Организация защиты населения от Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации целенаправленного непрерывного обучения граждан основам безопасного поведения с целью снижения отрицательного влияния, так называемого человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности.
Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, так как Россия в настоящее время находится на новом этапе своего исторического развития: реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, совершенствуются социально-экономические и политические связи и отношения. В обществе изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволяет по-новому рассматривать место и роль России в современном мире.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3

1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС. Деятельность государства в области защиты населения от ЧС. Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты РФ
в области безопасности жизнедеятельности ………………………………



4

2. Инженерная защита населения от ЧС.
Порядок использования инженерных сооружений
для защиты населения от ЧС ……………………………………………….


9

3. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий.
Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакомероприятий при стихийных бедствиях,
авариях и катастрофах ……………………………………………………..



13

4. Применение средств индивидуальной защиты в ЧС.
Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в ЧС …………..


18

5. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ
в зонах ЧС (АСДНР). Основа организации АСДНР.
Особенности проведения АСДНР на территории, зараженной (загрязнённой) радиоактивной и отравляющими (аварийно-химически опасными) веществами, а также при стихийных бедствиях ……………...




22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...
34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….
35

Файлы: 1 файл

БЖ 4 курс.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

Для защиты рабочих и  служащих сооружения строятся на территории предприятий, а для населения - в местах его проживания.

В защитных сооружениях, размещающихся при атомных электростанциях и других особо опасных объектах, продолжительность автономного пребывания обычно доводится до 5 суток;

б) по месту расположения: на встроенные и отдельностоящие, в метрополитенах и горных выработках. Встроенные сооружаются в подвальных помещениях жилых, общественных или производственных зданий, а отдельно стоящие возводятся вне зданий и сооружений.

 

Встроенные - значительно дешевле, чем отдельно стоящие, так как базируются на конструкциях зданий, под которыми возводятся, и используют все имеющиеся там коммуникации (рис. 1). Вместе с тем, встроенные сооружения могут оказаться заваленными в результате разрушения зданий, под которыми они находятся, а отдельно стоящие такой «неприятности» лишены (рис. 2).

В тех городах, где  есть метрополитен, его станции готовятся к использованию в качестве убежищ. Например, в Москве большинство станций подготовлено для приема под свою защиту значительной части населения города;

в) по срокам строительства: на возводимые заблаговременно - по планам мирного времени и быстровозводимые, которые строятся в угрожаемый период, в первую очередь, на предприятиях, продолжающих работать в военное время;

г) по вместимости: на малые — до 600 человек, средние — от 600 до 2 тыс. и большие — свыше 2 тысяч.

 

3. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий.

Основные положения  по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация  эвакомероприятий при стихийных  бедствиях,

авариях и катастрофах.

Эвакуационные мероприятия проводятся только по распоряжению правительства, региональной и местной администрации.

Выделяют три вида эвакуационных мероприятий: рассредоточение, частичную эвакуацию и общую эвакуацию.

С целью дифференцированного  проведения этих мероприятий население  делится на три группы. Первую группу составляют рабочие и служащие категорированных объектов народного хозяйства, предприятий с непрерывным процессом производства и стратегически важных объектов (объекты энергетики, металлургии, автомобилестроения и т. д.). Во вторую группу входят рабочие и служащие производств, не относящихся к вышеперечисленным. К третьей группе причисляют население, не занятое в сфере производства и обслуживания (студенты, учащиеся, дети, неработающие).

Рассредоточение - организованный вывоз (вывод) из населенных пунктов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих категорированных объектов народного хозяйства, продолжающих хозяйственную деятельность в зоне поражения; эта группа рабочих и служащих посменно работает в зоне поражения, а отдыхает в безопасной зоне.

Эвакуация - организованный вывоз или вывод из населенных пунктов и размещение в безопасной зоне рабочих и служащих объектов, прекративших или перенесших свою народнохозяйственную деятельность, а также населения, не занятого в сфере производства.

В некоторых случаях  предусматривается частичная эвакуация населения, не занятого в производстве (группа риска - дети, беременные женщины и проч.).

Рассредоточение и эвакуация  обычно осуществляются комбинированным  способом, то есть массовый вывод населения  пешим порядком сочетается с вывозом определенных категорий населения всеми видами транспорта, в т. ч. и личным.

Аварийные ситуации в  Арзамасе, Ярославле, стихийные бедствия в Армении, Таджикистане и других районах требовали немедленной  организации и проведения эвакомероприятий (отселение, временный вывод населения из опасной зоны). Из опыта ликвидации последствий стихийных бедствий крупных производственных аварий можно сделать определенные выводы. Практика показала, что далеко не все вопросы решены по оперативному управлению, зачастую наблюдается растерянность и безответственность, благодушие и элементарная безграмотность руководящего и командно- начальствующего состава ГО. Сложность эвакуационных мероприятий еще в том, что затрагиваются аспекты производственного, общественного, социального порядка и их проведение зависит от тщательной проработки всех организационных вопросов. Планы эвакуации на случай аварии или стихийного бедствия разрабатываются заблаговременно с учетом специфики аварийного производства, или вида стихийного бедствия. Они должны включать несколько вариантов в зависимости от степени и характера воздействия поражающих факторов при различных метеорологических и др. условиях. Разделы планов должны содержать:

1.Порядок оповещения  эвакоорганов транспортных служб  и населения о начале эвакуации.

2.Организацию управления, оповещения и связи в ходе  эвакуации.

3.Численность эваконаселения  по категориям.

4.Порядок укрытия и  сбора населения.

5.Порядок и сроки  эвакуации населения.

6.Транспортное обеспечение  эвакомероприятий.

7.Маршруты вывода и вывоза населения, пункты посадки на транспорт, пункты высадки и размещения в загородной зоне.

8.Готовность к приему  населения (наличие жилой площади  и всех видов обеспечения).

9.Порядок эвакуации  с/х животных.

10.Порядок вывоза материальных  ценностей.

11. Организацию санитарной  обработки людей, животных, спец. обработки одежды, транспортных  средств и обеззараживания территорий  и сооружений.

12.Организацию эвакуации  населения по решению председателя  ПЧК.

13.Порядок доклада  об обстановке, о ходе эвакуации и принимаемых решениях.

Эвакомероприятия в  экстремальных условиях должны проводиться  непосредственно от места нахождения (укрытия) или проживания населения. При этом привлекаются все транспортные средства, независимо от их ведомственной  принадлежности. В случае необходимости привлекается транспорт соседних областей, городов, районов, а также транспорт, выделяемый по плану взаимодействия с военным командованием и личный транспорт.

Разделы по эвакотранспортному обеспечению планов ГО на мирное время  должны содержать:

- порядок оповещения транспортных служб ГО о начале эвакуации;

- привлекаемые для  эвакуации силы и средства (органы  ГО, транспорт, милиция, медицина  и др.);

- численность эвакуируемого  населения по категориям;

- перечень объектов, находящихся  в зоне возможных ЧС;

- порядок, объем и  сроки эвакуации населения (конкретно  для каждой ситуации);

- маршруты подхода  автотранспорта к микрорайонам, улицам, домам, находящимся в зоне  воздействия стихийного бедствия (аварии, катастрофы);

- основные и запасные маршруты вывода и вывоза населения, пункты посадки на транспорт, пункты высадки и размещения населения в основных и запасных районах эвакуации;

- готовность основных  и запасных районов эвакуации  к приему населения (наличие  жилого фонда, объектов коммунального хозяйства, порядок расселения эвакуируемого населения и др.)

- взаимодействие с  органами военного командования  при эвакуации населения в  ЧС мирного времени;

- взаимодействие со  спецслужбами ООП ГО по обеспечению  общественного порядка на маршрутах  эвакуации. В автопредприятиях, привлекаемых для эвакуации населения, создаются автоколонны (25-30 ед. техники) и разрабатываются планы приведения их в готовность.

Информация о проведении эвакуации доводится до населения  с использованием всех видов связи  и оповещения.

При авариях, катастрофах  и стихийных бедствиях эвакуация  населения может осуществляться без развертывания сборных эвакуационных  пунктов. Задачи сборных эвакуационных  пунктов в этих случаях возлагаются  на эвакуационные группы, создаваемые  на базе эвакокомиссий, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (микрорайоны, улицы, дома, сельские населенные пункты). В состав эвакуационных групп рекомендуется включать представителей эвакокомиссий республик, краев, областей, городов, районов, служб ООП ГО, автотранспортных служб ГО, жилищно-эксплуатационных органов, сборных эвакопунктов и др.

Эвакуационные группы должны быть мобильными, оснащаться необходимыми средствами связи и автотранспортом. В задачи эвакуационных групп входит:

- встреча автоколонны  в местах посадки населения;

- сбор и посадка  эвакуируемого населения на транспорт;

- формирование эвакоколонн  и сопровождение их к маршрутам  эвакуации;

- контроль за полнотой  эвакуации населения и информации  об обстановке соответствующего руководства ГО. Подачу автотранспорта для эвакуации населения обеспечивает центральный диспетчерский пункт, который создается на базе диспетчерской службы авто предприятий совместно с ГИБДД и транспортными отделами администраций.

Для эвакуации детских учреждений предусматривается автотранспорт, который закрепляется за конкретным учреждением, назначением времени и места подачи транспорта. Целесообразно на маршрутах эвакуации создание промежуточных пунктов эвакуации с развертыванием на них пунктов регистрации, дозиметрического и химического контроля, специальной обработки, санитарно-обмывочных пунктов, станций по обеззараживанию одежды, подвижных пунктов питания и подвижных пунктов вещевого снабжения. Создаются также медицинские распределительные пункты за зонами возможного заражения.

Сложность эвакуационных  мероприятий состоит в том, что  затрагиваются аспекты производственного, общественного, социального порядка  и их проведение зависит от тщательной проработки всех организационных вопросов.

Важнейшим фактором является своевременность принятия решения на вывод населения из опасных районов за границы зон возможного поражения (заражения). Промедление в этих случаях чревато тяжелыми последствиями.

 

 

4. Применение средств  индивидуальной защиты в ЧС.

Назначение  и порядок применения средств  индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в ЧС.

 

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты кожи и органов дыхания от радиоактивных, отравляющих веществ и биологических средств.

По своему назначению средства индивидуальной защиты делятся  на средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства защиты.

К средствам  защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства, изготовляемые самим населением.

Современные противогазы  обладают достаточно высокими защитными  свойствами и эксплуатационными  показателями, обеспечивающими защиту органов дыхания и глаз человека от воздействия отравляющих и  радиоактивных веществ, находящихся в воздухе, а также от патогенных микроорганизмов и токсинов, находящихся в аэрозольном состоянии.

Широкое применение находят фильтрующие противогазы (общевойсковые, гражданские, детские) - ГП-7В, ГП-7ВМ, РШ-4, ПМГ-2 и др. Их устройство основано на принципе очистки зараженного воздуха во внутренних слоях фильтрующе-поглощающей коробки, в которой помещены уголь (катализатор) и противоаэрозольный (противодымный) фильтр.

К нетабельным противогазам относятся промышленные противогазы (ПФМ-1, ППФ-95М и др.), часто применяемые на химических предприятиях для защиты от паров органических соединений (бензин, ацетон и др.), ртути, кислых газов и паров, радионуклидов, аммиака и пр. В эти противогазах используется несколько фильтрующих элементов.

Изолирующие противогазы (типа ИП-4М, ИП-5) и кислородные изолирующие приборы (КИП-5, КИП-7, КИП-8) полностью изолируют органы дыхания человека от наружного воздуха; дыхание происходит за счет высвобождающегося из регенеративного патрона или подаваемого из кислородного баллона кислорода. Эти противогазы и приборы применяются при высоких концентрациях отравляющих веществ или недостатке кислорода.

Для защиты органов дыхания  от аэрозолей (пыли) химически опасных, радиоактивных веществ и биологических  средств служат респираторы:

• Р-2 - защищает от радиоактивной, угольной и другой пыли;

• РПГ-67 - защищает от воздействия парогазообразных веществ;

• РУ-60М - защищает от вредных веществ при содержании парогазообразных веществ не более 10-15 значений ПДК;

• «Лепесток», «Кама» (одноразовые) - защищают от вредных аэрозолей, пыли, дыма.

Простейшие средства защиты органов дыхания могут быть использованы населением как респираторы. Они просты по своему устройству и поэтому рекомендуются в качестве массового средства защиты, изготавливаемого самим населением. К таким средствам относятся противопыльные тканевые маски и ватно-марлевые повязки.

Информация о работе Организация защиты населения от Чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени