Основы противопожарной пропаганды

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 21:45, реферат

Краткое описание

Быстротекущее время неумолимо меняет облик нашей планеты, вносит радикальные изменения во все сферы человеческой деятельности, накладывает отпечаток на общественные отношения и человеческое сознание. Всестороннее усложнение окружающей среды, лавинное увеличение объема информации, развитие и совершенствование технических средств массовой коммуникации приводят к тому, что современный человек все больше и больше познает окружающий мир не столько собственными глазами, сколько с помощью телевидения и кино, книг и журналов, газет, радио, интэрнета, рекламы.

Оглавление

Введение 5


Общие вопросы пропаганды 6



Цели и задачи противопожарной пропаганды 9



Организация системы противопожарной пропаганды 16



Формы и средства противопожарной пропаганды 17



Об эффективности пропаганды 25


Перспективы развития противопожарной пропаганды 30


Заключение 31


Литературы 32

Файлы: 1 файл

Противопожарная пропаганда.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

Средства  противопожарной  пропаганды включают следующие формы: 

1. Средства массовой  пропаганды:

- Печать (газеты, журналы и т. д.);

- Радиовещание;

- Телевидение. 

2. Средства кинопропаганды:

- Художественные  фильмы;

- Учебные фильмы;

- Мультфильмы.

3. Средства научно-технической  пропаганды:

- Специальная  литература;

- Журналы;

- Инструктивно-информационный    материал.

4. Средства лекционной  пропаганды:

- Лекции;

- Доклады;

- Беседы.

5. Средства наглядно-изобразительной  пропаганды:

- Плакаты;        

- Оборудование  витрин;      

- Памятные изделия;

- Открытки;

- Буклеты;

- Стенды;

- Значки, игрушки  и т.д.

6. Средства пожарно-технической  выставки:

- Макеты зданий, машин;

- Мозаика;

- Чеканка;

- Витражи;

- Скульптуры;

- Выставка образцов  пожарной  техники. 
 

7. Средства художественной  пропаганды:

- Художественные  книги;

- Сборники стихов.

8. Творческие конкурсы:

- Конкурсы на  пожарную тематику.

9. Средства массовых  мероприятий:

- Творческие  встречи;

- Творческие  вечера;

- Опрос общественного  мнения;

- Дни пожарной безопасности;

- Встречи пожарных  с населением. 

Средства  массовой информации 

  Возрастающее  значение средств массовой информации или, как их еще называют, средств  массовой коммуникации не только как  явления информационного характера, но и как фактора, оказывающего громадное воздействие на социально — культурные процессы в целом, на динамику и направления их развития, на особые пути включения человека в систему социальных связей и взаимоотношений — важнейшая особенность общественной жизни.

  Радиовещание

О важности радиовещания как мощного средства массовой коммуникации вряд ли нужно  говорить — слишком очевидны его  популярность, многоохватность и  действенность. С каждым годом этот канал все шире используется и  для противопожарной пропаганды. На радио наша тематика более или менее регулярно звучит в программе на волнах радиостанций «Маяк» и «Юность», в литературно-драматической и детской редакциях. Положительную оценку получили выступления руководителей пожарной охраны, определенные успехи достигнуты в целевом формировании программ, вошли в традицию концерты по заявкам работников пожарной охраны. В радиопередачах систематически освещаются вопросы, связанные с предотвращением пожаров на предприятиях и в жилых домах, с пожароопасными сезонами, рассказывается о сложной и героической работе пожарной охраны, о пожарном добровольчестве

ного  уровня и в разной форме до тех  или иных слоев населения, с учетом эмоциональной насыщенности, в соответствии с теми или иными установками

  Кинопропаганда

    Кинематограф, являющийся массовым и действенным видом современного искусства, занимает особое и чрезвычайно важное место в системе идеологической, социальной и научно-технической пропаганды. Именно кино, как чуткий барометр общества, может в концентрированной форме выразить самые существенные, бросающиеся в глаза и потаенные черты любой (в том числе и пожарной) проблемы, волнующей человека.

Производство  и показ кинофильмов являются одним из важнейших участков противопожарной  пропаганды.

  Научно-техническая  пропаганда

Немалую роль в создании положительной общественной атмосферы вокруг проблемы пожарной безопасности играет научно-техническая пропаганда, включающая издание специальной литературы, журналов, инструктивно-информационных материалов. Этот участок работы органически входит в общую систему противопожарной пропаганды и является одним из серьезных и важных звеньев профилактической работы.

   Лекционная  пропаганда

   Устная  противопожарная пропаганда и агитация в. форме лекций, докладов, бесед  является традиционной, апробированной и действенной формой разъяснительной и воспитательной работы среди населения как в трудовых коллективах, так и по месту жительства. Эту работу, согласно существующему положению, должен проводить каждый работник госпожнадзора с использованием местных материалов, с учетом дифференцированного подхода к различным группам населения. К проведению лекционной пропаганды следует как можно активнее привлекать лекторов местных организаций общества, добровольных пожарных обществ, авторитетных специалистов отраслей народного хозяйства. При проведении лекций и бесед необходимо использовать примеры активной работы по предотвращению и тушению пожаров, спасению людей и материальных ценностей, приводя конкретные факты пожаров, вскрывая их причины и не умалчивая о последствиях.

  Наглядно-изобразительная  пропаганда

  Наглядно-изобразительная  противопожарная пропаганда осуществляется путем издания и распространения  плакатов, листовок, открыток, буклетов,    оборудования витрин, стендов, окон сатиры, электронных, электрических и газовых световых установок, выпуска фотосатирических и агитационных газет, а также с помощью выпуска игрушек, значков, памятных изделий, использования пожарной тематики на товарах широкого потребления, на упаковке и т. п. Выходя на улицы городов и поселков, постоянно находясь на виду, наглядно-изобразительная пропаганда обладает широкими возможностями воздействия на людей в смысле их воспитания. Наглядно-изобразительные материалы можно  (правда, несколько условно)  подразделить по виду на стационарные (световые га« зеты и рекламы, мозаичные и витражные панно, скульптура) и подвижные (печатная продукция, игрушки и т. п.), а по назначению — на инструктивные, агитационные и пропагандистские. Средства монументальной пропаганды, как бы соединяя в себе прошлое и настоящее, несут заряд большой эмоциональной силы и пропагандистского воздействия, служат воспитанию преемственности поколений, бережного отношения к героическому прошлому. В разных уголках нашей страны установлены  памятники  и  сооружены мемориалы, олицетворяющие мужество и героизм пожарных   и    добровольцев. Во многих местах над памятниками шефствуют юношеские пожарные дружины, возле них проводят торжественные мероприятия. Прикасаясь к подвигам старших, молодежь проходит школу высокого нравственного воспитания, закаляет

  Пожарно-технические  выставки

  В 1892г. в Петербурге открылась первая пожарная выставка, организованная Российским добровольным пожарным обществом. К  этому времени выставки имели  уже давнюю историю; и в определенной мере сложившиеся традиции. Первые выставки были организованы в конце XVI  свой характер.

  Художественная  пропаганда

  Художественное  творчество обладает способностью не только воплощать своими средствами характерное, примечательное в жизни, но и оказывать эмоциональное воздействие. В противопожарной пропаганде художественное направление с его ярко выраженной экспрессивно-эмоциональной насыщенностью стало развиваться. Значение этого направления трудно переоценить. Как уже отмечалось, поведение человека чаще всего формируется не только свежей информацией, но и всем запасом ранее накопленного опыта и знаний. В мозгу существует определенный баланс между положительными и отрицательными эмоциями, но для нормального состояния организма очень важно, чтобы положительные эмоции превалировали. С этой точки зрения искусство жизненно необходимо уже тем, что способно увеличивать количество положительных эмоций. Более того, искусство само по себе нередко служит средством создания положительных эмоций.

В связи  с этим можно привести такой исторический факт, что в свое время брандмайор Москвы при каждом крупном пожаре специально посылал нарочного за писателем В. Гиляровским, слывшем в ту пору «королем репортажа», чтобы тот имел возможность дать быструю и объективную информацию в газеты. Это нелишне делать и сегодня. Совсем невредно лично познакомиться с картиной пожара, увидеть боевую работу пожарных, поговорить по свежим следам с пострадавшими и писателям, поэтам, художникам, композиторам. Можно с уверенностью сказать, что после этого и музыка будет динамичнее, и стихи достовернее, и картины ярче.

   Творческие  конкурсы

 Проведение  творческих конкурсов произведений  различных жанров на противопожарную  тематику — дело не такое  уж новое и достаточно испытанное. Первый такой конкурс был организован еще в начале века Российским ДПО, которое и впоследствии не раз с успехом обращалось к этой форме работы.

Массовые  мероприятия

Массовые  мероприятия пожарной охраны — еще одна форма пропагандистской работы и, нужно заметить, форма интересная и важная. Они особенно полезны тем, что дают возможность непосредственно ощутить Общественную атмосферу, активно использовать различные средства прямого воздействия на аудиторию, провести своеобразный экспресс-анализ уровня общественного мнения. К массовым мероприятиям относятся «Дни пожарной безопасности», встречи пожарной охраны с населением на базе парков культуры и отдыха, встречи работников пожарной охраны с коллективами предприятий и организаций, творческие вечера мастеров культуры в пожарных гарнизонах, тематические вечера для партийно-хозяйственного актива крупных промышленных объединений и целых городских районов, пресс-конференции пожарной охраны, встречи молодежи с ветеранами, читательские конференции и т. д.

      вок по отношению к пожарной проблеме. Это создает атмосферу общей успокоенности и нередко просто вредит делу пожарной безопасности в целом, так как при таком положении даже справедливые и обоснованные призывы и требования не встречают отклика в душе людей и остаются «гласом вопиющего в пустыне». Вряд ли стоило бы придавать этому серьезное значение, если бы не достаточно большие и, увы, вполне материальные потери от пожаров.

   Об  эффективности пропаганды

   Эффективностью  пропаганды считается не просто результат и не всякий результат, а лишь тот, который совпадает с намерением субъекта пропаганды, Свидетельствует о достижении целей, которые ставились перед пропагандистской информацией в процессе ее создания и распространения. Проявляются же результаты пропагандистской деятельности в изменении сознания, образа мыслей, и поведения как более или менее крупных социальных групп, так и отдельных людей. Следует отметить, что внешний стимул, а им в данной ситуации является пропагандистское воздействие в той или иной форме, автоматически еще не вызывает изменений в поведении человека, он может лишь активизировать определенную потребность, а уже она вызывает соответствующие поступки. Между стимулом и реакцией существует множество опосредствованных связей, сложных переходов, в результате чего, например, один и тот же стимул может порой вызывать у разных людей различные реакции. На этих промежуточных этапах важное место занимают установки и стереотипы, сложившиеся в сознании человека.

   Понимание сущности эффективности пропаганды обязательно предполагает правильное толкование ее критериев или отличительных признаков, по которым можно судить о результатах повышения уровня знаний и воспитания людей. Отражая достижения пропаганды, ее критерии характеризуются многими количественными и качественными свойствами. Все критерии эффективности пропаганды по-своему важны. Ни один из них нельзя абсолютизировать, противопоставлять другому или недооценивать, так как и духовные, и практические результаты пропаганды неразрывно взаимосвязаны.

   В настоящее время на основе многочисленных исследований создан целый ряд критериев эффективности пропаганды. И хотя они имеют скорее эмпирическую, чем теоретическую основу, но могут с успехом использоваться и в практической деятельности. Эти критерии подразделяются на общие и специфические. Различие между ними довольно относительно и проводится, главным образом, для формализации методики их применения на практике.

   К группе общих критериев относятся  критерии знания, убеждения, действия. Критерий знания, являющийся, пожалуй, самым простым, определяет степень (уровень) осведомленности, информированности людей о тех или иных факторов объективной действительности. При этом подливное звание фактов оценивается по тому, насколько человек способен связывать единое с общим, т. е. правильно толковать факты. Несмотря на внешнюю простоту, критерий знания имеет достаточно разветвленную структуру, куда входят, в частности, следующие аспекты: гносеологический (знание фактов, понятий, категорий и т. п.), содержательный   (технические и экономические знания, идеи, теории и пр), познание принципов (правдивость, связь с жизнью, конкретно исторический подход и т. п.), системность усвоенных знаний.

   Критерий-убеждения считается исключительно сложным в силу того, что понятие убеждения включает в себя все богатство духовных сил, мыслей и чувств, разума и воли личности. Убеждения контролируют все психологические явления, характеризующие направленность сознания человека: влечения, желания, интересы, стремления, установки ориентации. Они — органическое единство результатов рационального познания объективной реальности и эмоционально оценочного отношения к ней. Критерий убеждения можно характеризовать по нескольким показателям: по содержанию (характер, разнообразие и глубина приобретенных знаний, усвоенных идей); по личностной оценке полученных знаний и самих явлений, отражением которых они являются; по степени уверенности в правильности восприятия идей, взглядов; по согласованности взглядов с реальным поведением человека; по его готовности к действиям, соответствующим полученным знаний.

Информация о работе Основы противопожарной пропаганды