Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:04, доклад
Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили. 1.1 Структура РСЧС
С появлением уже упоминавшегося Закона должно в корне измениться отношение всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения защиты населения и территорий. По-другому надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях - дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и пожеланий каждого, то теперь это не так. Требование Закона - это не пожелания, не призыв и не лозунг, а то, что подлежит обязательному исполнению.
Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения и территории, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В свою очередь, организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.
Терроризм во всех его
формах и проявлениях и по своим
масштабам и интенсивности, по своей
бесчеловечности и жестокости превратился
ныне в одну из самых острых и
злободневных проблем глобальной значимости.
Проявление терроризма влекут за собой
массовые человеческие жертвы, разрушаются
духовные, материальные, культурные ценности,
которые невозможно воссоздать веками.
Он порождает ненависть и
Краткая история терроризма.
Первая волна терроризма
покатилась с Великой французской
революции ( сам термин «террор» впервые
появился в 1798 году ) и затухла в
карбонариях в
1820 –е г.г. Вторая стартовала в последней
трети XIX в. и была представлена радикально-
националистическим терроризмом в Ирландии,
Македонии, Сербии и ряде других стран
( цель – создание национального государства)
; революционно- демократическим терроризмом
во Франции, Италии, Испании ( цель – разрушение
государства ); революционно-демократическим
терроризмом партий «Народная воля» и
«Социалистов-революционеров» в России
( цель- подтолкнуть революцию).
В 1910-е г.г. вторая волна спала. На рубеже
1960-1970 –х г.г. началась новая волна политического
терроризма, причем захлестнула она именно
те страны, где произошло послевоенное
«экономическое чудо» – Италию, Германию,
Японию – и где развитие социальных структур
и институтов не поспевало за экономическими
изменениями. « Красные бригады», « Фракция
Красной Армии»,
«Японская Красная Армия» и многие другие
левоэкстремистские организации серьезно
дестабилизировали политическую обстановку
в своих странах. Террор этих организаций
связан с моделью, выработанной Французской
революцией, которая институализировала
терроризм как средство идейно-политической
борьбы, воспитания и устрашения населения.
Терроризм исламских фундаменталистов,
старт которому дала исламская революция
1979 г., может показаться провалом в еще
большие глубины истории, триумфом консерватизма
и традиции. Теоретики исламизма ставят
задачу преодоления "«глобального модернизма"»
национальное государство -–один из главных
его элементов и одна из главных ценностей,
отсюда – борьба против
Запада, с одной стороны, и государства
в своих собственных странах – с другой.
В книге М.Тагаева « Наша борьба, или Повстанческая
армия Имама», в частности говорится :
« Ведение войны с русской империей должно
быть продумано до мельчайших подробностей
и деталей. Главной целью должна быть тайная
война со штабом войск, отдельными комитетами
и райвоенкоматами, радиостанциями, железнодорожными
станциями, особенно имеющим узловое назначение,
где большие скопления подвижных составов,
линейных отделений милиции, прокуратур,
административно-управленческих зданий,
глав колониальной администрации. Элементарный
поджог здания прокуратуры также незаметно
приблизит нас к желаемой победе».[1]
Слабость и просчеты государственной
власти в России явились факторами, способствующими
возникновению и развитию массового террора
в Чечне в 1990 г.г. В Чечне начался настоящий
разгул беззакония : из республики были
вытеснены части федеральной армии, боевики
отбирали у солдат оружие, захватывали
склады. Начали создаваться «свои» государственные
структуры и воинские формирования; население
перестало получать социальные пособия
и пенсии; школы переоборудовались под
военные гарнизоны и училища; в разных
городах России появились беженцы из Чечни.
Понятие терроризма,
его криминологическая
Терроризм - это один
из наиболее разрушительных для государства
и общества элементов преступности.
Он оказывает негативное воздействие
развитие на другие структурные элементы
преступности. Терроризм влияет не
только на политические, экономические,
социальные, морально-психологические,
социокультурные процессы в обществе.
Современный терроризм обладает огромными
финансовыми и экономическими возможностями,
не контролируемыми ни государством ,
ни обществом. Он имеет собственную систему
внутреннего управления и противодействия
государству в интересах достижения политических,
экономических и иных целей. Созданы боевые
формирования, специфические силовые
структуры, оснащенные современными материально-техническими
средствами. Происходит сращивание терроризма
с организованной преступностью. Для достижения
своих целей, террористы используют финансовую
подпитку, поставив на поток такие виды
преступной деятельности, как продажа
наркотиков, торговля оружием, работорговля
и т.д. Террористические организации способны
содержать специалистов различных сфер
экономической и научной деятельности.
Например, основной источник финансирования
перуанского движения "Сендеро луминосо"
и ливанской "Хезболлах" - наркобизнес,
а цейлонских "Тигров освобождения
Тамил Ислама" - наркотики и сделки "оружие
- драгоценные камни".
В русском языке
существуют понятия «террор», «терроризм»,
«террористический акт» и сравнительно
недавно появились выражения
«международный терроризм»,
«государственный терроризм». В толковом
словаре В.И. Даля подчеркивается нацеленность
терроризма – устрашить смертью, насилием.
С.И. Ожегов в своем словаре уточняет :
« Террор – физическое насилие, вплоть
до физического уничтожения, по отношению
к политическим противникам». Некоторые
исследователи , такие как В.Замковой и
М. Ильчиков считают, что террор используется
политическими силами, находящимися во
власти, опирающимися на властные структуры
и репрессивный аппарат подавления, армию,
различные спецслужбы и т. д.., а терроризм
относится к оппозиционным силам, выступающим
против «истеблишмента» и являющимися
объективно стороной более слабой.
Таким образом можно сделать вывод, что
в литературе под террором, терроризмом,
террористическим актом понимается устрашение
насильственными методами противника,
то есть конкретного физического лица
(лиц), исполняющего государственные, политические
или другие общественные функции., а также
отмечается уголовная направленность
многих из них.
Закон «О борьбе с
терроризмом», принятый в России 25 июня
1998 года, в ст.3 дает полное определение
терроризма, международного терроризма
и террористической деятельности.
Терроризм – насилие или угроза его применения
в отношении лиц или организаций, а также
уничтожение ( повреждение) или угроза
уничтожения ( повреждения) имущества
и других материальных объектов, создающие
опасность гибели людей, причинения значительного
имущественного ущерба либо наступления
иных общественно опасных последствий,
осуществляемые в целях нарушения общественной
безопасности, устрашения населения или
оказания воздействия на принятие органами
власти решений, выгодных террористам,
или удовлетворения их неправомерных
имущественных и (или) иных интересов;
посягательство на жизнь государственного
или общественного деятеля, совершенное
в целях прекращения его государственной
или иной политической деятельности либо
из мести за такую деятельность ; нападение
на представителя иностранного государства
и ли сотрудника международной организации,
пользующихся международной защитой,
а равно на служебные помещения либо транспортные
средства лиц, пользующихся международной
защитой, если это деяние совершено в целях
провокации войны или осложнения международных
отношений.
До недавних пор
к деяниям, которые угрожают международной
законности и правопорядку, интересам
всего человечества, политические деятели
и ученые относили главным образом
деяния государства, группы государств.
Эти деяния с международно-правовой точки
являются международными преступлениями
, такими как агрессивные войны , колонизация
, апартеид.
Однако политико-правовая ситуация в некоторых
государствах привела к появлению диктатур
– неограниченной власти группы лиц, использующих
мощь государства своекорыстных и античеловеческих
целях, что породило возможность совершать
международные преступления, то есть покушаться
на международную законность и правопорядок,
уже не только государству, но и отдельным
лицам, группам лиц, прежде всего самому
диктатору, а входе военных действий и
на оккупированных и анексированных территориях
– военнослужащим.
