Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 21:45, реферат
Быстротекущее время неумолимо меняет облик нашей планеты, вносит радикальные изменения во все сферы человеческой деятельности, накладывает отпечаток на общественные отношения и человеческое сознание. Всестороннее усложнение окружающей среды, лавинное увеличение объема информации, развитие и совершенствование технических средств массовой коммуникации приводят к тому, что современный человек все больше и больше познает окружающий мир не столько собственными глазами, сколько с помощью телевидения и кино, книг и журналов, газет, радио, интэрнета, рекламы.
Введение 5
Общие вопросы пропаганды 6
Цели и задачи противопожарной пропаганды 9
Организация системы противопожарной пропаганды 16
Формы и средства противопожарной пропаганды 17
Об эффективности пропаганды 25
Перспективы развития противопожарной пропаганды 30
Заключение 31
Литературы 32
Наконец, критерий действия — синтезирующий критерий эффективности — определяет изменения в трудовой и общественной активности, в характере поведения, в нравственности человека. При определении эффективности противопожарной пропаганды этот критерий особенно важен, ибо именно действия и поведенческие нормы людей оказывают решающее влияние на уровень пожарной безопасности.
К группе специфических критериев эффективности относят критерии психологического, познавательного и поведенческого воздействия. Критерий психологического воздействия оценивает изменение состояния и настроения объекта пропаганды (аудитории) в требуемом направлении, изменение установок (мотивов), развитие познавательного интереса. Критерий познавательного воздействия раскрывается через переходы от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному, от меньшей степени общности к большей. Поведенческий критерий служит логическим продолжением двух предыдущих и определяется по соответствию поступков людей характеру полученных ими от пропаганды знаний.
Следует учесть, что каждый критерий подразделяется на показатели, отражающие те или иные стороны эффективности. Общая эффективность в этом случае предстает как сумма слагаемых того или; другого критерия, раскрывающих его содержание. И чем полнее членение каждого критерия на соответствующие показатели, тем больше возможностей для объективной оценки результатов пропаганды. В определенней мере выбору показателей для различных критериев может помочь то, что общую эффективность можно рассматривать как сумму отдельных эффектов (эффект — более широкое понятие, подразумевающее любой, всякий результат пропагандистской деятельности), которые могут подтверждать (или отрицать) общую эффективность. Различают несколько групп таких эффектов, в том числе:
Когнитивные эффекты
Ценностные эффекты
8. Ослабление имеющейся позиции (установки) или ее полное замещение другой позицией, пересмотр точки зрения, изменение мнения, отношения и т. п.
9. Импульс
к действиям, связанным с выражением отношения
к тем или иным позициям, поддержка, отрицание
и т. п.
10.
Широкие практические действия, речевое,
деятельностное по
ведение, находящееся в определенном содержательном
соотношении,
соответствие (несоответствие) с выраженными
в информации позициями.
Организационные эффекты
Коммуникативные эффекты
Приведенные данные о критериях эффективности и отдельных эффектах пропагандистского воздействия могут (и должны) лечь в основу единой методики определения общей эффективности противопожарной пропаганды. Первые шаги в направлении создания такой методики уже делаются, однако дело это весьма непростое и ожидать скорых результатов тут не приходится. Это вовсе не означает, что уже сейчас, пользуясь имеющимся материалом, нельзя проводить примерную оценку эффективности нашей работы, используя при этом достаточно проверенные социологические методики и приемы, в том числе анкетирование, выборочные опросы, контент - анализы тематической направленности, отдельных форм пропаганды (например, местной прессы, радио, лекций и т.д.), интервью с руководящими работниками и авторитетными личностями по оценке нашей пропаганды и т. п. Понятие общей эффективности пропагандистского воздействия отражает многообразие качества состояния сознания и поступков человека (или групп людей), складывающегося под" влиянием пропаганды в различных ее формах. В связи с этим об эффективности пропаганды можно говорить только в смысле изменения в образе мыслей и чувств, характере социальных действий и поведения людей.
Однако следует учитывать, что все изменения, реально обнаруживаемые в сферах массового сознания и массового поведения, практически всегда отличаются сложным, «многослойным» строением, представляют собой самые разнообразные сочетания «простых» эффектов.
Изучение и постоянный анализ отдельных эффектов, их оценка с помощью общих и специфических критериев и определение на этой основе общей эффективности отдельных форм и методов, а также всей противопожарной пропаганды в целом являются совершенно необходимыми. Они позволят гибко реагировать на проявляющиеся в процессе работы неучтенные моменты, а также на изменение общественного мнения (негативное или позитивное), дадут возможность реально оценить действенность, качество и направленность тех или иных пропагандистских мероприятий и сосредоточить свои усилия на более слабых участках. Временные интервалы определения эффективности в целом не должны превышать года, а по отдельным формам они могут быть и меньше (в зависимости от активности).
Перспективы развития противопожарной пропаганды
Одним из этих явлений остается проблема пожаров на земле — проблема экономическая и экологическая, социальная и гуманитарная. Анализ и расчеты показывают, что решение этой проблемы чисто техническими средствами нереально в первую очередь по экономическим соображениям, и поэтому, несмотря на то, что техника подавления и предотвращения пожаров будет постоянно совершенствоваться, важнейшую роль в резком сокращении пожаров будет играть противопожарная пропаганда.
Ныне противопожарная пропаганда в нашей стране имеет уже солидный опыт и целый ряд достижений, позволяющих с уверенностью прогнозировать в обозримом будущем качественный скачок в ее воздействии на широкие слои населения. Дополненное продуманной системой воспитания подрастающего поколения такое воздействие заложит основы формирования у каждого человека необходимого чувства пожарной опасности и моральных установок по осторожному обращению с огнем.
В своей практической деятельности противопожарная пропаганда будет продолжать совершенствование традиционных форм с использованием всех возможных средств и каналов, вести постоянный поиск новых форм, оттачивать организационные структуры и профессиональное мастерство, расширять и укреплять связи с творческой общественностью.
Важнейшим
условием совершенствования
В
перспективе противопожарная
Заключение
Совершенствуя противопожарную пропаганду, улучшая обучение населения основам пожарных знаний, мы тем самым приводим в действие важнейший резерв сокращения числа пожаров в нашей стране и причиняемого ими ущерба. Эта постоянная, кропотливая и напряженная работа окупается сторицей.
Основополагающей задачей на ближайшее время являются коренное изменение подхода к противопожарной пропаганде, пересмотр приоритетов в сторону перевода этого вида деятельности пожарной охраны в один из решающих. Деятельность пропагандистских служб пожарной охраны должна строиться в тесном контакте со средствами массовой информации, со службами пропаганды и информации отраслей народного хозяйства при активном и широком привлечении творческих работников различных направлений.
Основной упор должен быть сделан на повышение качественного уровня пропагандистских материалов, может быть за счет некоторого снижения количественных показателей. Актуальной задачей остается достижение качественного скачка в этой сфере деятельности, который обеспечит возможность формирования общественного мнения в нужном нам направлении.
В
организационном плане пожарно-
Литература