Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа
В настоящее время проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации целенаправленного непрерывного обучения граждан основам безопасного поведения с целью снижения отрицательного влияния, так называемого человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности.
Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, так как Россия в настоящее время находится на новом этапе своего исторического развития: реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, совершенствуются социально-экономические и политические связи и отношения. В обществе изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволяет по-новому рассматривать место и роль России в современном мире.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС. Деятельность государства в области защиты населения от ЧС. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты РФ
в области безопасности жизнедеятельности ………………………………
4
2. Инженерная защита населения от ЧС.
Порядок использования инженерных сооружений
для защиты населения от ЧС ……………………………………………….
9
3. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий.
Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных бедствиях,
авариях и катастрофах ……………………………………………………..
13
4. Применение средств индивидуальной защиты в ЧС.
Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в ЧС …………..
18
5. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
в зонах ЧС (АСДНР). Основа организации АСДНР.
Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязнённой) радиоактивной и отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях ……………...
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….
35
Средства защиты кожи предназначаются для предохранения открытых участков кожи, одежды, снаряжения и обуви от попадания на них капельно-жидких ОВ, возбудителей инфекционных заболеваний, радиоактивной пыли, а также частично от воздействия светового излучения. Они подразделяются на табельные (ОЗК, Л-1 и др.) и подручные (предметы бытовой одежды).
К фильтрующим средствам защиты кожи относится, например, комплект фильтрующей одежды ЗФО-58. Защитная одежда из фильтрующих материалов предназначается для постоянного или периодического ношения. Основу этой одежды составляет хлопчатобумажное обмундирование, обработанное специальным химическим составом. По своим санитарно-гигиеническим свойствам оно пригодно для повседневного ношения.
Изолирующие средства защиты кожи, изготовленные из воздухонепроницаемых материалов, могут быть герметичными (костюмы, комбинезоны, закрывающие все тело человека и защищающие от капель и паров ОВ) и частично или полностью негерметичными (плащи, накидки, фартуки и др.), которые защищают в основном от капельно-жидких ОВ: комплект ОЗК, легкий защитный костюм Л-1, защитный комбинезон или костюм. Время пребывания в изолирующей одежде ограничено из-за нарушения процессов терморегуляции и зависит от метеоусловий.
В качестве подручных средств для защиты кожи может использоваться обычная, повседневная одежда (спортивные костюмы, плащи, рукавицы, сапоги). Защитные свойства одежды значительно повышает пропитывание мыльно-масляной эмульсией (для ее приготовления 1 кусок хозяйственного мыла измельчают на терке и растворяют в 0,5 л растительного масла).
Медицинские средства индивидуальной защиты (МСИЗ) предназначены для профилактики и оказания медицинской помощи населению, пострадавшему от поражающих факторов (ионизирующих излучений, отравляющих веществ и биологических средств). К ним относятся радиопротекторы, антидоты и противобактериальные средства, средства частичной санитарной обработки.
Радиопротекторы - вещества, снижающие степень воздействия ионизирующих излучений (например, цистамин). В качестве довольно эффективных медицинских средств защиты от радиоактивных веществ, попавших в организм, могут быть использованы комплексоны, адсорбенты, которые препятствуют всасыванию PB в кровь и способствуют быстрейшему выведению их из организма (например, йодистый калий).
Антидоты (противоядия) - вещества, предупреждающие или ослабляющие действие ОВ. Универсальных антидотов не существует. Имеются антидоты отравляющих веществ нервно-паралитического действия (афин, тарен, атропин и др), синильной кислоты и других цианидов (амилнитрит, пропилнитрит) и т. д.
Противобактериалъные средства подразделяются на средства неспецифической профилактики (антибиотики и интерфероны) и специфической профилактики (сыворотки, вакцины, анатоксины, бактериофаги).
К табельным МСИЗ относятся:
• аптечка индивидуальная (АИ-2) - содержит комплекс препаратов (медикаментов), предотвращающих или снижающих воздействие на организм человека ионизирующих излучений, ОВ, БС, профилактики шока;
• индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8) - используется для частичной санитарной обработки открытых участков кожи и прилегающей к ним одежды при попадании на них капельно-жидких или туманообразных ОВ, PB, бактериальных аэрозолей;
• индивидуальный перевязочный пакет - используется для перевязки ран, ожогов, а также остановки некоторых видов кровотечений.
5. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
в зонах ЧС (АСДНР). Основа организации АСДНР.
Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязнённой) радиоактивной и отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях.
Наличие большого количества радиационно-, химически-, пожаро-, взрывоопасных объектов промышленности, размещенных на территории нашей страны, широкий спектр природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям, сложная экологическая обстановка в ряде регионов, непрерывное совершенствование ракетно-ядерного оружия, обычных средств поражения предъявляют повышенные требования к организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР).
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы следует планировать и осуществлять с использованием сил и средств министерств и ведомств, межотраслевых государственных консорциумов, корпораций, концернов и ассоциаций РФ, а также территориальных, функциональных и ведомственных подсистем РСЧС по принадлежности подконтрольных им территорий и объектов, располагающих необходимыми специалистами (здравоохранения, охраны правопорядка, материально-технического снабжения, социального обеспечения и др.) и техническими средствами, которые пригодны для использования в очагах поражения в целях перевозки людей, в том числе с травмами и повреждениями, производства демонтажных, монтажных, дорожных, погрузочно-разгрузочных и земляных работ, проведение дегазации, дезактивации, дезинфекции и прочих специальных работ.
В зонах поражения необходимо организовать жизнеобеспечение населения и личного состава формирований, привлекаемых к участию в спасательных и других неотложных работах.
Заблаговременная подготовка и ввод в действие планов защиты населения в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями, катастрофами, а также применением современного оружия, должны предусматривать проведение согласованных по времени, целям и средствам работ по планированию и осуществлению комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий гражданской обороны, а также по формированию необходимых для этого сил и средств.
Планирование, организация
исполнения и непосредственное руководство
проведением мероприятий по защите
населения в ЧС находятся в
компетенции органов
При необходимости к проведению указанных работ могут привлекаться союзы, ассоциации спасательных формирований, добровольные общества спасателей и другие объединения. В исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью экстренного проведения спасательных и других неотложных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимального уровня воздействия характерных для них опасных факторов.
Основное содержание аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа:
• поиск и обнаружение пострадавших;
• обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию;
• оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
• эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения.
Для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных работ, оказания населению, пострадавшему в чрезвычайной ситуации, медицинской и других видов помощи, создания условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности организуют и проводят неотложные работы.
Основными видами
обеспечения аварийно-
С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении:
• водой для медицинских, хозяйственно-питьевых и коммунально-бытовых нужд;
• продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных;
• жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.);
• предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.);
• информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;
• медицинского и санитарно-
• потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов;
• минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно-прачечном и ритуальном обслуживании.
В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан, снижения ущерба здоровью людей и окружающей среде, материальных потерь, а также восстановления жизнедеятельности людей в зоне ЧС может вводиться чрезвычайное положение в соответствии с действующим законодательством РФ.
В Федеральном законе «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» руководство работами по ликвидации ЧС определено следующим образом:
1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС.
2. Руководители аварийно-
3. Решения руководителей
ликвидации ЧС, направленные на
ликвидацию ЧС, являются обязательными
для всех граждан и
4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации ЧС по руководству работами по ликвидации ЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
5. Полномочия руководителя ликвидации ЧС определяются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством РФ.
6. В случае крайней
необходимости руководители
- о проведении эвакуационных мероприятий;
- об остановке деятельности
организаций, находящихся в
- о проведении аварийно-
- об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
- о разбронировании
резервов материальных
- об использовании
в порядке, установленном
- о привлечении к
проведению работ по
- о привлечении на
добровольной основе населения
к проведению неотложных работ,
- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации
ЧС обязаны принять все меры по
незамедлительному
7. Руководители ликвидации
ЧС, руководители АСС, АСФ имеют
право на полную и достоверную
информацию о чрезвычайных
Информация о работе Организация защиты населения от Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени