Правовые и организационные вопросы охраны труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:02, курс лекций

Краткое описание

ОТ изучает причины несчастных случаев, аварий на основе этого разрабатываются мероприятия, чтобы их предотвратить.
Курс ОТ состоит из четырех разделов:
1) Правовые и организационные вопросы ОТ (законодательство).
2) Производственная санитария и гигиена труда.
3) Основы техники безопасности.
4) Пожарная безопасность.

Файлы: 1 файл

Лекции по ОТ.doc

— 361.50 Кб (Скачать)

Копии акта:

  • руководителю подразделения, где работает потерпевший;
  • в профсоюз;
  • в местные исполнительный и распорядительные органы;
  • в вышестоящие организации.

Вся документация хранится 45 лет у нанимателя.

    1. Специальным расследованиям НС на производстве подлежат:
  • групповые НС независимо от тяжести полученных травм;
  • НС со смертельным исходом;
  • НС с тяжелым исходом.

Тяжесть производственных травм определяется организацией здравоохранения  по схеме определения тяжести  производственных травм.

О НС наниматель немедленно должен сообщить:

  • в прокуратуру;
  • в департамент государственной инспекции труда;
  • в профсоюз;
  • в вышестоящую организацию;
  • в уполномоченный орган надзора, если НС произошел на ???;
  • страховщику.

Специальное расследование  НС проводит комиссия, состоящая из:

  • главного представителя – государственный инспектор труда – с участием уполномоченных представителей из:
    • профсоюза – вышестоящей организации;
    • нанимателя.

Специальное расследование  НС проводится в течение 15 рабочих дней со дня получения сообщения о НС на производстве.

По результатам  специального расследования государственным инспектором труда составляется и подписывается заключение о НС.

В соответствие с заключением наниматель в течение одного рабочего дня составляет акты формы Н1 или НП на каждого потерпевшего и утверждает их, организует тиражирование документов специального расследования.

На последней  странице акта формы Н1 (НП) производится заверение данной формы нанимателем, подписью: «Составлено в соответствие с заключением о НС».

Государственный инспектор труда в течение  одного дня по окончании расследования направляет материалы специального расследования в:

  • прокуратуру;
  • уполномоченный орган надзора;
  • профсоюз;
  • вышестоящие структурные подразделения департамента государственного инспектора труда;
  • нанимателю;
  • потерпевшему;
  • страховщику и другим.
  1. При остром профессиональном заболевании в течение 12 часов извещается наниматель и территориальный центр гигиены и эпидемиологии. В случае изменения диагноза в течение 24 часов происходит повторное извещение.

Минздрав  немедленно информирует нанимателя при:

  • остром ПЗ со смертельным исходом более двух рабочих;
  • сибирской язве, бруцеллезоне, столбняке, бешенстве и других опасностях инфекции при установленной связи с профессиональной деятельностью заболевшего.

При подозрении на хроническое ПЗ в двух месячный срок оформляются необходимые документы, и устанавливается окончательный диагноз.

Наниматель  немедленно информирует о случае ПЗ:

  • органы здравоохранения, обслуживающие нанимателя;
  • местные исполнительные и распорядительные органы;
  • профсоюз;
  • страховщика.

Об острых и  смертельных исходах сообщается в прокуратуру.

Территориальный центр ГиЭп предоставляет внеочередное донесение о случаях профессионального  заболевания в Минздрав.

Расследование ПЗ проводится врачом-гигиенистом территориального центра ГиЭп с участием уполномоченного должностного лица нанимателя:

  • представитель здравоохранения;
  • представитель профсоюза;
  • государственный инспектор труда (при смерти более двух человек).

3 рабочих  дня расследуется острое ПЗ; 14 рабочих дня – хроническое ПЗ.

Врач-гигиенист составляет акт о ПЗ формы ПЗ1 на каждого заболевшего в 6 экземплярах (прокуратура - 7).

Устанавливается главным государственным санитарным врачом города, регистрируется центром  ГиЭп. Экземпляры акта о ПЗ формы ПЗ1 предоставляются:

  • заболевшим;
  • органу здравоохранения;
  • инспектору труда;
  • нанимателю;
  • страховщику;
  • гигиенистам.

Наниматель  регистрирует акты формы ПЗ1 в журнале  регистрации ПЗ и направляет их копии в:

  • профсоюз;
  • местные исполнительные и распорядительные органы;
  • вышестоящий орган.

Вся документация хранится 45 лет у нанимателя.

  1. На основании актов формы Н1 и ПЗ1 наниматель составляет отчет о потерпевших при НС на производстве и ПЗ по установленной форме 1 – Т (травматизм) «Отчет о численности потерпевших при НС на производстве и ПЗ», который ежегодно не позднее 15.01 предоставляется органу государственной статистики по месту нахождения нанимателя и вышестоящей организации.

Систематически  проводится анализ причин НС на производстве и ПЗ, а также профилактика.

Причины НС:

  1. Организационные – неправильная организация рабочего места, безграмотность рабочего, нарушение инструкций, отсутствие контроля, инструкций и другое.
  2. Технические – не совершенность оборудования, технологического процесса, неправильный монтаж и другое.
  3. Санитарно-гигиенические – шум, вибрация, запыленность, загазованность.
  4. Психофизиологические – монотонность, тяжелые условия, напряженность труда и т.д.
    1. Методы анализа НС:
  1. Статистический (групповой, топографический и другие).
  2. Монографический (клинический).

Для сравнительного анализа травматизма пользуются количественными показателями:

  • коэффициент частоты;
  • коэффициент тяжести;
  • коэффициент нетрудоспособности;
  • коэффициент смертности;
  • экономические показатели травматизма.

Коэффициент частоты травматизма – число НС на 1000 работников в отчетный период:

где Н – количество НС учтенных актами формы Н1;

Р – среднесписочное число рабочих за отчетный период.

Коэффициент тяжести травм – среднее количество работающих на длительном больничном.

где Д – количество потерянных рабочих дней за отчетный период.

Коэффициент нетрудоспособности – количество рабочих дней, потерянных в результате НС на 1000 приходящих работников.

Надзор и контроль за ОТ

  1. Государственный контроль за ОТ.
  2. Контроль за ОТ на предприятиях.
  3. Общий контроль за ОТ.
  4. Ответственность за нарушение закона об ОТ.
    1. Надзор и контроль могут быть:
  • государственный контроль;
  • ведомственный (административный) контроль;
  • производственный контроль;
  • общественный контроль.

Высший орган  государственного контроля: Прокуратура РБ (Генеральный прокурор); Совет Министров; Министерство труда и социальной защиты. Остальные в рамках своих полномочий.

Департамент государственной инспекции труда при Министерстве труда и социальной защиты – государственный орган надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по ОТ.

Государственный инспектор имеет право:

  • беспрепятственно посещать предприятия;
  • знакомиться со служебными документами и делать их копии;
  • опрашивать;
  • изымать и брать с собой на анализы образцы использованных и обработанных материалов и веществ при условии уведомления об этом нанимателя и отсутствии на это законодательных ограничений.

В случае выявления нарушения обязательны для исполнения предписания:

  1. Приостановить работу цехов, участков, оборудования.
  2. Штрафы.
  3. Запрещение выдачи специальной одежды, не отвечающей условиям труда и требованиям нормативно-технической документации.
  4. Привлечение к ответственности должностных лиц за нарушение законодательства о труде и правил по ОТ.

Департамент по надзору за безопасным ведением работ  в промышленности – Министерство по ЧС РБ – промышленные перевозки (Госпромнадзор).

Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по ЧС (Гоатомнадзор).

Государственный санитарный надзор (Санэпидемнадзор).

Государственная экспертиза условий труда – аттестация.

Государственный энергетический надзор (Энергонадзор).

Государственный комитет по стандартизации (Белстандарт).

Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор).

Департамент государственного строительного надзора (Госстройнадзор).

Государственная инспекция по ОТ, транспортной и  пожарной безопасности (Гостехнадзор).

Управление  государственной автомобильной  инспекции (ГАИ).

  1. Ведомственный (административный) контроль осуществляют службы охраны труда, Министерства и их подразделения. По каждому Министерству разработаны положения по ОТ, предусматривающие:
  • повышение ответственности всех ИТР и должностных лиц за состояние безопасности;
  • создание условий, при которых осуществляется контроль за безопасностью и здоровыми условиями труда.

Контроль за соблюдением законодательства по ОТ на предприятии осуществляется в  соответствии с типовой инструкцией  о проведении контроля за соблюдением законодательства об ОТ в организации № 158 от 26.12.2003г.

Цель: здоровые и безопасные условия труда, предупреждение несчастных случаев, профессиональных заболеваний.

Задачи: выявление и предупреждение нарушений, оценка состояния условий труда, выполнение обязательных работ, принятие мер по устранению отрицательных факторов.

Виды  контроля:

  1. Контроль за соблюдением законодательства осуществляет руководитель.
  2. Контроль службы ОТ.
  3. Контроль за промышленной безопасностью (для опасных объектов).
  4. Периодический контроль.
  5. Обязательный контроль со стороны профсоюза.

Периодический контроль проводит представитель нанимателя плюс обязательно инспектор профсоюза.

Информация о работе Правовые и организационные вопросы охраны труда