Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:04, доклад

Краткое описание

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили. 1.1 Структура РСЧС

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 61.83 Кб (Скачать)

   С появлением уже упоминавшегося Закона должно в корне измениться отношение  всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей  предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения  защиты населения и территорий. По-другому  надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях - дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий каждого, то теперь это не так. Требование Закона - это не пожелания, не призыв и не лозунг, а то, что подлежит обязательному исполнению.

   Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения  и территории, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В  свою очередь, организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут  административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством  субъектов Российской Федерации. 

Терроризм во всех его  формах и проявлениях и по своим  масштабам и интенсивности, по своей  бесчеловечности и жестокости превратился  ныне в одну из самых острых и  злободневных проблем глобальной значимости.  Проявление терроризма влекут за собой  массовые человеческие жертвы, разрушаются  духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие  между социальными и национальными  группами. Террористические акты привели  к необходимости создания международной  системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм  стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм  относится к тем видам преступного  насилия, жертвами которого могут стать  невинные люди, каждый, кто не имеет  никакого отношения к конфликту.

Краткая история  терроризма.

Первая волна терроризма покатилась с Великой французской  революции ( сам термин «террор» впервые  появился в 1798 году ) и затухла в  карбонариях в 
1820 –е г.г. Вторая стартовала в последней трети XIX в. и была представлена радикально- националистическим терроризмом в Ирландии, Македонии, Сербии и ряде других стран ( цель – создание национального государства) ; революционно- демократическим терроризмом во Франции, Италии, Испании ( цель – разрушение государства ); революционно-демократическим терроризмом партий «Народная воля» и «Социалистов-революционеров» в России ( цель- подтолкнуть революцию). 
В 1910-е г.г. вторая волна спала. На рубеже 1960-1970 –х г.г. началась новая волна политического терроризма, причем захлестнула она именно те страны, где произошло послевоенное «экономическое чудо» – Италию, Германию, 
Японию – и где развитие социальных структур и институтов не поспевало за экономическими изменениями. « Красные бригады», « Фракция Красной Армии», 
«Японская Красная Армия» и многие другие левоэкстремистские организации серьезно дестабилизировали политическую обстановку в своих странах. Террор этих организаций связан с моделью, выработанной Французской революцией, которая институализировала терроризм как средство идейно-политической борьбы, воспитания и устрашения населения. 
Терроризм исламских фундаменталистов, старт которому дала исламская революция 1979 г., может показаться провалом в еще большие глубины истории, триумфом консерватизма и традиции. Теоретики исламизма ставят задачу преодоления "«глобального модернизма"» национальное государство -–один из главных его элементов и одна из главных ценностей, отсюда – борьба против 
Запада, с одной стороны, и государства в своих собственных странах – с другой. 
В книге М.Тагаева « Наша борьба, или Повстанческая армия Имама», в частности говорится : « Ведение войны с русской империей должно быть продумано до мельчайших подробностей и деталей. Главной целью должна быть тайная война со штабом войск, отдельными комитетами и райвоенкоматами, радиостанциями, железнодорожными станциями, особенно имеющим узловое назначение, где большие скопления подвижных составов, линейных отделений милиции, прокуратур, административно-управленческих зданий, глав колониальной администрации. Элементарный поджог здания прокуратуры также незаметно приблизит нас к желаемой победе».[1] 
Слабость и просчеты государственной власти в России явились факторами, способствующими возникновению и развитию массового террора в Чечне в 1990 г.г. В Чечне начался настоящий разгул беззакония : из республики были вытеснены части федеральной армии, боевики отбирали у солдат оружие, захватывали склады. Начали создаваться «свои» государственные структуры и воинские формирования; население перестало получать социальные пособия и пенсии; школы переоборудовались под военные гарнизоны и училища; в разных городах России появились беженцы из Чечни.

Понятие терроризма, его криминологическая характеристика.

Терроризм - это один из наиболее разрушительных для государства  и общества элементов преступности. Он оказывает негативное воздействие  развитие на другие структурные элементы преступности. Терроризм влияет не только на политические, экономические, социальные, морально-психологические, социокультурные процессы в обществе. 
Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством , ни обществом. Он имеет собственную систему внутреннего управления и противодействия государству в интересах достижения политических, экономических и иных целей. Созданы боевые формирования, специфические силовые структуры, оснащенные современными материально-техническими средствами. Происходит сращивание терроризма с организованной преступностью. Для достижения своих целей, террористы используют финансовую подпитку, поставив на поток такие виды преступной деятельности, как продажа наркотиков, торговля оружием, работорговля и т.д. Террористические организации способны содержать специалистов различных сфер экономической и научной деятельности. 
Например, основной источник финансирования перуанского движения "Сендеро луминосо" и ливанской "Хезболлах" - наркобизнес, а цейлонских "Тигров освобождения Тамил Ислама" - наркотики и сделки "оружие - драгоценные камни".

В русском языке  существуют понятия «террор», «терроризм», «террористический акт» и сравнительно недавно появились выражения  «международный терроризм», 
«государственный терроризм». В толковом словаре В.И. Даля подчеркивается нацеленность терроризма – устрашить смертью, насилием. С.И. Ожегов в своем словаре уточняет : « Террор – физическое насилие, вплоть до физического уничтожения, по отношению к политическим противникам». Некоторые исследователи , такие как В.Замковой и М. Ильчиков считают, что террор используется политическими силами, находящимися во власти, опирающимися на властные структуры и репрессивный аппарат подавления, армию, различные спецслужбы и т. д.., а терроризм относится к оппозиционным силам, выступающим против «истеблишмента» и являющимися объективно стороной более слабой. 
Таким образом можно сделать вывод, что в литературе под террором, терроризмом, террористическим актом понимается устрашение насильственными методами противника, то есть конкретного физического лица (лиц), исполняющего государственные, политические или другие общественные функции., а также отмечается уголовная направленность многих из них.

Закон «О борьбе с  терроризмом», принятый в России 25 июня 1998 года, в ст.3 дает полное определение  терроризма, международного терроризма и террористической деятельности. 
Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении лиц или организаций, а также уничтожение ( повреждение) или угроза уничтожения ( повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность ; нападение на представителя иностранного государства и ли сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

До недавних пор  к деяниям, которые угрожают международной  законности и правопорядку, интересам  всего человечества, политические деятели  и ученые относили главным образом  деяния государства, группы государств. 
Эти деяния с международно-правовой точки являются международными преступлениями , такими как агрессивные войны , колонизация , апартеид. 
Однако политико-правовая ситуация в некоторых государствах привела к появлению диктатур – неограниченной власти группы лиц, использующих мощь государства своекорыстных и античеловеческих целях, что породило возможность совершать международные преступления, то есть покушаться на международную законность и правопорядок, уже не только государству, но и отдельным лицам, группам лиц, прежде всего самому диктатору, а входе военных действий и на оккупированных и анексированных территориях – военнослужащим.

В ст.6 Устава Международного военного трибунала определяются следующие  виды преступлений лица ( группы лиц ): 
1. преступления против мира, а именно : планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; 
2. военные преступления, а именно : нарушения законов и обычая войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории: убийства или истязание военнопленных или лиц, находящихся в море: убийства заложников: ограбление общественной или частной собственности: бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, неоправданное военной необходимостью, и другие преступления ; 
3. преступления против человечности, а именно убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащем юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, и ли нет.

Согласно ст. II Конвенции  о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года, «  под геноцидом понимаются следующие  действия , совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу , как таковую:

1. убийство члена  такой группы;

2. причинение серьезных  телесных повреждений или умственного  расстройства членам такой группы:

3. предумышленное  создание для какой-либо группы  таких жизненных условий, которые  рассчитаны на полное или частичное  физическое уничтожение ее:

4. меры, рассчитанные  на предотвращение деторождения  в среде такой группы;

5. насильственная  передача детей из одной человеческой  группы в другую.»

В настоящее время  некоторые виды внутригосударственного насилия уголовно- правового характера, выйдя за пределы национальных границ, начали угрожать международной законности и правопорядку, межгосударственным отношениям – центральным и важнейшим  среди всех видов международных  связей. Появился еще один вид международного преступления лица ( группы лиц) , международного уголовного преступления.

Объектом международных  преступлений в конечном счете являются международные обязательства в  сфере обеспечения международного мира, безопасности и сотрудничества наций и народов, опирающихся  на принципы мирного сосуществования  и сотрудничества, уважения государственного суверенитета, права наций на самоопределение. Их объединяет и высокая степень  опасности для человека, для земной цивилизации. 
Надо подчеркнуть, что, хотя по терминологии и структуре сумма необходимых признаков элементов международного преступления лица ( группы лиц ) и сходна с элементами уголовного преступления, речь идет о разных понятиях. 
Элементы международного преступления рассматриваются прежде всего и главным образом с точки зрения международного права – правовой системы, в корне отличной от внутригосударственной системы права. [2] Оно должно быть квалифицировано с четырех сторон : субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны. 
Исследование этих сторон показало , что международный терроризм представляет собой совокупность совершенных в условиях мира между государствами следующих деяний : 
1. незаконное и преднамеренное совершение лицом ( группой лиц ) на территории государства насильственного акта в отношении пользующихся защитой, согласно международному праву, иностранных государственных или международных органов или учреждений, или их персонала, средств международного транспорта и связи, других иностранных и международных объектов; 
2. организованное или поощренное иностранным государством на территории данного государства незаконное и преднамеренное совершение лицом ( группой лиц ) насильственного акта в отношении национальных государственных органов или общественных учреждений, национальных политических и общественных деятелей, населения или иных объектов в целях изменения государственного или общественного строя, провокации международных конфликтов и войны. 
Акт внутригосударственного террора является деянием индивида или группы индивидов. 
Террорист в Законе о борьбе с терроризмом 1998 года определяется как «лицо 
, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме».

Акт международного терроризма совершается также индивидом  или группой индивидов, действующими самостоятельно или согласно инструкциям  государства, и объективно направлен  против определенных ценностей, охраняемых уже не только национальным, но и  международным правом. 
Акт внутригосударственного терроризма рассматривается как тяжелое преступление по национальному законодательству страны – места совершения деяния. 
Акт международного терроризма оценивается как преступление не только уголовным правом государства, но и , посягая на международные отношения, международным правом.

Необходимо отметить, что любой террористический акт  включает в себя три элемента: террориста, его жертву (объект нападения), а  также лиц, которые служат объектом воздействия. Одна из главных целей  террористического акта 
-психологическое воздействие на индивидов, не являющихся непосредственно жертвами данного преступного действия. 
Значительная часть актов террора совершается ради извлечения материальных выгод ( например, захват заложников с целью получения выкупа ), хотя они могут прикрываться иными целями.

Субъектами актов  терроризма являются как террористы-одиночки так и члены террористических групп, то есть относительно устойчивых объединений физических лиц, избравших  для достижения своих целей методы насилия и террора. 
Закон о борьбе с терроризмом 1998 года определяет террористическую группу как группу лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности, а террористическую организацию как организацию, созданную в целях осуществления террористической деятельности или признающих возможность использования в своей деятельности терроризма.

Террористические  группы могут быть частью общеуголовных преступных объединений, занимающихся незаконной экономической деятельностью[3]; освободительных и псевдоосвободительных левых и правых движений.

Террористические  группы ( организации) , совершающие  акты терроризма, весьма разнолики : одни из них действуют как исполнительные органы освободительных движений, другие – в связи с конфликтными ситуациями внутригосударственными или международными. Террористические группы способны воздействовать на социально – политическую жизнь  страны, регионы, на международные отношения. Террористические группы весьма различны по своему составу , целям и способам действия. Различны их идейно-политические основы, однако их объединяет «платформа»  насилия и терроризма как способ достижения ближайших и стратегических целей. Вместе с тем террористические группы являются частью организованной преступности. 
А.И. Гуров определяет организованную преступность как « функционирование устойчивых, управляемых сообществ и преступников, занимающихся преступлениями как бизнесом и создающих систему защиты от социального контроля с помощью коррупции».[4] Понятие организованной преступности и терроризма совпадают по нескольким признакам : 
1. наличие объединений лиц для систематического занятия преступной деятельностью; 
2. использование коррупции, попытки оказывать влияние на политику, органы управления и экономику; 
3. сложная системно-структурная совокупность деятелей преступного мира, как устойчивое объединение ряда преступных групп в преступное сообщество для совместной криминальной деятельности; 
4. применение насилия или других средств устрашения для достижения своих целей. 
Применение насилия и угрозы насилия является одним из главных признаков определяющих как терроризм так и организованную преступность. В любом случае использование насилия и других средств устрашения ведет к извлечению криминальной и (реже) некриминальной прибыли организованными преступными группами и сообществами. А для применения силы и угрозы силой необходимы боевики, свои специальные группы и подразделения, существующие на прибыль, полученную от организованной преступности. Так круг замыкается. 
Экономическая преступность опирается на террор, террористы «подпитываются» преступной прибылью. 
Особое внимание следует уделить так называемым группам боевиков-наемников 
, прикрывающимися идеями национально-освободительного движения для получения вознаграждения, за свою преступную деятельность на территории многих государств. Так группы наемников действовали на территории Чеченской 
Республики на стороне Д.Дудаева в период вооруженного противостояния федеральным властям. 
В.В. Алешин пишет: « В августе 1996 года на совещании руководящего состава экстремистских группировок из Судана, Эфиопии, Сомали, Йемена, проведенном в Могадишо (Сомали) иранскими эмиссарами, было решено перебросить в Чечню в течении осени 1996 года от 500 до 700 боевиков из арабских стран, 
Афганистана, Пакистана. В настоящее время в Турции действует Северо- 
Кавказская черкесская община , которая объединяет 44 организации численностью 1,5 миллиона человек. В нее входят адыгейцы, кабардинцы, черкесы, чеченцы. В ходе конфликта в Чечне представители общины неоднократно выезжали в район боевых действий. Кроме того, имеются данные о том, что представители СКЧО занимались вербовкой наемников для чеченских вооруженных формирований».[5] 
Акты терроризма являются преступлениями, то есть запрещены национальным и международным правом. Таким образом, группы, совершающие их, не могут претендовать на название освободительной организации, представляющей нацию 
( народ), борющуюся за свое освобождение.

Информация о работе Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях