Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Работа содержит информацию о Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценку обстановки в условиях чрезвычайных ситуаций, а также их меры ликвидаций

Оглавление

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- задачи РСЧС
- структура РСЧС
- уровни РСЧС
- режимы РСЧС
2. Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения
- общий порядок действий
- единая система оповещения о ЧС мирного и военного времени
3. Ликвидация ЧС
- силы и средства для ликвидации последствий ЧС
- войска ГО
- медицина катастроф
4. Правовые и нормативно-технические основы управления в условиях ЧС
5. Подготовка населения в области защиты от ЧС
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2011.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

-приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;

-проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.

 

Единая система  оповещения о ЧС мирного и военного времени.

Общеизвестно, что в чрезвычайных ситуациях время есть важнейший  фактор, часто определяющий судьбу людей. С другой стороны, нельзя оставлять  людей в неведении, они должны знать обстановку и для этого  следует найти время. Только тогда  можно рассчитывать на осознанные действия людей, эффективно бороться с паникой и другими негативными явлениями. Именно поэтому в 1988 г. был пересмотрен и изменен порядок оповещения.

Для оперативного оповещения при серьезной опасности используются сирены. Их звучание (прерывистые гудки) ныне означает новый сигнал «Внимание всем» вместо прежнего «Воздушная тревога». Услышав вой сирены, следует использовать любой источник средств информации (телевизор, радиоприемник и т.д.) и ждать экстренного сообщения местных органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС).

На каждый вероятный случай ЧС местные власти совместно с  органами управления по делам ГОЧС заготавливают варианты текстовых  сообщений, приближенные к конкретным специфическим условиям. После уточнения оперативной обстановки составляется текст, уже отвечающий реальным условиям и предназначенный для оглашения.

Пример текста. «Внимание! Говорит штаб по делам ГОЧС города. Граждане! Произошла авария на водопроводных  очистных сооружениях с выбросом хлора — сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в восточном направлении. В зону химического заражения попадают следующие районы (перечисляются). Населению, проживающему на улицах (перечисляются), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха, стелется по земле и заполняет все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, проживающему на улицах (перечисляются), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить к собору — наиболее высокой точке города. Перед выходом на улицу наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите о ЧС соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Важно, чтобы информация, сообщенная населению, была правильно понята и обеспечила надлежащие действия.

В случае возникновения воздушной, химической или радиационной опасности  также сначала звучат сирены, т.е. сигнал «Внимание всем», затем следует информация, передаваемая по вышеуказанным каналам. К примеру: «Внимание! Говорит штаб по делам ГОЧС. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога!», и далее диктор указывает, что надо в первую очередь сделать, что взять с собой, где укрыться.

Локальные системы оповещения (ЛОС). Для оперативного оповещения населения об авариях на объектах, где особенно велика опасность крупномасштабных катастроф (АЭС, химические и нефтеперерабатывающие предприятия, гидроузлы и тл.), создаются локальные системы оповещения. Они позволяют своевременно информировать о надвигающейся опасности не только работников этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного поражения. Границы таких зон определяются заранее по специальным методикам. Таким образом, все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. В свою очередь ЛОС являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам  ГОЧиС, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов.

 

3. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

 

Ликвидация ЧС — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при их возникновении и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба ОПС и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

 

Определение границы зон ЧС.

В соответствии со ст. 5 ранее упомянутого Закона границы зон ЧС определяются назначенными в соответствии с законодательством  РФ и законодательством ее субъектов  руководителями работ по ликвидации ЧС на основе классификации ЧС, установленной  Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились ЧС.

Указанное мероприятие является весьма важным, поскольку позволяет:

1) приблизительно  определить площадь поражения и тем самым оценить вероятные потери (материальные, людские и т.д.);

2) заранее оценить  силы и средства, необходимые  для скорейшей ликвидации последствий  ЧС;

3) заблаговременно  организовать систему управления  процессом ликвидации последствий  ЧС путем подключения тех или иных структур исполнительной власти, входящих в вероятные зоны поражения;

4) заблаговременно провести  профилактические мероприятия, направленные  на снижение эффекта возможного  поражения (например, затопления  территории при прорыве дамбы плотины).

Так, в результате радиационной аварии могут образоваться зоны, имеющие  различную степень опасности для здоровья людей:

-зона возможного опасного радиоактивного загрязнения;

-зона экстренных мер зашиты населения;

-зона профилактических мероприятий (например, йодной профилактики населения); зона ограничений (например, земледелия);

-зона радиационной аварии.

После стабилизации радиационной обстановки в районе аварии в целях  ускорения ликвидации ее долговременных последствий могут быть установлены зоны: отчуждения, временного отселения людей и жесткого контроля за радиационной обстановкой.

При прогнозировании  последствий аварии на химически  опасном объекте и в целях  определения размеров зон поражения  вначале необходимо спрогнозировать, какое количество жидкости или газа поступит в окружающую среду при  том или ином виде аварии, для  чего используют специальные методики. Далее с учетом рельефа местности, климатических условий, планировки площадки необходимо рассчитать процессы растекания и испарения жидкостей, а также рассеивания паров пролитой жидкости. Полученные данные наносят на ситуационный план поля концентраций паров пролитой жидкости. Кроме того, на плане местности отображают динамику процесса рассеивания паров, прогнозируют временные изменения концентрации вредных веществ в различных точках местности. В случае проливов СДЯВ внешние границы заражения определяют по ингаляционной токсодозе, в качестве которой часто используют среднюю смертельную дозу.

 

Силы  и средства для ликвидации последствий  ЧС.

В мирное время  ликвидация последствий ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ (республики, края, области), на территории которых сложилась ЧС. При этом непосредственное руководство осуществляется соответствующей КЧС. Если масштабы ЧС таковы, что для ее локализации или ликвидации имеющихся возможностей недостаточно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС. В случае недостаточности имеющихся сил и средств в субъекте РФ привлекаются КЧС федеральных органов исполнительной власти. В исключительных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий образуется правительственная комиссия, во главе которой, как правило, стоит член Правительства РФ.

Основу сил  МЧС России - ядра РСЧС составляют:

1) Государственный  центральный аэромобильный спасательный  отряд (Центроспас);

2) войска гражданской  обороны; 

3) подразделения  поисково-спасательной службы;

4) невоенизированные  формирования ГО.

Центроспас создан в целях оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причем как в России, так  и, при необходимости, за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС. Часто Центроспас используется для экстренной доставки гуманитарных грузов (продовольствие, одежда, палатки) в зоны ЧС (примеры последних лет: Югославия, Дагестан, Чечня, Афганистан).

Отряд имеет  в своем составе большегрузные  военно-транспортные самолеты ИЛ-76, способные  перебрасывать на большие расстояния формирования спасателей и средства спасения, выполнять такие операции, как тушение крупных пожаров. Он оснащен аэромобильными госпиталями, оперативно доставляемыми в районы ЧС и развертываемыми там для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Отряд находится  в состоянии постоянной готовности к экстренному выдвижению в район  ЧС, возникшей практически в любой  точке России. При этом время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения.

 

Войска  ГО.

Они не участвуют  в боевых действиях и не располагают  тяжелым оружием, за исключением  относительно небольшого его количества, предназначенного для обеспечения собственной охраны.

Задачами  войск ГО в составе МЧС РФ являются следующие:

-ведение общей и специальной разведки как непосредственно в очагах поражения, зонах заражения и катастрофического затопления, так и на маршрутах выдвижения к ним;

-проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

-санитарная обработка населения, специальная обработка техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территории в целом;

-выполнение работ по разминированию объектов и территорий;

-содействие эвакуации населения;

-восстановление объектов жизнеобеспечения населения, аэродромов, дорог, переправ и других важных элементов народного хозяйства.

В составе  войск ГО имеются спасательные бригады, механизированные полки и батальоны, вертолетные отряды и роты специальной защиты. В них, в свою очередь, входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные, пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и другие.

Размещение  соединений и частей ГО осуществляют прежде всего в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного или техногенного характера. При этом особенности региона учитываются в структуре и составе соединений ГО: в случае высокой сейсмоопасности региона в состав последних включают больше механизированных подразделений, если существует угроза затопления — включают понтонно-переправочные средства и т.п.

В последние  годы в частях и соединениях войск  ГО созданы специальные десантные спасательные отряды, предназначенные для экстренной доставки спасателей на вертолетах в труднодоступные районы. Такие спасатели могут десантироваться парашютным способом или с помощью троса и лебедки вертолета.

 

В настоящее  время намечен ряд мероприятий, имеющих целью укрепление служб МЧС России. К ним, в частности, относятся:

1. Создание «Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России»;

2. освоение аэрокосмических технологий мониторинга, авиапожаротушения и специальных авиационных технологий, технологий десантирования и ведения спасательных работ с применением новых типов самолетов и вертолетов;

3. разработка совместно с Российским космическим агентством программы подготовки космонавтов, обеспечивающей мониторинг и подготовку данных для принятия решений в области предупреждения и ликвидации ЧС;

введение в  строй трех морских спасательных центров (в частности, для спасения потерпевших аварию АПЛ);

5. формирование подразделения дистанционно-управляемых машин и технологий, как подразделения специальных сил федерального уровня и постановка его на плановое боевое дежурство;

обучение руководителей  всех уровней управлению в кризисных  ситуациях, вызванных ЧС природного и техногенного характера.

 

Медицина  катастроф.

Мировой опыт показывает: природные и техногенные катастрофы часто сопровождаются массовыми  потерями среди населения, что требует  специальных сил и средств  здравоохранения, а также служб  других ведомств для ликвидации последствий.

Основными медицинскими последствиями катастроф являются:

-наличие большого числа пострадавших и возникновение нарушений психики у людей, оказавшихся в зоне поражения;

-дезорганизация, а подчас и полное разрушение местной системы управления здравоохранением, включая и потери среди медперсонала;

-резкое ухудшение санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки.

Как следствие  возникает диспропорция между потребностью пострадавших в медицинской помощи и возможностями медицинской  службы. Все это приводит к дополнительным потерям. Так, по данным ВОЗ, из 100 погибших в результате несчастных случаев в мирное время 20 могли быть спасены, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно.

При самых тяжелых  травмах и поражениях, если пострадавшие доставляются случайными (необученными) лицами, в пути погибают 87%; при доставке линейными бригадами скорой помощи, погибают 55%; когда же транспортировку осуществляет специализированная бригада, оснащенная необходимым оборудованием, летальность не превышает 16%.

 

Вышеизложенные  соображении, а также неуклонное возрастание числа природных  и техногенных ЧС с крупными жертвами объективно вызвало к жизни новое  направление в медицине — медицину катастроф.

Согласно профессору В.В. Тарасову, медицина катастроф —  это научно-практическое направление медицины (здравоохранения), сформированное для решения специфических задач охраны здоровья общества и его отдельных групп при природных и техногенных катастрофах и чрезвычайных ситуациях.

Информация о работе Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций