Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:19, реферат

Краткое описание

Работа содержит информацию о Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оценку обстановки в условиях чрезвычайных ситуаций, а также их меры ликвидаций

Оглавление

1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- задачи РСЧС
- структура РСЧС
- уровни РСЧС
- режимы РСЧС
2. Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения
- общий порядок действий
- единая система оповещения о ЧС мирного и военного времени
3. Ликвидация ЧС
- силы и средства для ликвидации последствий ЧС
- войска ГО
- медицина катастроф
4. Правовые и нормативно-технические основы управления в условиях ЧС
5. Подготовка населения в области защиты от ЧС
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2011.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

 

Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

- задачи РСЧС

- структура РСЧС

- уровни РСЧС

- режимы РСЧС

  1. Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения.

- общий порядок действий

     - единая система оповещения о ЧС мирного и военного времени.   

    

  1. Ликвидация ЧС.

- силы и средства для ликвидации  последствий ЧС

- войска ГО

- медицина катастроф

     4. Правовые и нормативно-технические основы управления в условиях ЧС.

 

  1. Подготовка населения в области защиты от ЧС.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

РСЧС —система, предназначенная для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, обеспечения в мирное время защиты населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций (в том числе частных), в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

Главная цель РСЧС — объединение усилий центральных и региональных органов власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

 

В основе функционирования РСЧС лежат  следующие постулаты:

1) риск возникновения ЧС исключить невозможно;

2) следует соблюдать принцип  превентивной (опережающей) безопасности, который предусматривает снижение  вероятности возникновения ЧС;

3) следует отдавать приоритет  профилактической работе;

4) следует осуществлять комплексный  подход при формировании системы, то есть учитывать все виды ЧС, все стадии их развития и разнообразия последствий;

5) следует строить систему на  правовой основе с четким разграничением  прав и обязанностей участников.

 

Основными задачами РСЧС являются:

-разработка проектов законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от ЧС, и их последующая реализация;

-обеспечение постоянной готовности органов управления, а также сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

-сбор и обработка поступающей оперативной информации и выдача рекомендаций в области защиты населения и территорий от ЧС; постоянная подготовка населения к действиям в условиях ЧС; прогнозирование и оценка последствий ЧС; создание финансовых и материальных резервов для ликвидации ЧС;

-осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

-ликвидация последствий ЧС;

-осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

-содействие в реализации прав и обязанностей граждан в области зашиты от ЧС;

-международное сотрудничество по вопросам зашиты населения и территорий от ЧС.

 

Структура РСЧС.

Указанная система объединяет органы государственного управления РФ всех уровней, различные организации и учреждения, в обязанности которых входят функции, связанные с обеспечением безопасности и защиты населения, предупреждением, реагированием и действиями в условиях ЧС.

Единая система  предупреждения и ликвидации последствий ЧС на федеральном уровне объединяет силы постоянной готовности следующих министерств и ведомств:

-Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)- одна из аварийно-спасательных служб России, действует совместно с областными службами спасения, муниципальными службами спасения, противопожарной службой субъектов федерации, ведомственной пожарной охраной, муниципальной пожарной охраной, частной пожарной охраной и другими службами. Осуществляет общее руководство. Государственная противопожарная служба частично находится в составе МЧС;

-Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды)- федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспеченияэкологической безопасности;

-Министерство внутренних дел (МВД)- орган государственной исполнительной власти правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охране правопорядка, борьбе с преступностью. В отдельных странах на органы МВД возложены функции обеспечения национальной безопасности и вопросов иммиграции, охраны мест лишения свободы, разрешительные функции в сфере оборота оружия, наркотических средств, печатей и штампов, другого, а также вопросов цензуры в средствах массовой информации.;

-Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (МСХ)- является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, водных биологических ресурсов и среды их обитания (агропромышленный комплекс и рыболовство);

-Министерство путей сообщения (МПС)- орган государственного управления в Российской империи, СССР и Российской Федерации(до 9 марта 2004 года), обеспечивавший проведение единой политики в сфере водного, сухопутного и железнодорожного транспорта, а также осуществлявший общее руководство в области транспортного сообщения. В СССР и РФ Министерство занималось исключительно железнодорожным транспортом.;

-Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)- федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Ранее эти функции выполняло Министерство здравоохранения Российской Федерации(Минздрав России) и Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

-Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Минтопэнерго);

-Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс)- федеральное министерство, осуществляющее функции  по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезической и картографической деятельности, а также наименования географических объектов.

-Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет)- федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Подчиняется Правительству Российской Федерации;

-Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз)- федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Правительства России (до августа 2010 — Минсельхоза России). Осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.

 

Ее основой, управляющим и организующим центром является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно МЧС России). При этом здесь главным руководящим органом является комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. В качестве рабочих органов территориальных КЧС выступают штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Данная система состоит  из территориальных и функциональных подсистем.

Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ (республиках, краях, областях) для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах соответствующей территории. Вопросы экологической безопасности курирует Минприроды России; наблюдение и контроль за стихийными бедствиями возложены на Росгидромет; контроль обстановки на потенциально опасных объектах — на Госатомнадзор и Госгортех- надзор России; экстренная медицинская помощь  на Минздрав; противопожарная безопасность — на МВД России.

Функциональные  подсистемы РСЧС организуются для проведения аналогичных работ в наиболее опасных с точки зрения возможных ЧС отраслях экономики (теплоэнергетики, химической и т.д.). Задача указанных подсистем состоит в наблюдении и контроле за состоянием ОПС и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

 

Уровни РСЧС.

К таковым относятся федеральный, региональный, территориальный, местный  и объектовый уровни, т.е. они фактически соответствуют ныне принятой классификации  ЧС.

Каждый уровень  РСЧС имеет:

1) координирующие органы;

2) постоянно действующие  органы управления, специально уполномоченные для решения задач по защите населения и территорий от ЧС;

3) органы повседневного  управления;

4) силы и средства, финансовые  и материальные резервы; 

5) системы связи  и оповещения.

 

 

 

Координирующими органами РСЧС являются:

 

-на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти;

-на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ, — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

-на территориальном уровне, включающем территорию субъекта РФ, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ,

-на местном уровне — комиссии по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города (района в городе);

-на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, — объектовые комиссии по ЧС.

Органами  повседневного управления РСЧС являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

 

Режимы функционирования РСЧС.

Они вводятся в  зависимости от обстановки и масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС.

Режим повседневной деятельности устанавливается при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении указанной обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Режим чрезвычайной ситуации устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС. В случае введения этого режима осуществляются следующие мероприятия:

1) организация  защиты населения; 

2) выдвижение  оперативных групп в район  ЧС;

3) определение  границ зоны ЧС;

4) организация работ по ликвидации последствий ЧС;

5) организация  работ по обеспечению устойчивого  функционирования отраслей экономики  и объектов жизнеобеспечения  населения; 

6) непрерывный  контроль за состоянием природной  среды в районе ЧС, обстановкой  на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

Решение о введении соответствующих режимов  в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство РФ, МЧС  или соответствующие комиссии по ЧС.

 

 

 

 

 

 

2.Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения.

 

Общий порядок действий.

Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет  свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения  безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся:

-прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;

-мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;

-планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;

-подготовка сил и средств для реагирования на ЧС;

-создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС;

-обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:

-срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;

-уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;

-перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;

Информация о работе Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций