ведущая роль отдаётся
практике и труду, развитию орудий труда
и технологий. Но эта теория не даёт ответа
на вопрос: «почему это произошло?». Трудовая
деятельность человека отличается от
обезьяны тем, что человек способен создавать
орудия труда, отбирая для этого материал.
Роль труда и орудий труда в том, что в
процессе их развития и совершенствования
технологии развиваются, морфологически
усложняется строение руки и кисти, а также,
за счёт усложнения руки – к развитию
определённых зон мозга и совершенствованию
мышления.
Становление человека происходит в тесной
связи с развитием общества. Необходимость
создания коллективной организации связана
с необходимостью коллективной охоты
на крупных животных. Коллективный труд
в условиях недостатка пищи повышает шансы
отдельного человека на выживание. Это
свойственно и животным: эта форма приспособления
к окружающей среде. Эту же функцию выполняет
первобытное человеческое стадо. Оно осуществляет
совместную деятельность по выживанию,
распределению добычи, передачу социального
опыта детёнышу. Понятие «первобытное
стадо» отражает переходную форму социальной
организации от стада животных к родовой
общине человека. Начало эпохи первобытного
стада антропологи связывают с появлением
искусственных орудий труда (у питекантропов
и синантропов). Первобытное стадо – небольшая
группа людей: 20-30 особей, так как большая
группа людей не способна прокормить себя
при слабой технической оснащённости
и испытывает трудности при добывании
пищи. Важны сильные члены группы. Жизнь
первобытного стада не была беспорядочной.
Это не была постоянно передвигающаяся
группа. Об осёдлости, о базовых стоянках
свидетельствуют остатки стоянок. Основной
формой деятельности является охота. Культурный
слой многих стоянок содержит кости нескольких
тысяч животных. Ведущей технологией была
загонная охота. Развиваются коммуникации.
Исследования коммуникации современных
обезьян показали, что потенциал сигналов
для коммуникации достаточно велик: у
шимпанзе – около 60 сигналов, выражающих
эмоции и состояние организма. Эти сигналы
как вербальные, так и невербальные. Помимо
аффективных сигналов обезьяны часто
издают звуки эмоционально нейтральных
состояний. М. Бунак считал, что эти звуки
– «жизненные шумы», а звуковая речь возникла
на их основе. В группе существовал сильный
самец. Господствовала гаремная система
организации семейно-брачных отношений.
У неандертальцев происходит переход
к более развитой социальной организации.
На место беспорядочных семейно-брачных
связей приходит табу на семейно-брачные
отношения. Происходит становление родовой
общины: семейно-брачные отношения могут
быть установлены только с представителями
другого рода во избежание кровосмешения.
Господствовал матриархат: особая роль
женщины как хранительницы домашнего
очага и организатора хозяйства. В условиях
беспорядочности половых отношений и
отсутствия института отцовства дети
принадлежали материнскому роду и воспитывались
в нём. Преимущество данного вида организации:
приходит межродовой принцип, но, в то
же время, сохраняется принцип общедоступности
самок и самцов.