Организация защиты населения от Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации целенаправленного непрерывного обучения граждан основам безопасного поведения с целью снижения отрицательного влияния, так называемого человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности.
Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, так как Россия в настоящее время находится на новом этапе своего исторического развития: реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, совершенствуются социально-экономические и политические связи и отношения. В обществе изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволяет по-новому рассматривать место и роль России в современном мире.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3

1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС. Деятельность государства в области защиты населения от ЧС. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты РФ
в области безопасности жизнедеятельности ………………………………



4

2. Инженерная защита населения от ЧС.
Порядок использования инженерных сооружений
для защиты населения от ЧС ……………………………………………….


9

3. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий.
Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных бедствиях,
авариях и катастрофах ……………………………………………………..



13

4. Применение средств индивидуальной защиты в ЧС.
Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в ЧС …………..


18

5. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
в зонах ЧС (АСДНР). Основа организации АСДНР.
Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязнённой) радиоактивной и отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях ……………...




22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….
35

Файлы: 1 файл

БЖ 4 курс.doc

— 225.00 Кб (Скачать)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОСИНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

 

тема № 3 «Организация защиты населения от Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛА:  студентка группы БЗ-10 4 курса

заочного отделения

по специальности:

«Экономика и бухгалтерский  учет»

Попова Наталья Михайловна

 

ПРОВЕРИЛ: преподаватель Галайко В.В.

 

 

 

 

 

Оса, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

   

1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС. Деятельность государства в области защиты населения от ЧС. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты РФ

в области безопасности жизнедеятельности ………………………………

 

 

 

4

   

2. Инженерная защита населения от ЧС.

Порядок использования  инженерных сооружений

для защиты населения  от ЧС ……………………………………………….

 

 

9

   

3. Организация и выполнение  эвакуационных мероприятий. 

Основные положения  по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных бедствиях,

авариях и катастрофах ……………………………………………………..

 

 

 

13

   

4. Применение средств  индивидуальной защиты в ЧС.

Назначение и порядок  применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в ЧС …………..

 

 

18

   

5. Организация аварийно-спасательных  и других неотложных работ 

в зонах ЧС (АСДНР). Основа организации АСДНР.

Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязнённой) радиоактивной и отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях ……………...

 

 

 

 

22

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...

34

   

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….

35


 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации целенаправленного непрерывного обучения граждан основам безопасного поведения с целью снижения отрицательного влияния, так называемого человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности.

Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, так как Россия в настоящее время находится на новом этапе своего исторического развития: реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, совершенствуются социально-экономические и политические связи и отношения. В обществе изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволяет по-новому рассматривать место и роль России в современном мире.

 

1. Основные принципы  и нормативно-правовая база защиты  населения 

от ЧС. Деятельность государства в области защиты населения от ЧС. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты РФ

в области безопасности жизнедеятельности.

К настоящему моменту  многие страны пришли к выводу, что  для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Россию к  решению вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне подвела в 1986 г. Чернобыльская катастрофа.

В Конституции Российской Федерации записано, что в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

На современном этапе  основной целью государственной  политики в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.

Разработка и реализация этой политики осуществляется с соблюдением  следующих основных принципов:

• защита от чрезвычайных ситуаций осуществляется в отношении  всего населения Российской Федерации, а также в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории страны;

• подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

• при возникновении  чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни  и сохранению здоровья людей;

• мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

• основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально  возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;

• планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, а также особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций;

• объем и содержание мероприятий по защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются, исходя из принципа необходимой достаточности  и максимально возможного использования  имеющихся сил и средств;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов  местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась  чрезвычайная ситуация; при недостаточности этих сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.

Роль государства в  обеспечении безопасности своих  граждан от природных, техногенных  и других опасностей и угроз, прежде всего, заключается в создании системы  соответствующих организационных  структур. В России на всех уровнях  сформированы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Они являются составной частью РСЧС. Важная роль принадлежит государству также в создании специальных сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 924 определен перечень сил и средств РСЧС, предназначенных для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках государственной политики создана и совершенствуется законодательная, нормативная правовая и методическая база, регламентирующая защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и функционирование РСЧС. Особое внимание наше государство в современных условиях уделяет вопросам научно-технической политики. В настоящее время принят и выполняется ряд важных целевых научно-технических программ. Постоянно усиливается материальная и финансовая поддержка мероприятий в области природной и техногенной безопасности со стороны государства. Здесь речь идет не только о государственной помощи пострадавшему населению и районам бедствия, но и о средствах, направляемых на предупреждение чрезвычайных ситуаций и ограничение их масштабов. Возрастает роль государства в расширении международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от катастроф природного и техногенного характера. Это позволяет осуществлять целенаправленную интеграцию РСЧС в формирующиеся в Европе и мире системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Наша страна заключила по этим вопросам договоры и иные международные акты, принимает участие в создании совместной правовой базы и в работе крупнейших специализированных международных организаций.

Важное место в государственной  политике отводится нормативно-творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих  при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли  отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое  количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

 

2. Инженерная защита  населения от ЧС. Порядок использования  инженерных сооружений для защиты  населения от ЧС.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

• оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

• эвакуация и рассредоточение;

• инженерная защита населения  и территорий;

• радиационная и химическая защита;

• медицинская защита;

• обеспечение пожарной безопасности;

• подготовка населения  в области гражданской обороны  и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно  с учетом возможных опасностей и  угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения  в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты. По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - до 70%.

Инженерная защита планируется  и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий  защищаемого населения; результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями  инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

• укрытие людей и  материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской  обороны и в приспособленном  для защиты подземном пространстве городов;

• использование для  жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных  с учетом сейсмичности соответствующих  территорий;

• использование отдельных  герметизированных помещений в  жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно- и химически опасным объектам;

• укрытие семей и  трудовых коллективов в квартирах  и производственных помещениях, в  которых в оперативном порядке  проведена самостоятельная герметизация;

• предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

• возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и  процессов.

При этом следует также  отметить, что согласно действующим  нормативным правовым актам (в частности, СНиП II-11-77* «Защитные сооружения ГО» с изменениями и дополнениями, внесенными до 1985 г.) защитные сооружения ГО в мирное время должны использоваться для нужд народного хозяйства и обслуживания населения, но с обеспечением условий для перевода в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимых условий пребывания в нем людей.

Защитные сооружения классифицируют:

а) по назначению: для защиты работников предприятий и населения; для размещения органов управления и медицинских учреждений. Самые мощные из них строятся для органов государственного и военного управления и рассчитаны, как правило, на длительное автономное пребывание. Защитные сооружения медицинских учреждений предназначены для укрытия в военное время тяжелобольных, которых нельзя перевезти в угрожаемый период в загородную зону.

Информация о работе Организация защиты населения от Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени