Антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, доклад

Краткое описание

Общая антропология – естественная биологическая дисциплина. Её специфика: биологическое развитие рассматривается в связи с общественным развитием человека, его культуры. Она изучает развитие человека как вида, члена общества (социума)

Файлы: 1 файл

1. Общая антропология, ее объект, предмет, связи с другими наука.doc

— 455.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.   Средовые и генетические факторы пубертатного скачка роста. 
1. условия окружающей среды неразрывно связаны с генетическими факторами. Одни и те же условия окружающей среды могут быть благоприятны для ребёнка с одним набором генов, и неподходящим для ребёнка с другим набором.  Чем ближе генный набор и условия окружающей среды, тем выше потенциальные возможности роста. 
2. не все гены оказываются активными к моменту рождения. Гены, определяющие рост, проявляются в первые 3 года жизни. Гены определяют интенсивность и время наступления пубертатного скачка, секрецию большего или меньшего количества андрогенов. 
3. на генетическом уровне темпы роста зависят от времени года (самые сильные темпы роста весной, из-за высокой гормональной активности). Интенсивность сезонного типа сильно варьируется у большого числа детей, трудно уловить сезонные колебания объёмов роста. 
4. влияние условий среды: 
- интенсивность и разнообразие питания. У девочек недостаток пищи значительно реже нарушает кривую роста. У мальчиков голодание и недостаток роста и обуславливают быстрый скачок в условиях возвращения к полноценному питанию. 
- психологические стрессы. Они тормозят секрецию гормонов и могут приводить к задержкам в росте. 
- принадлежность детей к разным социальным группам. Разница в длине тела у детей из обеспеченных семей и детей низко квалифицированных работников составляет: около 2см в 3х летнем возрасте: около 5см в подростковом. 
 
31.   Биологический и календарный возраст. 
Колебание между индивидуальным развитием и нормой обуславливает необходимость введения понятия биологического возраста. Биологический возраст – это система нормативных показателей, характеризующих данный этап развития человека. Биологический возраст человека противопоставляется календарному возрасту. Календарный возраст – проявление индивидуального развития ребёнка, а биологический – среднестатистического. Биологический возраст выделяется на основе единства 3 параметров: 
1. скелетная зрелость (темпы роста, показатели развития скелета, мускулатуры). 
2. зубная зрелость (параметры темпов роста молочных и коренных зубов). 
3. зрелость по степени развития вторичных половых признаков. 
Методика оценки биологического возраста производится путём сопоставления показателей индивидуального развития со стандартными, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. В связи с процессом акселерации эти стандарты периодически обновляются на основе проведения повторных исследований. 
1. Скелетная зрелость. Критерий определения скелетного возраста – степень осефикации (окостенения) кисти, так как она состоит из большого количества развивающихся костей. Длина пальцев зависит от того, обучался ли ребёнок в музыкальной школе и т.д. Преимущество обследования кисти и в том, что она легко исследуется с помощью рентгенографии. Сравнительное исследование разных параметров связывает половое созревание и осефикацию скелета. При раннем созревании скелета половое созревание ускоряется, при позднем – задерживается. 
2. Зубная зрелость определяется путём подсчёта числа прорезавшихся зубов и сопоставления с существующими стандартами. Молочные зубы прорезаются у детей с 6 месяцев до 2 лет, а постоянные – от 7 до 13 лет. Этот параметр используется только до возраста 13-14 лет и он зависит от общего уровня развития организма. 
3. вторичные половые признаки. При определении уровня зрелости для женщин исследуются сроки наступления менархе (менструации). Для мужчин учитывается перелом голоса. 
Физиологические и биохимические критерии биологического возраста. В качестве методов исследования выступает анализ мочи и крови. Фиксируется концентрация ферментов, гормонов и их соотношение. Она формирует гормональные индексы. 
 

