Влияние неблагоприятных факторов природной среды на здоровье население

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:11, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния неблагоприятных природных факторов на здоровье населения города Новый Уренгой. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературные источники по данной проблеме. 2. Проанализировать влияние неблагоприятных природных факторов на здоровье населения по оценке показателей здоровья. 3. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье детей. 4. Провести анкетирование среди посетителей поликлиники г. Новый Уренгой по оценке своего здоровья.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Проблемы влияния неблагоприятных природных факторов на здоровье населения в психолого-педагогической литературе…………………………………………6

1.1 Здоровье как состояние организма человека, зависящее от факторов окружающей среды …………………………………………………………….6

1.2 Неблагоприятные природные факторы как один из компонентов природной окружающей среды……………………………………………….14

1.3 Особенности адаптации организма человека к условиям

Крайнего Севера………………………………………………………………..32

ГЛАВА 2. Практическое исследование по выявлению влияния природных факторов на здоровье населения МО г. Новый Уренгой и ЯНАО………………………………………………….46

2.1 Анализ динамики общей заболеваемости населения МО г. Новый Уренгой и ЯНАО……………………………………………………………….46

2.2 Диагностика по выявлению положительных и отрицательных воздействий факторов природной среды на здоровье населения……………50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....60

БИБЛИОРАФИЯ……………………………………………………..…………64

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………70

Файлы: 1 файл

Гайсин.doc

— 540.50 Кб (Скачать)

     - естественный прирост населения;

     б) показатели механического движения населения:

     - миграция населения (эмиграция,  иммиграция, сезонная, внутригородская миграция и др.).

     II. Показатели заболеваемости и  распространенности болезней (болезненности).

     III. Показатели инвалидности и инвалидизации.

     IV. Показатели физического развития  населения.

     Популяция - это поток, который обеспечивает потребности жизни и услуги для сохранения нормальной жизни данного общества. Этот поток измеряется различными мерами: национальное богатство, уровень культуры, науки, золотой запас, ресурсы энергии или потенциал военного армейского цикла, уровень технического прогресса и т.д. Среди всех этих показателей до сих пор выделяется главный показатель - это достаточность здоровья. 
Достаточность здоровья является основой экономики человека. В чем принцип экономики человека, если опираться на достаточность здоровья? Это значит, что то количество людей с их психологической, физиологической и биологической активностью, с их уровнем культуры, обучения и их взаимодействием таковы, что эта популяция выполняет полностью социальный заказ промышленности, услуг, других социально-промышленных, технических и гуманитарных потребностей.

     Таким образом, вся жизнь популяции, вся  совокупная жизненная база распределяется во времени на три части: доля живого конкретного труда, доля времени  на семью, воспроизводство и время  на обучение, воспитание. Если в государстве политическая и экономическая конъюнктура такова, что в популяции времени на производство изымается больше, чем это соответствует достаточности здоровья, то тогда время на обучение и воспроизводство уменьшается. Резервы здоровья начинают использоваться в долг, но таким образом мы уменьшаем воспроизводство. Сейчас в России происходит процесс именно такого рода.

     В условиях первобытного строя при  воспитании молодежи главное внимание уделялось подготовке ее к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд "посвящения", когда юноши в состязаниях показывали свои физические способности.

     В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования физической культуры тела.

     В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику физического воспитания - Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень.

     В педагогической теории XVII века руководящим  принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон Локк в своем главном труде "Мысли о воспитании" предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное правило: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире...".

     Дж.Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

     Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения  Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении "Гражданство обычаев  детских" попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены.

     Французские просветители XVIII века Жан-Жак Руссо  и Клод Адриан Гельвеций в ожидании новой эры, царства разума на Земле, в своих трудах рассматривали вопросы воспитания нового человека.

     В России над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные  общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. А.Н. Радищев разделял взгляды Д. Локка  об основных путях и средствах физического воспитания, считая, что оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться при помощи разнообразных физических упражнений и закаливания. Развитие и укрепление физических сил, по его мнению, очень важно и для укрепления сил духовных. В 40-х годах XIX века в Западной Европе сложился капиталистический строй, обострились классовые противоречия. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разрабатывают стройное учение о всестороннем развитии человека, основанном на единстве умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания и политехнического образования, тесно связанного с участием в производительном труде.

     В русской педагогике В.Г. Белинский  и А.И. Герцен создали революционно-демократическое  направление. Все стороны воспитания они связывали с одной целью - подготовка бесстрашных борцов за лучший общественный строй. В.Г. Белинский задачами физического воспитания определял: охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем установления правильного образа жизни, организацию игр, гимнастических упражнений, соблюдение правил личной и общественной гигиены и усвоение естественнонаучных знаний о человеке. По его мнению, физическое воспитание должно осуществляться в тесной связи с нравственным.

     В 60-е годы XIX столетия в период большого общественного движения разрабатывали вопросы воспитания подрастающего поколения Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Для правильной постановки физического воспитания Добролюбов предлагал использовать разнообразные средства физического развития, соответствующие возрасту и силам учащихся, чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребенка. В эпоху империализма конца XIX- начала XX века в России нарастает общественное движение в области народного образования. В это время работает П.Ф. Лесгафт - крупный ученый, организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. В труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт предлагает оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии.

     В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому  воспитанию подрастающего поколения  в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные. В школах составлено твердое расписание и распорядок дня. В 20-е годы XX века ознаменовались изучением адаптационных механизмов человеческого организма в связи с изменениями биосферы. (В.Р. Эккорд, Саркизо-Серазини, П.Г. Мезерницкий и др.) Разрабатываются и внедряются в практику вопросы семейного воспитания, его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни.

     В этот же период появились работы, где рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня развития их сознания, факторов воли и установки доминанты волевого посыла (И.Т. Назаров, Е.А. Андрианова и др.). И.Т. Назаров в работе "Культура воли, система воспитания здоровой личности" особую роль отводит учителю в воспитании воли ребенка, что, по мнению автора, есть условие формирования положительных целевых установок личности в области здорового образа жизни для совершенствования адаптационных возможностей организма.

     В конце 40-х - начале 50-х годов вновь  получает актуальность проблема формирования здоровья. Новая установка на гигиенический  аспект здорового образа жизни была вызвана необходимостью послевоенного  времени. Основоположником советской  системы гигиенического воспитания школьников признан И.И. Мильман. Еще в 20-е годы он разработал систему уроков здоровья, а его последователи - серию учебных пособий по личной и социальной гигиене, профилактике, сохранению работоспособности.

     В конце 60-х и начале 70-х годов идет разработка проблемы охраны здоровья детей (Н.А. Бернштейн, Н.П. Дубинин, Д.М. Дубровский, А.И. Киколов и др.). Некоторые санитарно-гигиенические материалы представлены в занимательной форме у А.М. Сергиевского.

     В 70-80-е годы ведутся исследования по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Бернштейн, В.А. Воскресенский, В.И. Загвязинский и др.), охране здоровья обучающихся детей, соблюдению гигиенических требований к организации учебных предметов (Д.А. Изуткин и др.). Как отмечает Л.Г. Татарникова, эти исследования не давали модели гигиенически здорового учреждения школьного типа, не предусматривались механизмы внедрения, не обосновывалась система мер (на уровне интеграции медицины, педагогики и психологии) всех педагогов в обучающихся системах.

     В 80-90-е годы меняется направление  исследований, их количественные и  качественные параметры. Появляется большое  количество научных работ и практических рекомендаций, вскрывающих серьезные  проблемы и показывающих пути их решений:

     - антиалкогольное и антинаркотическое просвещение;

     - половое воспитание и психогигиена  пола как необходимый аспект  формирования представлений о  здоровом образе жизни;

     - сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических  отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей.

     В 1981-1983 годах И.П. Березин и Ю.В. Дергачев создали "Школу научных  основ здоровья", где апробировали целостную систему комплексной  индивидуальной профилактики (ЦСКИП), направленную на мобилизацию внутренних резервов организма человека и борьбу с факторами риска.

     Таким образом, на первый план выступает задача воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры. 

    1.2 Неблагоприятные  природные факторы как один  из компонентов природной окружающей  среды 

     Природные факторы – это любой элемент среды, оказывающий прямое или косвенное влияние на живые организмы хотя бы на протяжении одной из фаз их развития.

     Среда - одно из основных понятий экологии. Под средой подразумевается комплекс природных тел и явлений, с  которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях. Понятие окружающая среда идентично общему понятию, но подразумевает непосредственный контакт организма с субъектами или объектами.

     Различают природную среду (совокупность естественных и антропогенных факторов живой и неживой природы, проявляющих эффект воздействия на живые организмы); среду абиотическую (все силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов); среду биотическую (силы и явления природы, обязанные своим происхождением жизнедеятельности ныне живущих организмов). Более конкретное пространственное понимание среды - это среда обитания.

     Понятие среда не тождественно понятию “условия существования”. Условия существования  представляют собой сумму жизненно необходимых факторов среды, без которых живые организмы не могут существовать.

     Под экологическими факторами понимают все элементы среды, которые влияют на существование и развитие организмов, и на которые организмы реагируют  реакциями приспособления. Они подразделяются на три группы экологических факторов:

     абиотические (это неорганические условия - физические и химические, такие как свет, температура, химический состав воды и  др.);

     биотические - формы взаимодействия между организмами (фитогенные, зоогенные, микробиогенные);

     антропогенные – факторы, связанные с деятельностью  человека [43, с. 4].

     На  человеческий организм влияют следующие  факторы: физические, биологические, природные, социально-экономические, уровень здравоохранения, состояние окружающей среды. Эти факторы влияют на образ жизни людей. Некоторые ученые считают, что до 40 % смертей в мире вызваны нехваткой продовольствия и загрязнением окружающей среды. Большое влияние на экологическую обстановку в регионе оказывают выбросы в атмосферу загрязняющих веществ. Так, объем выбросов в 2003 году составил 813 тыс.тонн, из них 61 % приходится на долю предприятий нефтегазового комплекса. Несовершенство технологии добычи нефти обуславливает сжигание колоссального объема газа на факельных установках, насчитывающих более 1000 единиц. Объем сожженного газа в 2003 году составил более 4-х млрд.м3. не в полной мере решен вопрос по оснащенности источников выбросов газоочистным оборудованием. Из 22, 5 тысяч действующих организованных источников выбросов газоочистным оборудованием оснащено не многим более 100 единиц.

Информация о работе Влияние неблагоприятных факторов природной среды на здоровье население