В ст.6 Устава Международного
военного трибунала определяются следующие
виды преступлений лица ( группы лиц ):
1. преступления против мира, а именно :
планирование, подготовка, развязывание
или ведение агрессивной войны или войны
в нарушение международных договоров,
соглашений или заверений или участие
в общем плане или заговоре, направленных
к осуществлению любого из вышеизложенных
действий;
2. военные преступления, а именно : нарушения
законов и обычая войны. К этим нарушениям
относятся убийства, истязания и увод
в рабство или для других целей гражданского
населения оккупированной территории:
убийства или истязание военнопленных
или лиц, находящихся в море: убийства
заложников: ограбление общественной
или частной собственности: бессмысленное
разрушение городов или деревень; разорение,
неоправданное военной необходимостью,
и другие преступления ;
3. преступления против человечности, а
именно убийства, истребление, порабощение,
ссылка и другие жестокости, совершенные
в отношении гражданского населения до
или во время войны или преследования
по политическим, расовым или религиозным
мотивам с целью осуществления или в связи
с любым преступлением, подлежащем юрисдикции
Трибунала, независимо от того, являлись
ли эти действия нарушением внутреннего
права страны, где они были совершены,
и ли нет.
Согласно ст. II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года, « под геноцидом понимаются следующие действия , совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу , как таковую:
1. убийство члена такой группы;
2. причинение серьезных
телесных повреждений или
3. предумышленное
создание для какой-либо
4. меры, рассчитанные
на предотвращение
5. насильственная
передача детей из одной
В настоящее время некоторые виды внутригосударственного насилия уголовно- правового характера, выйдя за пределы национальных границ, начали угрожать международной законности и правопорядку, межгосударственным отношениям – центральным и важнейшим среди всех видов международных связей. Появился еще один вид международного преступления лица ( группы лиц) , международного уголовного преступления.
Объектом международных
преступлений в конечном счете являются
международные обязательства в
сфере обеспечения
Надо подчеркнуть, что, хотя по терминологии
и структуре сумма необходимых признаков
элементов международного преступления
лица ( группы лиц ) и сходна с элементами
уголовного преступления, речь идет о
разных понятиях.
Элементы международного преступления
рассматриваются прежде всего и главным
образом с точки зрения международного
права – правовой системы, в корне отличной
от внутригосударственной системы права.
[2] Оно должно быть квалифицировано с четырех
сторон : субъекта, субъективной стороны,
объекта, объективной стороны.
Исследование этих сторон показало , что
международный терроризм представляет
собой совокупность совершенных в условиях
мира между государствами следующих деяний
:
1. незаконное и преднамеренное совершение
лицом ( группой лиц ) на территории государства
насильственного акта в отношении пользующихся
защитой, согласно международному праву,
иностранных государственных или международных
органов или учреждений, или их персонала,
средств международного транспорта и
связи, других иностранных и международных
объектов;
2. организованное или поощренное иностранным
государством на территории данного государства
незаконное и преднамеренное совершение
лицом ( группой лиц ) насильственного
акта в отношении национальных государственных
органов или общественных учреждений,
национальных политических и общественных
деятелей, населения или иных объектов
в целях изменения государственного или
общественного строя, провокации международных
конфликтов и войны.
Акт внутригосударственного террора является
деянием индивида или группы индивидов.
Террорист в Законе о борьбе с терроризмом
1998 года определяется как «лицо
, участвующее в осуществлении террористической
деятельности в любой форме».
Акт международного
терроризма совершается также индивидом
или группой индивидов, действующими
самостоятельно или согласно инструкциям
государства, и объективно направлен
против определенных ценностей, охраняемых
уже не только национальным, но и
международным правом.
Акт внутригосударственного терроризма
рассматривается как тяжелое преступление
по национальному законодательству страны
– места совершения деяния.
Акт международного терроризма оценивается
как преступление не только уголовным
правом государства, но и , посягая на международные
отношения, международным правом.
Необходимо отметить,
что любой террористический акт
включает в себя три элемента: террориста,
его жертву (объект нападения), а
также лиц, которые служат объектом
воздействия. Одна из главных целей
террористического акта
-психологическое воздействие на индивидов,
не являющихся непосредственно жертвами
данного преступного действия.
Значительная часть актов террора совершается
ради извлечения материальных выгод (
например, захват заложников с целью получения
выкупа ), хотя они могут прикрываться
иными целями.
Субъектами актов
терроризма являются как террористы-одиночки
так и члены террористических
групп, то есть относительно устойчивых
объединений физических лиц, избравших
для достижения своих целей методы
насилия и террора.
Закон о борьбе с терроризмом 1998 года определяет
террористическую группу как группу лиц,
объединившихся в целях осуществления
террористической деятельности, а террористическую
организацию как организацию, созданную
в целях осуществления террористической
деятельности или признающих возможность
использования в своей деятельности терроризма.
Террористические группы могут быть частью общеуголовных преступных объединений, занимающихся незаконной экономической деятельностью[3]; освободительных и псевдоосвободительных левых и правых движений.
Террористические
группы ( организации) , совершающие
акты терроризма, весьма разнолики : одни
из них действуют как
А.И. Гуров определяет организованную
преступность как « функционирование
устойчивых, управляемых сообществ и преступников,
занимающихся преступлениями как бизнесом
и создающих систему защиты от социального
контроля с помощью коррупции».[4] Понятие
организованной преступности и терроризма
совпадают по нескольким признакам :
1. наличие объединений лиц для систематического
занятия преступной деятельностью;
2. использование коррупции, попытки оказывать
влияние на политику, органы управления
и экономику;
3. сложная системно-структурная совокупность
деятелей преступного мира, как устойчивое
объединение ряда преступных групп в преступное
сообщество для совместной криминальной
деятельности;
4. применение насилия или других средств
устрашения для достижения своих целей.
Применение насилия и угрозы насилия является
одним из главных признаков определяющих
как терроризм так и организованную преступность.
В любом случае использование насилия
и других средств устрашения ведет к извлечению
криминальной и (реже) некриминальной
прибыли организованными преступными
группами и сообществами. А для применения
силы и угрозы силой необходимы боевики,
свои специальные группы и подразделения,
существующие на прибыль, полученную от
организованной преступности. Так круг
замыкается.
Экономическая преступность опирается
на террор, террористы «подпитываются»
преступной прибылью.
Особое внимание следует уделить так называемым
группам боевиков-наемников
, прикрывающимися идеями национально-освободительного
движения для получения вознаграждения,
за свою преступную деятельность на территории
многих государств. Так группы наемников
действовали на территории Чеченской
Республики на стороне Д.Дудаева в период
вооруженного противостояния федеральным
властям.
В.В. Алешин пишет: « В августе 1996 года на
совещании руководящего состава экстремистских
группировок из Судана, Эфиопии, Сомали,
Йемена, проведенном в Могадишо (Сомали)
иранскими эмиссарами, было решено перебросить
в Чечню в течении осени 1996 года от 500 до
700 боевиков из арабских стран,
Афганистана, Пакистана. В настоящее время
в Турции действует Северо-
Кавказская черкесская община , которая
объединяет 44 организации численностью
1,5 миллиона человек. В нее входят адыгейцы,
кабардинцы, черкесы, чеченцы. В ходе конфликта
в Чечне представители общины неоднократно
выезжали в район боевых действий. Кроме
того, имеются данные о том, что представители
СКЧО занимались вербовкой наемников
для чеченских вооруженных формирований».[5]
Акты терроризма являются преступлениями,
то есть запрещены национальным и международным
правом. Таким образом, группы, совершающие
их, не могут претендовать на название
освободительной организации, представляющей
нацию
( народ), борющуюся за свое освобождение.
Информация о работе Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях