Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:50, доклад
Общая антропология – естественная биологическая дисциплина. Её специфика: биологическое развитие рассматривается в связи с общественным развитием человека, его культуры. Она изучает развитие человека как вида, члена общества (социума)
30. Средовые и генетические
факторы пубертатного скачка роста.
1. условия окружающей среды неразрывно
связаны с генетическими факторами. Одни
и те же условия окружающей среды могут
быть благоприятны для ребёнка с одним
набором генов, и неподходящим для ребёнка
с другим набором. Чем ближе генный набор
и условия окружающей среды, тем выше потенциальные
возможности роста.
2. не все гены оказываются активными к
моменту рождения. Гены, определяющие
рост, проявляются в первые 3 года жизни.
Гены определяют интенсивность и время
наступления пубертатного скачка, секрецию
большего или меньшего количества андрогенов.
3. на генетическом уровне темпы роста
зависят от времени года (самые сильные
темпы роста весной, из-за высокой гормональной
активности). Интенсивность сезонного
типа сильно варьируется у большого числа
детей, трудно уловить сезонные колебания
объёмов роста.
4. влияние условий среды:
- интенсивность и разнообразие питания.
У девочек недостаток пищи значительно
реже нарушает кривую роста. У мальчиков
голодание и недостаток роста и обуславливают
быстрый скачок в условиях возвращения
к полноценному питанию.
- психологические стрессы. Они тормозят
секрецию гормонов и могут приводить к
задержкам в росте.
- принадлежность детей к разным социальным
группам. Разница в длине тела у детей
из обеспеченных семей и детей низко квалифицированных
работников составляет: около 2см в 3х летнем
возрасте: около 5см в подростковом.
31. Биологический и календарный
возраст.
Колебание между индивидуальным развитием
и нормой обуславливает необходимость
введения понятия биологического возраста.
Биологический возраст – это система
нормативных показателей, характеризующих
данный этап развития человека. Биологический
возраст человека противопоставляется
календарному возрасту. Календарный возраст
– проявление индивидуального развития
ребёнка, а биологический – среднестатистического.
Биологический возраст выделяется на
основе единства 3 параметров:
1. скелетная зрелость (темпы роста, показатели
развития скелета, мускулатуры).
2. зубная зрелость (параметры темпов роста
молочных и коренных зубов).
3. зрелость по степени развития вторичных
половых признаков.
Методика оценки биологического возраста
производится путём сопоставления показателей
индивидуального развития со стандартными,
характерными для данной возрастной, половой
и этнической группы. В связи с процессом
акселерации эти стандарты периодически
обновляются на основе проведения повторных
исследований.
1. Скелетная зрелость. Критерий определения
скелетного возраста – степень осефикации
(окостенения) кисти, так как она состоит
из большого количества развивающихся
костей. Длина пальцев зависит от того,
обучался ли ребёнок в музыкальной школе
и т.д. Преимущество обследования кисти
и в том, что она легко исследуется с помощью
рентгенографии. Сравнительное исследование
разных параметров связывает половое
созревание и осефикацию скелета. При
раннем созревании скелета половое созревание
ускоряется, при позднем – задерживается.
2. Зубная зрелость определяется путём
подсчёта числа прорезавшихся зубов и
сопоставления с существующими стандартами.
Молочные зубы прорезаются у детей с 6
месяцев до 2 лет, а постоянные – от 7 до
13 лет. Этот параметр используется только
до возраста 13-14 лет и он зависит от общего
уровня развития организма.
3. вторичные половые признаки. При определении
уровня зрелости для женщин исследуются
сроки наступления менархе (менструации).
Для мужчин учитывается перелом голоса.
Физиологические и биохимические критерии
биологического возраста. В качестве методов
исследования выступает анализ мочи и
крови. Фиксируется концентрация ферментов,
гормонов и их соотношение. Она формирует
гормональные индексы.
32. Физиологическое,
интеллектуальное, эмоциональное развитие
человека.
Изучение роста и развития следует рассматривать
как одну из ведущих наук, на которых должны
основываться теория и практика воспитания.
В течение первой половины этого столетия
бурный расцвет педагогической психологии
привёл к тому, что педагоги почти совсем
перестали интересоваться вопросами физического
развития. Однако сейчас учителя со всевозрастающей
настойчивостью требуют от специалистов
по биологии человека точных и полных
данных о росте мозга, о критических периодах
и стадиях развития, о влиянии раннего
или позднего созреваний на эмоциональную
уравновешенность, об эпохальной сдвиге
и т.д.
На многие из этих вопросов пока можно
дать лишь весьма схематичные ответы,
так как наукой о росте и развитии долгое
время пренебрегали. Тем не менее уже сейчас
мы располагаем обширным арсеналом фактов
и целым рядом выводов, которые имеют важное
значение для педагогики. Главные среди
них — это вопросы о градиентах роста
мозга» об индивидуальной изменчивости
в темпах роста, особенно в пубертатном
периоде, о взаимосвязи между темпами
умственного и физического развития.
Начиная с самых первых стадий внутриутробного
развития и на протяжении всего дальнейшего
роста, мозг по весу ближе к своему конечному
значению, чем любой другой орган человеческого
тела, за исключением, пожалуй, глаза. Мозг
развивается раньше других органов. У
новорожденных вес мозга составляет 25%
его веса у взрослого, у ребенка 6 мес. —
почти 50%, в 2 1 /> года — около 75%, в 5 лет
— 90% и в 10 лет — 95%.
Различные части мозга растут с различной
скоростью и не одновременно достигают
максимальной скорости своего роста.
Спинной и средний мозг и варолиев мост
первыми достигают максимальной скорости
роста на 2-м месяце внутриутробного развития.
К 3-му мес. максимальной скорости достигает
рост полушарий головного мозга, а к 6-му
— рост мозжечка. Для мозга характерно
существование таких же градиентов роста
и очередности в процессах созревания,
как и для других частей тела.
Пока еще не ясно, в какой мере окружающая
среда может влиять на созревание и организацию
мозга. По мнению Кахала (Cajal) и Хебба (Hebb),
функциональная активность клетки стимулирует
дальнейшее развитие ее связей, однако
эта гипотеза не подтверждена.
Многие аспекты функционирования мозга,
по-видимому, совершенно не подвержены
изменениям условий окружающей среды,
если последние колеблются в нормальных
пределах. Но это не значит, что созревание
мозга вообще не зависит от внешних условий.
При некоторых состояниях, таких как недоедание
или воздействие токсичных веществ, нормальный
рост может нарушаться. В настоящее время
все еще нельзя определенно утверждать,
до какой степени недоедание, встречающееся
в некоторых слаборазвитых странах, может
тормозить созревание мозга, хотя эта
проблема широко дискутируется.
Накоплено много данных, свидетельствующих
о том, что дети, более развитые в физическом
отношении получают в среднем более высокие
баллы в психологических тестах, чем их
отстающие в развитии сверстники. Эти
различия невелики, но постоянны. При возрастных
обследованиях обнаруживаются большие
возможности у детей с быстрым физическим
созреванием по сравнению с медленно созревающими.
Крупные, т.е. физически более развитые
дети получают более высокие баллы при
определении так называемого коэффициента
интеллекта (КИ) во всех возрастах, начиная
с 6 лет, чем их низкорослые сверстники.
Различия для отдельных детей могут быть
весьма значительными. Обычно считалось,
что у взрослых связь между длиной тела
и результатами психологических тестов
исчезает. Этого и следует ожидать, если
коэффициенты корреляции отражают лишь
взаимосвязь между параллельным ходом
физического и умственного развития. Действительно,
различий по длине тела между рано и поздносозревающими
мальчиками после окончания роста уже
не наблюдается. Однако в настоящее время
совершенно ясно, что, как это ни странно,
связь между длиной тела и КИ, хотя бы частично,
сохраняется и у взрослых. Вполне возможно,
что в качестве основного движущего фактора
в данном случае выступает различная социальная
мобильность.
Раннее или позднее созревание отражается
на поведении, причем у некоторых детей
в значительной степени. Те мальчики, которые
в своем развитии опережают сверстников,
выделяются из их среды и становятся вожаками.
Мальчики с развитой мускулатурой в среднем
созревают раньше других, и пубертатный
скачок наступает у них раньше. Видя вокруг
себя успешно развивающихся сверстников,
ребенок с поздним развитием в глубине
души иногда начинает сомневаться, сможет
ли он догнать их в физическом отношении
и станет ли он настоящим мужчиной. Беспокойство
и тревога, связанные с вопросами пола,
проявляются большей частью лишь подсознательно
и вызываются гораздо более сложными и
глубокими причинами. Однако и в этом случае
события подросткового периода — или
их отсутствие — играют роль триггера
и вызывают к жизни страхи, живущие глубоко
в душе ребенка.
Рано созревающие дети более общительны
и уравновешены, менее нервозны и пользуются
большим успехом в обществе, по крайней
мере в США. Но таких детей ждут свои трудности.
Если одни горды своим новым положением,
то другие испытывают чувство неловкости
и замешательства. У рано созревших детей
в течение более длительного срока продолжается
задержка сексуальных влечений, стремления
к независимости и профессиональной ориентации.
Именно с этим, по мнению большинства авторов,
и связаны все те психологические трудности,
которые испытывают в этот период многие
юноши и девушки.
33. Акселерация роста и развитие
человека.
Акселерация – это ускорение темпов
роста длины и пропорций тела, а также
зубного, скелетного и полового развития.
Акселерация определяется:
1. половым параметром. Акселерация имеет
территориальные различие. В пределах
европейской популяции выраженность акселерации
варьируется: на севере и западе проявляется
раньше, чем на юге. Для Нидерландов среднее
увеличение тела у мужчин за последние
100 лет на 15 см, а для Португалии – на 3,7см.
При этом акселерация предполагает не
только ускорение темпов роста и ранний
пубертатный скачок, но и увеличение продолжительности
жизни человека, репродуктивного возраста
у женщин, перестройка структуры заболеваемости.
Особенность современного этапа развития
человечества – акселерация. Это отмечаемое
за последние 100-150 лет ускорение физиологического
и полового созревания подростков. Она
фиксируется на уровне увеличения размеров
тела, его веса, увеличения репродуктивного
периода, сохранения работоспособности
в пожилом возрасте, увеличение продолжительности
жизни. Другой аналогичный термин – эпохальный
сдвиг.
В детском возрасте акселерация проявляется
на уровне ускорения темпов роста и веса
тела. По среднестатистическим показателям
современные дети на 5 см длиннее и на 1,5-2
кг тяжелее своих предшественников. У
детей дошкольного возраста за последние
100 лет длина тела увеличилась на 10-12 см,
значительно раньше прорезываются постоянные
зубы. Акселерация влияет на особенности
пубертатного скачка. В результате ускоренных
темпов роста и созревания пубертатный
скачок происходит интенсивнее и значительно
раньше. За последние 100 лет половое созревание
ускорилось примерно на 2 года. В Европе
19 века среднестатистический возраст
менархе был 16,5-17 лет, а в современных городах
– 12,5-13 лет. Ускорение развития коснулось
и двигательных функций. Современные подростки,
по сравнению с их ровесниками, жившими
100 лет назад, быстрее бегают, прыгают в
длину с места и больше раз подтягиваются.
Теории объяснения акселерации:
1. акселерация – это циклическое явление.
В истории развития человека можно выделить
периоды интенсивного развития и замедленного.
2. акселерация связана с улучшением питания,
медицинского обслуживания, воздействием
на психику человека, раздражающими факторами
города.
34. Физиологическая природа
старения, старение и продолжительность
жизни.
Причины старости:
1. молекулярная – отмирание нейронов
в головном мозге и в теле вообще. Нарушение
хранения информации на межклеточном
уровне.
2. генетическая – старение рассматривается
как генетический механизм, соединение
развития и деградации.
Проявления старости многообразны и затрагивают
все уровни организации. Физиологические
проявления старения:
1. сокращение роста, веса тела, перераспределение
жирового компонента, снижение амплитуды
движений грудной клетки, уменьшение размеров
лица.
2. физиологические функции: менее эффективная
работа рецепторов, а следовательно, снижение
остроты зрения и слуха.
3. замедление биосинтеза белка, повышение
содержания жира в тканях и крови, снижение
толерантности к углеводам и инсулиновой
обеспеченности.
35. Роль среды в акселерации.
Большинство учёных объясняют акселерацию
коренным улучшением условий жизни, питания,
медицинского обслуживания. Акселерацию
могут вызвать изменение рациона питания
– возросшее потребление белков, животных
жиров, витаминов, молочных продуктов.
Уровень питания оказывает влияние на
соматическое развитие. Поэтому в эпоху
войн и голода у детей происходит уменьшение
размеров тела и замедляется половое созревание.
Есть попытки объяснить акселерацию влиянием
на организм условий жизни в современном
городе (ускоренный темп жизни, стрессовость,
телевидение и т.д.).
36. Система зависимостей
в отношениях человек - окружающая среда.
Проблема взаимодействия человека с природой
стала предметом исследования уже античных
мыслителей. Родоначальником учения о
зависимости здоровья человека от окружающей
среды стал античный врач – Гиппократ.
В своей книге «О воздухах, водах и местностях»
он писал о прямой зависимости здоровья
человека и многих болезней от климата.
По мысли Гиппократа, климат определяет
особенности национального характера.
Климат определяет основные черты характера
людей – эта мысль принадлежит Геродоту.
Они стали родоначальниками географического
детерминизма как научного направления,
исследующего зависимость общества и
человека от факторов окружающей среды.
Гиппократ и Геродот стали основоположниками
физиологического направления географического
детерминизма . Платон и Аристотель в русле
данной традиции сделали акцент на проблему
общества. Они пытались доказать природную
предопределённость господства античной
цивилизации над варварами.
3 источника господства:
1. небольшая территория государства.
2. наличие природные ресурсов, и, как следствие,
развитие ремесла и технологий.
2 направления географического детерминизма:
физиологическое и геополитическое (зависимость
общества, политического режима от состояния
окружающей среды).
В эпоху Средневековья многие идеи географического
детерминизма были забыты. Так, христианство
как официальная идеология утвердила
идею божественной предопределённости
(детерминированности биологических и
исторических особенностей развития народов
волей бога). Возрождение идей географического
детерминизма происходит в 18 веке в книге
Шарля Монтескье «О духе законов». Он был
представителем французской традиции
просвещения. В своей книге он пытается
проследить связь между человеком, развитием
земледелия, плотностью населения и климатом.
Он выделил следующие системные зависимости:
* климат определяет темперамент человека
и политический режим. В жарком климате
формируются темпераментые, горячие, легко
возбудимые люди. Соединение жаркого климата
и гор дает холерический темперамент.
Холодный климат и равнинный ландшафт
формируют спокойных, невозмутимых и флегматичных
людей. В этом случае, и в условиях жаркого
климата, и в условиях холодного, перед
человеком стоит проблема адаптации к
окружающей среде – его жизненная энергия
будет направлена на борьбу с окружающей
средой, а не на изменение общества. То
есть, и жаркий, и холодный климат порождает
деспотические политические режимы. Демократия
как политический режим возможна только
в умеренном климате, так как условия существования
человека там гармоничны.
* климат определяет тип хозяйства. Климатические
условия обуславливают развитие одних
типов хозяйства и затрудняет другие.
Это связано с религией, так как религия
будет фиксировать запреты тех форм деятельности,
которые не соответствуют климату.
* Монтескье обозначает различие между
климатом и демографическими особенностями.
Он не только возродил идеи античных учёных,
но и проанализировал системные зависимости.
Концепция географического детерминизма
плодотворно развивается и в российской
науке. Эта традиция формируется в 18 веке
и нацелена на то, чтобы проследить зависимость
человека и общества от окружающей среды.
Представители: В.Н. Татищев, К.М. Бэр. Они
отличали влияние климата и географического
фактора на темпы развития человека и
общества: бедность природы, неразвитость
органической жизни затрудняет адаптацию
человека к окружающей среде и существенно
тормозит развитие. Разнообразие природного
ландшафта – наоборот.
Совокупность географического и климатического
факторов определяет «первичные силы
души народа». Эту идею описывают представители
субъективного направления: И.Ильин («Сущность
и своеобразие русской культуры»). Климат
формирует важнейшие черты русского народа:
1. колоссальные просторы Восточно-Европейской
равнины и её природные богатства. По мысли
Ильина, они формируют стремление к свободе,
осознание богатств как материальных,
так и духовных, особая щедрость и жертвенность.
2. климат Восточно-Европейской равнины
как умеренный, но крайне неустойчивый.
Для существования в таком климате русскому
человеку необходимы мужество и особая
закалка; чтобы преодолеть те трудности,
которые ставит окружающая среда, русскому
необходимо чувство юмора.
3. равнинный ландшафт формирует тип «лесного
человека» - флегматика, спокойного, невозмутимого,
привычного к длительной работе и терпению.
4. таким образом, климат формирует не только
физиологические особенности, но и психику.
Психические cbsk русского народа могут
быть поняты только через соединение противоречий,
которое дополняется культурной двойственностью.
Речное направление географического детерминизма.
Представители6 В.О.Ключевский, Л.И.Мечников.
мечников в работе «Цивилизации и великие
исторические реки» указал на влияние
рек на развитие человека и общества. Он
исходит из того, что великие древние цивилизации
возникали по берегам крупных рек. Реки
не только стимулировали развитие торговли,
но и стали источниками развития поливного
земледелия. Эти цивилизации Мечников
называет речными. По мере того, как увеличивается
благосостояние общества и развивается
торговля, речные цивилизации по берегам
крупных рек спускаются к морям. Моря –
средства внешней торговли. Центром цивилизационного
развития стали Чёрное и Средиземное моря.
