Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 17:25, реферат
Экстремальные стороны существования человечества традиционно принято выно-
сить за рамки повседневной жизни. Однако, как показывает история социума, развитие
цивилизации непременно сопровождается всевозможными событиями негативного ха-
рактера – от повседневных случайностей, до великих трагедий. История такой активно-
сти по сути своей бесконечна, однако, подходы и попытки позитивных сдвигов в этом
вопросе меняются с течением времени. Одно лишь остаётся неизменным – причина, –
человек.
1. Введение
2. Различие психологической устойчивости разных групп людей.
3. «Менеджмент безопасности»
3.1 Экстремальная психология. Экстремальная ситуация и ее виды.
3.2 Эмоциональная напряженность
3.3 Направления борьбы со страхом
4. Приемы преодоления страха и формирование у сотрудников правопорядка бесстрашия
4.1 Понятие психологического стресса, фрустрации, аффекта
4.2 Различные реакции на экстремальную ситуацию
4.3 Эмоционально-волевая устойчивость
4.4 Психологическая безопасность
5. Заключение
6. Литература
Есть четыре группы ситуации, вызывающие страх: 1) когда есть непосредственная угроза жизни – биологический страх; 2) когда есть социальная угроза – социальный страх; 3) невозможно осуществить выбор – моральный страх; 4) страх, объединяющий все виды страха – деинтеграционный страх.
3.3 Механизм возникновения и развития страха в ситуации террора
Механизм возникновения и развития страха в ситуации террора: неизвестность времени, места, конкретных исполнителей – все это усиливает страх. Человек не идентифицирует страх. И он возрастает. Страх вызывает ограничение и изменение поведения.
В качестве аргументов, направленного на использование данных и других приемов преодоления негативных эмоций, отметим очень важные обстоятельства.
Первое обстоятельство. Человек в условиях реальной угрозы жизни опирается на природные защитные механизмы (инстинкты, безусловные рефлексы, ориентировочные реакции, активизация энергетических ресурсов) и приобретенные (навыки, умения, знания, установки). Любопытно, что в эмоциогенных ситуациях задержка в переходе от природных защитных механизмов к приобретенным приводит к повторному усилению инстинктивных реакций,затрудняющих умственные преобразования по выработке тактики и стратегии действий.
Второе обстоятельство. Как показывают экспериментальные исследования около 80% всех негативных переживаний приходится на период, последующий за экстремальной (фрустрирующей, стрессовой) ситуацией.
Третье обстоятельство. По данным, полученным специалистами-психологами МВД России, у 44% личного состава сотрудников ОВД имеют место те или иные нарушения функционального состояния, вплоть до развития нервно-психических и соматических заболеваний; физические и нервные затраты сотрудника милиции в среднем в 2-3 раза выше, чем у других категорий работников.
3.4 Направления борьбы со страхом
Направления борьбы со страхом (по А.И. Папкину):
1) снижение уровня страха у населения (страх – это хорошо натренированная трусость).
2) повышение уровня страха
у возможных террористов. У них
есть тоже родственники: матери,
дети… Лишать родительских
3) Человек не испытывает страх, когда он защищен, или чувствует, что он защищен (милиция в метро, на входе и т.п.). Отбор в милицию должен быть жестким.
4) СМИ в настоящее время
не имеет концепции в
5) Следует расширять конфидентов среди населения, их нужно заинтересовать в передачи информации.
6) Нужна страховка рискованных операций: оперативное судопроизводство.
Принято считать, что страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказами, напряжением воли. Как преодолеть страх сотрудникам? Можно выделить два пути в развитии самообладания:
1) воспитание;
2) овладение специальными
психотехническими приемами
Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие сотрудника. Главными составляющими в этом направлении могут быть:
v Формирование веры в
собственную неуязвимость и
v Развитие профессионализма
и укрепления убежденности в
безошибочности собственных
v Постепенный, в течение
двух-трех лет работы, переход
от состояния тревожности к
состоянию концентрации
v Моделирование опасных ситуаций (например, на психологической полосе препятствий);
v Поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;
v Приобретение сотрудником навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.
Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу «будь что будет». В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом сотрудник эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможны также на основе применения специальных дыхательных упражнений.
4.1 Понятие психологического стресса, фрустрации, аффекта
Спровоцировать стресс могут ранения, операции, ожоги, холод, недостаток кислорода, низкое давление. Психическими факторами могут быть обида, страх, прессинг на работе, радость.
Длительно переживаемые эмоции тревоги, страха, могут свидетельствовать о том, что субъект находится в состоянии психической напряженности или в состоянии стресса.
Психологический стресс – это особое психическое состояние, характерное неспецифическими системными изменениями активности психики в связи с возникшими повышенными требованиями новой ситуации.
Признаки психологического стресса:
а) общее повышение тонуса и активности психической деятельности;
б) повышение чувствительности слуха, зрения, обоняния и др. органов чувств (понижение порогов ощущений, т.е. уменьшение силы слабых воздействий на органы чувств, которые начинают ощущаться). Сотрудники ОВД, неоднократно выполняющие свои служебные обязанности в Чеченской республике, рассказывают, что даже ночью у них настолько обострен слух, что любой шорох они принимают за шаги крадущегося человека или приближение танка.
в) активизация ориентировочной деятельности (восприятия окружающего, происходящего);
г) повышение мобилизованности, начало организации психической деятельности и ее сосредоточения, направляемые вниманием к возникшим требованиям новой ситуации;
д) первичная общая познавательно-эмоциональная оценка возникшего нового требования и эмоциональное возбуждение;
е) изменение самочувствия, вызванного явлениями, сопровождающими возникновение и развитие биологического стресса в организме;
ж) ощущение повысившегося напряжения;
з) зарождение установки на более внимательное изучение ситуации и специфическое реагирование на ее особенности.
Среди других состояний психической напряженности является фрустрация. “Стрессом рухнувшей надежды” назвал Г.Селье фрустрацию. На языке современной молодежи фрустрация - переживание облома.
Фрустрация – состояние человека, выражающееся в переживании неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Фрустрация проявляется как агрессия, озлобленность, которая может быть направлена на других (“агрессивная фрустрация”), либо на себя, обвиняя в неудачах самого себя (“регрессивная фрустрация”). Часто проявляющиеся состояния фрустрации могут закрепить в личности человека некоторые характерные черты: агрессивность, завистливость, озлобленность – у одних; вялость, неверие в себя, “комплекс неполноценности”, безразличие, безынициативность – у других.
Аффект (физиологический аффект, от лат. afectus – душевное волнение, страсть)–сильное, наиболее мощное эмоциональное переживание, протекающее быстро, бурно, сопровождающееся резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.
А теперь остановимся на исследованиях, имеющих непосредственное отношение к деятельности сотрудников ОВД.
Обследования личного состава правоохранительных органов в различных чрезвычайных ситуациях, проведенные И.О. Котеневым, показали, что воздействие экстремальных стресс-факторов не носит фатально-негативного характера и не сопровождается сплошной психической травматизацией.
Примерно 70% сотрудников личного состава органов внутренних дел, действующего в экстремальных условиях, способны сохранять:
оптимальную работоспособность (50%) или
проявлять повышенную боеспособность и работоспособность (20%) и успешно преодолевать негативные факторы и условия несения службы. Очевидно, что только настоящий профессионал способен так себя вести в экстремальной ситуации.
20% сотрудников
в экстремальных ситуациях
· Около 10% сотрудников испытывают различные дезадаптивные психологические реакции, среди них:
· 5% – переутомление – снижение работоспособности, субъективные переживания, слабость, вялость, бессилие, снижение мотивации к деятельности. Крайним выражением психической дезадаптации в экстремальных условиях является суицид.
· у 5% сотрудников отмечается перевозбуждение – состояние эйфории, суетливость, повышенная речевая активность, суетливость, низкая продуктивность деятельности, несмотря на внешний эффект.
4.2 Различные реакции на экстремальную ситуацию
В указанных реакциях сотрудников ОВД очевидна индивидуализированность реакции на экстремальную ситуацию. Цельные, социально-развитые и воспитанные люди, хорошо подготовленные при попадании в экстремальные ситуации проявляют психическую деятельность в виде:
· Отсутствие борьбы мотивов и установки на достойное поведение, отвечающее главным жизненным целям и ценностным ориентациям, представлениям о долге, чести, достоинстве, совести;
· Устремленность и решимость в достижении цели, вера в успех;
· Понимание происходящего, собственных задач и предстоящих действий;
· Готовность к энергичным, решительным, смелым, мужественным, напористым, неотступным действиям;
· Оптимальной психической напряженности;
· Боевитости, увлеченности, азарте;
· Повышенной устойчивости к риску, опасностям, расслабляющим факторам;
· Бдительности, осмотрительности и разумной осторожности;
· Быстроте реакции на изменение обстановки;
· Полном владении собой.
Кроме позитивного влияния экстремальной ситуации на поведение и деятельность человека существуют и негативные изменения в состояниях и активности:
Ø Борьба мотивов при выборе мотивов долга, ответственности, морали и эгоистическими, самосохранения.
Ø Ухудшение способности мыслить нормально и быстро;
Ø Провалы в памяти, забывании советов, рекомендаций, инструкций и т.п.
Ø Ухудшение наблюдательности (в обстановке применения оружия и угрозы жизни некоторые люди воспринимают около 20%, а то и меньше того объема информации, которая воспринимается ими в спокойной обстановке);
Ø Неуверенность, страх, испуг и пр.;
Ø Растерянность, оцепенение, трусость и др.
Исходя из проведенных данных очевидно, что для разрешения проблем готовности сотрудников ОВД к экстремальным ситуациям несения службы необходимо:
1) специальная (в том числе, психологическая) подготовка сотрудников к экстремальным условиям;
2) развитие специальных
личностных свойств, не только
повышающих индивидуальную
4.3 Эмоционально-волевая устойчивость
Напомним, что эмоционально-волевая устойчивость – свойство, благодаря которому эти сотрудники успешно справляются с поставленными задачами. Это профессионально значимое качество зависит от следующих факторов, которые можно одновременно рассматривать как пути (приемы) ее совершенствования эмоционально-волевой устойчивости:
1. Сила мотивов (чем более они внутренние, осознанные и принятые сотрудником, тем выше ЭВУ). Чтобы успешно справляться с трудностями экстремальных ситуаций, сотрудник должен находиться в состоянии полной внутренней собранности, мобилизованности, испытывать чувства страстного желания добиться успеха, готовности преодолеть все на пути к нему.
2. Эмоциональный, волевой и интеллектуальный опыт в подобного рода ситуациях. Поэтому более опытные сотрудники ведут себя более адекватно в экстремальной ситуации. А чтобы молодые сотрудники могли быстрее адаптироваться к экстремальным условиям, с ними проводят специальную (в том числе психологическую) подготовку, учения, показывают видеофильмы, идеомоторную тренировку и т.п. Цель таких занятий – способствовать накоплению разного вида опыта поведения в ситуациях, близких к реальным. Более того, в ходе проведения таких занятий вырабатываются личностные качества, повышающие индивидуальную устойчивость каждого сотрудника.
3. Инструктаж, проводимый
непосредственно перед выходом
на службу – обязательное
4. Пример руководителя – не маловажный фактор, т.к. именно от того, насколько грамотно, спокойно, взвешено ведет себя и действует руководитель, зависит успех любой операции, любой деятельности. При этом обязательно, чтобы руководитель пользовался авторитетом у своих подчиненных.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что важными условиями обеспечения личной психологической безопасности (особенно в ситуации риска) являются:
- знания о психофизиологических процессах, происходящих в организме человека в ситуации опасности;
- усвоение определенной «модели поведения» в ситуации опасности, позволяющей выполнять профессиональную задачу и не пострадать лично;
- владение приемами психологической саморегуляции, применяемыми непосредственно перед ситуацией опасности, в ситуации опасности и сразу после нее.
4.4 Психологическая безопасность
Понимание, что с тобой происходит в ситуации опасности и почему – это лишь предпосылка для правильного действия. Самое главное и нередко самое трудное – это переход от эмоций к действиям. Переход от ощущения беспомощности к эффективным действиям будет значительно быстрее у того, кто обладает профессиональной и общей физической подготовкой, а также специальной подготовкой к действиям в ситуации риска.
Информация о работе Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях