Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Работа содержит информацию о Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценку обстановки в условиях чрезвычайных ситуаций, а также их меры ликвидаций

Оглавление

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- задачи РСЧС
- структура РСЧС
- уровни РСЧС
- режимы РСЧС
2. Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения
- общий порядок действий
- единая система оповещения о ЧС мирного и военного времени
3. Ликвидация ЧС
- силы и средства для ликвидации последствий ЧС
- войска ГО
- медицина катастроф
4. Правовые и нормативно-технические основы управления в условиях ЧС
5. Подготовка населения в области защиты от ЧС
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2011.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

В процессе ликвидации последствий катастроф выделяются два периода:

1. период спасения, во время которого (от 2 часов до 5 суток) пострадавшим оказываются все виды медицинской помощи;

2.период восстановления (лечения и реабилитации).

Продолжительность периода спасения определяется сроками  прибытия спасательных и медицинских сил из-за пределов зоны бедствия. Опыт показывает вопрос выживаемости пострадавших в это время в основном зависит от проведения само- и взаимопомощи. По истечении указанного срок к спасательным работам приступают прибывшие в зону катастрофы силы немедленного реагирования. Это пожарные команды, спасательные отряды, бригады скорой медицинской помощи, подразделения милиции, а также воинские подразделения. Их задачами являются сбор пострадавших, извлечение их из завалов, оказание нуждающимся первой медицинской и первой врачебной помощи, вынос и вывод раненых из опасных зон с последующей эвакуацией в стационарные медицинские учреждения (больницы, госпитали).

При возникновении  ЧС медицинской службе приходится часто  осуществлять свои действия в крайне неблагоприятной обстановке. Это обусловлено наличием большого числа пострадавших, которые нуждаются в оказании разнообразной медицинской помощи, отсутствием необходимого количества специалистов, неприспособленностью ряда лечебных учреждений к немедленному приему значительного числа раненых и больных.

Медицина  катастроф призвана стать составной  и неотъемлемой частью развертываемой системы чрезвычайного реагирования при экстремальных ситуациях. Ее отличительная особенность - обеспечение экстренной концентрации в зоне бедствия сил и средств, достаточных для проведения эффективного комплекса всех спасательных мероприятий.

Организация высокоэффективной  крупномасштабной системы экстренной медицинской помощи в России невозможна без активного участия медицинской службы Вооруженных Сил РФ, специалисты которой имеют большой опыт такой работы. Только за последние 15 лет военные медики принимали участие в ликвидации последствий более 130 катастроф и аварий, включая ситуации, в которых имело место химическое и радиационное поражение людей. Они работали в составе военно-медицинских отрядов в других странах (Алжир, Никарагуа, Эфиопия, Камбоджа, Вьетнам, Афганистан), хорошо зарекомендовали себя во внутренних военных конфликтах.

 

4. Правовые и нормативно-технические основы управления в условиях ЧС.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях составляют законы РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г). Среди подзаконных актов в этой области можно отметить, например, постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

Рассмотрим отдельные статьи Закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Обязанности граждан  РФ в области защиты населения  и территорий от ЧС (ст. 19, извлечения).

Граждане  России обязаны:

-соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (республик, краев, областей) в области защиты от ЧС;

-соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

-изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

-выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

-при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно- спасательных работ и других неотложных работ.

 

Подготовка  населения в области защиты от ЧС.

 

Правительство РФ своим постановлением от 24.07.95 № 738 утвердило Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, который определил основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области зашиты от ЧС, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях. При этом подготовке в данной области подлежат: население, которое занято в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Задачами  подготовки населения в области  защиты от ЧС являются:

-обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС;

-обучение правилам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС;

-ознакомление с правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

-Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС для защиты от ЧС осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

-Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 14, извлечения).

Организации (независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности) обязаны:

-планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций от ЧС;

-планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;

-обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований;

-создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;

-обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на всех подведомственных объектах и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС;

-финансировать мероприятия по защите работников организаций от ЧС;

-предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС.

Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 27).

Цель надзора  и контроля состоит в проверке полностью выполнения мероприятий  по предупреждению ЧС и готовности должностных лиц, сил и средств  к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Сокрытие, несвоевременное  представление либо представление  должностными лицами заведомо ложной информации в области зашиты населения и территорий от ЧС влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за нарушение законодательства РФ в  области защиты населения и территорий от ЧС (ст. 28).

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты от ЧС, создании условий и предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством ее субъектов.

Основные  нормативно-технические документы по ЧС объединены в Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основными целями указанного комплекса являются:

-повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном, объектовом) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в природных, техногенных, биолого-социальных и военных ЧС;

-предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

-эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задачами  Комплекса являются:

-установление терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации ЧС, источников ЧС, поражающих факторов;

-разработка основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации последствий ЧС;

-установление уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

-разработка методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС,

-способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Выявление зон  чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия

Установлено, что  территории с неблагоприятной экологической  обстановкой составляют около 15% обшей  площади территории России, причем именно на этой территории проживает основная часть населения страны.

Ухудшение ОПС  ведет к возрастанию заболеваемости населения, которое в несколько  раз превышает среднестатистические показатели по стране. Так, согласно Всемирной  организации здравоохранения, состояние здоровья населения на 20% зависит от качества ОПС; по оценкам же российских специалистов, в наиболее загрязненных районах России это влияние оценивается в 40—50%.

Решение проблемы охраны природы на таких территориях  возможно путем установления особого, «щадящего» режима природопользования и ведения хозяйственной деятельности. Согласно Закону «Об охране окружающей среды», территории с неблагоприятной экологической ситуацией могут быть объявлены зонами либо чрезвычайной экологической ситуации (ст. 58), либо чрезвычайного экологического бедствия (ст. 59).

Зоны чрезвычайной экологической ситуации — участки территории России, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые антропогенные изменения в ОПС, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов животных и растений.

В такой зоне должна быть прекращена деятельность, которая отрицательно влияет на ОПС, приостановлена работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, оборудования, оказывающих негативное воздействие на здоровье человека, его генофонд и ОПС, а также проведены оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территорий страны, где вследствие хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения ОПС, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушения природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

В таких зонах прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме объектов, связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство новых, реконструкция существующих хозяйственных объектов, ограничиваются все виды природопользования, проводятся оперативные мероприятия по восстановлению, воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению ОПС.

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются  постановлением Верховного Совета РФ либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны ОПС на основании заключения государственной экологической экспертизы (ст. 58). В том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации, объявляются зоны экологического бедствия (ст. 59).

Минприроды России 30 ноября 1992 г. были утверждены Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон  экологического бедствия. Выявление таких зон проводится с целью определения источников и факторов ухудшения экологической обстановки и разработки обоснованной экологической программы неотложных мер по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия на обследуемой территории. Согласно критериям, экологическая обстановка может быть определена как относительно удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная (или зона чрезвычайной экологической ситуации), катастрофическая (или зона экологического бедствия).

Направления государственной  политики в области противодействия  ЧС

Еще недавно  усилия правительств многих стран по уменьшению опасности стихийных  бедствий и техногенных ЧС были направлены на ликвидацию их последствий, оказание помощи пострадавшим, организацию спасательных работ и представление гуманитарной помощи. Однако ныне, когда неуклонный рост числа катастрофических событий и связанного с ними ущерба делает эти усилия все менее эффективными, выдвигается в качестве приоритетной иная задача: прогнозирование и предупреждение катастроф. В итоговом документе Всемирной конференции по природным катастрофам, состоявшейся в Иокогаме (Япония), записано: «Лучше предупредить бедствия, чем устранять их последствия» (ОБЖ. 1999, № 3).

Такой подход особенно актуален для России, в отношении которой, согласно данным Центра стратегических исследований гражданской зашиты МЧС России, в первой четверти XXI века ожидается обострение обстановки в сфере техногенной опасности. Сейчас риск ЧС от изнашивания производственных фондов и старения технологий отчасти «компенсируется» спадом промышленного производства, имеющим место в стране. Однако в случае подъема экономики фактор старения технологий и оборудования станет, как считают ученые, определяющим в росте числа ЧС и тяжести их последствий. Из-за этого перспективы успешного развития экономики страны в значительной степени будут определяться способностью прогнозировать и заблаговременно устранять риск возникновения ЧС природного и техногенного характера.

Информация о работе Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций