Характеристика Техногенных ЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:32, реферат

Краткое описание

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Понятие, источники и причины техногенных чрезвычайных ситуаций……4
1.1. Понятия и определения…………………………………………………...….4
1.2. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении. …………….….5
1.3. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций……………………...….9
2. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций…………………….10
2.1. Транспортные аварии и катастрофы……………………………………....10
2.2. Дорожно-транспортные происшествия……………………………………10
2.3. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте…………………11
2.4. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте………………….….…..12
2.5. Аварии и катастрофы на водном транспорте……………………….……..13
2.6. Аварии на трубопроводном транспорте……………………………..…….13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

Рефер по ЗЧС.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

   – третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер; при этом масштабы последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия;

   – четвертая – выход аварии за пределы  территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

   – пятая – ликвидация последствий  аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах.

1.3. Источники техногенных  чрезвычайных ситуаций

 

   Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широкораспространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация .

   К источникам техногенных ЧС относятся:

  • транспортные аварии и катастрофы (железнодорожные, авиационные.  автомобильные, на газо - и нефтепроводах, продуктопроводах, линиях электропередач, на водном  транспорте, в метро);
  • пожары и взрывы на объектах;
  • аварии и катастрофы на объектах с выбросом вредных веществ (радиоактивных веществ,  сильно действующих ядовитых веществ  и др.);
  • аварии и катастрофы на коммунальных системах жизнеобеспечения (канализация, водоснабжение, электроснабжение и др.);
  • аварии и катастрофы на  очистных  сооружениях;
  • гидродинамические аварии и катастрофы (прорыв плотин, дамб);
  • обрушение зданий и сооружений;
  • аварии на электросистемах.

2.Классификация  техногенных чрезвычайных ситуаций

2.1. Транспортные аварии  и катастрофы

 

     Учитывая, что различные ЧС техногенного характера  имеют свою специфику, рассмотрим  наиболее распространенные аварии и  катастрофы.

            Транспорт является связующим звеном современного народного хозяйства. Транспортными средствами перевозится и все то, что может гореть, взрываться и загрязнять природную среду. Происшествия на транспорте происходят в форме аварий и катастроф.

     Транспортная  авария – это авария транспортного  средства, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых  телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

     Транспортная  катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими  жертвами.

     Транспортные  аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и (или) по поражающим факторам опасных грузов:

  • Дорожно-транспортные происшествия;
  • Аварии и катастрофа на железном транспорте ;
  • Аварии и катастрофа на воздушном транспорте;
  • Аварии и катастрофа на водном транспорте;
  • Аварии  на трубопроводном транспорте.

   Известно, что более 50% аварий и катастроф  в народном хозяйстве приходится на транспорт. Степень риска гибели при передвижении на различных видах  транспорта разная. Наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров –  городской автобус, а наиболее опасный – легковой автомобиль и мотоцикл.

2.2. Дорожно-транспортные происшествия

 

     Дорожно-транспортное происшествие – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

     В РБ ежегодно происходит от 7000 до 8000 ДТП, при этом ежегодно погибают 1,5–2 тыс. человек, травмы и ранения получают несколько тысяч человек, многие становятся инвалидами. Наибольшее число ДТП происходит в июле – октябре. Наиболее распространенными видами ДТП являются: наезды на пешеходов, столкновение транспортных средств и их опрокидывание.

Основными причинами ДТП являются: низкий профессиональный уровень отдельных водителей; невоспитанность, беспечность и самонадеянность как водителей, так и пешеходов; управление автомобилем в нетрезвом состоянии; неисправности машины; плохие дороги; воздействие на психическое и физиологическое состояние водителя и пешеходов естественных и антропогенных экологических факторов, неблагоприятные метеорологические условия и др.

2.3. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте

 

     Общая протяженность железнодорожных  путей в РБ составляет более 5,6 тыс. км. Система железных дорог содержит 17 железнодорожных узлов, которые также представляют опасность. Опасные происшествия на железнодорожном транспорте происходят в виде крушения поездов, железнодорожных аварий и катастроф.

     Крушение поезда – это столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с железнодорожного пути, в результате которых погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны.

     Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений.

     Железнодорожная катастрофа – железнодорожная авария, как правило, с человеческими жертвами.

     Основными причинами аварий и крушений поездов  на железнодорожном транспорте являются: неисправность пути, подвижного состава  и технических средств управления; ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов; нарушение правил переезда железнодорожных путей автомобильным транспортом и др.

     Более 40% железнодорожных аварий происходит по вине путейских рабочих. 

     Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы на подвижном составе, столкновение поездов между собой.

     В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных  аварий и катастроф: первая  категория  – пострадало 1–5 человек; вторая категория  – пострадало  6–11 человек; третья категория –пострадало 16–30 человек; четвертая категория – пострадало 31–50 человек; пятая  категория – пострадало более 50 человек.

2.4. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте

 

     В РБ имеется 7 аэропортов со статусом международных.

     В гражданской авиации случаи полного  или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в  воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия делят на  катастрофы, аварии и поломки.

     Авиакатастрофа  – опасное происшествие на воздушном  судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или  пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.

     Основные  причины, которые приводят к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы: ошибки человека – 50 – 60%, отказ техники – 15–30%, воздействие внешней среды –  10–20%, прочие – 5–10%. Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются: взлет –30%, крейсерский полет – 18%, заход на посадку – 16%, посадка – 36%.

     Возможны  следующие типы аварийных ситуаций в полете: декомпрессия (разреженный воздух в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке самолета.

2.5. Аварии и катастрофы на водном транспорте

 

     РБ  располагает речным транспортом. Общая  протяженность речных судоходных путей по территории РБ составляет 2,6 тыс. км. Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

  • кораблекрушение – гибель судна или его полное разрушение;
  • авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов);
  • аварийное происшествие.

   Одной из основных причин  аварий на речном транспорте  является человек. К  наиболее тяжелым последствиям при  авариях и катастрофах можно  отнести  пожары, взрывы,  разлив  нефтепродуктов и ядовитых веществ.

2.6. Аварии на трубопроводном транспорте

 

     Общая протяженность магистральных нефтепроводов  и продуктопроводов на территории РБ составляет почти 6 тыс. км., газопроводов – 5 тыс.км. Наиболее  крупными из них  являются нефтепровод “Дружба” и Самотлор – Новополоцк, газопровод  Торжок – Минск – Иванцевичи.

     Авария  на трубопроводе – это авария на трассе трубопровода, связанная с  выбросом или выливом под давлением  опасных химических или пожаровзрывоопасных  веществ, приводящая к возникновению  техногенной ЧС. В зависимости от вида транспортируемого продукта аварии на магистральных трубопроводах могут представлять ту или иную опасность – от возможной  гибели людей  до нанесения вреда экономике и  природной среде.

Заключение

     Каждая  чрезвычайная ситуация характеризуется своеобразием последствий, причиняемых здоровью людей и народному хозяйству.

     В настоящее время на территории Республики Беларусь ежегодно происходит примерно 1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций. В них страдает более 10 тыс. человек, из которых более 1 тыс. погибает. И это без учета самых массовых происшествий - дорожно-транспортных, уносящих ежегодно 30 и более тыс. жизней белорусов.

     Анализ  совокупности негативных факторов, действующих  в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрации и т. п.). Однако в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), возникающие в среде обитания в результате химических или энергетических процессов взаимодействия первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

     Уровни  и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и  в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и  природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т. п. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. П.Г. Белов, А.Ф.  Козьяков, С.В. Белов и др. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2. Под ред. С.В. Белова. – М.: ВАСОТ. 1993. 

2.         Н.Г. Занько. Г.А.  Корсаков, К. Р.  Малаян и др. Безопасность жизнедеятельности. Под ред. О.Н. Русака. – С.-П.: Изд-во Петербургской лесотехнической академии, 1996. 

3.         Белов С.В. Проблемы  безопасности при  чрезвычайных ситуациях.  – М.: ВАСОТ. 1993. 

4.         Долин П.А. Ликвидация  чрезвычайной ситуации. М., Энергоиздат, 1992 

5.         Леонтьева И.Н., Гетия  А.Л. Безопасность  жизнедеятельности.  М.: 1998 

Информация о работе Характеристика Техногенных ЧС