 

 

 

 

 

 

32.   Физиологическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие человека. 
Изучение роста и развития следует рассматривать как одну из ведущих наук, на которых должны основываться теория и практика воспитания. В течение первой половины этого столетия бурный расцвет педагогической психологии привёл к тому, что педагоги почти совсем перестали интересоваться вопросами физического развития. Однако сейчас учителя со всевозрастающей настойчивостью требуют от специалистов по биологии человека точных и полных данных о росте мозга, о критических периодах и стадиях развития, о влиянии раннего или позднего созреваний на эмоциональную уравновешенность, об эпохальной сдвиге и т.д. 
На многие из этих вопросов пока можно дать лишь весьма схематичные ответы, так как наукой о росте и развитии долгое время пренебрегали. Тем не менее уже сейчас мы располагаем обширным арсеналом фактов и целым рядом выводов, которые имеют важное значение для педагогики. Главные среди них — это вопросы о градиентах роста мозга» об индивидуальной изменчивости в темпах роста, особенно в пубертатном периоде, о взаимосвязи между темпами умственного и физического развития. 
Начиная с самых первых стадий внутриутробного развития и на протяжении всего дальнейшего роста, мозг по весу ближе к своему конечному значению, чем любой другой орган человеческого тела, за исключением, пожалуй, глаза. Мозг развивается раньше других органов. У новорожденных вес мозга составляет 25% его веса у взрослого, у ребенка 6 мес. — почти 50%, в 2 1 /> года — около 75%, в 5 лет — 90% и в 10 лет — 95%. 
Различные части мозга растут с различной скоростью и не одновременно достигают максимальной скорости своего роста. 
Спинной и средний мозг и варолиев мост первыми достигают максимальной скорости роста на 2-м месяце внутриутробного развития. К 3-му мес. максимальной скорости достигает рост полушарий головного мозга, а к 6-му — рост мозжечка. Для мозга характерно существование таких же градиентов роста и очередности в процессах созревания, как и для других частей тела. 
Пока еще не ясно, в какой мере окружающая среда может влиять на созревание и организацию мозга. По мнению Кахала (Cajal) и Хебба (Hebb), функциональная активность клетки стимулирует дальнейшее развитие ее связей, однако эта гипотеза не подтверждена. 
Многие аспекты функционирования мозга, по-видимому, совершенно не подвержены изменениям условий окружающей среды, если последние колеблются в нормальных пределах. Но это не значит, что созревание мозга вообще не зависит от внешних условий. При некоторых состояниях, таких как недоедание или воздействие токсичных веществ, нормальный рост может нарушаться. В настоящее время все еще нельзя определенно утверждать, до какой степени недоедание, встречающееся в некоторых слаборазвитых странах, может тормозить созревание мозга, хотя эта проблема широко дискутируется. 
Накоплено много данных, свидетельствующих о том, что дети, более развитые в физическом отношении получают в среднем более высокие баллы в психологических тестах, чем их отстающие в развитии сверстники. Эти различия невелики, но постоянны. При возрастных обследованиях обнаруживаются большие возможности у детей с быстрым физическим созреванием по сравнению с медленно созревающими. Крупные, т.е. физически более развитые дети получают более высокие баллы при определении так называемого коэффициента интеллекта (КИ) во всех возрастах, начиная с 6 лет, чем их низкорослые сверстники. Различия для отдельных детей могут быть весьма значительными. Обычно считалось, что у взрослых связь между длиной тела и результатами психологических тестов исчезает. Этого и следует ожидать, если коэффициенты корреляции отражают лишь взаимосвязь между параллельным ходом физического и умственного развития. Действительно, различий по длине тела между рано и поздносозревающими мальчиками после окончания роста уже не наблюдается. Однако в настоящее время совершенно ясно, что, как это ни странно, связь между длиной тела и КИ, хотя бы частично, сохраняется и у взрослых. Вполне возможно, что в качестве основного движущего фактора в данном случае выступает различная социальная мобильность. 
Раннее или позднее созревание отражается на поведении, причем у некоторых детей в значительной степени. Те мальчики, которые в своем развитии опережают сверстников, выделяются из их среды и становятся вожаками. Мальчики с развитой мускулатурой в среднем созревают раньше других, и пубертатный скачок наступает у них раньше. Видя вокруг себя успешно развивающихся сверстников, ребенок с поздним развитием в глубине души иногда начинает сомневаться, сможет ли он догнать их в физическом отношении и станет ли он настоящим мужчиной. Беспокойство и тревога, связанные с вопросами пола, проявляются большей частью лишь подсознательно и вызываются гораздо более сложными и глубокими причинами. Однако и в этом случае события подросткового периода — или их отсутствие — играют роль триггера и вызывают к жизни страхи, живущие глубоко в душе ребенка. 
Рано созревающие дети более общительны и уравновешены, менее нервозны и пользуются большим успехом в обществе, по крайней мере в США. Но таких детей ждут свои трудности. Если одни горды своим новым положением, то другие испытывают чувство неловкости и замешательства. У рано созревших детей в течение более длительного срока продолжается задержка сексуальных влечений, стремления к независимости и профессиональной ориентации. Именно с этим, по мнению большинства авторов, и связаны все те психологические трудности, которые испытывают в этот период многие юноши и девушки. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.   Акселерация роста и развитие человека. 
Акселерация – это ускорение темпов роста длины и пропорций тела, а также зубного, скелетного и полового развития. Акселерация определяется: 
1. половым параметром. Акселерация имеет территориальные различие. В пределах европейской популяции выраженность акселерации варьируется: на севере и западе проявляется раньше, чем на юге. Для Нидерландов среднее увеличение тела у мужчин за последние 100 лет на 15 см, а для Португалии – на 3,7см. При этом акселерация предполагает не только ускорение темпов роста и ранний пубертатный скачок, но и увеличение продолжительности жизни человека, репродуктивного возраста у женщин, перестройка структуры заболеваемости. 
Особенность современного этапа развития человечества – акселерация.  Это отмечаемое за последние 100-150 лет ускорение физиологического и полового созревания подростков. Она фиксируется на уровне увеличения размеров тела, его веса, увеличения репродуктивного периода, сохранения работоспособности в пожилом возрасте, увеличение продолжительности жизни. Другой аналогичный термин – эпохальный сдвиг. 
В детском возрасте акселерация проявляется на уровне ускорения темпов роста и веса тела. По среднестатистическим показателям современные дети на 5 см длиннее и на 1,5-2 кг тяжелее своих предшественников. У детей дошкольного возраста за последние 100 лет длина тела увеличилась на 10-12 см, значительно раньше прорезываются постоянные зубы. Акселерация влияет на особенности пубертатного скачка. В результате ускоренных темпов роста и созревания пубертатный скачок происходит интенсивнее и значительно раньше. За последние 100 лет половое созревание  ускорилось примерно на 2 года. В Европе 19 века среднестатистический возраст менархе был 16,5-17 лет, а в современных городах – 12,5-13 лет. Ускорение развития коснулось и двигательных функций. Современные подростки, по сравнению с их ровесниками, жившими 100 лет назад, быстрее бегают, прыгают в длину с места и больше раз подтягиваются.  
Теории объяснения акселерации: 
1.   акселерация – это циклическое явление. В истории развития человека можно выделить периоды интенсивного развития и замедленного. 
2.   акселерация связана с улучшением питания, медицинского обслуживания, воздействием на психику человека, раздражающими факторами города. 
 
34.      Физиологическая природа старения, старение и продолжительность жизни. 
Причины старости: 
1. молекулярная – отмирание нейронов в головном мозге и в теле вообще. Нарушение хранения информации на межклеточном уровне. 
2. генетическая – старение рассматривается как генетический механизм, соединение развития и деградации. 
Проявления старости многообразны и затрагивают все уровни организации. Физиологические проявления старения: 
1. сокращение роста, веса тела, перераспределение жирового компонента, снижение амплитуды движений грудной клетки, уменьшение размеров лица. 
2. физиологические функции: менее эффективная работа рецепторов, а следовательно, снижение остроты зрения и слуха. 
3. замедление биосинтеза белка, повышение содержания жира в тканях и крови, снижение толерантности к углеводам и инсулиновой обеспеченности. 
 
35.      Роль среды в акселерации. 
Большинство учёных объясняют акселерацию коренным улучшением условий жизни, питания, медицинского обслуживания. Акселерацию могут вызвать изменение рациона питания – возросшее потребление белков, животных жиров, витаминов, молочных продуктов. Уровень питания оказывает влияние на соматическое развитие. Поэтому в эпоху войн и голода у детей происходит уменьшение размеров тела и замедляется половое созревание. Есть попытки объяснить акселерацию влиянием на организм условий жизни в современном городе (ускоренный темп жизни, стрессовость, телевидение и т.д.). 
 

 

 

36.      Система зависимостей в отношениях человек - окружающая среда. 
Проблема взаимодействия человека с природой стала предметом исследования уже античных мыслителей. Родоначальником учения о зависимости здоровья человека от окружающей среды стал античный врач – Гиппократ. В своей книге «О воздухах, водах и местностях» он писал о прямой зависимости здоровья человека и многих болезней от климата. По мысли Гиппократа, климат определяет особенности национального характера. Климат определяет основные черты характера людей – эта мысль принадлежит Геродоту. Они стали родоначальниками географического детерминизма как научного направления, исследующего зависимость общества и человека от факторов окружающей среды. Гиппократ и Геродот стали основоположниками физиологического направления географического детерминизма . Платон и Аристотель в русле данной традиции сделали акцент на проблему общества. Они пытались доказать природную предопределённость господства античной цивилизации над варварами. 
3 источника господства: 
1. небольшая территория государства. 
2. наличие природные ресурсов, и, как следствие, развитие ремесла и технологий. 
2 направления географического детерминизма: физиологическое и геополитическое (зависимость общества, политического режима от состояния окружающей среды). 
В эпоху Средневековья многие идеи географического детерминизма были забыты. Так, христианство как официальная идеология утвердила идею божественной предопределённости (детерминированности биологических и исторических особенностей развития народов волей бога). Возрождение идей географического детерминизма происходит в 18 веке в книге Шарля Монтескье «О духе законов». Он был представителем французской традиции просвещения. В своей книге он пытается проследить связь между человеком, развитием земледелия, плотностью населения и климатом. Он выделил следующие системные зависимости: 
* климат определяет темперамент человека и политический режим. В жарком климате формируются темпераментые, горячие, легко возбудимые люди. Соединение жаркого климата и гор дает холерический темперамент. Холодный климат и равнинный ландшафт формируют спокойных, невозмутимых и флегматичных людей. В этом случае, и в условиях жаркого климата, и в условиях холодного, перед человеком стоит проблема адаптации к окружающей среде – его жизненная энергия будет направлена на борьбу с окружающей средой, а не на изменение общества. То есть, и жаркий, и холодный климат порождает деспотические политические режимы. Демократия как политический режим возможна только в умеренном климате, так как условия существования человека там гармоничны. 
* климат определяет тип хозяйства. Климатические условия обуславливают развитие одних типов хозяйства и затрудняет другие. Это связано с религией, так как религия будет фиксировать запреты тех форм деятельности, которые не соответствуют климату. 
* Монтескье обозначает различие между климатом и демографическими особенностями. Он не только возродил идеи античных учёных, но и проанализировал системные зависимости. 
Концепция географического детерминизма плодотворно развивается и в российской науке. Эта традиция формируется в 18 веке и нацелена на то, чтобы проследить зависимость человека и общества от окружающей среды. Представители: В.Н. Татищев, К.М. Бэр. Они отличали влияние климата и географического фактора на темпы развития человека и общества: бедность природы, неразвитость органической жизни затрудняет адаптацию человека к окружающей среде и существенно тормозит развитие. Разнообразие природного ландшафта – наоборот.  
Совокупность географического и климатического факторов определяет «первичные силы души народа». Эту идею описывают представители субъективного направления: И.Ильин («Сущность и своеобразие русской культуры»). Климат формирует важнейшие черты русского народа: 
1.   колоссальные просторы Восточно-Европейской равнины и её природные богатства. По мысли Ильина, они формируют стремление к свободе, осознание богатств как материальных, так и духовных, особая щедрость и жертвенность. 
2.   климат Восточно-Европейской равнины как умеренный, но крайне неустойчивый. Для существования в таком климате русскому человеку необходимы мужество и особая закалка; чтобы преодолеть те трудности, которые ставит окружающая среда, русскому необходимо чувство юмора. 
3.   равнинный ландшафт формирует тип «лесного человека» - флегматика, спокойного, невозмутимого, привычного к длительной работе и терпению. 
4.   таким образом, климат формирует не только физиологические особенности, но и психику. Психические cbsk русского народа могут быть поняты только через соединение противоречий, которое дополняется культурной двойственностью. 
Речное направление географического детерминизма. Представители6 В.О.Ключевский, Л.И.Мечников. мечников в работе «Цивилизации и великие исторические реки» указал на влияние рек на развитие человека и общества. Он исходит из того, что великие древние цивилизации возникали по берегам крупных рек. Реки не только стимулировали развитие торговли, но и стали источниками развития поливного земледелия. Эти цивилизации Мечников называет речными. По мере того, как увеличивается благосостояние общества и развивается торговля, речные цивилизации по берегам крупных рек спускаются к морям. Моря – средства внешней торговли. Центром цивилизационного развития стали Чёрное и Средиземное моря. В дальнейшем на смену морям приходят океаны. Океаническая цивилизация связана с возвышением роли Европы, развитием капитализма, промышленной революцией. Максимального успеха в своём развитии достигли те европейские государства, которые имели выход к Атлантическому океану, так как он использовался как средство колонизации. На смену Атлантического океана приходит Тихий и индийский. Развитие человека обусловлено сменой 3 типов цивилизаций: речных, морских, океанических. 
В итоге можно выявить взаимосвязь между окружающей средой и человеком: 
1. Окружающая среда определяет физиологию человека и его заболевания. 
2. Окружающая среда формирует особенности хозяйства человека. 
3. Среда, размер территории, наличие ресурсов определяют особенности общественно-политической организации. 
4. Окружающая среда, климат, ландшафт определяют темперамент и психические особенности человека как представителя определённого народа. 
Специфика взаимоотношений человека и природы, а также адаптации человека, состоит в том, что они происходят с помощью орудий труда и технологий. Это взаимодействие опосредованное. С развитием человека и общества степень опосредованности растёт. 
Существование в условиях техносферы. Однако не означает полную автономию человека от окружающей среды: негативное воздействие техносферы и технологий на окружающую среду ухудшает её качество и приводит к тому, что в существовании человека, особенно в условиях мегаполисов экономические условия жизни человека выходят на первый план. Ухудшение качества окружающей среды формирует экологическую проблему как глобальное явление. 
Состояние в системе человек-природа зависит от 2 параметров: 
1.   Уровень развития человека и его сознания. Экологическое сознание – это система представлений человека о природе. 
2.   Уровень развития орудий труда и технологий, которые определяют степень опосредованности в режиме человек-природа. 
                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.      Основные законы экологии человека. 
В начале XX века на базе эмпирических материалов, накоп¬ленных биологией и географическим детерминизмом, возникают концепции, описывающие закономерности взаимодействия эле-ментов в системе «человек - общество - природа». Выявление этой взаимосвязи позволило В.Н.Сукачеву установить модель взаимодействия элементов в системе. В работе Б .Коммонера «Замкнутый круг» сформулировано 4 основных экологических закона: 
1. Биосфера - единая, тесно взаимосвязанная система жи¬вых и неживых организмов, следовательно, любое влияние на биосферу вызывает ряд эффектов, оригинальное развитие кото¬рых трудно предвидеть. 
2. Человек живет в биосфере, поэтому все, что создается и все, что берется от природы, ей же возвращается. Загрязнение ок¬ружающей среды — здоровье человека. 
3. Необходимо вернуться к тем формам жизни, которые отражают экологическую гармонию. 
4. Глобальные экологические системы представляют собой единое экологическое целое и все, что человек берет от природы, должно быть компенсировано. 
Современник Коммонера Н.Р. Раймерс сформулировал 4 за¬кона социальной экологии: 
1. Правило социально-экономического равновесия. Обще¬ство развивается до тех пор, пока сохраняется равновесие между давлением на среду и ее восстановление природно-естественным и искусственным способом (вырубка лесов). 
2. Принципы культурного управления развитием подчер¬кивают роль религии, обычаев и юридических законов в регуля¬ции отношений «человек - природа - общество». 
3. Возможность удовлетворять потребности человека раз¬ными способами, которые обусловлены природной средой. Даже незаменимые потребности удовлетворяются разными путями -собирательством, промыслом, скотоводством, земледелием, охо¬той. Потребности человека универсальны, разные культуры в за¬висимости от природы по-разному их удовлетворяют. 
4. Закон ноосферы Вернадского. Хаотическое саморазви¬тие, основанное на процессах естественной регуляции, будет за¬менено разумной стратегией, базирующейся на прогнозно-плановых началах: управление природой, управление собой.

 

38. Экосистема как структурное образование. 
Понятие «экосистема» ввёл в начале 20 века А.Тенсли. Экосистема – это единство живых и неживых организмов, населяющих определённую территорию. Уровни организации экосистемы: 
1. биота 
2. абиотические факторы 
3. детрит – мёртвое вещество 
Биотическая организация экосистемы состоит из 3 элементов (теория В.Н. Сукачёва): продуценты, консументы, редуценты. 
В экосистеме господствуют коэволюционные связи. 
 

Информация о работе Антропология