В дальнейшем на смену морям приходят
океаны. Океаническая цивилизация связана
с возвышением роли Европы, развитием
капитализма, промышленной революцией.
Максимального успеха в своём развитии
достигли те европейские государства,
которые имели выход к Атлантическому
океану, так как он использовался как средство
колонизации. На смену Атлантического
океана приходит Тихий и индийский. Развитие
человека обусловлено сменой 3 типов цивилизаций:
речных, морских, океанических.
В итоге можно выявить взаимосвязь между
окружающей средой и человеком:
1. Окружающая среда определяет физиологию
человека и его заболевания.
2. Окружающая среда формирует особенности
хозяйства человека.
3. Среда, размер территории, наличие ресурсов
определяют особенности общественно-политической
организации.
4. Окружающая среда, климат, ландшафт определяют
темперамент и психические особенности
человека как представителя определённого
народа.
Специфика взаимоотношений человека и
природы, а также адаптации человека, состоит
в том, что они происходят с помощью орудий
труда и технологий. Это взаимодействие
опосредованное. С развитием человека
и общества степень опосредованности
растёт.
Существование в условиях техносферы.
Однако не означает полную автономию человека
от окружающей среды: негативное воздействие
техносферы и технологий на окружающую
среду ухудшает её качество и приводит
к тому, что в существовании человека,
особенно в условиях мегаполисов экономические
условия жизни человека выходят на первый
план. Ухудшение качества окружающей среды
формирует экологическую проблему как
глобальное явление.
Состояние в системе человек-природа зависит
от 2 параметров:
1. Уровень развития человека и его сознания.
Экологическое сознание – это система
представлений человека о природе.
2. Уровень развития орудий труда и технологий,
которые определяют степень опосредованности
в режиме человек-природа.
37. Основные законы экологии
человека.
В начале XX века на базе эмпирических материалов,
накоп¬ленных биологией и географическим
детерминизмом, возникают концепции, описывающие
закономерности взаимодействия эле-ментов
в системе «человек - общество - природа».
Выявление этой взаимосвязи позволило
В.Н.Сукачеву установить модель взаимодействия
элементов в системе. В работе Б .Коммонера
«Замкнутый круг» сформулировано 4 основных
экологических закона:
1. Биосфера - единая, тесно взаимосвязанная
система жи¬вых и неживых организмов,
следовательно, любое влияние на биосферу
вызывает ряд эффектов, оригинальное развитие
кото¬рых трудно предвидеть.
2. Человек живет в биосфере, поэтому все,
что создается и все, что берется от природы,
ей же возвращается. Загрязнение ок¬ружающей
среды — здоровье человека.
3. Необходимо вернуться к тем формам жизни,
которые отражают экологическую гармонию.
4. Глобальные экологические системы представляют
собой единое экологическое целое и все,
что человек берет от природы, должно быть
компенсировано.
Современник Коммонера Н.Р. Раймерс сформулировал
4 за¬кона социальной экологии:
1. Правило социально-экономического равновесия.
Обще¬ство развивается до тех пор, пока
сохраняется равновесие между давлением
на среду и ее восстановление природно-естественным
и искусственным способом (вырубка лесов).
2. Принципы культурного управления развитием
подчер¬кивают роль религии, обычаев и
юридических законов в регуля¬ции отношений
«человек - природа - общество».
3. Возможность удовлетворять потребности
человека раз¬ными способами, которые
обусловлены природной средой. Даже незаменимые
потребности удовлетворяются разными
путями -собирательством, промыслом, скотоводством,
земледелием, охо¬той. Потребности человека
универсальны, разные культуры в за¬висимости
от природы по-разному их удовлетворяют.
4. Закон ноосферы Вернадского. Хаотическое
саморазви¬тие, основанное на процессах
естественной регуляции, будет за¬менено
разумной стратегией, базирующейся на
прогнозно-плановых началах: управление
природой, управление собой.
38. Экосистема как структурное
образование.
Понятие «экосистема» ввёл в начале 20
века А.Тенсли. Экосистема – это единство
живых и неживых организмов, населяющих
определённую территорию. Уровни организации
экосистемы:
1. биота
2. абиотические факторы
3. детрит – мёртвое вещество
Биотическая организация экосистемы состоит
из 3 элементов (теория В.Н. Сукачёва): продуценты,
консументы, редуценты.
В экосистеме господствуют коэволюционные
связи.