Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:13, контрольная работа
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - комплексная наука, изучающая поведение человека в опасных условиях. Такие условия могут создаваться производственными, социальными и природными факторам. Опасности, создаваемые этими факторами, могут являться причиной травм, болезней, инвалидных и летальных исходов.
Целью изучения курса БЖД является теоретическая и практическая подготовка к безопасному поведению в чрезвычайных, экстремальных и потенциально опасных условиях.
1. Введение
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - комплексная наука, изучающая поведение человека в опасных условиях. Такие условия могут создаваться производственными, социальными и природными факторам. Опасности, создаваемые этими факторами, могут являться причиной травм, болезней, инвалидных и летальных исходов.
Целью изучения курса БЖД является теоретическая и практическая подготовка к безопасному поведению в чрезвычайных, экстремальных и потенциально опасных условиях.
Задачей изучения курса является выработка умения грамотно применять на практике полученные знания для обеспечения безопасности работников, предупреждения травматизма, профессиональных заболеваний, несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.
Основное понятие в БЖД - опасность. Это свойство всех систем, имеющих активные физические, химические и биологические компоненты, которые в определенных условиях могут наносить ущерб здоровью человека. Опасности могут носить явный и скрытый (потенциальный) характер, который проявляется при определенных условиях.
По происхождению различают опасности: природные, техногенные, антропогенные, экологические, социальные и биологические. По времени проявления отрицательных последствий их разделяют на импульсивные (проявляются сразу) и кумулятивные (склонные к накоплению).
Я считаю, что жизнь – это и есть то самое ценное, чем обладает человек, в независимости от того имеет он образование, работу или не имеет их, богат он или беден, красив или нет. Когда сохранена жизнь, то появляются стимулы к ее улучшению, к достижению целей. Кроме того считаю, что любая изучаемая дисциплина, в том числе и БЖД, является составной частью формирования общечеловеческой культуры и каждой отдельной личности. Для студентов, получающих образование, БЖД носит еще и прикладной характер – это стало ясным даже при написании, доставшегося мне варианта работы, когда я получил полезные для себя знания.
Думаю, что самым ярким примером прикладного значения знаний по БЖД могут служить ситуации, почти ежедневно возникающие, как в России, так и в мире – это и Саяно-Шушенская ГЭС и лесные пожары и засуха, и особенно сегодняшняя трагедия в Японии. Во всех этих ситуациях тесно переплелись и техногенные и человеческие и финансовые составляющие, а ведь отрицательные результаты всех этих катаклизмов были бы более серьезными, если бы не те меры, которые принимаются с использованием теории и практики, выработанной в ходе развития дисциплины БЖД.
У себя на предприятии я занимаюсь вопросами организации работы моих сотрудников и для меня очень важно, чтобы условия работы соответствовали требованиям, необходимым для создания безопасности на рабочих местах. К тому же, когда надо знать не только экономические нормативы, но еще и технические и экологические нормы, понимаешь, что чем большим кругом знаний обладаешь, тем меньших неприятностей можешь избежать.
2. Техногенные чрезвычайные ситуации (ЧС). Аварийно химически опасные вещества. Характеристика классов опасности химических веществ. Правила поведения.
2.1 Техногенные
ЧС.
Чрезвычайная техногенная
Чрезвычайные ситуации техногенного характера разнообразны по причинам их возникновения и масштабам. По объектам возникновения их подразделяют на 6 групп:
В настоящее время в ГОСТ Р 22.0.05-94 и ГОСТ Р 22.9.05-95 приведены и новые определения:
Опасное химическое вещество (ОХВ) – химическое вещество, прямое или опосредованное, воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.
Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) – опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живые организмы концентрациях (токсодозах).
Растёт ассортимент применяемых в промышленности,
сельском хозяйстве и быту химических
веществ. Некоторые из них токсичны и вредны.
При проливе или выбросе в окружающую
среду способны вызвать массовые поражения
людей, животных, приводят к заражению
воздуха, почвы, воды, растений. Их называют
аварийно химически опасными веществами
(АХОВ). Определенные виды АХОВ находятся
в больших количествах на предприятиях,
их производящих или использующих в производстве.
В случае аварии может произойти поражение
людей не только непосредственно на объекте,
но и за его пределами, в ближайших населённых
пунктах. Так, на территории России за
5 лет (с 1985 по 1990 г.) произошло более 120 крупных
аварий, связанных с производством, транспортировкой
и хранением АХОВ. Только в 1994 г. произошло
более 1 тыс. аварий техногенного характера
и среди них многие с выбросом АХОВ. А всего
в России более 3 тысяч химически опасных
объектов. Крупными запасами ядовитых
веществ располагают предприятия химической,
целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей
и нефтехимической промышленности, чёрной
и цветной металлургии, промышленности
минудобрений.
Значительные их количества сосредоточены
на объектах пищевой, мясомолочной промышленности,
холодильниках, торговых базах, различных
АО, в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В большинстве случаев АХОВ находятся в газообразном или жидком состояниях. Однако при производстве, использовании, хранении и перевозке газообразные, как правило, сжимают, приводя в жидкое состояние. Это резко сокращает занимаемый ими объём. При аварии в атмосферу выбрасывается АХОВ, образуя зону заражения. Двигаясь по направлению приземного ветра, облако АХОВ может сформировать зону заражения глубиной до десятков километров, вызывая поражения людей в населённых пунктах.
2.3 Характеристика классов опасности химических веществ.
В зависимости от масштабов заражения аварии подразделяются на частные, объектовые, местные, региональные и глобальные.
В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 (99) «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», по степени воздействия на организм человека АХОВ разделяются на 4 класса опасности:
1 класс (чрезвычайно опасные):
фтористый водород, хлорокись фосфора,
этиленимин, ртуть.
2 класс (высокоопасные): акролеин, мышьяковистый
водород, синильная кислота, диметиламин,
сероуглерод, фтор, хлор и т. д.
3 класс (умеренноопасные): хлористый водород, бромистый водород, сероводород, триметиламин и др.
4 класс (малоопасные): аммиак, метилакрилат, ацетон.
Вещества 1 и 2 классов опасности способны образовывать опасные для жизни концентрации даже при незначительных утечках.
В настоящее время разрабатывается Технический регламент "О безопасности химической продукции", который будет иметь собственную классификацию химической продукции, обладающей острой токсичностью.
Для характеристики токсических свойств
АХОВ используются понятия: предельно
допустимая концентрация (ПДК) вредного
вещества и токсическая доза (токсодоза).
ПДК — концентрация, которая при ежедневном
воздействии на человека в течение длительного
времени не вызывает паталогических изменений
или заболеваний, обнаруживаемых современными
методами диагностики. Она относится к
8-часовому рабочему дню и не может использоваться
для оценки опасности аварийных ситуации
в связи с тем, что в чрезвычайных случаях
время воздействия АХОВ весьма ограниченно.
Под токсодозой понимается количество
вещества, вызывающее определённый токсический
эффект.
Табл. 1
|
| |||
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные особенности АХОВ:
- способность по направлению ветра переноситься на большие расстояния, где и вызывать поражение людей;
- объемность действия, то есть
способность зараженного
- большое разнообразие АХОВ, что
создает трудности в создании
фильтрующих противогазов;
- способность многих АХОВ оказывать не
только непосредственное действие, но
и заражать людей посредством воды, продуктов,
окружающих предметов.
В случае одномоментного загрязнения
двумя и более токсичными агентами может
стать причиной комбинированного действия
на организм нескольких ядов. При этом
токсический эффект может быть усилен
(синергизм) или ослаблен (антагонизм).
Важнейшей характеристикой опасности
АХОВ является относительная плотность
их паров (газов). Если плотность пара какого-либо
вещества меньше 1, то это значит, что он
легче воздуха и будет быстро рассеиваться.
Большую опасность представляет АХОВ,
относительная плотность паров которых
больше 1, они дольше удерживаются у поверхности
земли (напр., хлор), накапливаются в различных
углублениях местности, их воздействие
на людей будет более продолжительным.
По клинической картине поражения различают
следующие виды АХОВ:
Вещества с преимущественно удушающими
свойствами:
- с выpаженным пpижигающим
- со слабым пpижигающим действием (фосген,
хлорпикрин, хлорид серы).
Вещества преимущественно общеядовитого
действия: оксид углерода, синильная кислота,
динитрофенол, этиленхлорид и дp.
Вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием.
- с выpаженным пpижигающим действием (акрилонитрил);
- со слабым пpижигающим
Нейротропные яды (вещества, действующие
на проведение и передачу нервного импульса,
нарушающие действия центральной и периферической
нервных систем): фосфорорганические соединения,
сероуглерод.
Вещества, обладающие удушающим и
нейротропным действием (аммиак).
Метаболические яды.
- с алкилирующей активностью (бромистый метил, этиленоксид, метилхлорид, диметилсульфат);
- изменяющие обмен веществ (диоксин).
Пути воздействия АХОВ на организм человека:
- с пищей и водой (пероральный);
- через кожу и слизистые оболочк