Организация защиты населения от Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации целенаправленного непрерывного обучения граждан основам безопасного поведения с целью снижения отрицательного влияния, так называемого человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности.
Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, так как Россия в настоящее время находится на новом этапе своего исторического развития: реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, совершенствуются социально-экономические и политические связи и отношения. В обществе изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволяет по-новому рассматривать место и роль России в современном мире.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3

1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС. Деятельность государства в области защиты населения от ЧС. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты РФ
в области безопасности жизнедеятельности ………………………………



4

2. Инженерная защита населения от ЧС.
Порядок использования инженерных сооружений
для защиты населения от ЧС ……………………………………………….


9

3. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий.
Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных бедствиях,
авариях и катастрофах ……………………………………………………..



13

4. Применение средств индивидуальной защиты в ЧС.
Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в ЧС …………..


18

5. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
в зонах ЧС (АСДНР). Основа организации АСДНР.
Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязнённой) радиоактивной и отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях ……………...




22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….
35

Файлы: 1 файл

БЖ 4 курс.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Средства защиты кожи предназначаются для предохранения открытых участков кожи, одежды, снаряжения и обуви от попадания на них капельно-жидких ОВ, возбудителей инфекционных заболеваний, радиоактивной пыли, а также частично от воздействия светового излучения. Они подразделяются на табельные (ОЗК, Л-1 и др.) и подручные (предметы бытовой одежды).

К фильтрующим средствам  защиты кожи относится, например, комплект фильтрующей одежды ЗФО-58. Защитная одежда из фильтрующих материалов предназначается для постоянного или периодического ношения. Основу этой одежды составляет хлопчатобумажное обмундирование, обработанное специальным химическим составом. По своим санитарно-гигиеническим свойствам оно пригодно для повседневного ношения.

Изолирующие средства защиты кожи, изготовленные из воздухонепроницаемых материалов, могут быть герметичными (костюмы, комбинезоны, закрывающие все тело человека и защищающие от капель и паров ОВ) и частично или полностью негерметичными (плащи, накидки, фартуки и др.), которые защищают в основном от капельно-жидких ОВ: комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон или костюм. Время пребывания в изолирующей одежде ограничено из-за нарушения процессов терморегуляции и зависит от метеоусловий.

В качестве подручных  средств для защиты кожи может  использоваться обычная, повседневная одежда (спортивные костюмы, плащи, рукавицы, сапоги). Защитные свойства одежды значительно  повышает пропитывание мыльно-масляной эмульсией (для ее приготовления 1 кусок хозяйственного мыла измельчают на терке и растворяют в 0,5 л растительного масла).

Медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ) предназначены для профилактики и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему от поражающих факторов (ионизирующих излучений, отравляющих веществ и биологических средств). К ним относятся радиопротекторы, антидоты и противобактериальные средства, средства частичной санитарной обработки.

Радиопротекторы - вещества, снижающие степень воздействия ионизирующих излучений (например, цистамин). В качестве довольно эффективных медицинских средств защиты от радиоактивных веществ, попавших в организм, могут быть использованы комплексоны, адсорбенты, которые препятствуют всасыванию PB в кровь и способствуют быстрейшему выведению их из организма (например, йодистый калий).

Антидоты (противоядия) - вещества, предупреждающие или ослабляющие действие ОВ. Универсальных антидотов не существует. Имеются антидоты отравляющих веществ нервно-паралитического действия (афин, тарен, атропин и др), синильной кислоты и других цианидов (амилнитрит, пропилнитрит) и т. д.

Противобактериалъные  средства подразделяются на средства неспецифической профилактики (антибиотики и интерфероны) и специфической профилактики (сыворотки, вакцины, анатоксины, бактериофаги).

К табельным МСИЗ относятся:

• аптечка индивидуальная (АИ-2) - содержит комплекс препаратов (медикаментов), предотвращающих или снижающих воздействие на организм человека ионизирующих излучений, ОВ, БС, профилактики шока;

• индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8) - используется для частичной санитарной обработки открытых участков кожи и прилегающей к ним одежды при попадании на них капельно-жидких или туманообразных ОВ, PB, бактериальных аэрозолей;

• индивидуальный перевязочный пакет - используется для перевязки ран, ожогов, а также остановки некоторых видов кровотечений.

 

5. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ

в зонах ЧС (АСДНР). Основа организации АСДНР.

Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязнённой) радиоактивной и отравляющими (аварийно-химически  опасными) веществами, а также при  стихийных бедствиях.

 

Наличие большого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектов промышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектр природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическая обстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия, обычных средств поражения предъявляют повышенные требования к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).

Аварийно-спасательные и  другие неотложные работы следует планировать  и осуществлять с использованием сил и средств министерств и ведомств, межотраслевых государственных консорциумов, корпораций, концернов и ассоциаций РФ, а также территориальных, функциональных и ведомственных подсистем РСЧС по принадлежности подконтрольных им территорий и объектов, располагающих необходимыми специалистами (здравоохранения, охраны правопорядка, материально-технического снабжения, социального обеспечения и др.) и техническими средствами, которые пригодны для использования в очагах поражения в целях перевозки людей, в том числе с травмами и повреждениями, производства демонтажных, монтажных, дорожных, погрузочно-разгрузочных и земляных работ, проведение дегазации, дезактивации, дезинфекции и прочих специальных работ.

В зонах поражения  необходимо организовать жизнеобеспечение населения и личного состава формирований, привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных работах.

Заблаговременная подготовка и ввод в действие планов защиты населения в ЧС, обусловленных  природными стихийными бедствиями, техногенными авариями, катастрофами, а также применением современного оружия, должны предусматривать проведение согласованных по времени, целям и средствам работ по планированию и осуществлению комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий гражданской обороны, а также по формированию необходимых для этого сил и средств.

Планирование, организация  исполнения и непосредственное руководство  проведением мероприятий по защите населения в ЧС находятся в  компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям, соответствующих территориальных, функциональных и ведомственных звеньев РСЧС, специализированных органов управления, сил и формирований ГО, диспетчерских (дежурных) служб предприятий и других объектов.

При необходимости к  проведению указанных работ могут  привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей и другие объединения. В  исключительных обстоятельствах, связанных  с необходимостью экстренного проведения спасательных и других неотложных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимального уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:

• поиск и обнаружение  пострадавших;

• обеспечение доступа  спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;

• оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

• эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора  или в медицинские учреждения.

Для всестороннего обеспечения  аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.

Основными видами обеспечения аварийно-спасательных работ являются разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское обеспечение.

С целью сохранения жизни  и здоровья людей, пострадавших в  чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:

• водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых  нужд;

• продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;

• жильем: развертывание  и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);

• предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов  галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);

• информацией о возможности  и факте чрезвычайной ситуации и  правилах поведения в ней;

• медицинского и санитарно-эпидемиологического  обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами  и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

• потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;

• минимально необходимых  нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном  и ритуальном обслуживании.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей и окружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством РФ.

В Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» руководство работами по ликвидации ЧС определено следующим образом:

1. Руководство всеми  силами и средствами, привлеченными  к ликвидации ЧС, и организацию  их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.

2. Руководители аварийно-спасательных  служб (АСС), аварийно-спасательных  формирований (АСФ), прибывшие в зоны  ЧС первыми, принимают на себя  полномочия руководителей ликвидации  ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством РФ, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которые отнесена ликвидация данных ЧС.

3. Решения руководителей  ликвидации ЧС, направленные на  ликвидацию ЧС, являются обязательными  для всех граждан и организаций,  находящихся в зонах ЧС, если  иное не предусмотрено законодательством  РФ.

4. Никто не вправе  вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

5. Полномочия руководителя  ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.

6. В случае крайней  необходимости руководители ликвидации  ЧС вправе самостоятельно принимать решения:

- о проведении эвакуационных  мероприятий;

- об остановке деятельности  организаций, находящихся в зонах  ЧС;

- о проведении аварийно-спасательных  работ на объектах и территориях  организаций, находящихся в зонах  ЧС;

- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;

- о разбронировании  резервов материальных ресурсов  для ликвидации ЧС организаций,  находящихся в зонах ЧС;

- об использовании  в порядке, установленном законодательством  РФ, средств связи, транспортных  средств и иного имущества  организаций, находящихся в зонах ЧС;

- о привлечении к  проведению работ по ликвидации  ЧС нештатных и общественных  аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих  в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

- о привлечении на  добровольной основе населения  к проведению неотложных работ,  а также отдельных граждан,  не являющихся спасателями, с  их согласия к проведению аварийно-спасательных  работ;

- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации ЧС обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной  власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

7. Руководители ликвидации  ЧС, руководители АСС, АСФ имеют  право на полную и достоверную  информацию о чрезвычайных ситуациях,  необходимую для организации  работ по их ликвидации.

Информация о работе Организация защиты населения от Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени