Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 19:34, реферат
Ещё в 2005 году городская общественность выразила своё категорическое несогласие с возможностью строительства угольного терминала в Камышовой бухте и на территории предприятия «Авлита». Тогда инициатива по строительству угольного терминала исходила от ливанского бизнесмена Рафика Дау Булос (владельца четырех оффшорных компаний, зарегистрированных на Кипре).
Введение. 3
Севастополь или «Угольный терминал»? 5
Результаты экспертизы проекта угольного терминала в Севастополе. 9
Заключение. 17
Источники. 18
Отсутствует обоснование типа очистки
ливневых стоков, мощности очистных сооружений
и состава ливневых вод после очистки.
Не рассмотрен вопрос возможности использования
накопленных ливневых стоков для технических
и других нужд предприятия, допустимых
сбросов и фильтрационных утечек в Севастопольскую
бухту. Что является нарушением П.2.l8. ДБН
А.2.2-1-2003.
Не рассмотрен вопрос степени загрязнения
угольной пылью акватории Севастопольской
бухты при производстве перегрузочных
работ, последствий этого загрязнения
для человека, что является нарушением
П.2.19. ДБН А.2.2-1- 2003 по оценке воздействий
планируемой деятельности на состояние
поверхностных вод в части:
- морфометрических, гидродинамических
и водно-балансовых параметров;
- качества вод, включая физические, химические,
санитарно-гигиенические, токсикологические,
паразитологические, радиоэкологические
характеристики.
Не приведены отдельно материалы относительно
качества воды в местах водопользования,
отдыха, спорта в Севастопольской бухте.
Отсутствует обоснование (в полной мере)
влияния ливневых стоков предприятия
на подземные воды, что является нарушением
П.2.l8. ДБН А.2.2-1- 2003
Не обоснованы мероприятия по предупреждению
или уменьшению поступления в водную среду
Севастопольской бухты загрязняющих веществ
при перегрузке с приведением расчетных
вариантов, которые должны охватывать
наименее благоприятные периоды и возможные
аварийные ситуации, что является нарушением
требований П.2.22.
ДБН А.2.21-2003.
3. Отходы и загрязнение земель.
Не рассмотрен вопрос состава, класса
опасности и свойств отходов образуемых
на очистных сооружениях предприятия,
а также их вывоза или уничтожения на территории
предприятия согласно ст.17 Закона Украины
«Об отходах».
Не рассмотрен вопрос загрязнения почвенного
покрова на территории предприятия и за
ее территорией угольной пылью, а также
изменения агрохимических показателей
загрязненного почвенного покрова.
Не обоснованы мероприятия по предупреждению
или уменьшению отрицательных воздействий
на почвы угольной пыли, что является нарушением
п.2.24. ДБН А.2.2-1-2003.
Не рассмотрены такие источники газо-пылеобразования,
как буровзрывные работы на стадии строительства
УПК. Даже при применении шпурового метода
взрывания негативное влияние будет существенным.
Другой важный источник вредных факторов
- железнодорожные составы при транспортировке
угля. По нашим расчетам 10 составов с углем
в сутки и столько же с обратным грузом,
т.е. 20 составов только на первом этапе
функционирования УПК, окажут серьезную
нагрузку на окружающую природную среду.
В ОВОС не учтено, что транспортировка
и перегрузка угля будет сопровождаться
образованием мелкодисперсной пыли размером
от 0 до 20 мкм особо опасной тем, что она
находится длительное время во взвешенном
состоянии. При этом загрязнению будет
подвержена не только территория ЗАО СК
«Авлита», но и земли, прилегающие к ней
и железной дороге. Опыт Сибирской железной
дороги показывает, что при перевозках
угля из Кузбасса угольной пылью загрязняются
прилегающие территории на расстоянии
250 - 500 м от железной дороги.
В ОВОС не рассмотрены классы углей, которые
будут предметом деятельности УГЖ, отсутствуют
данные об их физико-химических свойствах.
Вопрос об угле рассмотрен в целом, а не
к конкретным углям, которые будут использоваться.
Не рассмотрен вопрос о сортировке угля
по складам. Нет информации о проектах
складов, перегрузочных станций. Эти объекты
также являются источниками опасных и
вредных факторов. Хранение угля в больших
объемах может привести к загрязнению
окружающей среды вредными газами, основные
из которых СО, С02, SOx, NOx и другие. В условиях больших объемов
угля, влаги, высоких давлений и повышенных
температур возможны возникновения пожаров
и взрывов при хранении угля.
Кроме того, в ОВОС не предусмотрено размещение
на территории УПУ автоматизиро-ванной
системы контроля окружающей среды.
В разделе 4.3. ОВОС приведены некоторые
сведения из учебной литературы о неблагоприятных
производственных факторах: шуме и электромагнитных
полях. На странице 121 указано, что для
анализа шумового загрязнения окружающей
среды при работе УПК выполнены комплексные
акустические исследования, но их результаты
авторы не приводят, а ограничиваются
выводами о том, что на границе промплощадки
уровень шума не превышает 45 дБА - это смешно
выглядит, так как такие нормы приняты
для жилых и офисных помещений. С этим
нельзя согласиться, учитывая количество
мощных источников шума на территории
УПК. Высокие уровни шума будут возникать
не только при разгрузке судов, но и погрузке-выгрузке
угля со складов и погрузке его в железнодорожные
составы, а также при маневрировании груженных
поездов, в том числе за территорией УПК.
Значительный шум будут создавать машины
и механизмы, а также работающие вентиляционные
(аспирационные) установки непосредственно
на перегрузочном комплексе.
В таблице 4.6. ОВОС перечислены 3 мероприятия
по борьбе с шумом и вибрацией, которые
не носят конкретный характер и конечно
не решают задачи защиты населения и работников
УПК от повышенных уровней звукового давления.
Критический анализ ОВОС показал, что
разработчиками совершенно не учтены
все возможные загрязнения окружающей
среды при строительстве и эксплуатации
УПК. Например, абсолютно не проанализировано
и не оценено визуально-эстетическое положение
территории г. Севастополя при наличии
данного объекта и его влияние на последующее
развитие города как туристического центра.
По нашим оценкам строительство и дальнейшее
функционирование УПК и всей обеспечивающей
его структуры (включая железнодорожные
и автомобильные подъезды к объекту) полностью
остановит развитие города (и возможные
инвестиции) как культурноисторического,
туристического и рекреационного центра
Украины.
Программное развитие г. Севастополя, как рекреационно-туристического, исторического заповедника никак не согласуется с созданием в г. Севастополе мощного (до 5 млн.т, а возможно и более) УПК для углей, являющихся интенсивным загрязнителем природной окружающей среды. Строительство таких комплексов недопустимо даже в промышленных регионах вблизи населенных пунктов и городов.
В перспективном плане развития Севастополя,
утвержденном Городским Советом, основным
направлением развития города определена
курортнооздоровительная и туристическая
деятельность. Севастопольская железнодорожная
ветка - одно из двух направлений на ЮБК.
Она обслуживает 114 часть прибывающего
на отдых в Крым населения не только Украины,
но и стран ближнего зарубежья. В разрабатываемой
документации на УПК не только не учтены
особенности г. Севастополя, но даже явно
занижены негативные последствия его
строительства и эксплуатации на окружающую
природную среду. ОВОС не согласована
с перспективной программой развития
г.Севастополя. Создается впечатление,
что разработчики проекта вообще с ней
не знакомы.
ТЭО включает содержание, введение, 18 разделов
и приложения. В целом оформление документа
выполнено с нарушением требований ДСТУ
5008-95 и ДСТУ ГОСТ 7.1:2006, в том числе отсутствуют
ссылки и сам библиографический список
в конце документа.
При разработке вопросов охраны труда
и промышленной безопасности в разделе
13 ТЭО «Техника безопасности» авторы используют
устаревшую нормативно-правовую базу
и термины, что является недопустимым
с позиции действующего законодательства.
Например, в качестве основного нормативноправового
акта (подраздел 13.1) разработчики ТЭО используют:
«Правила устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъёмных кранов» (утверждены Госнадзороохрантруда
Украины 16 декабря 1993 г.). В настоящее время
этот нормативно правовой акт по охране
труда отменен, а действуют:
НПАОП 0.00-1.01-07 «Правила будови i безпечної
експлуатації вантажопiдiймальних кранiв"
(утвержденные приказом Госгорпромнадзора
от 18.06.2007 N 132, зарегистрированные в Министерстве
юстиции Украины 09.07.2007 за N 784/14051).
Кроме того, авторы ТЭО в разделе «Техника
безопасности» не используют нормативно-правовые
акты по охране труда, вступивших в действие
в последние годы и имеющих непосредственное
отношение к проектируемому УПК.
В данном разделе
отсутствует анализ производственных
факторов при эксплуатации неквалифицированном
и бессистемном подходе вопросам безопасности
труда.
Из раздела 13.3. «Организационно-технические
мероприятия» (очевидно по охране труда)
следует, что вся организация охраны труда
на УПК состоит из обучения работников
по вопросам производственной безопасности
и ведения технологической документации.
Отсюда следует вывод, о незнании разработчиками
ТЭО содержания Закона Украины «Об охране
труда», в частности третьего раздела
указанного закона.
При рассмотрении ТЭО вызывает сомнение и экономическая целесообразность строительства УПК.
Нет убедительного экономического обоснования необходимости импорта угля из Австралии, Китая, ЮАР, Индонезии, США, Колумбии, Канады в Украину, которая сама является ведущим государством по запасам угля. Эта сторона вопроса в ОВОС недостаточно отражена. Не учтены все прямые и косвенные затраты на природоохранные мероприятия, в том числе связанные с пожарами и взрывами о чем можно судить по статистике шахт. УПК с объемом 5 млн. тонн угля в год с открытыми складами можно примерно сравнить с пятью шахтами средней мощности, склады которых также открытого типа.
Имеется статистика по горению и взрывам угольных складов и терриконов с примесями угля. Ее можно взять за основу для оценки возможных последствий.
Не учтены затраты,
связанные с сокращением добычи коксующихся
углей и с закрытием шахт их добывающих,
переселением и трудоустройством шахтеров,
работающих на них, связанные с этим финансовые
затраты на пособия и компенсации, затраты
на природно-восстановительные мероприятия
на закрывающихся шахтах. Кроме того, многие
затраты на природновосстановительные
работы непосредственно в г. Севастополе
не удается оценить в связи с отсутствием
методик такой оценки, особенно в перспективе.
Не учтены затраты на укрепительные и
восстановительные мероприятия.
Так в Севастопольском регионе значительно
возрастут затраты на укрепительные противооползневые
работы вдоль железной дороги, проходящей
по участкам южного горного Крыма. Оползни
могут вызвать нарушение режима работы
не только самой железной дороги, но и
УПК, причем, как показывает опыт прошлых
восстановительных работ, на довольно
длительный период. Увеличение интенсивности
железнодорожных перевозок на участке
Симферополь-Севастополь на 20 составов
в сутки потребует строительства дополнительной
железнодорожной колеи Симферополь-Севастополь,
т.к. существующая одна единственная колея
уже с трудом справляется с существующим
в данное время движением на этом участке.
Все это также не нашло отражения в ОВОС.
В Украине имеются достаточные запасы
коксующихся углей. Они составляют 1/3 от
общих разведанных запасов каменных углей.
Конечно для их добычи необходимы дополнительные
геологоразведочные работы, строительство
новых шахт и углубление действующих до
1200-1500 м, что связано с усложнением геологических
условий добычи и увеличением затрат на
их добычу. Однако, к сожалению, в Украине
для развития угледобывающей промышленности
почти ничего не делается.
Свернув свою угольную промышленность и поставив в зависимость от иностранных поставщиков металлургическую промышленность Украины, мы рискуем потерять и то и другое.
Уже только отмеченное не дает возможности оценить экономическую целесообразность импорта коксующихся углей в Украину. Очевидно, целесообразнее в данных условиях импортировать Российский уголь, что намного дешевле, и одновременно развивать угольную промышленность в Украине.
В связи с данным проектом прослеживается целенаправленная деятельность отдельных политиков и государственных руководителей на свертывание угольной промышленности в Украине и в первую очередь, на снижение добычи коксующихся углей. Импорт коксующихся углей в Украину затронет не только Донецкий регион, но и весь Юг Украины. В прямую зависимость от ввоза импортного коксующегося угля будет поставлена металлургическая промышленность Украины. А это может привести к ее постепенному свертыванию.
ВЫВОДЫ.
1. В представленных ЗАО СК «Авлита» ОВОС и ТЭО совершенно проигнорирован главный вопрос, с которого начинается разработка документации - это выбор места расположения терминала УПК с применением метода сравнения вариантов.
2.ОВОС оформлена
не в соответствии с
3. Разработчиками ОВОС совершенно не учтены все возможные загрязнения окружающей среды при строительстве и эксплуатации УПК, просматривается явное занижение влияния на окружающую природную среду перегрузочного комплекса. В частности, не учитывается наличие токсичных элементов в углях, привозимых на перегрузочный комплекс.
4. В ОВОС (и ТЭО в целом) вообще не учитывается техногенно-экологическая обстановка на территории, где предполагается размещение УПК ЗАО СК «Авлита». В непосредственной близости от места предлагаемой постройки перегрузочного комплекса уже функционируют радиационно-опасный объект (ядерный реактор СНУЯЭиП), взрывопожароопасные объекты: нефтебаза Черноморского флота РФ, Зерновой терминал ЗАО СК «Авлита», а также военный арсенал и склады боеприпасов.
5. В подразделе 7.3. ОВОС «Оценка вероятных аварийных ситуаций и их последствий» авторы не приводят ни одного расчета, а ограничиваются отрывочными сведениями из учебной литературы о надежности изделий, горении угля и взрывах угольной пыли. Авторы ОВОС не приводят оценок риска возникновения ЧС на УПК и не рассматривают экологические последствия при воздействии возможных ЧС природного, техногенного и социально-политического характера на рассматриваемый объект. Например, не рассмотрена ЧС, и ее экологические последствия, в результате аварии (по причине шторма или самовозгорания угля) на крупнотонажном судне в центре Севастопольской бухты. Не анализируется ЧС, обусловленная взрывами и пожарами на рядом находящихся пожаровзрывоопасных объектах и ее экологические последствия. Не анализируется ситуация при возникновении землетрясения.