Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 17:32, реферат
Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например пожары), тяжести последствий. Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Понятие, источники и причины техногенных чрезвычайных ситуаций……4
1.1. Понятия и определения…………………………………………………...….4
1.2. Причины техногенных чрезвычайных ситуаций, негативные факторы при их возникновении. …………….….5
1.3. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций……………………...….9
2. Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций…………………….10
2.1. Транспортные аварии и катастрофы……………………………………....10
2.2. Дорожно-транспортные происшествия……………………………………10
2.3. Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте…………………11
2.4. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте………………….….…..12
2.5. Аварии и катастрофы на водном транспорте……………………….……..13
2.6. Аварии на трубопроводном транспорте……………………………..…….13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
– третья – процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер; при этом масштабы последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия;
– четвертая – выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;
– пятая – ликвидация последствий аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах.
Под источником чрезвычайной ситуации понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широкораспространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация .
К источникам техногенных ЧС относятся:
Учитывая, что различные ЧС техногенного характера имеют свою специфику, рассмотрим наиболее распространенные аварии и катастрофы.
Транспорт является связующим звеном современного народного хозяйства. Транспортными средствами перевозится и все то, что может гореть, взрываться и загрязнять природную среду. Происшествия на транспорте происходят в форме аварий и катастроф.
Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.
Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами.
Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и (или) по поражающим факторам опасных грузов:
Известно, что более 50% аварий и катастроф в народном хозяйстве приходится на транспорт. Степень риска гибели при передвижении на различных видах транспорта разная. Наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров – городской автобус, а наиболее опасный – легковой автомобиль и мотоцикл.
Дорожно-транспортное происшествие – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.
В РБ ежегодно происходит от 7000 до 8000 ДТП, при этом ежегодно погибают 1,5–2 тыс. человек, травмы и ранения получают несколько тысяч человек, многие становятся инвалидами. Наибольшее число ДТП происходит в июле – октябре. Наиболее распространенными видами ДТП являются: наезды на пешеходов, столкновение транспортных средств и их опрокидывание.
Основными причинами ДТП являются: низкий профессиональный уровень отдельных водителей; невоспитанность, беспечность и самонадеянность как водителей, так и пешеходов; управление автомобилем в нетрезвом состоянии; неисправности машины; плохие дороги; воздействие на психическое и физиологическое состояние водителя и пешеходов естественных и антропогенных экологических факторов, неблагоприятные метеорологические условия и др.
Общая протяженность железнодорожных путей в РБ составляет более 5,6 тыс. км. Система железных дорог содержит 17 железнодорожных узлов, которые также представляют опасность. Опасные происшествия на железнодорожном транспорте происходят в виде крушения поездов, железнодорожных аварий и катастроф.
Крушение поезда – это столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с железнодорожного пути, в результате которых погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны.
Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений.
Железнодорожная катастрофа – железнодорожная авария, как правило, с человеческими жертвами.
Основными
причинами аварий и крушений поездов
на железнодорожном транспорте являются:
неисправность пути, подвижного состава
и технических средств
Более 40% железнодорожных аварий происходит по вине путейских рабочих.
Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы на подвижном составе, столкновение поездов между собой.
В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф: первая категория – пострадало 1–5 человек; вторая категория – пострадало 6–11 человек; третья категория –пострадало 16–30 человек; четвертая категория – пострадало 31–50 человек; пятая категория – пострадало более 50 человек.
В РБ имеется 7 аэропортов со статусом международных.
В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия делят на катастрофы, аварии и поломки.
Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей.
Основные причины, которые приводят к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы: ошибки человека – 50 – 60%, отказ техники – 15–30%, воздействие внешней среды – 10–20%, прочие – 5–10%. Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются: взлет –30%, крейсерский полет – 18%, заход на посадку – 16%, посадка – 36%.
Возможны следующие типы аварийных ситуаций в полете: декомпрессия (разреженный воздух в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке самолета.
РБ располагает речным транспортом. Общая протяженность речных судоходных путей по территории РБ составляет 2,6 тыс. км. Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:
Одной из основных причин аварий на речном транспорте является человек. К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах можно отнести пожары, взрывы, разлив нефтепродуктов и ядовитых веществ.
Общая
протяженность магистральных
Авария на трубопроводе – это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС. В зависимости от вида транспортируемого продукта аварии на магистральных трубопроводах могут представлять ту или иную опасность – от возможной гибели людей до нанесения вреда экономике и природной среде.
Каждая чрезвычайная ситуация характеризуется своеобразием последствий, причиняемых здоровью людей и народному хозяйству.
В настоящее время на территории Республики Беларусь ежегодно происходит примерно 1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций. В них страдает более 10 тыс. человек, из которых более 1 тыс. погибает. И это без учета самых массовых происшествий - дорожно-транспортных, уносящих ежегодно 30 и более тыс. жизней белорусов.
Анализ
совокупности негативных факторов, действующих
в настоящее время в
Уровни
и масштабы воздействия негативных
факторов постоянно нарастают и
в ряде регионов техносферы достигли
таких значений, когда человеку и
природной среде угрожает опасность
необратимых деструктивных изменений.
Под влиянием этих негативных воздействий
изменяется окружающий нас мир и его восприятие
человеком, происходят изменения в процессах
деятельности и отдыха людей, в организме
человека возникают патологические изменения
и т. п.
1.
П.Г. Белов, А.Ф.
Козьяков, С.В. Белов
и др. Безопасность жизнедеятельности.
Конспект лекций. Ч. 2.
Под ред. С.В. Белова.
– М.: ВАСОТ. 1993.
2.
Н.Г. Занько. Г.А.
Корсаков, К. Р.
Малаян и др. Безопасность
жизнедеятельности.
Под ред. О.Н. Русака.
– С.-П.: Изд-во Петербургской
лесотехнической академии, 1996.
3.
Белов С.В. Проблемы
безопасности при
чрезвычайных ситуациях.
– М.: ВАСОТ. 1993.
4.
Долин П.А. Ликвидация
чрезвычайной ситуации.
М., Энергоиздат, 1992
5.
Леонтьева И.Н., Гетия
А.Л. Безопасность
жизнедеятельности.
М.: 1998