Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:04, доклад

Краткое описание

Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) призвана решать большой круг задач, охватывающий все сферы деятельности экономики страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили. 1.1 Структура РСЧС

Файлы: 1 файл

БЖД.docx

— 61.83 Кб (Скачать)

Атмосфера страха –  необходимый элемент практически  всех разновидностей терроризма. Во многих существенных определениях деяние расценивается  как акт терроризма, если оно совершается  в политических целях (осложнение международных  отношений, дестабилизация государственного правопорядка, воздействие на внутреннюю и внешнюю политику и т.п.)

Однако реалии сегодняшнего дня требуют существенных корректировок  подобной оценки рассматриваемого вопроса. Например в настоящее время как  террористические должны рассматриваться  любые акты вооруженного захвата  объектов независимо от того – были предъявлены политические требования или преследовались цели уголовного характера. 
Основанием типологии терроризма может быть характер применяемого насилия, его масштабы, объекты, мотивы и др.

Целесообразно выделить три вида терроризма: уголовный, политический и патологический. 
1. Уголовный терроризм представляет действия, совершаемые в целях получения выгоды, неполитические покушения на жизнь, свободу, неприкосновенность личности, собственности и т.п. 
2. Политический терроризм в своей основе имеет политическую мотивацию, т.е. оппозицию существующему строю, конфликты с органами власти и т.п.

Согласно статистики данным этот вид преступлений составляет около 20% от всех видов незаконного  вмешательства в деятельность гражданской  авиации. 
3. Патологический терроризм является следствием умственных расстройств, психических аномалий. 
Терроризм любого вида, какими бы мотивами он не обусловливался, как бы политизирован ни был, следует рассматривать как явление криминальное, подлежащее обстоятельному криминологическому анализу.

Психология личности террориста и идеология.

Для личности террориста характерно негативное мироощущение, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь  к ним относится несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Это противоречие с идеалом трансформируется в субъективное ощущение личной и  социальной неадекватности; в результате для личности террориста характерна позиция « Я хороший, мир плохой». Эта позиция становится средством  моральной самозащиты, позволяющей  оправдать любые деструктивные  действия. Таким образом деятельность террористов принимает характер деструктивной самореализации. При  этом через отрицание зарождается  новая умозрительная концепция  уверенности в своей правоте, которая сводит на минимум возможности  позитивного воздействия на террористическую группу и отдельного террориста. 
На этой почве возникают деструктивные культы как система мировоззрения и мироощущения. Ядро деструктивных культов составляют как правило, искренние фанатики, готовые идти на смерть ради своих убеждений. 
Весьма актуальным представляется психологический анализ личности и поведения террористов-одиночек, которые последнее время поставили много вопросов перед правоохранительными системами разных стран, получили широкое отражение в средствах массовой информации и вызвали большой общественный резонанс. Генезис формирования и динамики поведения личности террориста- одиночки напрямую зависит от таких факторов как воспитание, образования, мироощущение, возможности самореализации в современной жизни, общества, которое окружает данного террориста. 
Механизм террора заложен в человеке очень глубоко, замаскирован пластами словесных обоснований. Чаще всего террористическим действиям дает толчок чувство безвыходности из той ситуации, в которой оказалось некое меньшинство, психологический дискомфорт, который побуждает его оценивать свое положение как драматическое. Это может быть меньшинство национальное, как ,скажем, баски, корсиканцы, бретонцы, ирландцы. Или же меньшинство объединяющееся по каким-то идеологическим убеждениям или религиозным мотивам. Во всех случаях мотивация схожа : наш народ, наша культура, наш язык, наша вера на грани исчезновения, а поскольку нашим доводам никто не внемлет, остается лишь язык насилия. 
Организация террора требует для террориста внутреннего самооправдания. 
Задача - вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любую поставленную задачу. 
Через "возвышенные мотивы" обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости, легко принимает радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего через тоталитарные (т.е .полностью подавляющие волю людей и подчиняющие их только воле "вождя" "учителя"), религиозные или идеологические секты типа 
"Аум Синрике" или "Красных бригад". 
Длительное нахождение членов террористических групп в конспиративной обстановке при интенсивной террористической тренировке, включающей и специальные (ведущие к зомбированию) технологии психологической обработки, приводит к появлению специфической среды, которую, по аналогии с уголовной средой, можно назвать террористической средой с особым типом сознания людей, составляющих эту среду.

Это, - во-первых, примитивное, черно-белое, но религиозно-фанатическое мировосприятие, практически никогда  не анализирующее конечные цели и  результаты террора. Во-вторых - ощущение своего превосходства над "простыми смертными", что отменяет или уменьшает  разборчивость в средствах террора. В- третьих - малая чувствительность в отношении своих и чужих  страданий, при высокой готовности убивать и умирать, и высокой  террористической тренированности. 
В отличие от простых уголовной среды, террористическая среда непременно объявляет себя лидером понимания и защиты неких высших идеалов или интересов и как бы берет на себя обязательство воплотить их в жизнь. Для формулировки и заявления обществу этих идеалов в каждой террористической среде имеется группа "интеллектуалов-теоретиков" - первичный идеологический центр, вокруг которого и организуются боевые террористические формирования.

 
Одновременно оппозиционным группам  населения дают понять, что в обмен  на обязательства, взятые на себя террористической организацией, эти группы тоже должны взять на себя обязательство поддержки  террористов. Возникает своеобразная круговая порука, позволяющая лидерам  террористов требовать от указанных  групп финансирования, снабжения, укрывательства, поставки рекрутов и т.п. Этим в террор прямо или косвенно втягиваются  уже большие группы населения, создающие  его социальную базу и затрудняющие создание в обществе сопротивления  терроризму. 
Такая террористическая среда, состоящая из идеологического центра, боевых формирований и социальной базы - уже достаточно эффективный инструмент в руках тех, кто ее контролирует. Но это еще не та угроза, которую признают одной из главных проблем современности.

Причины терроризма в современной России.

Причины преступности в любом обществе связаны с  социальными, социально- политическими  и государственно-правовыми явлениями  и процессами, имеющими объективный  характер. 
Терроризм и международный терроризм – преступления и преступные явления, виды организованной преступности, поэтому равно действуют в сфере экономики, политической сфере, в сфере социальных отношений в идеологической сфере. 
Значителен субъективный фактор или субъективные причины терроризма, понимаемые как личностные нарушения, упущения объективных процессов в правовой деятельности государства. Все это способно усилить и углубить трудности и противоречия внутри сознания общества, оказать непосредственное криминогенное влияние на сознание людей. 
В концепции национальной безопасности Российской Федерации, действующей согласно Указу Президента РФ с 17 декабря 1997 года, содержится ряд определений, определяющих причины терроризма и международного терроризма в 
России. Нужно подчеркнуть что речь идет о причинах любого вида терроризма и международного терроризма: политического, «освободительного», этнического, религиозного и т.д., так как все они не только создают угрозу личности и правопорядку , но и создают угрозу государственной, национальной и международной безопасности.

Нарастание угрозы терроризма в Концепции связывается  с : 
1.масштабным, зачастую конфликтным переделом собственности; 
2.обострением борьбы за власть исходя из групповых, политико-идеологических и этнонационалистических интересов. Политико-экономическое обстоятельство – передел собственности в России – является объективным и субъективным факторами, создающими общекриминогенный, а при определенных обстоятельствах и террогенный фон. Многочисленные убийства предпринимателей, помошников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, самих депутатов, связаны в большей или меньшей степени с переделом собственности.

В 1996 г. профессор  В.Серебрянников определил фундаментальные  сдвиги в России, которые обуславливают  вероятность нарастания вооруженного насилия 

1. создание новой властью криминального капитала за счет санкционированного разграбления государственной, общественной, коллектино-групповой и индивидуальной собственности; 
2. образование в социальной структуре общества агрессивных, экспанси- онистских , захватнических, грабительских социальных групп и группировок; 
3. формирование механизмов осуществления политики, соответствующей интересам указанных групп и группировок, которые не могут не делать ставку на силу, принуждение, подавление других социальных сил.[6] 
Яркий пример групповых, политико-идеологических и этнонационалистических интересов, с одной стороны, и общефедеральных интересов – сдругой, как причин терроризма на национальном внутрегосударственном региональном уровнях – Северный Кавказ.

В течении большого промежутка времени группы лиц в  Чеченской Республике ведут борьбу за власть в Республике и за выход  из Российской Федерации.. 
Один из главных методов – террористические акты всех видов: криминальные, политические, экологические, военные и т.д. Фактически еженедельно совершаются похищения людей, техники, осложняется обстановка наличием большого количества оружия в частных руках. Особое возмущение вызывает работорговля, ставшая промыслом, дающим финансовую подпитку бандитским формированиям. Наблюдается рост преступлений, связанных с оборотом наркотиков, в девять раз увеличилось количество наркоманов. Известна связь между террористами и наркобизнесом. Из Чечни активная подпитка преступных группировок оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, используемыми при совершении преступлений в других регионах России.

 
Контроль и предупреждение терроризма. 
Для успешного предупреждения и контроля над терроризмом необходимы усилия всех основных компонентов общественно-политической жизни, а также нужно иметь государственно-политическую волю, чтобы добиться успехов в борьбе с терроризмом. Все формы контроля и предупреждения должны быть взаимосвязаны и должны дополнять друг друга. 
На современном этапе существуют такие формы предупреждения как внутригосударственный политический, правовой, институционный и международный политический, правовой и институционный контроль. Остановимся подробнее на внутригосударственном контроле. 
Внутригосударственный политический контроль над терроризмом и международным терроризмом включает в себя: 
А) общеуголовную политику государства; 
Б) антитеррористическую политику. 
Под общеуголовной политикой государства в отношении терроризма следует понимать : самостоятельное направление деятельности государства в сфере законодательства, регулирующей борьбу с преступностью, определения структуры органов уголовной юстиции, порядок и форму их функционирования, степень участия общества в борьбе с преступностью. 
Для контроля и предупреждения терроризма в государстве должна существовать программа противодействия террористическому насилию, которая включает в себя : 
- сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами; 
- активизация просвещения и улучшение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности, включая разработку специальных курсов профессиональной подготовки по борьбе с терроризмом; 
- обеспечение эффектного контроля над оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и другими опасными материалами, которые попадают в руки лиц, могущих использовать их в террористических целях; 
- расширение сотрудничества между различными правоохранительными и судебными органами с уделением должного внимания уважению основных прав человека; 
- разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общества путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие; 
- эффективная защита свидетелей террористических актов, судей и работников уголовного правосудия , участвующих в судебных процессах по делам о террористических актах; 
- разработка руководящих принципов для средств массовой информации в целях недопущения создания сенсаций и оправдания террористического насилия; 
- определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно- правовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия. 
Антитеррористическая политика государства должна строиться на следующих основаниях: 
- совершенствование законодательной и международно-правовой базы по контролю над терроризмом; 
- сочетание секретности при проведении контртеррористических операций и актов с обеспечением гласности в деятельности правоохранительных органов при профилактике терроризма; 
- обеспечение полноценных юридических прав всем участникам процессов , связанных с контролем над терроризмом; 
- осуществление контроля в условиях национальной и международной законности. 
- взаимодействие правоохранительных органов и специальных подразделений по предупреждению и борьбе с терроризмом; 
- разработка и использование общих и специальных методов социальной профилактики террористических актов; 
- использование в предупреждении актов терроризма и международного терроризма достижений правовых, гуманитарных, технических наук.

Правовой контроль призван для того , чтобы государственн-официально, юридически оформить правовую базу для борьбы и предупреждения терроризма, путем принятия специальных нормативных актов. Эти нормативные акты должны включать в себя такие принципы как :

1. законность:

2. приоритет мер  предупреждения терроризма;

3. неотвратимость  наказания за осуществление террористической  деятельности;

4. сочетание гласных  и негласных методов борьбы  с терроризмом;

5. комплексное использование  профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских  мер;

6. приоритет защиты  прав лиц, подвергающихся опасности  в результате террористических  акций;

7. минимальные уступки  террористу;

8. единоначалие в  руководстве привлекаемыми силами  и средствами при проведении  контртеррористических операций;

9. минимальная огласка  технических приемов и тактики  проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

Институционный контроль подразумевает собой создание систем, которые нацелены на борьбу и противодействие терроризму. В Российской Федерации эта системы состоят из двух институтов : институт уголовной юстиции и система обеспечения национальной безопасности. Систему национальной безопасности России определяет Концепция национальной безопасности

Российской Федерации 1997 г.

Основу системы  обеспечения национальной безопасности России составляют органы, силы и средства , осуществляющие меры политического, экономического, военного и иного  характера, направленные на обеспечение  безопасности личности, общества и  государства. Полномочия органов и  сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав и структура  определяются соответствующими законодательными актами

Российской Федерации. Президент Российской Федерации  руководит в пределах своих конституционных  полномочий органами и силами обеспечения  национальной безопасности Российской Федерации. Основным субъектом руководства  борьбой с терроризмом и обеспечения  ее необходимыми силами согласно ст.6 Закона о борьбе с терроризмом 1998 года является правительство Российской Федерации, а субъектами , непосредственно осуществляющими  борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции :

Федеральная служба безопасности РФ; Министерство внутренних дел РФ;

Служба внешней  разведки РФ; Федеральная служба охраны РФ; Министерство обороны РФ; Федеральная  пограничная служба РФ. Основная организационно- аналитическая работа по контролю над  проблемами национальной безопасности России возлагается на Совет Безопасности Российской

Федерации. Также  нужно отметить что, для координации  деятельности субъектов осуществляющих борьбу с терроризмом, согласно п.6ст.6 Закона о борьбе с терроризмом, в  соответствии с решениями Президента Российской

Федерации или решениями  Правительства Российской Федерации  могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях.

Заключение.

Терроризм и международный  терроризм как преступления и  преступные явления, как часть организованной преступности , угрожают стать в XXI веке серьезными препятствиями на пути решения  национальных, региональных и мировых  проблем. Исследование показало , что  контроль над терроризмом

– это научное  и официальное понимание данных деяний, определение сил и обстоятельств, порождающих их, а также принятие политических, правовых и других мер  по предупреждению и пресечению террористической деятельности.

Список литературы.    1.Федеральный закон Российской Федерации  «О борьбе с терроризмом» от 25 июня 1998 г. //Сборник Законодательства Российской Федерации. 
2.В.Л.Васильев.Юридическая психология. С.Пб «Питер» 2001 г. 
3.ВН.Кудрявцев. В.Е.Эминов.Криминология. М.Юрист.2000г. 
4.Е.Г.Ляхов А.В. Попов Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. Монография. М.-Ростов-на-Дону 1999 г. 
5. А.Асеевский, "Кто организует и направляет международный терроризм?", 
М., Издательство политической лит-ры, 1982. 
6. А.С.Грачев, "Политический экстремизм", Мысль, 1986. 
7. В.Суворов, "Аквариум", М., Новое время, 1993. 
8.О.В.Крыштановская. Нелегальные структуры России // Социологические исследования 1995 гМ. 
9.Криминология Юрист. М.1997 г. 
10.Московский журнал международного права. №8 М.1998 г. 
11.Л.А.Моджорян. Терроризм: правда и вымысел.М.1983г. 
12.М.И.Лазарев Международный терроризм.Критерии преступности// Новый мировой порядок и политическая общность. М.1983 г.  
09.03.2011 (19:21) msunews.ru

По сообщению  информационного агентства РИА  Новости, в управление милиции на московском метрополитене и в  УВД по Юго-западному административному  округу от неизвестной женщины поступили  два звонка о возможном террористическом акте в столичном метро. Звонки поступили  в милицию 8 марта около часу дня. По словам звонившей взрыв в столичном  метрополитене собирается осуществить 20-летняя студентка МГУ, проживающая  на улице Кржижановского. Женщина также назвала имя и фамилию предполагаемой террористки. На указанное место выехали сотрудники ОВД. В результате проверки было установлено, что в квартире проживает семья из четырех человек, в том числе и названная в телефонном разговоре девушка. Никаких подозрительных предметов в квартире обнаружено не было. Информация о возможном теракте в столичном метрополитене доведена до всех нарядов милиции, осуществляющих охрану общественного порядка на станциях и объектах московского метрополитена. Все станции столичного метро были осмотрены. Станции «Чистые пруды», «Проспект мира», «Киевская», «Ботанический сад», «Филевский парк», «Планерная», «Щукинская», «Войковская», «Волжская», «Владыкино», «Савеловская», «Новогиреево» и «Царицыно» были обследованы с применением служебно-розыскных собак. Никаких следов взрывчатки в метро не обнаружено.. Правоохранительные органы продолжают проверку поступившей от неизвестной информации о готовящемся теракте в московском метро. Личность звонившей устанавливается.

Информация о работе Российская система предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях