Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:27, контрольная работа
Часто скрытое выбытие промышленного оборудования переходит в явное путем аварий, чрезвычайных ситуаций и катастроф. Количество техногенных катастроф растет, несмотря на значительное снижение производства. Чрезвычайные ситуации входят в регулярную практику нашей жизни, а МинЧС становится одним из важнейших министерств России
ГОУ СПО Ивановский Энергетический Колледж
Заочная работа №1
по дисциплине Безопасность жизнедеятельности
Тема: «Прогноз ЧС техногенного характера на территории России в ближайшие 10 – 15 лет»
Выполнила:
Студентка группы 26
Антошкина Людмила
Проверил:
Часто скрытое выбытие промышленного оборудования переходит в явное путем аварий, чрезвычайных ситуаций и катастроф. Количество техногенных катастроф растет, несмотря на значительное снижение производства. Чрезвычайные ситуации входят в регулярную практику нашей жизни, а МинЧС становится одним из важнейших министерств России.
Большой общественный резонанс получили аварии на шахтах и авиационные катастрофы с человеческими жертвами. Они ужасны, но еще разрушительнее для всей нашей жизни катастрофы инфраструктурные, грозящие целым населенным пунктам и даже большим городам. Речь идет о выбытии системообразующего крупного оборудования - авариях на ТЭЦ, ГЭС, АЭС, крупных химических и ядерных реакторах, важнейших коммуникациях (нефте – газопроводах, транспортных магистралях) и др.
Крупное оборудование и особо опасные процессы находятся под особым контролем - специалисты хорошо понимают, чем грозят их аварии. Но время не щадит никаких машин - их надо либо заменять, либо останавливать, либо готовиться к аварии, которая со временем обязательно произойдет, если не вкладывать средств.
Например:
Минпромторг попытался внести в бюджет 2012 г. расходы на ликвидацию четырех предприятий, производства которых грозят обернуться техногенными катастрофами и гибелью тысяч людей. Эти огромные военно-химические производства в Волгограде, Красноярске, Свердловской и Тульской областях с каждым днем представляют все большую экологическую угрозу, но денег на их ликвидацию у государства не находится.
На то, чтобы обезвредить хотя бы одну из таких "экологических бомб" - волгоградский ОАО "Химпром", - придется потратить около 11,15 млрд рублей. Примерно в такую же сумму обошлось бы строительство футбольного стадиона мирового уровня.
На этом предприятии изготавливалось химическое оружие. Однако производство, основу которого составлял хлор, было построено без очистных сооружений. Ядовитые отходы сбрасывали в бассейн "Белое море". Предприятие было закрыто в 1987 г., но до сих пор 1,5 млн куб. м ядовитых отходов хранятся всего в 200 м от берега Волги. Однажды они уже попали в реку из-за обрушения дамбы. Чтобы это не повторилось вновь, чиновники предлагают ликвидировать "Белое море" за счет федерального бюджета.
А в Тульской области, в 170 км от Москвы, расположена настоящая бомба замедленного действия - ФКП "Алексинский химический комбинат" (АХК). На предприятии находится более 200 тыс. т отходов производства взрывчатки. Их необходимо хранить под слоем воды, поскольку, подсохнув, они способны сдетонировать или самовоспламениться. Но вода из прудков-отстойников для хранения отходов стала уходить, некоторые из них высохли. Взрыв может прогреметь в любой момент, и если это произойдет, зона поражения растянется на 5 - 6 км от АХК.
Схожая картина и на красноярском химкомбинате "Енисей". Если сдетонируют отходы этого производства, то взрыв повлечет за собой цепную реакцию - на воздух взлетят соседние биохимический завод, производство синтетических каучуков и целлюлозно-бумажный комбинат. В Минпромторге подсчитали, что в этом случае погибнут до 12 тысяч человек. На ликвидацию взрывоопасных отходов потребуется 2,1 млрд рублей.
В Савеловской области угрозу представляет гексогеновое производство на Красноуральском химическом заводе. За 50 лет в его грунте, стенах и под фундаментами скопился критический объем взрывоопасных веществ. Если они сдетонируют, ущерб составит 50 - 70 млрд руб., а ликвидация опасности потребует лишь 704 миллионов.
Несмотря на огромную опасность, которую представляют эти предприятия, ранее они никогда не оказывались в центре внимания чиновников, журналистов и экологов, поскольку информация о них не попадала в открытые источники.
Аварии на транспорте
Этот год в России оказался чрезвычайно урожайным на транспортные аварии. Затонул теплоход «Булгария», серию из 11 авиакатастроф завершило крушение ЯК-42 с командой ХК «Локомотив». Однако все эти жертвы ничего кардинально не изменили в ситуации, сложившейся в транспортной сфере, и эксперты признают, что подобные ЧС будут иметь место и в дальнейшем.
Причины катастроф: cтарый транспорт, неблагоприятные климатические условия, технические проблемы, человеческий фактор, резонансные колебания, несовершенство нормативно-правовой базы.
Прогнозы: Член-корреспондент РАН, председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ Николай Махутов отмечает, что некоторые катастрофы повторяются из года в год. «К примеру, на железнодорожном транспорте - сходы составов с рельсов в зимнее время. Эта традиция, к сожалению, может быть сохранена. Основная причина – наши климатические зимние сибирские условия. Неприспособленность многих элементов железнодорожного транспорта к зимним условиям создает всплески сходов составов с рельсов, особенно на Урале и в Сибири», - считает эксперт.
Летать на самолетах также безопасней не станет. «Из-за того, что малые компании оказываются не в состоянии, особенно в условиях кризиса, обеспечить слежение за состоянием авиационных парков и из-за падения квалификации летного состава ситуация с чрезвычайными ситуациями на авиатранспорте будет усугубляться. Катастрофы будут продолжаться, и есть признаки того, что не принимаемые кардинальные решения и ухудшение психологического состояния летного состава усилит так называемый «человеческий фактор», - рассказал Н.Махутов.
Аварии на гидротехнических сооружениях
Причины катастроф: превышение нормативных сроков эксплуатации оборудования, не готовность плотин к крупным природным катаклизмам, не соответствие гидротехнических объектов нормам безопасности.
Прогнозы катастроф: «В первую очередь надо опасаться самых крупных возможных катастроф - для России это прорывы плотин на Волге и на сибирских реках, что может привести к миллионам жертв», - предупреждает эксперт по глобальным катастрофам Алексей Турчин.
Разлив нефтепродуктов
Причины катастроф: старение трубопроводов, экстремальные климатические условия, работа в новых для российских компаний условиях.
Прогноз: член-корреспондент РАН, председатель Межгосударственного научного совета по чрезвычайным ситуациям стран СНГ Николай Махутов считает, что опасность могут представлять нефте-, газо-, химические производства. «В силу повышенного износа и старения оборудования чрезвычайные ситуации здесь будут сохраняться на нынешнем высоком уровне», - заметил он.
Аварии в сфере ЖКХ
Причины: ветхий жилищный фонд, износ оборудования, экстремальные климатические условия, недостаток финансирования, неэффективность действий управляющих компаний.
Прогнозы: Осенне-зимний период ежегодно становится проверкой на прочность для коммунальных служб. «Я знаю, что подготовка к зиме, эти акты о выполненных работах в связи с подготовкой, порой подписываются без проведения всяких работ. Достаточно подписать бумагу, что выполнены работы, и все», - заметил В.Гуменюк.
Аварии на ядерных объектах
Причины катастроф: старение ядерных объектов, низкая квалификация персонала.
Прогнозы: «Вполне можно ожидать аварий на ядерном объекте. Это связано в первую очередь с тем, что ядерные объекты стареют, а также есть вопросы качества обучения как минимум части персонала», - считает руководитель программ «Гринпис» Иван Блоков.
Вторит ему и эксперт по глобальным катастрофам Алексей Турчин. Однако он считает, что последствия таких аварий будут не такими губительными, как при прорывах плотин или выделения метана из Арктики, ведущего к потеплению климата.
По оценкам Гринписа, в России ежегодно на АЭС случается не менее десяти инцидентов, когда срабатывает аварийная защита и глушится реактор.
Электроэнергетика
Причины: износ оборудования, отсутствие резервного генерирующего оборудования, плохое состояние электросетей.
Прогноз: Аналитик ФГ БКС Екатерина Трипотень говорит, что уровень износа по электросетям и по теплосетям довольно высокий - порядка 50-70%, поэтому технологические происшествия из-за плохого состояния оборудования вполне вероятны. «Электростанции сейчас активно обновляют и модернизируют, хотя тоже есть в эксплуатации турбины довольно старые – начала-середины XX века. Риски техногенных происшествий сохраняются», - отметила эксперт.
Обрушение шахт
Причины: выброс метана, обрушение
кровли, нарушение технологий угледобычи,
неисправность
Прогноз: Председатель Независимого профсоюза горняков России Александр Сергеев утверждает, что после аварии на «Распадской» безопасность в шахтах осталась на прежнем уровне, хотя Ростехнадзор усиленно ее проверяет и начал применять штрафные санкции к должностным лицам.
Эксперты уверяют, что
ситуация на российских шахтах изменилась
к лучшему за последний год. «Тенденции,
предпосылки к тому, что могут
произойти техногенные
Председатель Росуглепрофа отметил, что в последнее время был принят ряд мер, которые могут обезопасить шахтеров, в том числе закон о дегазации, который призван снизить содержание метана в атмосфере, что «ведет к повышению безопасности труда и малой вероятности возможных взрывов, катаклизмов».
Выводы
Техногенные катастрофы за последние несколько лет стали делом обычным, с каждым годом техническое наследие Советского Союза стареет и угрожает России новыми катастрофами. Крупнейшие техногенные катастрофы последних лет, такие как аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и шахте «Распадская», гибель старого теплохода «Булгария» и падение самолетов-ветеранов, заставляют готовиться к худшему.
Список источников информации
Информация о работе Прогноз ЧС техногенного характера на территории России в ближайшие 10 – 15 лет