Характеристика Техногенных ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:32, реферат

Краткое описание

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Понятие, источники и причины техногенных чрезвычайных ситуаций……4
1.1. Понятия и определения…………………………………………………...….4
1.2. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении. …………….….5
1.3. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций……………………...….9
2. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций…………………….10
2.1. Транспортные аварии и катастрофы……………………………………....10
2.2. Дорожно-транспортные происшествия……………………………………10
2.3. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте…………………11
2.4. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте………………….….…..12
2.5. Аварии и катастрофы на водном транспорте……………………….……..13
2.6. Аварии на трубопроводном транспорте……………………………..…….13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Рефер по ЗЧС.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Понятие,  источники и причины техногенных чрезвычайных ситуаций……4

1.1. Понятия и определения…………………………………………………...….4

1.2. Причины  техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении. …………………………………………………………….….5

1.3. Источники  техногенных чрезвычайных ситуаций……………………...….9

2. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций…………………….10

2.1. Транспортные  аварии  и катастрофы……………………………………....10

2.2. Дорожно-транспортные происшествия……………………………………10

2.3. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте…………………11

2.4. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте………………….….…..12

2.5. Аварии и катастрофы на водном транспорте……………………….……..13

2.6. Аварии на трубопроводном транспорте……………………………..…….13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список  литературы………………………………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Известно, что любая деятельность потенциально опасна, а сами опасности носят  перманентный характер.

     Потенциальная опасность - это опасность скрытая, неопределенная во времени и пространстве. Реализуется потенциальная опасность через причины и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие классифицируется как чрезвычайная ситуация.

     Чрезвычайные  ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие, источники  и причины техногенных чрезвычайных ситуаций

1.1. Понятия и определения

 

     Чрезвычайная  ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного  бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

     Экстремальное событие - это отклонение от нормы  процессов или явлений.

Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

     Катастрофа  – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами.

     Промышленная  авария – авария на промышленном объекте, в технической системе или  на промышленной установке. Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде. Последствия промышленных аварий и катастроф чаще всего ограничиваются территорией промышленного объекта. Техногенные ЧС в порядке убывания по количеству в РБ распределяются так: аварии на промышленных объектах, дорожно-транспортные происшествия, аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения, химические аварии и т.д.

     Производственная  или транспортная катастрофа - это  крупная авария, повлекшая за собой  человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

     Техногенная опасность – это состояние, внутренне присуще технической системе, промышленному или транспортному объекту, обладающих энергией. Высвобождение этой энергии в виде поражающего фактора может нанести ущерб человеку и окружающей среде.

     Поражающий  фактор источника техногенной ЧС – это составляющая опасного происшествия, характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

     Поражающее  воздействие источника техногенной ЧС – это негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника техногенной ЧС на жизнь и здоровье людей, на сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду.  Различают промышленные аварии и катастрофы, пожары и взрывы на хозяйственных объектах, транспортные происшествия, гидродинамические происшествия.

1.2. Причины техногенных  чрезвычайных ситуаций, негативные факторы  при их возникновении

 

     Чрезвычайные  ситуации возникают при стихийных явлениях и при техногенных авариях. В наибольшей степени аварийность свойственна угольной, горнорудной, химической, нефтегазовой и металлургической отраслям промышленности, геологоразведке, объектам котлонадзора, газового и подъемно-транспортного хозяйства, а также транспорту.

     Возникновение чрезвычайных ситуаций в промышленных условиях и в быту часто связано  с разгерметизацией систем повышенного  давления (баллонов и емкостей для  хранения или перевозки сжатых, сжиженных  и растворенных газов, газо- и водопроводов, систем теплоснабжения и т. п.). 

     Причинами разрушения или разгерметизации  систем повышенного давления могут  быть: внешние механические воздействия; старение систем (снижение механической прочности); нарушение технологического режима; ошибки обслуживающего персонала; конструкторские ошибки; изменение состояния герметизируемой среды; неисправности в контрольно-измерительных, регулирующих и предохранительных устройствах и т. п.

Разрушение  или разгерметизация систем повышенного  давления в зависимости от физико-химических свойств рабочей среды может привести к появлению одного или комплекса поражающих факторов:

– ударная  волна (последствия – травматизм, разрушение оборудования и несущих  конструкций и т. д.);

– возгорание зданий, материалов и т. п. (последствия –термические ожоги, потеря прочности конструкций и т. д.);

– химическое загрязнение окружающей среды (последствия  – удушье, отравление, химические ожоги  и т. д.);

– загрязнение  окружающей среды радиоактивными веществами.

     Чрезвычайные  ситуации возникают также в результате нерегламентированного хранения и транспортирования взрывчатых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, химических и радиоактивных веществ, переохлажденных и нагретых жидкостей и т. п. Следствием нарушения регламента операций являются взрывы, пожары, проливы химически активных жидкостей, выбросы газовых смесей.

     При взрывах поражающий эффект возникает  в результате воздействия элементов (осколков) разрушенной конструкции, повышения давления в замкнутых  объемах, направленного действия газовой или жидкостной струйки, действия ударной волны, а при взрывах большой мощности (например, ядерный взрыв) вследствие светового излучения и электромагнитного импульса.

     Наибольшую  опасность представляют аварии, на объектах ядерной энергетики и химического производства. Так, авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС в первые дни после аварии привела к повышению уровней радиации над естественным фоном до 1000-1500 раз в зоне около станции и до 10-20 раз в радиусе 200-250 км. При авариях все продукты ядерного деления высвобождаются в виде аэрозолей (за исключением редких газов и йода) и распространяются в атмосфере в зависимости от силы и направления ветра. Размеры облака в поперечнике могут изменяться от 30 до 300 м, а размеры зон загрязнения в безветренную погоду могут иметь радиус до 180 км при мощности реактора 100 МВт.

     Одной из распространенных причин пожаров  и взрывов особенно на объектах нефтегазового  и химического производства и  при эксплуатации средств транспорта являются разряды статического электричества. Статическое электричество – совокупность явлений, связанных с образованием и сохранением свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых веществ. Причиной возникновения статического электричества являются процессы электризации.

     Естественное  статическое электричество образуется на поверхности облаков в результате сложных атмосферных процессов. Заряды атмосферного (естественного) статического электричества образуют потенциал  относительно Земли в несколько миллионов вольт, приводящий к поражениям молнией.

     В промышленности процессы электризации возникают при дроблении, измельчении, обработке давлением и резанием, разбрызгивании (распылении), просеивании  и фильтрации материалов-диэлектриков и полупроводников, т. е. во всех процессах, сопровождающихся трением (перекачка, транспортирование, слив жидкостей-диэлектриков и т. д.). Величина потенциалов зарядов искусственного статического электричества значительно меньше атмосферного.

     Искровые  разряды искусственного статического электричества – частые причины пожаров, а искровые разряды атмосферного статического электричества (молнии) – частые причины более крупных чрезвычайных ситуаций. Они могут стать причиной как пожаров, так и механических повреждений оборудования, нарушений на линиях связи и энергоснабжения отдельных районов.

     Большую опасность разряды статического электричества и искрение в электрических  цепях создают в условиях повышенного  содержания горючих газов (например, метана в шахтах, природного газа в жилых помещениях) или горючих паров и пылей в помещениях.

     В чрезвычайных ситуациях проявление первичных негативных факторов (землетрясение, взрыв, обрушение конструкций, столкновение транспортных средств и т. п.) может  вызвать цепь вторичных негативных воздействий (эффект «домино») – пожар, загазованность или затопление помещений, разрушение систем повышенного давления, химическое, радиоактивное и бактериальное воздействие и т. п. Последствия (число травм и жертв, материальный ущерб) от действия вторичных факторов часто превышают потери от первичного воздействия. Характерным примером этому является авария на Чернобыльской АЭС.

     Основными причинами крупных техногенных  аварий являются:

  • отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации; многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной риска 10 и более;
  • ошибочные действия операторов технических систем, статистические данные показывают, что более 60% аварий произошло в результате ошибок обслуживающего персонала;
  • концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния;
  • высокий энергетический уровень технических систем;
  • внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

   Чрезвычайные  ситуации, в том числе аварии на промышленных объектах, в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

    – первая – накопление отклонений от нормального  состояния или               процесса;

   – вторая – инициирование чрезвычайного  события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия), причем под чрезвычайным событием можно понимать событие  техногенного, антропогенного или природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости: этот период можно назвать «аварийной ситуацией» – авария еще не произошла, но ее предпосылки налицо. В этот период, в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы; 

Информация о работе Характеристика Техногенных ЧС