Основы противопожарной пропаганды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 21:45, реферат

Краткое описание

Быстротекущее время неумолимо меняет облик нашей планеты, вносит радикальные изменения во все сферы человеческой деятельности, накладывает отпечаток на общественные отношения и человеческое сознание. Всестороннее усложнение окружающей среды, лавинное увеличение объема информации, развитие и совершенствование технических средств массовой коммуникации приводят к тому, что современный человек все больше и больше познает окружающий мир не столько собственными глазами, сколько с помощью телевидения и кино, книг и журналов, газет, радио, интэрнета, рекламы.

Оглавление

Введение 5


Общие вопросы пропаганды 6



Цели и задачи противопожарной пропаганды 9



Организация системы противопожарной пропаганды 16



Формы и средства противопожарной пропаганды 17



Об эффективности пропаганды 25


Перспективы развития противопожарной пропаганды 30


Заключение 31


Литературы 32

Файлы: 1 файл

Противопожарная пропаганда.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

   Наконец, критерий действия — синтезирующий  критерий эффективности — определяет изменения в трудовой и общественной активности, в характере поведения, в нравственности человека. При определении эффективности противопожарной пропаганды этот критерий особенно важен, ибо именно действия и поведенческие нормы людей оказывают решающее влияние на уровень пожарной безопасности.

   К группе специфических критериев  эффективности относят критерии психологического, познавательного и поведенческого воздействия. Критерий психологического воздействия оценивает изменение состояния и настроения объекта пропаганды (аудитории) в требуемом направлении, изменение установок (мотивов), развитие познавательного интереса. Критерий познавательного воздействия раскрывается через переходы от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному, от меньшей степени общности к большей. Поведенческий критерий служит логическим продолжением двух предыдущих и определяется по соответствию поступков людей характеру полученных ими от пропаганды знаний.

   Следует учесть, что каждый критерий подразделяется на показатели, отражающие те или иные стороны эффективности. Общая эффективность в этом случае предстает как сумма слагаемых того или; другого критерия, раскрывающих его содержание. И чем полнее членение каждого критерия на соответствующие показатели, тем больше возможностей для объективной оценки результатов пропаганды. В определенней мере выбору    показателей для различных критериев может помочь то, что общую эффективность можно рассматривать как сумму отдельных эффектов (эффект — более широкое понятие, подразумевающее любой, всякий результат пропагандистской деятельности), которые могут подтверждать (или отрицать) общую эффективность. Различают несколько групп таких эффектов, в том числе:

Когнитивные эффекты

  1. Приращение (размножение) знаний в осознанной и неосознаваемой формах. 
  2. Импульс к активному размышлению, т. е. определенная работа с полученной информацией: ее осмысление, постановка в связь с уже имеющимися знаниями . 
  3. Импульс к потреблению новой информации, приобретению новых знаний, т. е. возникновение, поддержание, усиление познавательного интереса. 
  4. Импульс к созданию новой информации (на различных уровнях общения). 
  5. Непосредственное использование полученной информации в процессе создания новой информации, т. е. включение ее в той или иной форме в создаваемый текст и т. п. 

   Ценностные  эффекты

  1. Возникновение (порождение) новой позиции, мнения, интереса, взгляда, отношения и т. п.
  2. Укрепление    имеющейся позиции,    порождение    убеждений, твердых мнений, устойчивых отношений и т. д.

   8. Ослабление имеющейся позиции (установки) или ее полное  замещение другой позицией, пересмотр точки зрения, изменение  мнения, отношения и т. п.

   9. Импульс к действиям, связанным с выражением отношения 
к тем или иным позициям, поддержка, отрицание и т. п.

   10.  Широкие практические действия, речевое, деятельностное по 
ведение, находящееся в определенном содержательном соотношении, 
соответствие (несоответствие) с выраженными в информации позициями.

   Организационные эффекты

  1. Импульс к практическим действиям, вызванный потреблением информации, но прямо не указываемым  в содержании последней.
  2. Практические действия в соответствии (или в противоречии) с рекомендациями, содержащимися в информации, например, мера учета распространения положительного опыта и т. п.
  3. Использование информации для обеспечения результатов, имеющих внеинформационную природу, например, ссылки на содержание информации, как прецедент при достижении тех или иных целей. 

   Коммуникативные эффекты

  1. Распространение, ретрансляция и обсуждение принимамой информации в процессе межличностного общения.
  2. Непосредственная реакция на информацию в рамках обратной связи с источником информации.

Приведенные данные о критериях эффективности  и отдельных эффектах пропагандистского воздействия могут (и должны) лечь в основу единой методики определения общей эффективности противопожарной пропаганды. Первые шаги в направлении создания такой методики уже делаются, однако дело это весьма непростое и ожидать скорых результатов тут не приходится. Это вовсе не означает, что уже сейчас, пользуясь имеющимся материалом, нельзя проводить примерную оценку эффективности нашей работы, используя при этом достаточно проверенные социологические методики и приемы, в том числе анкетирование, выборочные опросы, контент - анализы тематической направленности, отдельных форм пропаганды (например, местной прессы, радио, лекций и т.д.), интервью с руководящими работниками и авторитетными личностями по оценке нашей пропаганды и т. п. Понятие общей эффективности пропагандистского воздействия отражает многообразие качества состояния сознания и поступков человека (или групп людей), складывающегося под" влиянием пропаганды в различных ее формах. В связи с этим об эффективности пропаганды можно говорить только в смысле изменения в образе мыслей и чувств, характере социальных действий и поведения людей.

Однако  следует учитывать, что все изменения, реально обнаруживаемые в сферах массового сознания и массового поведения, практически всегда отличаются    сложным, «многослойным» строением, представляют собой самые разнообразные сочетания «простых» эффектов.

   Изучение  и постоянный анализ отдельных эффектов, их оценка с помощью общих и специфических критериев и определение на этой основе общей эффективности отдельных форм и методов, а также всей противопожарной пропаганды в целом являются совершенно необходимыми. Они позволят гибко реагировать на проявляющиеся в процессе работы неучтенные моменты, а также на изменение общественного мнения (негативное или позитивное), дадут возможность реально оценить действенность, качество и направленность тех или иных пропагандистских мероприятий и сосредоточить свои усилия на более слабых участках. Временные интервалы определения эффективности в целом не должны превышать года, а по отдельным формам они могут быть и меньше (в зависимости от активности).

   Перспективы развития противопожарной  пропаганды

   Одним из этих явлений остается проблема пожаров на земле — проблема экономическая и экологическая, социальная и гуманитарная. Анализ и расчеты показывают, что решение этой проблемы чисто техническими средствами нереально в первую очередь по экономическим соображениям, и поэтому, несмотря на то, что техника подавления и предотвращения пожаров будет постоянно совершенствоваться, важнейшую роль в резком сокращении пожаров будет играть противопожарная пропаганда.

   Ныне  противопожарная пропаганда в нашей  стране имеет уже солидный опыт и целый ряд достижений, позволяющих с уверенностью прогнозировать в обозримом будущем качественный скачок в ее воздействии на широкие слои населения. Дополненное продуманной системой воспитания подрастающего поколения такое воздействие заложит основы формирования у каждого человека необходимого чувства пожарной опасности и моральных установок по осторожному обращению с огнем.

   В своей практической деятельности противопожарная  пропаганда будет продолжать совершенствование традиционных форм с использованием всех возможных средств и каналов, вести постоянный поиск новых форм, оттачивать организационные структуры и профессиональное мастерство, расширять и укреплять связи с творческой общественностью.

   Важнейшим условием совершенствования противопожарной пропаганды на ближайшие годы должна стать разработка критериев и методики анализа как отдельных видов и форм пропаганды, так и ее цельного потока с выходом на конечный эффект сокращения количества пожаров и жертв от них. Задача эта архитрудная, но и архиважная, ибо только ее решение позволит гибко использовать различные формы противопожарной пропаганды и чутко реагировать на те или иные изменения в общественном сознании и поведении.

   В перспективе противопожарная пропаганда должна стать опережающим фактором конкретной пожарной опасности, воспитывая предосторожность к ней еще до ее реального появления. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс будет постоянно рождать все новые виды пожарной опасности, и задача противопожарной пропаганды уметь предусмотреть это в своей деятельности. 

Заключение 

      Совершенствуя противопожарную пропаганду, улучшая  обучение населения основам пожарных знаний, мы тем самым приводим в действие важнейший резерв сокращения числа пожаров в нашей стране и причиняемого ими ущерба. Эта постоянная, кропотливая и напряженная работа окупается сторицей.

      Основополагающей  задачей на ближайшее время являются коренное изменение подхода к противопожарной пропаганде, пересмотр приоритетов в сторону перевода этого вида деятельности пожарной охраны в один из решающих. Деятельность пропагандистских служб пожарной охраны должна строиться в тесном контакте со средствами массовой информации, со службами пропаганды и информации отраслей народного хозяйства при активном и широком привлечении творческих работников различных направлений.

      Основной  упор должен быть сделан на повышение  качественного уровня пропагандистских материалов, может быть за счет некоторого снижения количественных показателей. Актуальной задачей остается достижение качественного скачка в этой сфере деятельности, который обеспечит возможность формирования общественного мнения в нужном нам направлении.

      В организационном плане пожарно-технические  выставки, пресс-группы, отделения (группы) пропаганды в аппаратах пожарной охраны и оргмассовые отделы советов ДПО должны уложиться в стройную систему, обеспечивающую проникание противопожарной пропаганды на все общественно-социальные уровни населения с учетом потребности каждого уровня и каждой возрастной группы. 

   Литература

  1. Барыкин К. К. Пишу, печатаю, диктую. — М.: Политиздат, 2005.
  2. Богат Е. М. Чувства и вещи. — М.: Политиздат, 2005.
  3. Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М.: Сов. Россия, 2006.
  4. Винер Н.  Кибернетика   и общество.  Пер. с англ. М.: Ин. лит., 1998.
  5. Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. Пер, с франц.— М.: Стройиздат, 2002.
  6. Власов Ю. М.   Пропаганда за фасадом новостей. — М.: изд-во МГУ, 2006.
  7. Горбовский А. А. Год 2000 и далее. — М.: Знание, 1998.
  8. Здоровега В. И. Слово тоже есть дело. — М.: Мысль, 1999.
  9. Зись А. Я. Виды искусства. — М.: Знание, 1999.
  10. Касымов Б. Э. Организация управления пожарной охраной. —» М.: Стройиздат, 2002.
  11. Кашлев Ю. Б. Массовая информация и международные отношения.— М.: изд-во «Межд. отношения», 2001.
  12. Котарбинский Тадеуш. Трактат о хорошей работе. Пер. с польск. — М.: Экономика, 2005.
  13. Маршак М. И. Клубный сценарий. — М.: Профиздат, 2005.
  14. Массовая информация в советском промышленном городе./Под общ. ред. Б. А. Грушина и Л. А. Оникова. — М.: Политиздат, 2000.
  15. Роль средств массовой информации и пропаганды в нравственном воспитании. — М.: Мысль, 1999.
  16. Савельев П. С. и др. Организация пожарно-профилактической работы. — М., Стройиздат, 1996.
  17. Средства массовой информации и общество.— Курьер ЮНЕСКО, 1997.
  18. Тишунин В. Н. Воспитание словом. — Л.: Лениздат,  1999.
  19. Угенова В. В. Творческие горизонты журналистики. — М.: Мысль, 1996.
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Основы противопожарной пропаганды