Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 17:25, реферат
Экстремальные стороны существования человечества традиционно принято выно-
сить за рамки повседневной жизни. Однако, как показывает история социума, развитие
цивилизации непременно сопровождается всевозможными событиями негативного ха-
рактера – от повседневных случайностей, до великих трагедий. История такой активно-
сти по сути своей бесконечна, однако, подходы и попытки позитивных сдвигов в этом
вопросе меняются с течением времени. Одно лишь остаётся неизменным – причина, –
человек.
1. Введение
2. Различие психологической устойчивости разных групп людей.
3. «Менеджмент безопасности»
3.1 Экстремальная психология. Экстремальная ситуация и ее виды.
3.2 Эмоциональная напряженность
3.3 Направления борьбы со страхом
4. Приемы преодоления страха и формирование у сотрудников правопорядка бесстрашия
4.1 Понятие психологического стресса, фрустрации, аффекта
4.2 Различные реакции на экстремальную ситуацию
4.3 Эмоционально-волевая устойчивость
4.4 Психологическая безопасность
5. Заключение
6. Литература
Практика деятельности отечественных правоохранительных органов, опыт работы практических психологов ОВД показывает, что сотруднику необходимо самому владеть некоторыми навыками психологической культуры – саморегуляцией.
В ситуации стресса у человека, кроме чувства опасности, есть три врага – неизвестность, неопределенность и беспомощность. Если не знаешь, что происходит вокруг, что будет дальше, как действовать – то психологические, да и не только психологические последствия ситуации могут быть весьма тяжелыми.
Многое в стрессовой ситуации зависит и от сотрудника лично. Для того чтобы ослабить стресс, необходимо:
ü Стараться сосредоточиться на контроле за своими действиями;
ü Делать все как можно более точно;
ü Стремиться контролировать не только себя, но и окружающих, ситуацию в целом;
ü Постараться увидеть себя со стороны;
ü Попытаться представить со стороны всю ситуацию;
ü Не поддаваться эмоциям, думать над своей задачей, задавая себе три вопроса: «Кто я?», «Где я нахожусь?», «Какова моя задача?»
ü Чтобы прийти в себя постараться вслух (если это возможно) описать себе ситуацию, в которой оказались, но не придавать ей эмоциональных оценок;
ü Постараться воспринимать все окружающее сразу целиком.
Специфическое значение имеет формирование у обучаемых установки на выживание, исключающее беспечность, недооценку существующей опасности, умышленное блокирование мыслей об опасности и личную защиту от нее. Для ее формирования рекомендуется использовать «обязательство о выживании», используемое и в зарубежной полиции, анализ опасности в различных учебных ситуациях, разъяснения и убеждения.
Приемы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание. Установка на выживание – это готовность и предрасположенность к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Она включает три элемента:
1) познавательный (например, «Я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей»);
2) эмоционально-оценочный (
3) поведенческий (например, «Я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, предвидя возможное их сопротивление»).
Формирование устойчивой установки на выживание представляет собой одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении работников органов правопорядка. Такая работа – гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформировать и развить у себя установку на выживание способен каждый сотрудник. Предлагаются два приема формирования установки на выживание:
1) заполнение «Обязательства о выживании»
Я. (Ф.И.О.) являюсь (должность)
осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия или иных форм насильственных действий, является реальной возможностью.
Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать того, чтобы стать жертвой в такой ситуации. И поэтому всегда буду:
- в любых обстоятельствах приближаться к подозреваемым, предвидя сопротивление;
- никогда не недооценивать
подозреваемого или
- внимательно оценивать,
надо ли приближаться к
- следить за руками
подозреваемых и
- соблюдать безопасную пространственную дистанцию до подозреваемого, проверяемого или правонарушителя;
- думать о «прикрытии» и постоянно создавать его с помощью других работников;
- оперативно принимать
решение и использовать в
- надевать наручники на подозреваемых;
- обыскивать их не спеша и тщательно;
- надевать бронежилет на время операции;
- ценить важность искусства в стрельбе и подготовленности к рукопашному бою;
- эффективно использовать
огнестрельное оружие в
- предвидеть худшее и быть готовым к нему, разработав на этот случай план действий.
Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу при любой конфронтации с правонарушителями, где будет применено насилие. Я буду следовать этому обязательству в любых ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий.
Число, месяц, год. Подпись[26].
2) проведение воссоздающей визуализации.
Таким образом, можно прийти к выводу, что психологическая устойчивость – важная составляющая психологического состояния человека. И в экстремальной ситуации может сильно повлиять на результат. Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей – один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявления страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обязанным незамедлительно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.
1. Безопасность
жизнедеятельности: Учебник для
ВУЗов, 2-е изд. / Под ред. Л.А.Михайлова.
2. Микрюков В.Ю. Безопасность
жизнедеятельности: Учебник.
3. Безопасность жизнедеятельности:
Учебник / под ред.проф. Э.А. Арустамова.
4. Иванюков М.И., Алексеев
В.С. Основы безопасности жизнедеятельности:
Учебное пособие.
5. Петров С.В., Макашев
В.А. Опасные ситуации техногенного характера
и защита от них: учебное пособие.
Информация о работе Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях