Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 21:45, реферат
Быстротекущее время неумолимо меняет облик нашей планеты, вносит радикальные изменения во все сферы человеческой деятельности, накладывает отпечаток на общественные отношения и человеческое сознание. Всестороннее усложнение окружающей среды, лавинное увеличение объема информации, развитие и совершенствование технических средств массовой коммуникации приводят к тому, что современный человек все больше и больше познает окружающий мир не столько собственными глазами, сколько с помощью телевидения и кино, книг и журналов, газет, радио, интэрнета, рекламы.
Введение 5
Общие вопросы пропаганды 6
Цели и задачи противопожарной пропаганды 9
Организация системы противопожарной пропаганды 16
Формы и средства противопожарной пропаганды 17
Об эффективности пропаганды 25
Перспективы развития противопожарной пропаганды 30
Заключение 31
Литературы 32
Средства
противопожарной
пропаганды включают
следующие формы:
1. Средства массовой пропаганды:
- Печать (газеты, журналы и т. д.);
- Радиовещание;
- Телевидение.
2. Средства кинопропаганды:
- Художественные фильмы;
- Учебные фильмы;
- Мультфильмы.
3. Средства научно-технической пропаганды:
- Специальная литература;
- Журналы;
- Инструктивно-информационный материал.
4. Средства лекционной пропаганды:
- Лекции;
- Доклады;
- Беседы.
5.
Средства наглядно-
- Плакаты;
- Оборудование витрин;
- Памятные изделия;
- Открытки;
- Буклеты;
- Стенды;
- Значки, игрушки и т.д.
6. Средства пожарно-технической выставки:
- Макеты зданий, машин;
- Мозаика;
- Чеканка;
- Витражи;
- Скульптуры;
- Выставка образцов
пожарной техники.
7. Средства художественной пропаганды:
- Художественные книги;
- Сборники стихов.
8. Творческие конкурсы:
- Конкурсы на пожарную тематику.
9. Средства массовых мероприятий:
- Творческие встречи;
- Творческие вечера;
- Опрос общественного мнения;
- Дни пожарной безопасности;
- Встречи пожарных
с населением.
Средства
массовой информации
Возрастающее
значение средств массовой информации
или, как их еще называют, средств
массовой коммуникации не только как
явления информационного
Радиовещание
О важности
радиовещания как мощного средства
массовой коммуникации вряд ли нужно
говорить — слишком очевидны его
популярность, многоохватность и
действенность. С каждым годом этот
канал все шире используется и
для противопожарной
ного уровня и в разной форме до тех или иных слоев населения, с учетом эмоциональной насыщенности, в соответствии с теми или иными установками
Кинопропаганда
Кинематограф, являющийся массовым и действенным видом современного искусства, занимает особое и чрезвычайно важное место в системе идеологической, социальной и научно-технической пропаганды. Именно кино, как чуткий барометр общества, может в концентрированной форме выразить самые существенные, бросающиеся в глаза и потаенные черты любой (в том числе и пожарной) проблемы, волнующей человека.
Производство и показ кинофильмов являются одним из важнейших участков противопожарной пропаганды.
Научно-техническая пропаганда
Немалую роль в создании положительной общественной атмосферы вокруг проблемы пожарной безопасности играет научно-техническая пропаганда, включающая издание специальной литературы, журналов, инструктивно-информационных материалов. Этот участок работы органически входит в общую систему противопожарной пропаганды и является одним из серьезных и важных звеньев профилактической работы.
Лекционная пропаганда
Устная противопожарная пропаганда и агитация в. форме лекций, докладов, бесед является традиционной, апробированной и действенной формой разъяснительной и воспитательной работы среди населения как в трудовых коллективах, так и по месту жительства. Эту работу, согласно существующему положению, должен проводить каждый работник госпожнадзора с использованием местных материалов, с учетом дифференцированного подхода к различным группам населения. К проведению лекционной пропаганды следует как можно активнее привлекать лекторов местных организаций общества, добровольных пожарных обществ, авторитетных специалистов отраслей народного хозяйства. При проведении лекций и бесед необходимо использовать примеры активной работы по предотвращению и тушению пожаров, спасению людей и материальных ценностей, приводя конкретные факты пожаров, вскрывая их причины и не умалчивая о последствиях.
Наглядно-изобразительная пропаганда
Наглядно-изобразительная
противопожарная пропаганда осуществляется
путем издания и
Пожарно-технические выставки
В 1892г. в Петербурге открылась первая пожарная выставка, организованная Российским добровольным пожарным обществом. К этому времени выставки имели уже давнюю историю; и в определенной мере сложившиеся традиции. Первые выставки были организованы в конце XVI свой характер.
Художественная пропаганда
Художественное творчество обладает способностью не только воплощать своими средствами характерное, примечательное в жизни, но и оказывать эмоциональное воздействие. В противопожарной пропаганде художественное направление с его ярко выраженной экспрессивно-эмоциональной насыщенностью стало развиваться. Значение этого направления трудно переоценить. Как уже отмечалось, поведение человека чаще всего формируется не только свежей информацией, но и всем запасом ранее накопленного опыта и знаний. В мозгу существует определенный баланс между положительными и отрицательными эмоциями, но для нормального состояния организма очень важно, чтобы положительные эмоции превалировали. С этой точки зрения искусство жизненно необходимо уже тем, что способно увеличивать количество положительных эмоций. Более того, искусство само по себе нередко служит средством создания положительных эмоций.
В связи с этим можно привести такой исторический факт, что в свое время брандмайор Москвы при каждом крупном пожаре специально посылал нарочного за писателем В. Гиляровским, слывшем в ту пору «королем репортажа», чтобы тот имел возможность дать быструю и объективную информацию в газеты. Это нелишне делать и сегодня. Совсем невредно лично познакомиться с картиной пожара, увидеть боевую работу пожарных, поговорить по свежим следам с пострадавшими и писателям, поэтам, художникам, композиторам. Можно с уверенностью сказать, что после этого и музыка будет динамичнее, и стихи достовернее, и картины ярче.
Творческие конкурсы
Проведение
творческих конкурсов
Массовые мероприятия
Массовые мероприятия пожарной охраны — еще одна форма пропагандистской работы и, нужно заметить, форма интересная и важная. Они особенно полезны тем, что дают возможность непосредственно ощутить Общественную атмосферу, активно использовать различные средства прямого воздействия на аудиторию, провести своеобразный экспресс-анализ уровня общественного мнения. К массовым мероприятиям относятся «Дни пожарной безопасности», встречи пожарной охраны с населением на базе парков культуры и отдыха, встречи работников пожарной охраны с коллективами предприятий и организаций, творческие вечера мастеров культуры в пожарных гарнизонах, тематические вечера для партийно-хозяйственного актива крупных промышленных объединений и целых городских районов, пресс-конференции пожарной охраны, встречи молодежи с ветеранами, читательские конференции и т. д.
вок по отношению к пожарной проблеме. Это создает атмосферу общей успокоенности и нередко просто вредит делу пожарной безопасности в целом, так как при таком положении даже справедливые и обоснованные призывы и требования не встречают отклика в душе людей и остаются «гласом вопиющего в пустыне». Вряд ли стоило бы придавать этому серьезное значение, если бы не достаточно большие и, увы, вполне материальные потери от пожаров.
Об эффективности пропаганды
Эффективностью пропаганды считается не просто результат и не всякий результат, а лишь тот, который совпадает с намерением субъекта пропаганды, Свидетельствует о достижении целей, которые ставились перед пропагандистской информацией в процессе ее создания и распространения. Проявляются же результаты пропагандистской деятельности в изменении сознания, образа мыслей, и поведения как более или менее крупных социальных групп, так и отдельных людей. Следует отметить, что внешний стимул, а им в данной ситуации является пропагандистское воздействие в той или иной форме, автоматически еще не вызывает изменений в поведении человека, он может лишь активизировать определенную потребность, а уже она вызывает соответствующие поступки. Между стимулом и реакцией существует множество опосредствованных связей, сложных переходов, в результате чего, например, один и тот же стимул может порой вызывать у разных людей различные реакции. На этих промежуточных этапах важное место занимают установки и стереотипы, сложившиеся в сознании человека.
Понимание сущности эффективности пропаганды обязательно предполагает правильное толкование ее критериев или отличительных признаков, по которым можно судить о результатах повышения уровня знаний и воспитания людей. Отражая достижения пропаганды, ее критерии характеризуются многими количественными и качественными свойствами. Все критерии эффективности пропаганды по-своему важны. Ни один из них нельзя абсолютизировать, противопоставлять другому или недооценивать, так как и духовные, и практические результаты пропаганды неразрывно взаимосвязаны.
В настоящее время на основе многочисленных исследований создан целый ряд критериев эффективности пропаганды. И хотя они имеют скорее эмпирическую, чем теоретическую основу, но могут с успехом использоваться и в практической деятельности. Эти критерии подразделяются на общие и специфические. Различие между ними довольно относительно и проводится, главным образом, для формализации методики их применения на практике.
К группе общих критериев относятся критерии знания, убеждения, действия. Критерий знания, являющийся, пожалуй, самым простым, определяет степень (уровень) осведомленности, информированности людей о тех или иных факторов объективной действительности. При этом подливное звание фактов оценивается по тому, насколько человек способен связывать единое с общим, т. е. правильно толковать факты. Несмотря на внешнюю простоту, критерий знания имеет достаточно разветвленную структуру, куда входят, в частности, следующие аспекты: гносеологический (знание фактов, понятий, категорий и т. п.), содержательный (технические и экономические знания, идеи, теории и пр), познание принципов (правдивость, связь с жизнью, конкретно исторический подход и т. п.), системность усвоенных знаний.
Критерий-убеждения считается исключительно сложным в силу того, что понятие убеждения включает в себя все богатство духовных сил, мыслей и чувств, разума и воли личности. Убеждения контролируют все психологические явления, характеризующие направленность сознания человека: влечения, желания, интересы, стремления, установки ориентации. Они — органическое единство результатов рационального познания объективной реальности и эмоционально оценочного отношения к ней. Критерий убеждения можно характеризовать по нескольким показателям: по содержанию (характер, разнообразие и глубина приобретенных знаний, усвоенных идей); по личностной оценке полученных знаний и самих явлений, отражением которых они являются; по степени уверенности в правильности восприятия идей, взглядов; по согласованности взглядов с реальным поведением человека; по его готовности к действиям, соответствующим полученным знаний.